РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПМ 01
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение республики Татарстан
«Актанышский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Актаныш
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)” и на основании решения педагогического совета от «__»___________20___ года, протокол №__.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики Татарстан «Актанышский технологический техникум»
Разработчики:
Зарипова Лилия Фасилевна, преподаватель специальных дисциплин
Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «____________________ «__»___________20___ года, протокол №__.
Председатель ЦК __________________________ (указать необходимого председателя)
Согласовано Начальник финансово-экономического отделаУправлениясельского хозяйства и продовольствия Актанышского района _______________Мухаметдинов Д.З. от " "______________ 2018 год | Утверждаю Директор ГАПОУ " Актанышский технологический техникум" _________________Габдулхаев И.И. от " "___________ 2018год |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 3 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 20 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 26 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет вчастиосвоенияосновноговида профессиональной деятельности (ВПД):Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет имущества организации.
- Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
- Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
- Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
- Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации
уметь:
-принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
-принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
-проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
-проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
-проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
-проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
-организовывать документооборот;
-разбираться в номенклатуре дел;
-заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
-передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
-передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
-исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
-понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
-поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
-проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
-проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
-учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
-оформлять денежные и кассовые документы;
-заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
-проводить учет основных средств;
-проводить учет нематериальных активов;
-проводить учет долгосрочных инвестиций;
-проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
-проводить учет материально-производственных запасов;
-проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
-проводить учет готовой продукции и ее реализации;
-проводить учет текущих операций и расчетов;
-проводить учет труда и заработной платы;
-проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
-проводить учет собственного капитала;
-проводить учет кредитов и займов
знать:
-основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
-понятие первичной бухгалтерской документации;
-определение первичных бухгалтерских документов;
-унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов:
формальной, по существу, арифметической;
-принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
-порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
-порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
-правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
-сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
-инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
-принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
-классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре; два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
-учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
-учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
-особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
-порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
-правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
-понятие и классификацию основных средств;
-оценку и переоценку основных средств;
-учет поступления основных средств;
-учет выбытия и аренды основных средств;
-учет амортизации основных средств;
-особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
-понятие и классификацию нематериальных активов;
-учет поступления и выбытия нематериальных активов;
-амортизацию нематериальных активов;
-учет долгосрочных инвестиций;
-учет финансовых вложений и ценных бумаг;
-учет материально-производственных запасов:
-понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
-документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
-учет материалов на складе и в бухгалтерии;
-синтетический учет движения материалов;
-учет транспортно-заготовительных расходов;
-учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
-систему учета производственных затрат и их классификацию;
-сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
-особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
-учет потерь и непроизводственных расходов;
-учет и оценку незавершенного производства;
-калькуляцию себестоимости продукции;
-характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
-технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
-учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
-учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
-учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 213 часов,в том числе::
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 71 час;
учебная практика – 18 часов;
производственнойпрактики (по профилю специальности) – 36 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. |
ПК 1.2. | Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
ПК 1.3. | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. |
ПК 1.4. | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | вт.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | вт.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | вт.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1 – 1.4 | Раздел 1. Документирования хозяйственных операций бухгалтерского учета имущества организации | 213 | 142 | 78 | 16 | 71 | - | - | - |
Учебная практика (5 семестр), часов | 18 | 18 | |||||||
Производственная практика (5 семестр), часов | 36 | 36 | |||||||
Всего: | 267 | 142 | 78 | 16 | 71 | - | 18 | 36 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01Документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 ПМ.01 Документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации | ||||
МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации | ||||
Тема 1 Основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Права и обязанности руководителя и главного бухгалтера организации. Функции бухгалтерского аппарата. Основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций. | |||
2. | Система нормативного регулирования бухгалтерского учета источников формирования имущества организации | |||
3. | Инвентаризация имущества организации | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Составление бухгалтерских документов, их проверка и бухгалтерская обработка. Инвентаризация. | ||||
Самостоятельные работы | 4 | |||
Изучение Федерального Закона «О бухгалтерском учете», составление конспекта | ||||
Тема 2 Порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Первичные бухгалтерские документы. Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов. | |||
2. | Виды и порядок проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической | |||
3. | Группировка первичных бухгалтерских документов, ее принципы и признаки. Таксировка и контировка первичных бухгалтерских документов. | |||
4. | Учетные регистры. Ведомость учета затрат (расходов) | |||
5. | Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Прием и проверка первичных бухгалтерских документов: на наличие обязательных реквизитов, по существу, арифметическая. Выполнение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов Выполнение группировки первичных бухгалтерских документов. Заполнение учетных регистров: ведомости учета затрат (расходов). Оформление передачи первичных бухгалтерских документов в архивы: текущий и постоянный Поиск и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положения по бухгалтерскому учету 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Изучение номенклатуры дел | ||||
Тема 3 Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Счета бухгалтерского учета их строение. Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Взаимосвязь между счетами и балансом. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. | |||
2. | Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Открытие счетов бухгалтерского учета, составление корреспонденции счетов, оборотной ведомости и бухгалтерского баланса. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Решение заданий по отражению на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций. | ||||
Тема 4 Подходы к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономия финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. | |||
2. | Разработка рабочего плана счетов: цели и принципы | |||
3. | Подходы к оптимальной организации рабочего плана счетов: автономия или объединение финансового и управленческого учета? | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и анализ типового и рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации. Изучение и конспектирование Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" - ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н | ||||
Тема 5 Учет денежных средств | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Учет кассовых операций | |||
2 | Порядок оформления денежных и кассовых документов | |||
3 | Порядок заполнения кассовой книги. Правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию | |||
4 | Учет денежных документов и переводов в пути. | |||
5 | Учет денежных средств на расчетных счетах. Учет денежных средств на специальных счетах. | |||
6 | Учет денежных средств в иностранной валюте и операций по валютным счетам. | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Документирование и учет кассовых операций, составление отчета кассира Документирование и учет денежных документов и переводов в пути. Документирование и учет операций с расчетным счетом, специальными и валютными счетами | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" ПБУ 23/2011 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003г. № 54-ФЗ (ред. от 26.07.11г.) Положения Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в РФ" от 03.10.2002г. № 2-П | ||||
Тема 6 Учет вложений во внеоборотные активы | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Характеристика вложений во внеоборотные активы | |||
2 | Учет источников финансирования вложений во внеоборотные активы | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Расчет первоначальной стоимости внеоборотных активов | ||||
Тема 7 Учет основных средств | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Понятие и классификация основных средств. | |||
2 | Оценка и переоценка основных средств. | |||
3 | Учет поступления основных средств. | |||
4 | Учет выбытия и аренды основных средств. | |||
5 | Учет амортизации основных средств | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Выполнение оценки и переоценки основных средств. Документирование и учет поступления и выбытия основных средств. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение ПБУ 6/01 «Учет основных средств» | ||||
Тема 8 Учет нематериальных активов | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Понятие и классификация нематериальных активов (НМА). | |||
2 | Учет поступления и выбытия НМА. Начисление амортизации НМА | |||
3 | Учет амортизации НМА | |||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение инвентаризации НМА, ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н | ||||
Тема 9 Учет долгосрочных инвестиций | Содержание учебного материала | |||
1 | Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация | 6 | ||
2 | Источники финансирования и бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций | |||
3 | Раскрытие информации о долгосрочных инвестициях в бухгалтерской отчетности | |||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2, 3; Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ ПБУ 2/08 «Учёт договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116 ПБУ 14/07 «Учёт нематериальных активов» | ||||
Тема 10 Учет финансовых вложений и ценных бумаг | Содержание учебного материала | |||
1 | Учет финансовых вложений. | 4 | ||
2 | Виды и учет ценных бумаг | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет операций, связанных с финансовыми вложениями | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом МФ РФ от 10 декабря 2002г. № 126н Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с последующими изменениями и дополнениями | ||||
Тема 11 Учет материально-производственных запасов | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Понятие и классификация материально-производственных запасов (МПЗ). | |||
2 | Оценка МПЗ. | |||
3 | Учет поступления и расхода МПЗ. Учет материалов на складе и в бухгалтерии. | |||
4 | Синтетический учет движения материалов. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Документирование и учет поступления и расхода МПЗ | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н) | ||||
Тема 12 Учет и распределение затрат и потерь | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Понятие транспортно-заготовительных расходов, их составляющие. Учет транспортно-заготовительных расходов. | |||
2 | Понятие производственных затрат, потерь и непроизводственных расходов. Классификация производственных затрат | |||
3 | Учет производственных затрат. Учет и распределение затрат вспомогательных производств. | |||
4 | Учет потерь и непроизводственных расходов. Учет и оценка незавершенного производства. | |||
5 | Сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление. | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Документирование и учет производственных затрат, затрат вспомогательных производств, незавершенного производства | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование ПБУ10/99 «Расходы организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации». | ||||
Тема 13 Калькуляция себестоимости продукции | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие себестоимости продукции | |||
2 | Принципы и порядок калькуляции себестоимости. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Калькуляция себестоимости продукции | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Классификация затрат организации. ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации». | ||||
Тема 14 Учет готовой продукции и ее реализации | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Характеристика готовой продукции, ее оценка и синтетический учет. Технология реализации готовой продукции (работ, услуг). | |||
2 | Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг). | |||
3 | Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. | |||
Практические занятия: | 6 | |||
Учет готовой продукции, оценка и ее реализация | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и подготовка докладов Учет и распределение коммерческих расходов Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н. | ||||
Тема 15 Учет дебиторской и кредиторской задолженности | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Понятие дебиторской и кредиторской задолженности | |||
2 | Учет дебиторской задолженности. Формы расчетов с дебиторами. | |||
3 | Учет кредиторской задолженности. Формы расчетов с кредиторами. | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение, конспектирование и подготовка эссе по Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н); Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ20/03 (утв. приказом Минфина РФ от 24.11.2003 №105н); Положение Центрального Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П | ||||
Тема 16 Учет расчетов с работниками и подотчетными лицами | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Учет расчетов с работниками. | |||
2 | Учет расчетов с подотчетными лицами | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет расчетов с подотчетными лицами | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и подготовка докладов Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (п.3 ст.217) Положение по бухгалтерскому учету 10/ 2008 Расходы организации Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н | ||||
Тема 17 Учет собственного капитала | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Учет уставного капитала | |||
2 | Учет добавочного капитала; | |||
3 | Учет резервного капитала | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Учет расчетов с учредителями | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование ФЗ «Об акционерных обществах». Организационно-правовые формы предприятий, различия и особенности формирования уставного капитала | ||||
Тема 18 Учет заемного капитала | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Учет кредитов и займов; | |||
2 | Учет долгосрочных кредитов и займов | |||
3 | Учет краткосрочных кредитов и займов | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Составление характеристики отличительных особенностей кредитов и займов, отражение кредитов и займов на счетах бух.учета. | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Изучение и конспектирование Классификация кредитов и займов. Гражданский кодекс РФ. ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам». Отличительные особенности кредитов и займов. | ||||
Тема 19 Учет финансовых результатов и использования прибыли | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Учет прочих доходов и расходов | |||
2 | Учет операционных доходов и расходов; | |||
3 | Учет внереализационных доходов и расходов; | |||
4 | Учет чрезвычайных доходов и расходов; | |||
5 | Формирование конечного финансового результата | |||
6 | Учет целевого финансирования | |||
Практические занятия: | 4 | |||
Определение порядка формирования и возможных направлений использования прибыли в зависимости от вида осуществляемой деятельности. | ||||
Самостоятельная работа | 3 | |||
Изучение и конспектирование Классификация доходов и расходов организации. ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации». | ||||
Тематика курсовых работ
Организация бухгалтерского учѐта капитала и резервов организации. | 16 | |||
Учебная практика | 18 | |||
Производственная практика Виды работ - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; - учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - оформлять денежные и кассовые документы; - заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию; - проводить учет основных средств; - проводить учет нематериальных активов; - проводить учет долгосрочных инвестиций; - проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг; - проводить учет материально-производственных запасов; - проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; - проводить учет готовой продукции и ее реализации; - проводить учет текущих операций и расчетов; - проводить учет труда и заработной платы. | 36 | |||
Всего | 142 | |||
Зачет/Экзамен | ДЗ-Э(к) | |||
Итого аудиторных занятий | 142 | |||
В том числе: | ||||
самостоятельных работ | 71 | |||
Итого практических работ | 78 | |||
Итого максимальная нагрузка | 213 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы модуля предполагает наличие учебного кабинета и библиотеки электронных образовательных ресурсов
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал для выполнения практических работ;
- технические средства обучения (компьютер с лицензионным программным обеспечением общего назначения, мультимедиапроектор, экран, калькуляторы).
Оборудование библиотеки электронных образовательных ресурсов:
- индивидуальные рабочие места обучающихся, оснащенные персональными компьютерами с программным обеспечением общего и профессионального назначения, выходом в сеть Интернет;
- электронные образовательные ресурсы: справочно-правовые информационные системы, электронные учебно-методические комплексы, электронные ресурсы на CD, DVD (базы данных, энциклопедии, справочники, электронные учебные пособия).
Реализация программы модуля предполагает обязательную концентрированную учебную практику.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.12.2013).
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014)
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
6. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
8. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. (ред. от 08.11.2010)
10. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», ЦБ РФ от 29.06.2012 № 383-П.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 18.12.2012 г.).
12. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н. (ред. от 27.04.2012 г.).
13. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн. (ред. от 27.04.2012 г.).
14. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина РФ от 26.06.2010 г. № 63н (ред. 27.04.2012 г).
15. Положение по бухгалтерскому учету 21\08 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н. (ред. от 18.12.2012 г.).
16. Федеральный закон №86 – ФЗ «О центральном банке РФ» в редакции от 30.12.2008 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 10.01.2013г.
17. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» Указание ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014г.
18. Положение ЦБ ФР «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденным ЦБ РФ 19 июня 2012 года № 383-П
19. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник. – 13-е изд., перераб и доп. / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова – М: Феникс, 2013. – 509 с.
20. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2013.- 472 с
21. Теория бухгалтерского учета: учебник для СПО.-2-е изд., перераб. и доп./под общ.ред. профессора Е.А. Мизиковского и профессора М.В. Мельник. –М.: Магистр, 2013.
22. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. Федорова Т.В. Бухгалтерский учет, учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2013.-512 с.
Дополнительные источники:
4. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: учебное пособие, 2011
5. Патров В.В. Бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании. -3-е изд. –СПб.: ПИТЕР; М.: БИНФА, 2010. -224с
6. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учёт: Учеб.пособие. –М.: ФОРУМ; ИНФРА-М. 2007, -304с.,ил.(МО и НРФ)
Интернет-ресурсы
1.http://znanium.com/
2. http://www.buhgalteria.ru/.
3. http://www.buhonline.ru/.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. | Правильность приема первичных бухгалтерских документов на любых видах носителей и полнота проверки наличия обязательных реквизитов. Полнота и точность всех видов проверок (формальная, по существу, арифметическая) первичных бухгалтерских документов. Демонстрация проведения группировки, таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов. Демонстрация рациональной организации документооборота в соответствии с разработанной номенклатурой дел. Полнота и точность занесения данных по сгруппированным документам в учетные регистры. Полнота и правильность оформления первичных бухгалтерских документов при передачи в текущий и постоянный архивы. Выявление и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах в соответствии с действующими правилами | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Экспертная оценка решения ситуационных задач Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе деловой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики. Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. | Полнота и качество анализа типового плана счетов бухгалтерского учета. Грамотное обоснование необходимости разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Поэтапное конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с разработанным алгоритмом. | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Контроль по тестам. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе деловой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы | Правильное отражение в учете кассовых операций, денежных документов и переводов в пути. Правильное отражение в учете денежных средств на расчетных и специальных счетах. Правильное отражение в учете кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам. Полнота и точность оформления денежных и кассовых документов. Полнота и точность оформления кассовой книги и отчета кассира в бухгалтерию. | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Контроль по тестам. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе ролевой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. | Основные правила ведения бухгалтерского учета в области документирования всех хозяйственных действий и операций; Понятие первичной бухгалтерской документации; Определение первичных бухгалтерских документов; Правильность отражения в учёте основных средств и нематериальных активов. Правильность отражения в учёте долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг. Правильность отражения в учёте материально-производственных запасов. Правильность отражения в учёте затрат на производство и калькулирование себестоимости. Систему учета производственных затрат и их классификацию; Учет и оценку незавершенного производства; Калькуляцию себестоимости продукции; Правильность отражения в учёте готовой продукции и ее реализации. Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг); Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ по и оказанию услуг; Правильность отражения в учёте текущих операций и расчетов. Учет дебиторской задолженности; Учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами | Текущий контроль в форме: индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполненных практических работ по темам МДК. Программированный контроль по тестам. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе ролевой игры. Оценка деятельности студента в процессе учебной практики Оценка выполненных домашних работ Экзамен по профессиональному модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Грамотная аргументация важности защиты финансовых интересов предприятия и государства. Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом. Структурирование объема работы и выделение приоритетов. Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач. Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов. Анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач. Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования и оформления хозяйственных операций; Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее. Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций. Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий. Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК. 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Нахождение и использование разнообразных источников информации. Грамотное определение типа и формы необходимой информации. Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате. Определение степени достоверности и актуальности информации. Извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации. Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления. Использование различных источников, включая электронные | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации. Правильная интерпретация интерфейса специализированного программного обеспечения и нахождение контекстной помощи. Правильное использование автоматизированных систем делопроизводства. Эффективное применение методов и средств защиты бухгалтерской информации | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики |
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу. Передача информации, идей и опыта членам команды. Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе. Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности. Регулярное представление обратной связь членам команды. Демонстрация навыков эффективного общения. Взаимодействие с обучающимися , преподавателями в ходе обучения; | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК.7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | Грамотная постановка целей. Точное установление критериев успеха и оценки деятельности. Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям. Обеспечение выполнения поставленных задач. Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива. Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений. Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед. Самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; результаты самостоятельной работы |
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении профессионального модуля. Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля. Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики |
ОК.9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | Демонстрация легкости освоения новых программных средств, обеспечивающих учет, составление и передачу бухгалтерской отчетности. Отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей бухгалтерский учет. Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...