«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй».
статья на тему

Уткина Вита Георгиевна

Статья направлена на совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования  деятельности по реализации данной технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_20.02.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй».

Выступление на МО классных руководителей 20.02.2017г.

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования  деятельности по реализации данной технологии.

Форма работы:  конференция идей.

Вопросы для обсуждения:

Гармонизация общения  классных руководителей с обучающимися и родителями.

Педагогическое взаимодействие с семьёй обучающегося.

Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей.

Формирование благоприятного социального психологического  климата в группе.

 

Социальное развитие  человека  осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В  семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой)  формируются личностные новообразования.

Качество родительской компетентности заключается в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Таким образом, способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями.

Возможные формы сотрудничества с родителями:

1.     Родительское собрание.

2.     Работа родительского комитета.

3.     Индивидуальные беседы и консультации.

4.     Родительский классный час.

5.     Заочные конкурсы.

6.     Круглый стол.

7.     Праздники.

8.     День открытых дверей.

Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

В настоящее время уровень сформированности психолого-педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая часть родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентна в вопросах семейного воспитания и плохо представляет себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими, насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их психолого-педагогической культуры. Ведущую роль в решении данного вопроса играют классные руководители. Педагог, обладающий психолого-педагогической компетенцией сможет оказать грамотную просветительскую, консультативную и коррекционную помощь родителям в воспитании и развитии детей.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между обучающимися, так и между учителем и группами, учителем и обучающимся;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Таким образом, психолого-педагогическая компетенция педагога: система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха обучающегося, знания об особенностях познавательной сферы каждого обучающегося, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно -потребностной и эмоционально-волевой сфер, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» обучающегося, умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого для конструирования реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке возможностей ученика.

За короткий временной период невозможно достаточно плотно построить сотрудничество с родителями. Нет возможности изучать обучающегося, его семью, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Повышение уровня компетентности классных руководителей

Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Педагогические чтения. Доклад на тему: Планирование воспитательной работы - Основа успешной работы классного руководителя"

Доклад описывает значимость планирования воспитательной работы. Из каких разделов должен состоять план и какие цели должен ставить перед собой классный руководитель. Также, как дополнительный наглядны...

«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»

Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей....

Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"

Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...