РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПМ 01
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm_01.docx | 65.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение республики Татарстан
«Актанышский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Актаныш
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)” и на основании решения педагогического совета от «__»___________20___ года, протокол №__.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики Татарстан «Актанышский технологический техникум»
Разработчики:
Зарипова Лилия Фасилевна, преподаватель специальных дисциплин
Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «____________________ «__»___________20___ года, протокол №__.
Председатель ЦК __________________________ (указать необходимого председателя)
Согласовано Начальник финансово-экономического отделаУправлениясельского хозяйства и продовольствия Актанышского района _______________Мухаметдинов Д.З. от " "______________ 2018 год | Утверждаю Директор ГАПОУ " Актанышский технологический техникум" _________________Габдулхаев И.И. от " "___________ 2018год |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 3 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 20 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 26 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет вчастиосвоенияосновноговида профессиональной деятельности (ВПД):Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет имущества организации.
- Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
- Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
- Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
- Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации
уметь:
-принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
-принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
-проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
-проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
-проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
-проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
-организовывать документооборот;
-разбираться в номенклатуре дел;
-заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
-передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
-передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
-исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
-понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
-поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
-проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
-проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
-учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
-оформлять денежные и кассовые документы;
-заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
-проводить учет основных средств;
-проводить учет нематериальных активов;
-проводить учет долгосрочных инвестиций;
-проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
-проводить учет материально-производственных запасов;
-проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
-проводить учет готовой продукции и ее реализации;
-проводить учет текущих операций и расчетов;
-проводить учет труда и заработной платы;
-проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
-проводить учет собственного капитала;
-проводить учет кредитов и займов
знать:
-основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
-понятие первичной бухгалтерской документации;
-определение первичных бухгалтерских документов;
-унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов:
формальной, по существу, арифметической;
-принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
-порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
-порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
-правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
-сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
-инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
-принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
-классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре; два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
-учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
-учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
-особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
-порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
-правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
-понятие и классификацию основных средств;
-оценку и переоценку основных средств;
-учет поступления основных средств;
-учет выбытия и аренды основных средств;
-учет амортизации основных средств;
-особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
-понятие и классификацию нематериальных активов;
-учет поступления и выбытия нематериальных активов;
-амортизацию нематериальных активов;
-учет долгосрочных инвестиций;
-учет финансовых вложений и ценных бумаг;
-учет материально-производственных запасов:
-понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
-документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
-учет материалов на складе и в бухгалтерии;
-синтетический учет движения материалов;
-учет транспортно-заготовительных расходов;
-учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
-систему учета производственных затрат и их классификацию;
-сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
-особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
-учет потерь и непроизводственных расходов;
-учет и оценку незавершенного производства;
-калькуляцию себестоимости продукции;
-характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
-технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
-учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
-учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
-учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 213 часов,в том числе::
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 71 час;
учебная практика – 18 часов;
производственнойпрактики (по профилю специальности) – 36 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. |
ПК 1.2. | Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
ПК 1.3. | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. |
ПК 1.4. | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | вт.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | вт.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | вт.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1 – 1.4 | Раздел 1. Документирования хозяйственных операций бухгалтерского учета имущества организации | 213 | 142 | 78 | 16 | 71 | - | - | - |
Учебная практика (5 семестр), часов | 18 | 18 | |||||||
Производственная практика (5 семестр), часов | 36 | 36 | |||||||
Всего: | 267 | 142 | 78 | 16 | 71 | - | 18 | 36 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01Документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 ПМ.01 Документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации | ||||
МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации | ||||
Тема 1 Основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Права и обязанности руководителя и главного бухгалтера организации. Функции бухгалтерского аппарата. Основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций. | |||
2. | Система нормативного регулирования бухгалтерского учета источников формирования имущества организации | |||
3. | Инвентаризация имущества организации | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Составление бухгалтерских документов, их проверка и бухгалтерская обработка. Инвентаризация. | ||||
Самостоятельные работы | 4 | |||
Изучение Федерального Закона «О бухгалтерском учете», составление конспекта | ||||
Тема 2 Порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Первичные бухгалтерские документы. Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов. | |||
2. | Виды и порядок проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической | |||
3. | Группировка первичных бухгалтерских документов, ее принципы и признаки. Таксировка и контировка первичных бухгалтерских документов. | |||
4. | Учетные регистры. Ведомость учета затрат (расходов) | |||
5. | Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Прием и проверка первичных бухгалтерских документов: на наличие обязательных реквизитов, по существу, арифметическая. Выполнение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов Выполнение группировки первичных бухгалтерских документов. Заполнение учетных регистров: ведомости учета затрат (расходов). Оформление передачи первичных бухгалтерских документов в архивы: текущий и постоянный Поиск и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положения по бухгалтерскому учету 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Изучение номенклатуры дел | ||||
Тема 3 Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Счета бухгалтерского учета их строение. Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Взаимосвязь между счетами и балансом. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. | |||
2. | Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Открытие счетов бухгалтерского учета, составление корреспонденции счетов, оборотной ведомости и бухгалтерского баланса. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Решение заданий по отражению на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций. | ||||
Тема 4 Подходы к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономия финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. | |||
2. | Разработка рабочего плана счетов: цели и принципы | |||
3. | Подходы к оптимальной организации рабочего плана счетов: автономия или объединение финансового и управленческого учета? | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и анализ типового и рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации. Изучение и конспектирование Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" - ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н | ||||
Тема 5 Учет денежных средств | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Учет кассовых операций | |||
2 | Порядок оформления денежных и кассовых документов | |||
3 | Порядок заполнения кассовой книги. Правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию | |||
4 | Учет денежных документов и переводов в пути. | |||
5 | Учет денежных средств на расчетных счетах. Учет денежных средств на специальных счетах. | |||
6 | Учет денежных средств в иностранной валюте и операций по валютным счетам. | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Документирование и учет кассовых операций, составление отчета кассира Документирование и учет денежных документов и переводов в пути. Документирование и учет операций с расчетным счетом, специальными и валютными счетами | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" ПБУ 23/2011 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003г. № 54-ФЗ (ред. от 26.07.11г.) Положения Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в РФ" от 03.10.2002г. № 2-П | ||||
Тема 6 Учет вложений во внеоборотные активы | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Характеристика вложений во внеоборотные активы | |||
2 | Учет источников финансирования вложений во внеоборотные активы | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Расчет первоначальной стоимости внеоборотных активов | ||||
Тема 7 Учет основных средств | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Понятие и классификация основных средств. | |||
2 | Оценка и переоценка основных средств. | |||
3 | Учет поступления основных средств. | |||
4 | Учет выбытия и аренды основных средств. | |||
5 | Учет амортизации основных средств | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Выполнение оценки и переоценки основных средств. Документирование и учет поступления и выбытия основных средств. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение ПБУ 6/01 «Учет основных средств» | ||||
Тема 8 Учет нематериальных активов | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Понятие и классификация нематериальных активов (НМА). | |||
2 | Учет поступления и выбытия НМА. Начисление амортизации НМА | |||
3 | Учет амортизации НМА | |||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение инвентаризации НМА, ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н | ||||
Тема 9 Учет долгосрочных инвестиций | Содержание учебного материала | |||
1 | Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация | 6 | ||
2 | Источники финансирования и бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций | |||
3 | Раскрытие информации о долгосрочных инвестициях в бухгалтерской отчетности | |||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2, 3; Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ ПБУ 2/08 «Учёт договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116 ПБУ 14/07 «Учёт нематериальных активов» | ||||
Тема 10 Учет финансовых вложений и ценных бумаг | Содержание учебного материала | |||
1 | Учет финансовых вложений. | 4 | ||
2 | Виды и учет ценных бумаг | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет операций, связанных с финансовыми вложениями | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом МФ РФ от 10 декабря 2002г. № 126н Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с последующими изменениями и дополнениями | ||||
Тема 11 Учет материально-производственных запасов | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Понятие и классификация материально-производственных запасов (МПЗ). | |||
2 | Оценка МПЗ. | |||
3 | Учет поступления и расхода МПЗ. Учет материалов на складе и в бухгалтерии. | |||
4 | Синтетический учет движения материалов. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Документирование и учет поступления и расхода МПЗ | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н) | ||||
Тема 12 Учет и распределение затрат и потерь | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Понятие транспортно-заготовительных расходов, их составляющие. Учет транспортно-заготовительных расходов. | |||
2 | Понятие производственных затрат, потерь и непроизводственных расходов. Классификация производственных затрат | |||
3 | Учет производственных затрат. Учет и распределение затрат вспомогательных производств. | |||
4 | Учет потерь и непроизводственных расходов. Учет и оценка незавершенного производства. | |||
5 | Сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление. | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Документирование и учет производственных затрат, затрат вспомогательных производств, незавершенного производства | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование ПБУ10/99 «Расходы организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации». | ||||
Тема 13 Калькуляция себестоимости продукции | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие себестоимости продукции | |||
2 | Принципы и порядок калькуляции себестоимости. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Калькуляция себестоимости продукции | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Классификация затрат организации. ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации». | ||||
Тема 14 Учет готовой продукции и ее реализации | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Характеристика готовой продукции, ее оценка и синтетический учет. Технология реализации готовой продукции (работ, услуг). | |||
2 | Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг). | |||
3 | Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Учет готовой продукции, оценка и ее реализация | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и подготовка докладов Учет и распределение коммерческих расходов Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н. | ||||
Тема 15 Учет дебиторской и кредиторской задолженности | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Понятие дебиторской и кредиторской задолженности | |||
2 | Учет дебиторской задолженности. Формы расчетов с дебиторами. | |||
3 | Учет кредиторской задолженности. Формы расчетов с кредиторами. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение, конспектирование и подготовка эссе по Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н); Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ20/03 (утв. приказом Минфина РФ от 24.11.2003 №105н); Положение Центрального Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П | ||||
Тема 16 Учет расчетов с работниками и подотчетными лицами | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Учет расчетов с работниками. | |||
2 | Учет расчетов с подотчетными лицами | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет расчетов с подотчетными лицами | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и подготовка докладов Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (п.3 ст.217) Положение по бухгалтерскому учету 10/ 2008 Расходы организации Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н | ||||
Тема 17 Учет собственного капитала | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Учет уставного капитала | |||
2 | Учет добавочного капитала; | |||
3 | Учет резервного капитала | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет расчетов с учредителями | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование ФЗ «Об акционерных обществах». Организационно-правовые формы предприятий, различия и особенности формирования уставного капитала | ||||
Тема 18 Учет заемного капитала | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Учет кредитов и займов; | |||
2 | Учет долгосрочных кредитов и займов | |||
3 | Учет краткосрочных кредитов и займов | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Составление характеристики отличительных особенностей кредитов и займов, отражение кредитов и займов на счетах бух.учета. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Классификация кредитов и займов. Гражданский кодекс РФ. ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам». Отличительные особенности кредитов и займов. | ||||
Тема 19 Учет финансовых результатов и использования прибыли | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Учет прочих доходов и расходов | |||
2 | Учет операционных доходов и расходов; | |||
3 | Учет внереализационных доходов и расходов; | |||
4 | Учет чрезвычайных доходов и расходов; | |||
5 | Формирование конечного финансового результата | |||
6 | Учет целевого финансирования | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Определение порядка формирования и возможных направлений использования прибыли в зависимости от вида осуществляемой деятельности. | ||||
Самостоятельная работа | 3 | |||
Изучение и конспектирование Классификация доходов и расходов организации. ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации». | ||||
Тематика курсовых работ
Организация бухгалтерского учѐта капитала и резервов организации. | 16 | |||
Учебная практика | 18 | |||
Производственная практика Виды работ - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; - учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - оформлять денежные и кассовые документы; - заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию; - проводить учет основных средств; - проводить учет нематериальных активов; - проводить учет долгосрочных инвестиций; - проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг; - проводить учет материально-производственных запасов; - проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; - проводить учет готовой продукции и ее реализации; - проводить учет текущих операций и расчетов; - проводить учет труда и заработной платы. | 36 | |||
Всего | 142 | |||
Зачет/Экзамен | ДЗ-Э(к) | |||
Итого аудиторных занятий | 142 | |||
В том числе: | ||||
самостоятельных работ | 71 | |||
Итого практических работ | 78 | |||
Итого максимальная нагрузка | 213 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы модуля предполагает наличие учебного кабинета и библиотеки электронных образовательных ресурсов
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал для выполнения практических работ;
- технические средства обучения (компьютер с лицензионным программным обеспечением общего назначения, мультимедиапроектор, экран, калькуляторы).
Оборудование библиотеки электронных образовательных ресурсов:
- индивидуальные рабочие места обучающихся, оснащенные персональными компьютерами с программным обеспечением общего и профессионального назначения, выходом в сеть Интернет;
- электронные образовательные ресурсы: справочно-правовые информационные системы, электронные учебно-методические комплексы, электронные ресурсы на CD, DVD (базы данных, энциклопедии, справочники, электронные учебные пособия).
Реализация программы модуля предполагает обязательную концентрированную учебную практику.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.12.2013).
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014)
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
6. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
8. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. (ред. от 08.11.2010)
10. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», ЦБ РФ от 29.06.2012 № 383-П.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 18.12.2012 г.).
12. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н. (ред. от 27.04.2012 г.).
13. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн. (ред. от 27.04.2012 г.).
14. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина РФ от 26.06.2010 г. № 63н (ред. 27.04.2012 г).
15. Положение по бухгалтерскому учету 21\08 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н. (ред. от 18.12.2012 г.).
16. Федеральный закон №86 – ФЗ «О центральном банке РФ» в редакции от 30.12.2008 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 10.01.2013г.
17. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» Указание ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г.
18. Положение ЦБ ФР «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденным ЦБ РФ 19 июня 2012 года № 383-П
19. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник. – 13-е изд., перераб и доп. / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова – М: Феникс, 2013. – 509 с.
20. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2013.- 472 с
21. Теория бухгалтерского учета: учебник для СПО.-2-е изд., перераб. и доп./под общ.ред. профессора Е.А. Мизиковского и профессора М.В. Мельник. –М.: Магистр, 2013.
22. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. Федорова Т.В. Бухгалтерский учет, учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2013.-512 с.
Дополнительные источники:
4. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: учебное пособие, 2011
5. Патров В.В. Бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании. -3-е изд. –СПб.: ПИТЕР; М.: БИНФА, 2010. -224с
6. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учёт: Учеб.пособие. –М.: ФОРУМ; ИНФРА-М. 2007, -304с.,ил.(МО и НРФ)
Интернет-ресурсы
1.http://znanium.com/
2. http://www.buhgalteria.ru/.
3. http://www.buhonline.ru/.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. | Правильность приема первичных бухгалтерских документов на любых видах носителей и полнота проверки наличия обязательных реквизитов. Полнота и точность всех видов проверок (формальная, по существу, арифметическая) первичных бухгалтерских документов. Демонстрация проведения группировки, таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов. Демонстрация рациональной организации документооборота в соответствии с разработанной номенклатурой дел. Полнота и точность занесения данных по сгруппированным документам в учетные регистры. Полнота и правильность оформления первичных бухгалтерских документов при передачи в текущий и постоянный архивы. Выявление и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах в соответствии с действующими правилами | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Экспертная оценка решения ситуационных задач Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе деловой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики. Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. | Полнота и качество анализа типового плана счетов бухгалтерского учета. Грамотное обоснование необходимости разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Поэтапное конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с разработанным алгоритмом. | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Контроль по тестам. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе деловой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы | Правильное отражение в учете кассовых операций, денежных документов и переводов в пути. Правильное отражение в учете денежных средств на расчетных и специальных счетах. Правильное отражение в учете кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам. Полнота и точность оформления денежных и кассовых документов. Полнота и точность оформления кассовой книги и отчета кассира в бухгалтерию. | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Контроль по тестам. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе ролевой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. | Основные правила ведения бухгалтерского учета в области документирования всех хозяйственных действий и операций; Понятие первичной бухгалтерской документации; Определение первичных бухгалтерских документов; Правильность отражения в учёте основных средств и нематериальных активов. Правильность отражения в учёте долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг. Правильность отражения в учёте материально-производственных запасов. Правильность отражения в учёте затрат на производство и калькулирование себестоимости. Систему учета производственных затрат и их классификацию; Учет и оценку незавершенного производства; Калькуляцию себестоимости продукции; Правильность отражения в учёте готовой продукции и ее реализации. Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг); Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ по и оказанию услуг; Правильность отражения в учёте текущих операций и расчетов. Учет дебиторской задолженности; Учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Программированный контроль по тестам. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе ролевой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Грамотная аргументация важности защиты финансовых интересов предприятия и государства. Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом. Структурирование объема работы и выделение приоритетов. Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач. Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов. Анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач. Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования и оформления хозяйственных операций; Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее. Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций. Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий. Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК. 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Нахождение и использование разнообразных источников информации. Грамотное определение типа и формы необходимой информации. Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате. Определение степени достоверности и актуальности информации. Извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации. Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления. Использование различных источников, включая электронные | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации. Правильная интерпретация интерфейса специализированного программного обеспечения и нахождение контекстной помощи. Правильное использование автоматизированных систем делопроизводства. Эффективное применение методов и средств защиты бухгалтерской информации | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики |
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу. Передача информации, идей и опыта членам команды. Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе. Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности. Регулярное представление обратной связь членам команды. Демонстрация навыков эффективного общения. Взаимодействие с обучающимися , преподавателями в ходе обучения; | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | Грамотная постановка целей. Точное установление критериев успеха и оценки деятельности. Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям. Обеспечение выполнения поставленных задач. Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива. Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений. Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед. Самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении профессионального модуля. Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля. Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики |
ОК.9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | Демонстрация легкости освоения новых программных средств, обеспечивающих учет, составление и передачу бухгалтерской отчетности. Отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей бухгалтерский учет. Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...