Перспективный план по теме самообразования "Использование регионального компонента в образовательной области "Художественно – эстетическое развитие"
материал
Предварительный просмотр:
МБДОУ ВМР «ЦРР - Майский детский сад»
План работы воспитателя Клюсовой Е. Н. по самообразованию
на 2018-2019 учебный год
Тема: «Использование регионального компонента в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Старшая группа.
Актуальность
Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. Ознакомление детей с родным краем происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым ребенку нужно научиться правильно пользоваться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Цель: формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.
Задачи
- Повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в области художественно - эстетического развития дошкольников с использованием регионального компонента, внедряя современные технологии и методики;
- Совершенствовать предметно – пространственную развивающую среду для художественного творчества детей;
- Формировать способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их;
- Развивать детское творчество, приобщать к изобразительному искусству с опорой на региональный компонент;
- Воспитывать уважения к людям, к их традициям и обычаям, чувство гордости за родной край.
- Повышать педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.
Месяц | Методическая работа | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; журналов; интернет, видео, информации по теме самообразования. Совершенствование предметно-развивающей среды; изучение передового опыта работы. | Знакомство детей с новинками оформления группового центра творчества, рассматривание рабочей тетради «Художественный труд», выпущенной по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Творческая мастерская «Ожившие овощи и фрукты» Изготовление поделок из природного материала на конкурс в рамках ДОУ «Осенняя ярмарка». | Презентация рабочей тетради «Художественный труд», рекомендованной И. А. Лыковой для взаимодействия педагога с семьей (на групповом родительском собрании) Создание семейных творческих работ из природного материала на выставку «Осенняя ярмарка» в рамках сельского поселения |
октябрь | Подбор стихов об осени вологодских поэтов: Н. Рубцова, К. Большаковой, Т. Петуховой. Пополнение библиотеки по региональному компоненту новыми буклетами, книгами. Разработка и проведение группового краткосрочного проекта «Хлеб – всему голова» | Создание пейзажей родной природы в осеннее время года. Отражение в рисунках красоты родного края ранней осенью, золотой и поздней – использование нетрадиционных техник рисования. Заучивание стихотворения Т. Л. Петуховой «Осень». Экскурсия с детьми в фирменный магазин от Вологодского хлебокомбината. Знакомство с его продукцией. Продуктивная деятельность в рамках проекта. | Организация выставки рисунков на тему: «Краски осени» (Совместное творчество родителей и детей) Экскурсия в мехпарк СХПК «ПЗ Майский» (организована Орловым Е. М., папой Орловой Дарьяны). Дегустация детьми киргизского хлеба – токоч, который испекли родители Кочкоровой Сахи. |
ноябрь | Подготовка к выставке – ярмарке дидактических игр по трудовому воспитанию. Создание д/игры «Все работы хороши!» | Беседа – дискуссия с детьми на тему: «Профессии наших родителей»; Создание альбома по теме беседы: с фотографиями, творческими работами детей. | Активное участие родителей в акции «Помоги природе делом» (сбор макулатуры); Родительское групповое собрание на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 5 – 6 лет» Встреча – дискуссия с элементами практикума; участие логопеда Алексеевской Н. Н. |
декабрь | Подбор литературных произведений вологодских авторов о зиме и новогоднем празднике; Подготовка материала к изготовлению макетированной игры «Вотчина Деда Мороза»; изготовление мнемо – таблиц для заучивания по стихам: К. Большаковой «Доброта», А. Яшина «Покормите птиц зимой». | Использование ИКТ Просмотр видеоролика «Вотчина Деда Мороза»; Лепка из соленого теста на тему: «Новогодние игрушки», раскрашивание их после просушивания. Игры с использованием макета «Вотчина Деда Мороза». Заучивание наизусть стихотворений К. Большаковой «Доброта», А Яшина «Покормите птиц зимой». | Папка – передвижка на тему: «Дед Мороз и его братья»; Размещение в информационном центре, в рубрике «Заучиваем вместе» стихов и сказок вологодской детской поэтессы Т. Л. Петуховой. Совместная выставка рисунков детей и родителей «Зимушка – зима» в раздевальной комнате. Помощь родителей в оформлении к конкурсу «Зимняя сказка на окне». |
январь | Создание для родителей папки – передвижки о нашем великом земляке – поэте Н. М. Рубцове (информация о его биографии, литературном творчестве, отзывы коллег, родственников). | Рассказ детям о жизни и творчестве Н. М. Рубцова. Чтение стихов: «Заяц», «Ласточка». Заучивание: «Коза», «Ворона», «Воробей» | Участие родителей в подготовке к конкурсу зимних участков. Совместное украшение ледяных построек детьми и родителями. |
февраль | Оформление в групповой комнате фотовыставки «Наши папы и дедушки – защитники Родины»; помощь музыкальному руководителю в оформлении зала к утреннику | Заучивание наизусть стихотворения вологодской детской поэтессы Т. Петуховой «Весь я в папу…» Изготовление открыток - сувениров для пап и дедушек «Защитникам отечества» (нетрадиционная аппликация) | Оформление выставки рисунков в раздевальной комнате на тему: «Наши папы и дедушки – тоже художники» |
март | Создание альбома «Портрет, пейзаж, натюрморт» для закрепления с детьми знаний о жанрах живописи; Создание картотеки с портретами вологодских художников: Н.В. Корбаков, В. Н. Страхов, Н. и Г. Бурмагины, Д. Т. Тутунджан и др. | Изготовление открыток – сувениров для мам и бабушек «Самым милым и любимым» (аппликация из ткани и бросового материала); Чтение детям сказки вологодского автора Василия Белова «Родничок»; обыгрывание сказки - настольный театр. | Оформление выставки рисунков в раздевальной комнате на тему: «Наши мамы и бабушки тоже художницы»; Участие родителей в групповом проекте по речевому развитию «Что за прелесть эти сказки». Участие родителей в семейной литературной гостиной «Чтение стихов собственного сочинения о весне». |
апрель | Беседа- презентация ко Дню космонавтики: «Детям о космосе и космонавте – вологжанине Павле Беляеве» | Изготовление коллективной работы, коллажа на тему: «Космическое пространство» (в технике пластилиновой живописи) | Индивидуальные консультации с родителями на тему: «Играя – развиваем руку» - о работе в тетрадях и раскрасках. |
май | Оформление диагностических карт по итогам учебного года. Отчет по теме самообразования на педсовете; Оформление творческой выставки детских работ «В мире красоты» к итоговому групповому родительскому собранию на тему «Здравствуй, лето!» | Изготовление подарков – сувениров ветеранам к празднику Великой Победы; Проведение праздничного мероприятия. | Оформление групповой книги мини – сочинений на тему «Мой родной фронтовик» - семейное творчество. Помощь родителей в подготовке к конкурсу «Улыбки лета». |
Выводы:
1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.
2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
3. Ведь именно предметное окружение, совместно с системной деятельностью педагога побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, предоставляет право выбора вида деятельности, открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного занятия по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Возраст детей 6-7 лет. Тема: Будка для собаки.
Вниманию преподавателей и студентов предлагается методический материал: план - конспект интегрированого занятия для детей старшего дошкольного возраста (по речевому, познавательному,...
Методические рекомендации «Сопровождение планирования и развития карьеры выпускника: индивидуальный перспективный план профессионального развития»
В методических рекомендациях рассмотрены особенности применения ИПППР выпускников, показан алгоритм заполнения, предложен макет оформления.Издание предназначено для специалистов Центров (служб) сопров...
технологическая карта организационной образовательной деятельности художественно-эстетического развития. Тема образовательной деятельности: "Путешествие в волшебную страну музыки"
Конспект музыкального занятия в соответствии с ФГОС....
технологическая карта организационной образовательной деятельности художественно-эстетического развития. Тема образовательной деятельности: "Путешествие в волшебную страну музыки"
открытое занятие с использованием технологии...
Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО
Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО...