план работы по самообразованию
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию учителя Панченко Н.И. на 2013-2015 гг.
Тема: «Развитие музыкальных данных ребенка-олигофрена»
2013 год – «Развитие музыкального слуха»
2014 год – «Развитие чувства ритма»
2015 год – «Развитие дыхания», «Развитие артикуляционного аппарата»
План работы по самообразованию на 2013-2014 гг.
Тема: «Развитие музыкальных данных ребенка-олигофрена»
2013 год
Тема I: «Развитие музыкального слуха» (мероприятия, проводимые по этой теме)
- Изучение каждого учащегося состояния здоровья, обращая внимание на певческий аппарат и, в частности, на слуховой анализатор с тем, чтобы провести профилактическое мероприятие по сохранению слуха или оказание помощи детям с недоразвитым слухом.
- Посещение детьми со слаборазвитым слухом хорового кружка.
- Вовлечение детей с недоразвитым музыкальным слухом в музыкальную работу. (н-р, староста кружка).
- Влияние на развитие речи хорошего музыкального слуха.
- Слушание разнообразной, доступной пониманию детей музыки.
- Введение в содержание урока речевых ритмических упражнений (для развития музыкального слуха и чувства ритма).
- Разучивание игровых песен (участие зрительного восприятия).
- Пение технически легких песен с понятным текстом (основное средство развития слуха).
- Занятие учащихся с пособием: «Музыкальная лестница» (по прилагаемым нотным образцам).
- Практические занятия учащихся в пении интервалов, пользуясь пособием: «Музыкальная лестница» с переходом к элементарным формам ритмомелодической диктовки, но уже по нотной системе.
- Применение наглядности, доступности материала для развития музыкального слуха и чувства ритма.
- Использование метода показа группы детей, правильно поющих при разучивании песен.
- Пение детей без музыкального сопровождения.
- Использование точного воспроизведения звуков и интонаций – к самостоятельному действию – пению как средство развития музыкального слуха.
- Вовлечение детей в хоровой кружок.
II 2014 год
II Развитие чувства ритма.
Развитие голоса
- Выполнение ритмических упражнений, охватывающих интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся.
- Выполнение ритмических упражнений (движений) под музыку, игры, игровые песни, ритмослуховые упражнения для развития моторики, различные перестроения, изменения движений по музыкальным сигналам без речевой команды под громкое или тихое звучание музыки быстрого или медленного темпа.
- Развитие ориентировки в пространстве при помощи движений под музыку без речевой команды, построенной на музыкальных сигналах (это развивает еще и внимание, слух, чувство ритма).
- Выполнение упражнений, способствующих развитию чувства ритма, слуха и моторики.
- Использование тактирования знакомых песен, в начале без пения, а затем и с пением.
- Обучение детьми правил о том, чтобы при воспроизведении ритмических фраз хлопками, не увлекались и сильно не били в ладоши, так как это создает шум в классе и мешает сосредоточиться, снижая точность восприятия звуков, а следовательно и точность их воспроизведения.
- Проведение ритмических упражнений под строго ритмичную музыку – марш, вальс.
- Подбор несложных мелодий, доступных пониманию детей-олигофренов.
- Вовлечение детей в хоровом кружке.
- Изучить рекомендации детям при проведении игровых песен:
А) избегать сложностей как в движении, так и в мелодическом и речевом материале (все должно быть просто, но увлекательно и интересно);
Б) сила звучания музыкального сопровождения песен-игр должна постепенно ослабевать с тем, чтобы потом можно было снять его совсем, предоставив учащимся возможность проводить песню-игру без музыкального сопровождения.
Развитие голоса
- У обучающихся коррекционных школ обычно встречаются голоса со следующими дефектами: гнусавость, бестембровый звук, голос с сипотой, голос декламоторного характера и т.д.
- Гнусавость – открытая и закрытая. Применение дыхательно-вокально-артикуляционные упражнения с активными действиями артикуляционного аппарата для того, чтобы обучающиеся приобретали навык выдыхать через рот, а также делая при выдохе несколько утрированный зевок, он будет способствовать развитию мышц, управляющих небной занавеской.
- Проведение носовых дыхательных упражнений при закрытой гнусавости, переход во время пения к нормальному выдоху через рот и нос.
- Пение песен в медленном темпе, что приучает детей брать дыхание через нос и рот.
- Совместная работа логопеда и учителя музыки над певческим дыханием, певческим звуком и дикцией может привести к устранении дефектов при голосе с сипотой.
- Проведение вокально-артикуляционных упражнений, способствующих устранению недостатков (горловые звуки, пение с почти закрытым ртом, сквозь зубы).
- Применение медленных вокальных песен-упражнений и декламации с постепенным ускорением их темпа, что во многом облегчает разрешение этой задачи и способствует успешному развитию голоса, речи, дыхания.
- Составление схемы музыкально-педагогических характеристик обучающихся с ярко выраженными дефектами голоса, речи, слуха.
- Изучение атаки (или начало звука трех видов: твердой, мягкой, придыхательной (сам по себе процесс состоит в следующем: во время молчания голосовые связки находятся в разомкнутом состоянии, перед началом звука они смыкаются – при твердой атаке – плотно смыкаются, благодаря чему звук получается энергичный, при мягкой - смыкаются мягче вследствие сопротивления менее сгущенному воздуху и звук получается менее энергичный, мягкий.
2015 год
III «Развитие дыхания». «Развитие артикуляционного аппарата»
- Дозировка упражнений по развитию певческого глубокого дыхания в зависимости от возраста. (Обязательна).
- Проведение упражнений для дыхания небольшими дозами по 1-2 минуты, помня о том, что процесс дыхания связан с работой сердца и легких.
- Четкое отслеживание спокойствия и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи.
- Отслеживание за тем, чтобы во время пения обучающиеся брали дыхание, не перегружая легкие, взятое дыхание расходовали экономно, строго рассчитывая его на всю музыкальную фразу, чтобы взяв небольшое дыхание, умело его израсходовать.
- Проведение различных упражнений для развития дыхания.
- Исключение (категорически) при развитии глубокого дыхания всякое физическое вмешательство (надувать шары, дуть в трубу, гасить свечи и т.п.).
- Учить детей о том, что усвоив правильное дыхание, можно петь нормальным, не крикливым звуком, что предохраняет от целого ряда певческих и речевых недостатков.
- Проведение ряда бесед о значении голоса и дыхания в жизни человека, о профилактике певческого аппарата, прослушивание в громзаписи лучших певцов, как взрослых, так и детей.
- Проведение занятий только после проветривания, как до занятия, так и после.
Развитие артикуляционного аппарата.
- Способствование коррекции недостатков и развитие речи с помощью специальных приемов и вокально-артикуляционных упражнений (косноязычие, картавость, заикание).
- Обучение детей при заикании пению на спокойном, строго размеренном глубоком дыхании, в небыстром темпе, напевно и на умеренном, но уверенном звучании.
- Применение при косноязычии вокально-артикуляционных упражнений на различные согласные звуки, на развитие дыхания, пение песен, насыщенных сонорными и другими трудно произносимыми звуками.
- Изучение особенностей разговорной и певческой речи. (В разговоре гласные короткие, а в пении – певучие, протяжные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ мастера производственного обучения
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮмастера производственного обучения ...
План реализации программы самообразования на 2016-2017
Представленный план является 1 этапом в реализации программы самообразованию....
План реализации программы самообразования на 2017-2018
Представленный план является 2 этапом реализации программы самообразования...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год
Планирование работы по теме "Воздействие стрессовых факторов на речевую активность детей"...
Отчет работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало о...