Психолого-педагогические условия успешного речевого развития
статья по теме
Проблема paзвития речи остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в социализации детей. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется и не формируется речевая деятельность.
Речевое развитие включает три аспекта: развитие звуковой (фонетической) стороны речи; развитие словарного состава речи у детей; развитие грамматического строя речи у детей.
В процессе школьного обучения речь ребенка развивается как в количественном, так и в качественном отношении. В процессе обучения ребенок осознанно научается, используя грамматику и синтаксис родного языка. В этот период ребенок уточняет и расширяет значение слов, учится строить полные и развернутые ответы на вопросы. При овладении письменной речью ребенок все более совершенствует свой словарный запас и языковой багаж. Письменная речь стимулирует ребенка анализировать содержание написанного текста; акцентирует его внимание на грамматической точности, правильности и логичности построения предложений. Кроме того, письменная речь способствует формированию правильной устной речи. Таким образом, за время обучения в школе ребенок научается не только грамотной речи, но и эстетически совершенному стилистическому оформлению речи.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения». Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специифически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
На каждом этапе развития в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Развитие речи ребенка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Сензитивным периодом, которого является раннее детство.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать вслух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.
Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.
В условиях воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий. Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а такж
Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.
Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskie_usloviya_uspeshnogo_rechevogo_razvitiya_rebyonka.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Формирование речи проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи.
Проблема paзвития речи остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в социализации детей. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется и не формируется речевая деятельность.
Речевое развитие включает три аспекта: развитие звуковой (фонетической) стороны речи; развитие словарного состава речи у детей; развитие грамматического строя речи у детей.
В процессе школьного обучения речь ребенка развивается как в количественном, так и в качественном отношении. В процессе обучения ребенок осознанно научается, используя грамматику и синтаксис родного языка. В этот период ребенок уточняет и расширяет значение слов, учится строить полные и развернутые ответы на вопросы. При овладении письменной речью ребенок все более совершенствует свой словарный запас и языковой багаж. Письменная речь стимулирует ребенка анализировать содержание написанного текста; акцентирует его внимание на грамматической точности, правильности и логичности построения предложений. Кроме того, письменная речь способствует формированию правильной устной речи. Таким образом, за время обучения в школе ребенок научается не только грамотной речи, но и эстетически совершенному стилистическому оформлению речи.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения». Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специифически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
На каждом этапе развития в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Развитие речи ребенка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Сензитивным периодом, которого является раннее детство.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать вслух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.
Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.
В условиях воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий. Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный словарный запас.
Речь ребенка развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию. Концепция развития речи представляет собой систему, которая отражает генезис внутренней речи, происходящий параллельно с генезисом внешней речи и детерминированный ориентированностью и стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, сначала во внешней речи и затем, по мере взросления – во внутренней.
Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.
Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДШИ
Рассмотренытеоретические аспекты музыкального восприятия и методы его развития вусловиях ДШИ...
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребёнка, комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья.
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребёнка, комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья....
«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй».
Статья направлена на совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования деятельности по реализации данной технологии. ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Дизайн - проектирование предметно - речевой среды ДОО в условиях ФГОС в процессе изучения психолого – педагогических дисциплин»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Все возраста.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Подготовила во...
ВКР "Психолого-педагогические условия развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом: в настоящее время по данным психологических, педаг...
Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"
Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...