Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования
методическая разработка по теме
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
От уровня образования учащихся в немалой мере зависит их профессиональное становление. Чем выше образование, тем как правило быстрее осваивается профессия, повышается квалификация, раньше начинается участие в творческой деятельности.
Цель обучения учащихся НПО:
- Сформировать мотивацию и развитие познавательной деятельности учащихся
- Пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы.
Таким образом, основной целью моей профессиональной деятельности- стало рассмотрение способов достижения профессиональной успешности путем развития мотивации учащихся и профессионального становления.
Возникновение мотивации:
Подготовительный период (1е п/г 1 курса) учащихся непосредственно начинают осваивать свою профессию, овладевать первыми профессиональными знаниями. Применяю личностно-ориентированную технологию. На данном этапе я фиксирую у учащихся мотивы предыдущих достижений, определяю мотивы относительной неудовлетворенности, усиливаю мотивы ориентации на предстоящую деятельность: провожу беседы, читаю литературу о профессии, стараюсь разнообразить формы работы, ищу оригинальные приемы, провожу экскурсии на предприятия массового питания, рассказываю о трудовых традициях, культуре труда, кадровых рабочих, опыте новаторов.
Много полезной информации мне дает правильно организованное наблюдение за учащимися в процессе учебного и производственного труда. Я обращаю внимание на выполнение заданий, соблюдение правил техники безопасности, на общую культуру трудовой деятельности. Применяя метод однократного и повторного наблюдения, устанавливаю уровень интереса учащихся в текущей ситуации. Очень важное значение имеет похвала, поощрение, поддержка и старание учащихся.
Подкрепление и усиление возникшей мотивации
В данный период (2е п/г 1 курса- 2 курс 1 п/г), учащиеся узнают основы профессионального мастерства. На уроках п/о я стараюсь активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Именно в это период я стараюсь максимально стимулировать профессиональную деятельность, путем усиления возникшей мотивации. Готовясь к уроку , я думаю о том, как можно лучше и увлекательнее преподнести материал, как заинтересовать учащихся, чтобы они с интересом и охотно выполняли полученное задание. На данном этапе применяю технологии коллективного обучения, игровые технологии, а так же технологию проблемного обучения. Я даю задания по карточкам с различной степени сложности. Мы вместе разбираем различные производственные ситуации , вероятные ошибки при ведении технологического процесса. Там же я обращаю внимание на возможные неисправности в оборудовании. Таким образом учащиеся способны планировать работу и самостоятельно вести технологический процесс.
Применение методов проблемного обучения позволяют мне повысить профессиональный интерес учащихся, развить познавательные и творческие способности. На основе проблемных методов обучения в своей работе я использую группу методов активного обучения, что позволяет мне, как мастеру п/о решить ряд задач трудно-достигаемых при традиционном обучении, а именно:
- формировать и развивать у учащихся профессиональный интерес
-развивать профессиональную самостоятельность учащихся и навыки самостоятельной познавательной деятельности
- развивать коммуникативные способности учащихся
Дидактическим средством, способствующим формированию творческого отношения к технологическому процессу, в моей работе служит учебная инструкционная технологическая документация. На уроках п/о я использую учебные карты на выполнение отдельных упражнений, учебно инструкционно-технологические карты на выполнение трудовых операций и карточки задания на комплексные работы. Их структура и содержание определяются целями и задачами обучения. После приобретение учащимися определенного опыта, я расчленяю технологический процесс на элементы, и даю учащимся задания с постоянным усложнением этих элементов. Работа с карточками –заданиями расширяет мои возможности в использовании эффективных методов производственного обучения. Шире внедряется поисковый метод.
Так, на вводных инструктажах уроков п/о я не объясняю технологический процесс выполняемых работ, а это делают сами учащиеся, обосновывая разработанные технологические процессы и их элементы.
Если из представленных учащимися вариантов технологических процессов, я не оцениваю эффективность того или иного варианта, то даю задание учащимся на практический поиск лучшего. Некоторые работы учащиеся выполняют по одному варианту, другие по другому. Применяя технологию оценивания знаний и умений я разработала критерии эффективности-это затраченное на выполнение работы время, качества и условия труда. Приобретя опыт работы по этому методу, я перехожу к созданию проблемных ситуаций, основой которых является поиск решений и его обоснования в более сложных технологических процессах. Таким образом, работа учащихся с учебной инструкцией на уроках п/о, способствует воспитанию у них творческого отношения к работе, развитию мотивации к образовательному процессу и позволяет создавать им разработку технологического процесса выполняемых работ. Широкое использование учебной инструкционно-технологической документацией- активизирует учебную деятельность будущих рабочих приучает их к обоснованию разработанной технологии, расширяет мои возможности в использовании эффективных методов производственного обучения, а также развивает познавательную деятельность на уроках п/о, формирую мотивацию к выбранной профессии, что является основой для повышения качества образования.
Дальнейшая мотивация выпускников. Учащиеся в конце обучения в результате деятельности приобретают позитивный личный опыт, и возникает позитивная обстановка на дальнейший процесс обучения. В данный момент я стараюсь усилить оценочную деятельность самих учащихся сочетая со своей дифференцированной оценкой. Применяя технологии также как: «Технология оценивания знаний и умений», «Личностно-ориентированная», «Технология проектов».
Моя деятельность и деятельность наставников будет эффективной при создании в группе взаимного уважения, доверия, тепла. Учащихся привлекают к активному участию в жизни рабочего коллектива. На это этапе считаю важным учитывать воспитательное значение трудовых традиция, значимость культуры труда, кадровых рабочих, опыта новаторов. Большое внимание уделяю конкурсам: «Лучший по профессии», «Конкурс профессионального мастерства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Самостоятельная работа в преподавании гуманитарных дисциплин как одно из условий повышения качества будущего специалиста
Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность обучающегося. Он должен при этом проявить максимум усилий, ответственности, рассчитывать на собственны...
Мастер-класс для молодых педагогов по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования»
. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический ана...
Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже
Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже...
Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС
Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и...
Обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов как условие повышение качества образования
Обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов как условие повышение качества образования...
Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.
Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...