план работы по самообразованию
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
учителя музыки Панченко Н. И.
за 2016 – 2017 учебный год .
На 2016– 2017 учебный год была выбрана тема по самообразованию «Развитие вокально – хоровых навыков у обучающихся в игровой форме».
Цель: развитие вокально – хоровых навыков обучающихся посредством игровых приемов.
Задачи: формирование у детей вокальных навыков, певческого дыхания, развитие исполнительского мастерства, воспитание любви и интереса к певческой деятельности, развитие психических процессов: внимания , мышления, памяти, воображения.
Проработав достаточно долго учителем музыки я каждый год встречаюсь с одной и той же проблемой: у обучающихся слабо сформированы вокально – певческие навыки. Большинство учеников не интонируют , дикция вялая, зажатая нижняя челюсть, поют ученики , часто не задумываясь о содержании песни – все это не способствует какому – либо интересу к музыке. Это меня и подтолкнуло взять эту тему по самообразованию . Прежде чем начинать работу над вокально – хоровыми навыками , я знакомлю детей с упражнениями для формирования певческой установки. ( упражнения «Пружинки»,
«Пиджачек», « Мыльный пузырь», «Музыкальная цепочка».
Все эти приеы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе. Чтобы избежать однообразия и скуки на уроках , постоянно использую музыкально – ритмические , артикуляционные игры, игровые песни. в играх с пением ученики упражняются в умении петь без музыки. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, они стараются точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое несет в себе песня. Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом в процессе распевания или разучивании песни. для заинтересованности обучающихся часто использую артикуляционную игровую гимнастику В. Емельянова , скороговорки, звукосочетания( ма – ме – ми – мо – му). В процессе работы над песней проговариваем текст песни шепотом. Чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание обращаю на начало и концы фраз, оканчивающиеся на согласный звук или шипящий. В работе над развитием вокально – хоровых навыков , я одновременно провожу работу над развитием динамики. Поскольку голосовой аппарат обучающихся не совершенен , возможности у них в передаче динамических оттенков ограничены. Упражнения которые я применяю в своей работе, позволяют достичь положительного результата. (счет от 1 до10 – от шепота до выкрика) .Развитию певческого диапазона, формированию легкого звука и чистоты интонирования мелодии мне помогают следующие упражнения:
-пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки,
-пение по цепочке,
-чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания , так и мелодии разученных песен. Все вокально – хоровые навыки подразумевают взаимодействие ансамбля и строя. Я использую некоторые игровые упражнения и игры :
-прохлопывание ритмического рисунка,
-проговаривание текста в ритме,
-проговаривание текста в различных темпах ( от медленного до быстрого) «Будь внимательным». Упражнения повторяю на нескольких уроках . пока у ребят не выработается соответствующий навык .Игры и упражнения . при систематической работе позволяют выработать вокально – хоровые умения и навыки, помогают созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов. Для формирования личности ребенка, с учетом его психических особенностей , умений и навыков , я подбираю репертуар. Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует музыкально – эстетический вкус обучающихся. Результатом моей деятельности являются выступления большинства детей на всех школьных мероприятиях_ на день воспитателя. День учителя, новый год, 23 февраля, 8 марта, в поездках с концертом в дом престарелых).Ребят которые хотят петь, становится больше хотя нужно заметить- очень слабые в музыкальном плане . чем должен руководствоваться учитель музыки при общении со своими учениками на уроках или на кружке?. В первую очередь , безусловно, любовью к детям, музыке. И увлеченностью. »Заразить» другого человека эмоциями можно лишь через собственное их выражение, становясь и актером , и умным тактичным педагогом.
Музыкально – ритмические навыки , приобретенные при выполнении упражнений, позволят ученикам лучше и полнее проявить себя в песне. Важнейшим показателем вокального развития является:
-развитая музыкальная память, уровень запоминания, произвольность внимания
- умение правильно двигаться под музыку
- качество исполнительства
- творческая активность
Я считаю, что важным условием успешной организации вокально- хоровой работы является компетентность учителя музыки, способность правильно оценить качество звучания . увлеченность, эмоциональная отзывчивость. Эффективность работы зависит от владения разнообразными приемами работы. Цели и задачи, поставленные на 2016-2017 год были выполнены настолько, насколько это возможно- игровой метод помогает решить очень много, особенно разнообразить проведение урока., а главное развивает вокально – хоровые навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ мастера производственного обучения
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮмастера производственного обучения ...
План реализации программы самообразования на 2016-2017
Представленный план является 1 этапом в реализации программы самообразованию....
План реализации программы самообразования на 2017-2018
Представленный план является 2 этапом реализации программы самообразования...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год
Планирование работы по теме "Воздействие стрессовых факторов на речевую активность детей"...
Отчет работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало о...