рабочие программы по перспективной школе 2 класс
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Содержание курса «Литературное чтение»
2 класс (136 ч)
Общая характеристика
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.
Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.
Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.
Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Круг чтения
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Классы 2 класс
Учитель Иванникова Ольга Владимировна
Количество часов
Всего 136 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков , зачетов _____, тестов ______ ч.;
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе авторской программа по литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. В 2-х ч. Учебник. – М.:
Академкнига/ Учебник, 2012.
О.В. Малаховская. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. – М.:
Академкнига/ Учебник, 2012.
О.В. Малаховская. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для
самостоятельной работы 1 ч., 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
№ п/п | Раздел | Количество | часов |
По программе | Фактически | ||
1. | В гостях у Учёного кота | 20 | 20 |
2. | В гостях у Незнайки | 12 | 12 |
3. | В гостях у Барсука | 24 | 24 |
4. | В гостях у Ёжика и Медвежонка | 12 | 12 |
5. | Точка зрения | 28 | 28 |
6. | Детские журналы | 6 | 6 |
7. | Природа для поэта – любимая и живая | 18 | 18 |
8. | Почему нам бывает смешно | 16 | 16 |
Итого: | 136 ч. | 136 ч. |
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
- понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
- устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающие научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
В гостях у Ученого Кота (16 часов) | ||||||||||
1 | Знакомство с библиотекой Ученого Кота | 1 | Комбинированный | Народные и авторские сказки | Знать названия и авторов литературных произведений. Уметь работать с дополнительной литературой | Логика сказочного жанра | Чтение вслух, беседа | Составить список народных и авторских сказок | ||
2 | Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения | Знать имена русских классиков; произведения А. С. Пушкина; понятие «иллюстрация». Уметь ориентироваться по содержанию учебника. Иметь представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме) | Логика стихотворного сказочного жанра. Поэма | Чтение вслух, беседа | С. 8, наизусть | ||
3 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Комбинированный | Народные и авторские сказки. Особенности волш сказки: наличие двух миров ( зем-ного и волшеб) | Уметь: – находить концовку в произведении; – объяснять авторские обороты; – читать текст художественного произведения про себя | Древнее народное происхождение сюжета сказки А. С. Пушкина | Чтение наизусть, беседа | С. 12–15, выразительное чтение | ||
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Комбинированный | Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уметь различать жанры художественных произведений. Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении | Олицетворение | Чтение вслух, беседа | С. 16–18, выразительное чтение | ||
5 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Комбинированный | Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки | Знать сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки. Уметь: – выделять в сказке два мира: земной и волшебный; – осознанно читать текст художественного произведения | Характеристика героев сказки. Построение «Сказки о рыбаке и рыбке» | Чтение вслух, беседа | С. 19–20, читать | ||
6-8 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 3 | Комбинированный | Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки | Уметь различать жанры художественных произведений. Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении | Характеристика героев сказки. | Чтение вслух, беседа | |||
9 | Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок» | 1 | Комбинированный | Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных | Знать народные сказки о животных. Уметь: анализировать построение русской народной сказки; – соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой; – читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные | Чтение вслух, беседа | С. 23–27, читать | |||
10 | Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса» | 1 | Комбинированный | Сравнительный анализ русских народных сказок «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» | Знать, какую роль выполняют животные в русских народных сказках. Уметь: – воспринимать на слух художественные произведения; – приводить примеры русских народных сказок о животных | Животные-тотемы | Тест (5 мин) | Хрестоматия | ||
11 | Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | 1 | Комбинированный | Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских | Уметь: – различать сказки народные и авторские; – давать характеристику главным героям по названию произведения | Характеристика героев сказки | Чтение вслух, беседа | С. 31–35, читать | ||
12 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост» | 1 | Комбинированный | Главный герой произведения | Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой. Уметь: – подтверждать свое мнение строчками из текста; – делить текст на части | Чтение вслух, беседа | С. 37–40, читать | |||
13-14 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | Комбинированный | Признаки волшебной сказки | Уметь: – находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; – устно выражать свое отношение к содержанию сказки | Логика сказочного жанра | Выразительное чтение | С. 41–44, читать | ||
15 | Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них | Знать, что в сказках о животных животные – герои, а в волшебных сказках животные – помощники героев. Уметь различать сказку о животных и волшебную сказку с героями-животными. Иметь представление о том, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних – благородный | Черты сказки древнего происхождения | Проверка техники чтения | С. 45–48, читать | ||
16 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | 1 | Комбинированный | Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок | Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке | Чтение вслух, беседа | С. 51–54, пересказ | |||
17 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | 1 | Комбинированный | Роль волшебных предметов в волшебной сказке | Уметь: – выделять особенности волшебной сказки; – сравнивать героев русской и китайской сказок, их поступки и отношение к своим хозяевам в каждой сказке | Характеристика героев сказки, мотивы их поведения | Чтение вслух, беседа | Нарисовать волшебные предметы из разных сказок | ||
18 | русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них | Уметь различать жанры художественных произведений. Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении | Характеристика героев сказки, мотивы их поведения | Чтение вслух, беседа | |||
19 | И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» | 1 | Комбинированный | Связь поэтических текстов с народным творчеством | Знать понятие «поэт». Уметь: – определять жанр литературного произведения; – подтверждать свое мнение строчками из текста | Небылица. Прибаутка. Докучная сказка | Чтение вслух, беседа | С. 60–62, выразит. читать по выбору | ||
20 | Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в «Музейный дом»:Иллюстрации к сказке «Репка» | 1 | Комбинированный | Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – определять жанр литературного произведения; – анализировать иллюстрации к русской народной сказке «Репка». Иметь представление о разных взглядах художников на сказку «Репка» (сказка-цепочка, докучная сказка, сказка-небылица) | Закличка. | Чтение наизусть, беседа | С. 63,учить наизусть | ||
В гостях у Незнайки (11 часов) | ||||||||||
21 | Н. Носов «Фантазеры» | 1 | Комбинированный | Герой произведения | Уметь: – пересказывать текст; – различать жанры (сказки, рассказы); – приводить примеры литературных произведений различных авторов на одну тему | Секрет творчества – развитое воображение и фантазия автора | Чтение вслух, беседа | Сочинить небылицу | ||
22 | Н. Носов «Фантазеры» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать произведения Н. Носова. Уметь: – анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»; – различать героя-обманщика и героя-выдумщика | Чтение по ролям, беседа | №2,с.17-18 (Т1) | |||
23 | Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Знать, что смысл произведения выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев. Уметь передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса. Иметь представление о детских играх в небылицы, о «фантастическом» языке | Характеристика героев сказки, мотивы их поведения | Чтение вслух, беседа | С. 75–77, читать | ||
24 | С.Воронин «Лесик-разноголосик» | 1 | Комбинированный | Характеристика героев сказки, мотивы их поведения | Чтение вслух, беседа | С.55-58. читать, отв. на вопр., с.59 | ||||
25 | Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки» | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения | Уметь: – анализировать поступки главного героя; – подтверждать свое мнение строчками из текста; – читать стихотворения наизусть | Чтение вслух, беседа | С. 78–79, учить наизусть по выбору | |||
26 | Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали» | 1 | Комбинированный | Уметь: – определять главную тему произведения; – проводить грань между выдумкой и обманом | Чтение наизусть, беседа | С. 79–80, учить наизусть по выбору | ||||
27 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | Комбинированный | Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений | Уметь: – пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; – проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки; – соотносить иллюстрации с прочитанным текстом | Слова-омографы | Чтение вслух, беседа | С. 81–83, читать | ||
28 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | Комбинированный | Уметь: – рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Чтение вслух, беседа | Пересказать любую историю по выбору | ||||
29 | Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | Знать понятия «фантазер» и «выдумщик». Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Чтение вслух, беседа | С. 90–92, читать | |||
В гостях у Барсука (21 час) | ||||||||||
30 | Секреты чайного домика Хокку поэта Исса | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Уметь представлять картины природы. Иметь представление о «секрете любования» | Малая поэтическая форма. Хокку (хайку) | Чтение вслух, беседа | С. 93–97, читать | ||
31 | С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом»: | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: – подтверждать свое мнение строчками из текста; – читать осознанно текст литературного произведения; – определять тему и главную мысль | Чтение вслух, беседа | С. 97–98, пересказ | |||
31 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Уметь: – определять мотивы поведения героев; – высказывать свое отношение к главному герою сказки | Пересказ, беседа | С. 99–102, читать | |||
32 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | 1 | Комбинированный | Уметь: – передавать своё чувство окружающим; – пересказывать сказку; – делить текст на части | Чтение вслух, беседа | №9, с.26 (Т1) | ||||
33 | Японская сказка «Луна на ветке» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Сравнение героев японских сказок «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке» | Уметь: – сравнивать характеры героев различных произведений; – работать с иллюстрацией в книге и определять ее роль в раскрытии содержания произведения | Пересказ, беседа | С. 103–106, читать | |||
34 | Секреты свитка Поход в «Музейный дом»: «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений | Уметь: – работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы; – находить фигурки животных в работе художника | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Сочинение-описание | Составить рассказ по рисунку с.108 | ||
35 | С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом»: А. Дюрер «Травы» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании | Уметь: – видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); – находить их в произведении | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | С. 111–114, пересказ | ||
36 | С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы», М.Богородская «Улов» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | Отв. на вопр., с.75 (Хр.) | |||||
37 | Автор – художник. Секреты коротких стихотворений. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь: – видеть прекрасное в простом; – устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | Хокку – часть живописного произведения | Пересказ, беседа | С. 117, учить хокку по выбору | ||
38 | Секреты коротких стихотворений. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь: – видеть прекрасное в простом; – устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | С. 66-68, учить по выбору хокку (Хр.) | ||||
39 | Секреты коротких стихотворений. Поход в «Музейный дом»: А. Венецианова «Жнецы», Ван Гог «Комната в Арле» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – анализировать и выделять общее в произведениях различных поэтов, которые жили в разные времена – анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь» | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | С. 119–120, учить хокку по выбору | ||
40 | В. Драгунский «Что я люблю», С. Махотина «Воскресенье» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать произведения В. Драгунского. Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей | Чтение вслух, беседа | С. 126, учить наизусть | |||
41-42 | В. Драгунский «Что любит Мишка» | 2 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: – выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста; – ориентироваться в тексте; – просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос | Чтение вслух, беседа | С. 127–131, читать. | |||
43-44 | М. Махотин «Груша», М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» | 2 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: – определять мотивы поведения героев произведения; – высказывать свое мнение | Чтение вслух, беседа | С. 132–133, наизусть. С.136-137, учить наизусть | |||
45-46 | Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» | 2 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Уметь: – пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; – определять тему и выделять главную мысль произведения | Чтение наизусть | С. 138–142, читать. С.142-143, пересказ | |||
В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов) | ||||||||||
47 | Тема текста и его название. И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения | Уметь: – анализировать название произведения; – различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | Чтение вслух, беседа | С. 148, выразит.читать | |||
48 | М.Яснов «Ути-ути», «Самое доброе слово» | 1 | Комбинированный | С.108-111, учить по выбору | ||||||
49 | М. Бродицкая «Котенок». Э. Мошковская «Кому хорошо» | 1 | Комбинированный | Позиции автора | Уметь: – анализировать позиции автора и героев стихотворения; – понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения; – искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание»; – ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место | Чтение вслух, беседа | С. 149–151, читать выразит. по выбору | |||
50-53 | А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» | 4 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | 1.Нарисо вать иллюстрацию к 1 части сказки. 2.Составить рассказ по плану о Карлсоне. 3.Написать рассказ о своей заветной мечте. 4.Чит. по ролям с. 80 (Хр.) | |||||
54 | В. Драгунский «Друг детства» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: – устанавливать связь между названием и содержанием произведения; – определять, от какого лица идет повествование | Олицетворение | Чтение вслух, беседа | С. 153–155, читать | ||
55 | В. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» | 1 | Комбинированный | Тема и главная мысль произведения | Уметь: – подтверждать свое мнение строчками из текста; – узнавать прием олицетворения; – проводить грань между выдумкой и обманом | Чтение вслух, беседа | С. 156–159, чит. выразит. по выбору | |||
56 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры произведений | Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль». Уметь: – выполнять структурно-содержатель-ное деление текста; – определять кульминацию; – ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; | Быль. Кульминация | Чтение наизусть | С. 161–164, читать | ||
57 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | С. 161–164, пересказ от своего лица | |||||
| – осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; – примерять высказывание к характеру героя | |||||||||
58 | Л. Толстой «Акула» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения | Уметь: – выделять главного героя; – осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; – делить текст на смысловые части | Чтение вслух, беседа | С. 167–170, читать | |||
59 | Л. Толстой «Акула» | 1 | Комбинированный | Тест (5 мин) | С. 167–170, пересказ | |||||
60 | Э. Мошковская «Если такой закат», Поход в «Музейный дом»: П. Брейгель «Охотники на снегу» | 1 | Комбинированный | Уметь анализировать характер героя-рассказчика | С. 172, выразит. чит.(учить по желанию) | |||||
61 | В.Вересаев «Братишка», Э.Мошковская «Вазочка и бабушка» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: – определять содержание книги по ее элементам; – самостоятельно читать книги | Письмо в клуб «Ключ и заря» | Выразительное чтение, ответы на вопросы | С. 112-113, пересказ близко к тексту(Хр.) | ||
62-63 | О.Дриз «Всегда верно», С.Козлов «Заяц и Медвежонок» | 2 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: – определять содержание книги по ее элементам; – самостоятельно читать книги | Чтение вслух, беседа | Чит. сказку по ролям. | |||
Точка зрения (36 часов) | ||||||||||
64 | А. Кушнер «Что я узнал!». | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; – работать с иллюстрациями | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | Выразит. чит. с.8-9 (У.2) | ||
65 | И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». В.Ван Гог «Церковь в Овере» | Уметь: – пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; – работать с иллюстрациями | №1, с.3 (Т.2) | |||||||
66 | Поход в «Музейный дом»: С. Махотин «Фотограф». | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – читать стихотворения наизусть; – применять на практике знания о различных жанрах живописи; – работать с иллюстрациями | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | С. 10, наизусть | ||
67 | О. Дриз «Игра» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: – читать стихотворение по цепочке; – анализировать состояния главного героя | Чтение вслух, беседа | С. 14, выразит. читать, | |||
68 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «воображение». Уметь представлять (воображать) картины литературного произведения. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | Чтение вслух, беседа | С. 15–18, читать | ||||
69 | О. Дриз «Стеклышки» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: – читать выразительно стихотворение по цепочке; – анализировать состояние героя | Чтение вслух, беседа | С. 20, выразит. чит. | |||
70 | М. Бородицкая «Лесное болотце», В. Берестов «Картинки в лужах» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | Чтение наизусть | №2, с.4-5(Т.2) | |||
71 | А. Ахундова «Окно», А. Усачев «Бинокль» | 1 | Комбинированный | Уметь читать стихотворение наизусть. Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения | Чтение наизусть | С.4-5, (Т.2) | ||||
72 | В.Берестов «Как найти дорожку» | 1 | Комбинированный | Подготовить чтение по ролям, с.131(Хр.) | ||||||
73 | Т. Белозерова «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» | 1 | Комбинированный | Тема, идея произведения | Уметь: – пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; – анализировать характер героя; – подтверждать свое мнение строчками из текста; – определять, от какого лица идет повествование | Чтение вслух, беседа | С. 28–29, наизусть | |||
74 | Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Уметь: – делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; – анализировать причину смены настроения героев | Понятие «точка зрения» | Чтение наизусть | №4,с.7 (Т.2) | ||
75 | Е. Чеповецкий «В тихой речке», А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» | 1 | Комбинированный | Уметь: – пользоваться понятием «точка зрения»; – определять, от какого лица идет повествование | Тест (5 мин) | С. 32, читать по ролям | ||||
76 | М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятие «точка зрения». Уметь: – анализировать настроение героев и называть причину этого настроения; – определять, какому герою принадлежат данные слова | Чтение вслух, беседа | №7, с.10(Т.2) | |||
77 | М. Бородицкая «Булочная песенка», П. Синявский «Федина конфетина» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь определять точку зрения разных героев стихотворения | Чтение наизусть | №8, с.11 (Т.2) | |||
78-79 | А. Усачев «Эх!», Г. Сапгир «У прохожих на виду», Поход в «Музейный дом»: Н. Крылов «Зимний пейзаж» | 2 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: – определять и анализировать необычные переживания героев стихотворения; – сравнивать сюжеты двух стихотворений; – находить в произведении строчки, которые кажутся особенно смешными Знать понятия «тема», «главная мысль» произведения. | Прием увеличения | Чтение вслух, беседа | С. 38-39, читать | ||
80 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – работать с иллюстрациями; – выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике; – изучать фрагмент с помощью рамки; – сравнивать начало и концовку литературного произведения; – определять «точку зрения» героев | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | №11, с.16 (Т.2) | ||
81 | О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения; – работать с иллюстрациями; – сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации | Звукопись. Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | С. 44, выразит. читать | ||
82 | О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом»: М. Шагал «Синий дом» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название | Уметь: – работать с иллюстрациями; – изучать фрагмент картины с помощью рамки; – сравнивать переживания художника и поэта | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | №12, с.17 (Т.2) | ||
83 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать роль знака «точка с запятой» в стихотворении. Уметь: – делить текст на смысловые части; – ориентироваться в тексте; – анализировать переживания автора в каждой части стихотворения | Чтение вслух, беседа | С. 51, наизусть | |||
84 | М. Лермонтов «Осень» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: – анализировать и выделять общее в стихотворениях А. Пушкина и М. Лермонтова об осени; – читать стихотворение наизусть | Чтение наизусть | С. 54 выразит. читать(по желанию наизусть) | |||
85 | О. Дриз «Кто я?» | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь: – ориентироваться в тексте; – находить повторяющиеся строчки; – анализировать характер героя. Иметь представление о средстве художественной выразительности – контрасте | Определение языковых средств художественной выразительности. Контраст | Чтение наизусть | С. 56–57, читать | ||
86 | А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…», М. Карем «Повезло!», Р. Сеф «Лучше всех» | 1 | Комбинированный | Уметь: – определять характер, возраст героев стихотворения; – читать стихотворения наизусть | Чтение вслух, беседа | С. 58–60, выразит. читать | ||||
87 | Л. Яхнин «Моя ловушка» | 1 | Комбинированный | Иметь представление о силе воображения. Уметь: – проводить грань между выдумкой и обманом; – читать стихотворения наизусть | Чтение вслух, беседа | №14, с.20 (Т.2) | ||||
88 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», О. Дриз «Теленок» | 1 | Комбинированный | Уметь: – анализировать выдумки героя; – определять отношения героев в стихотворении. Иметь представление о мнении людей | Чтение наизусть | №16, с.24(Т.2) | ||||
89 | А. Усачев «Обои», Б.Заходер «Собачкины огорчения» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: – составлять высказывание с опорой на текст; – анализировать характер и мотивы поведения героев | Тест (5 мин) | С. 69–73, читать | |||
90-91 | А.Усачев»Тигр в клеточку», С.Черный «Кто кому нравится» | 2 | Чтение вслух, беседа | С.139, читать (Хр.) | ||||||
92 | В. Лунин «Что я вижу» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Иметь представление о силе воображения. Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения | Чтение вслух, беседа | С. 74–75, читать | |||
93 | Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом»: Дж. Арчимбольдо «Лето», «Осень» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – соотносить название произведения с его содержанием; – работать с иллюстрацией; – изучать фрагмент с помощью лупы и рамки; – читать стихотворения наизусть | Письмо в клуб «Ключ и заря». Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | С. 75–76. наизусть | ||
Детские журналы (7 часов) | ||||||||||
94 | Периодика. С. Михалков «А что у вас?» | 1 | Комбинированный | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений | Иметь представление о детской периодике. Уметь: – пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; – анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стихотворения | Чтение вслух, беседа | С. 78–79, читать | |||
95 | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | 1 | Комбинированный | Знать понятие «новости»; как распространяются новости. Уметь составлять высказывания с опорой на иллюстрации. Иметь представление о работе журналистов | Источники новостей (Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы) | Чтение вслух, беседа | Подготовить подборку свежих новостей | |||
96-97 | Детская периодика. Журнал «Мурзилка». Структура детского журнала. | 1 | Комбинированный | Знать названия детских журналов. Уметь определять дату выпуска журнала и газеты | Чтение вслух, беседа | Принести детский журнал | ||||
98-99 | По страницам детского журнала «Веселые картинки» | 1 | Комбинированный | Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью «Содержания» | Чтение вслух, беседа | Подобрать материалы для создания рубрики «Головоломки, ребусы, кроссворды» | ||||
Природа для поэта – любимая и живая (17 часов) | ||||||||||
100-101 | Л. Яхнин «Музыка леса», Л. Станчев «Осенняя гамма» | 1 | Комбинированный | Уметь: – выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения; – ориентироваться в тексте | Чтение вслух, беседа | С. 104–105, читать; №17, с.25 (Т.2) | ||||
102 | Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом»: А. Дюрер «Заяц» | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь: – ориентироваться в тексте; – выделять средства художественной выразительности; – находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц; – работать с иллюстрациями; – изучать фрагмент с помощью лупы | Контраст. Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение вслух, беседа | С. 106–109, пересказ | ||
103 | Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь анализировать характер и мотив поведения героев | Чтение вслух, беседа | №19, с.27 (Т.2) | |||
104 | Е. Чарушин «Томка испугался» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: – делить текст на части по смыслу; – сравнивать между собой два мнения на одну проблему; – находить строки, в которых автор высказывает свое мнение; – анализировать и подтверждать | Чтение вслух, беседа | С. 112–114, читать | |||
105 | Е. Чарушин «Томкины сны» | 1 | Комбинированный | Уметь: – проводить грань между фантазией и реальностью; – находить в тексте ответы на вопросы | Чтение вслух, беседа | С. 114–115, пересказ | ||||
106
| Г. Юдин «Вытри лапы и входи». Проверочная работа. | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге о прочитанном | Уметь: – определять идею произведения; – делить текст на смысловые части; – анализировать мнение Маши и Миши; – подтверждать свои ответы строчками из текста; – читать по ролям | Чтение вслух, беседа | Написать рассказ о своем четвероногом друге | |||
107 | М. Пришвин «Разговор деревьев» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: – определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; – узнавание средств художественной выразительности; – пересказывать близко к тексту | Чтение вслух, беседа | №22, с.30 (Т.2) | |||
108 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: – пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; – определять средства художественной выразительности; – ориентироваться в тексте | Олицетворение | Пересказ, беседа | С. 120–121, наизусть | ||
109 | Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: – анализировать отношение автора к временам года; – читать стихотворение наизусть. Иметь представление о средствах художественной выразительности | Олицетворение | Чтение наизусть | С. 122, наизусть | ||
110-111 | М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»:Ван Гог «Подсолнухи» | 2 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: – пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; – определять характер и настроение героя произведения; – работать с иллюстрацией. Иметь представление о средствах выразительности в живописи | Связь произведений литературы с произведениями живописи | Чтение наизусть | С. 123–125, пересказ; №25, с.33 (Т.2) | ||
112- 113 | С. Козлов «Жёлудь», М. Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом»: Н. Рерих «Стражи ночи» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: – подтверждать свой ответ строчками из текста; – делить стихотворение на смысловые части. Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение) | Чтение вслух, беседа | С. 126, выразительно читать; С.127, наизусть | |||
114 | М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге о прочитанном | Уметь: – читать по ролям; – узнавать средства художественной выразительности (сравнение); – устно выражать свое отношение к прочитанному произведению | Сравнение | Чтение наизусть | С. 129, читать по ролям | ||
115 | Д. Биссет «Ух!» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Уметь: – пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; – определять тему текста. Иметь представление о том, что | Звукоподражание | Чтение вслух, беседа | С. 130–134, выразительно читать | ||
116-117 | А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина», Л.Яхнин «Листья» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге о прочитанном | Уметь: – выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней; – определять настроение повторяющихся строк текста; – узнавать средства художественной выразительности | Чтение вслух, беседа | С. 135–137, выразительно читать | |||
Почему нам бывает смешно (17 часов) | ||||||||||
118 | К. Чуковский «Федотка» | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения | Уметь определять причину смеха Иметь представление о секрете «смешного» в литературных произведениях | Чтение вслух, беседа | С. 138-140, выразительно читать; Выучить на выбор, с. 138-14-; Нарисовать рисунок к одному из стихотворений | |||
119-120 | О. Дриз «Доктор», «Обида» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: – обнаруживать в тексте разные точки зрения героев на одну проблему; – анализировать секреты «смешного»; – устно высказывать свое мнение | Чтение наизусть | С. 139–140, читать | |||
121 | В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Знать произведения В. Драгунского; понятие «контраст». Уметь: – пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; – анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; – перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты. Иметь представление о приеме смешного – контрасте | Контраст | Чтение вслух, беседа | С. 141–149, читать | ||
122-123 | В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | С. 141–149, пересказ; Читать по ролям, с. 141-149 | |||||
124-125 | В.Драгунский «Шляпа гроссмейстера» | 2 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | Читать. | |||||
126 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» | 1 | Комбинированный | Иметь представление о секрете смешного – путанице. Уметь: – устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного; – читать целыми словами вслух | Путаница | Пересказ | С. 149–151, читать | |||
127 | Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» | 1 | Комбинированный | Уметь: – объяснять причину смешного в литературном произведении; – анализировать точки зрения героев на одну проблему; – читать по ролям; делить текст на смысловые части | Чтение вслух, беседа | №31, с.39-41 (Т.2) | ||||
128 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: – пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; – сравнивать разные точки зрения – проводить грань между выдумкой – чувствовать шутливую, ироническую интонацию прозаического текста и понимать, что же хотел сказать автор | Чтение вслух, беседа | С. 154–157, читать | |||
129 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | С. 158–161, читать | |||||
130 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | С. 161–163, читать | |||||
131 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух, беседа | С. 164–166, читать | |||||
132 | П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях | Знать разную роль повторов в литературном произведении. Уметь: – находить в тексте повторы; – анализировать и объяснять роль повторов в стихотворении; – определять приемы смешного в тексте | Повторы | Чтение вслух, беседа | С. 167–168, наизусть | ||
133 | Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски» | 1 | Комбинированный | Уметь: – выполнять сравнительный анализ структурного построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками; – ориентироваться в тексте для ответа на вопросы | Чтение наизусть | С. 170–171, читать | ||||
134 | А. Усачев «Жужжащие стихи» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Иметь представление о понятии «звукопись». Уметь: – читать по цепочке; – объяснять название стихотворения; – проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки | Звукопись | Чтение вслух, беседа | С. 172–173, читать по ролям | ||
135 | П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» | 1 | Комбинированный | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях | Иметь представление о понятии «звукоподражание». Уметь: – находить в тексте приемы звукоподражания; – определять приемы смешного в тексте | Звукоподражание | Чтение вслух, беседа | С. 174, читать | ||
134 | Работа по хрестоматии «Тайны смешного» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: – читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; – различать жанры произведений; – оценивать и характеризовать героев произведения и их мотивы поведения | Письмо в клуб «Ключ и заря» | Проверка техники чтения | |||
135- 136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 | Урок-викторина | Участие в диалоге о прочитанном | Знать: – имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы; – имена 2–3 современных писателей – название и содержание их произведений, прочитанных в классе; – название и содержание нескольких произведений любимого автора; – устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | С. 175–176, отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии
Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1 класса по программе ФГОС "Школа России"....
Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии
Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1 класса по программе ФГОС "Школа России"....
Рабочая программа поисково-творческой школы для студентов "Правила безопасности дорожного движения"
Программа предназначена для углубленного изучения автомобиля...
Рабочая программа по математике. Школа 21в.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса составлена на основе с федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Фундамент...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 8 класс...
Рабочая программа по ИЗО 6 класс по программе 8 вида (индивидуальное обучение)
Данная программа в помощь педагогам ,составляющим индивидуальные рабочие программы по программе 8 вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа нравственности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Школа нравственности» ...