Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
методическая разработка на тему

Методическая разработка урока русского языка по теме: " Изменение глаголов по временам".  Будет полезен учителям 4 классов при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagolov_po_vremenam_4_klass.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-а классе по теме

"Изменение глаголов по временам"

Цель: учить образовывать разные временные формы глаголов.

 Формируемые УУД:

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, индивидуальные карточки с заданием по уровням, лист успеха и анализа индивидуальной деятельности, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

I. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке.

Слайд 1,2
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала..
 

                        Алексей Плещеев

- Какое настроение вызвали у вас эти строки?

- Ваше прекрасное настроение позволит нам провести урок плодотворно, поможет вспомнить пройденный материал и открыть, я надеюсь, что-то новое.

Иллюстрация на тему «Весна» Слайд 3

- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?

Наступило прекрасное время года…

Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.   Слайд 4

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово:

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

II. Чистописание

Прочитайте пословицу.   Объясните смысл. Слайд 5

Жизнь прожить — не поле перейти. 

Смысл: жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий (хороших и плохих), о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

Назовите глаголы в данной пословице.  

– Чем схожи глаголы?  (глаголы стоят в   неопределенной форме)

– Что вы знаете о глаголах в неопределенной форме?  

– Сейчас мы напишем на первой строке данные суффиксы, а на второй вы красиво запишите пословицу. Слайд 6

  • ть  ·  ти
  • Жизнь прожить – не поле перейти.

III. Словарная работа

Слайд 7

– Заполните кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/551270/img1.gif

  1. Синоним слова блестеть. (Сверкать)
  2. Синоним слова трудиться. (Работать)
  3. Синоним слова хотеть. (Желать)
  4. Антоним слова разморозить. (Заморозить)
  5. Сажать семена в землю. (Сеять)

IV. Постановка темы, целей урока.    

– Какое слово получилось в выделенных клетках по вертикали? (Время.)
– Как связаны понятия «глагол» и «время»?

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

– Сформулируйте тему урока.  (Изменение глаголов по временам) Слайд 8

– Поставьте цели и задачи  урока. 

-Узнаем, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, научимся образовывать временные формы глагола.

Оценим и увидим свой результат в листе успеха. (оценивают самостоятельно по записи на доске, выставляют оценки в лист успеха по пятибалльной шкале) (Приложение 1) Слайд 9

– Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.       Слайд 10

– Разберите по составу слово заморозить. Слайд 11 (Взаимопроверка.)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Изменяются по числам, лицам и временам. В предложении бывает сказуемым.

- Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос: что делать?

- Образуйте временные формы от глагола работать. Слайд 12

- Сколько временных форм образовали?    Какие формы получились?

- Сделайте вывод .

 - Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос: что сделать?

- Образуйте временные формы от глагола заморозить.

- Сколько временных форм образовали?  

- Какие формы получились?  

- Какого времени нет?          

- Сделайте вывод. 

- Как же проверить правильность   вывода?         (по учебнику)

Откроем учебник на с. 76   и  проверим по таблице.

V. Работа по теме урока. Мозговой штурм.

Работа над стихотворением.  Слайд 13

– Прочитайте стихотворение.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду

Позавидуйте ему!

- Как изменяются выделенные глаголы в этом стихотворении?  

- Глаголы изменяются по временам.

- В каком времени могут употребляться глаголы?

VI. Самостоятельная работа.

 

Работа корректоров.  Слайд 14

Надо подобрать глаголы в нужном времени.

На реке (п.в) треснул, треснет, трещит лед.

Ярко (н.в.) светило, светит, будет светить солнце.

Трава на полях (б.в.)зеленела, зазеленеет, зеленеет.

(Проверка на доске. Самостоятельно проверяют, выставляют оценки в лист успеха)

Слайд 15

VII.  Физминутка

А я принц «Глаголии» и хочу с вами поиграть. Слайд 16

1 ряд-слуги н.в.

2 ряд- слуги п.в.

3 ряд- слуги б.в.

А слуги перед принцем должны приседать.

(ходил, красит, водит, польет, говорил, рисует, напишет, прыгал, встало, живет, согреет, поет, танцевал..)

Какие слуги лучше работали?

VIII. Закрепление.

Упражнения в образовании временных форм.

Стр.76, упр. 158  (устно)        

2. Самостоятельная работа.

-упр.159 (4 предложения для сильных учащихся),

 (2 предложения для слабых учащихся).

Слайд - Прочитайте глаголы?

- Поставьте их в прошедшее время. (Один ученик отвечает)

- Кто с ним согласен?

- Что еще о них вы сможете сказать? Изменяются по родам.

- Обратите внимание на окончания.

 Слайд 17

Вывод

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам. Единственное число имеет женский род, мужской род и средний род. Окончание у мужского рода –   нулевое, у женского рода –  а, у среднего –  о. Слайд 18

IX. Творческая работа «Оживи текст».

Лексико – стилистическая  работа.

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна». (Работа в парах)

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.    

(Наступила  долгожданная  весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы).

Чтение текстов.     Слайд 19

Задание «Сделай выбор». Слайд 20

Кто желает заработать 5 баллов выбирает задание ….

А)Выписать глаголы, определить их время и число.-5 баллов

Б) Выписать глаголы и определить время-4 балла

В) Выписать глаголы-3 балла

(Проверка. Самооценка)

X. Итог урока. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня?     Слайд  21

- Что такое глагол?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие времена глаголов вы знаете?

– Чем отличаются изменения по временам у глаголов, отвечающих на вопрос что делать? и что сделать?(У глаголов отвечающих на вопрос что делать? форма будущего времени сложная, у глаголов отвечающих на вопрос что сделать? нет формы настоящего времени.)

- Что вы сможете сказать о глаголе прошедшего времени.

Слайд 22

Тест Выберите букву правильного ответа. (читает вопросы учитель) Слайд

  1. Глагол - это            в) часть речи;                      г) член предложения.

      2. Глагол обозначает:

д) предмет;                     е) действие предмета;               ж) признак предмета.

      3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?                 п) Кому? Откуда?                       р) Что делать? Что сделать?

      4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;              м) дополнением;                   н) сказуемым.

      5. Как изменяется глагол?

о) по временам                                п) по падежам                          

Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось?   (Верно)

Поставьте себе в лист успеха 5 баллов. Если не получилось, то соответственно столько баллов, сколько букв совпало.

По листу успеха посмотрите, над чем вам каждому надо ещё поработать, где было трудно.

Надо ли ещё поработать над этой темой.

Подведение итогов по листу успеха. Слайд 23

Кто получил

  • От 23 до 25 баллов- оценка 5.
  • От17 до 22 баллов- оценка 4.
  • От 13 до 16 баллов- оценка 3.
  • Ниже 12- еще работать над темой

 Давайте проанализируем нашу работу на уроке. Слайд 24

Возьмите листы и отметьте знаком

«+», если  задания выполняли верно, без затруднений

«-» - испытывали трудности

XI. Домашнее задание.

стр. 77 упр. 160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Глагол"(обобщение)

Урок закрепления изученного материала с применением ИКТ....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе Спряжение глаголов

Данная презентация предназначена для обучения учеников 4 класса по теме "Спряжение глаголов". Материал дается в инересной занимательной форме. Дети легко запоминают отличительнын особенности...

Правописание –тся и –ться в глаголах(разработка урока русского языка )

Цели урока:обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;развивающая: развивать умение самостоятельно находить в с...

План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс

План-конспект урока русского  языка с использованием современных технологий...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...

Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени

Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...