Рабочая программа по специальности СПО 44.02.04Специальное дошкольное образование,
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sdo_mdk_02.06_timmr_2018.doc | 89.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников
ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
2018г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 44.02.04Специальное дошкольное образование, примерной программы профессионального модуля ПМ.02.Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию в Кемеровской области (Протокол заседания Экспертного совета № 1 от 5 июля 2011 г.).
Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение«Кемеровский педагогический колледж»
Разработчик: Халиман О. В., преподаватель ПОУ КемПК
Пугосей В.Т., преподаватель ПОУ КемПК
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. |
4 | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 10 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 18 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 21 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.04 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
4.Анализировать занятия.
5.Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
6.Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
7.Создавать в группе предметно-развивающую среду.
8.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
9.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
10.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.
Программа профессионального модуля может быть использованана курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование (стаж работы более 3 лет), а также на курсах переподготовки и курсах повышения квалификации.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
планирования и организации различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием в течение дня (игровой и продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), посильного труда и самообслуживания);
разработки сценариев, организации и проведения праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста;
составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
анализа и самоанализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;
определения цели и задач, планирования и проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста;
наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
организации наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом;
организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
анализа и самоанализа процесса и результатов проведения различных видов занятий (экскурсий, наблюдений), обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;
разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс;
уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
определять педагогические условия организации общения детей;
играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровуюдеятельность детей, использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
ухаживать за растениями и животными;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
оценивать продукты детской деятельности;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
организовывать детский досуг;
осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников с учетом особенностей возраста;
использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;
выразительно читать литературные тексты;
петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать:
теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
сущность и своеобразие игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста;
содержание и способы организации игровой трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения дошкольников;
основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
способы ухода за растениями и животными;
технологии художественной обработки материалов;
основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей;
основы организации обучения дошкольников;
особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 2.6. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 2.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 2.8. Анализировать занятия.
ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.
1.3 Вариативная часть ОПОП
Дополнительные знания | Дополнительные умения | Дополнительный практический опыт | Дополнительные профессиональные компетенции |
МДК 02.06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников | |||
Знать: - психолого–педагогические основы математического развития детей дошкольного возраста; - знать принципы построения образовательного процесса, обозначенные в ФГОС. | Уметь: - анализировать педагогическую и методическую литературу, содержащую теоретические основы и методические рекомендации по реализации задач математического развития детей дошкольного возраста; - определять цели, задачи, средства обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и образовательной программы детского сада; - отбирать необходимые дидактические средства в соответствии с решением конкретной программной задачи; - реализовывать принципы организации учебного процесса рекомендованные ФГОС; - использовать в процессе обучения согласно ФГОС педагогические технологии. | Иметь практический опыт: - подбирать дидактические средства обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, а так же образовательной программы детского сада; - разрабатывать и проводить разные формы математического развития детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС; - проектировать образовательный процесс математического развития дошкольников с использованием педагогических технологий. | ДПК 1 Осуществлять на основе самоанализа и анализакоррекцию цели, задач, дидактических средств обучения всех форм математического развития детей дошкольного возраста. ДПК 2 Проектировать учебно-образовательную деятельность согласно ФГОС. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников ПМ. 02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
максимальной учебной нагрузки обучающегося –201часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 133 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 68часов.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. |
ПК 2.2 | Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 2.3 | Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 2.4 | Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. |
ПК2.5 | Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 2.6 | Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 2.7 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. |
ПК 2.8 | Анализировать занятия. |
ПК 2.9 | Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. |
ПК 5.1 | Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных. |
ПК 5.2 | Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1 – 2.9 ПК 5.1 – 5.5 ОК 1-11 | Раздел ПМ 02.06 Математическое развитие детей дошкольного возраста | 293 | 201 | 53 | 68 | 6 | 18 |
3.2. Содержание обучения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект | Объем часов | О.К. П.К. | ||
МДК 02.06 Теоретические основы и методика математического развития дошкольников | 201 | ||||
Тема 6.1 Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста | Содержание | 10 | |||
1. | Теоретическая база методики математики. Связь математики с другими науками. Взгляды ученых на математическое развитие дошкольников. | ОК: 1-11 ПК: 2.1., 2.4., 2.5., 2.8., 2.9., 5.1., 5.4. | |||
2. | Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка: умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического. | ||||
3. | Формы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста. | ||||
4. | Приемы формирования элементарных математических представлений. | ||||
5. | Средства математического развития детей дошкольного возраста. | ||||
Практические занятия | 4 | ||||
1. | Дидактические средства математического развития дошкольников. | ||||
2. | Анализ конспектов занятий (реализация принципов ФГОС). | ||||
Тема 6.2 Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста | Содержание | 22 | |||
1. | Множество. Этапы формирование и содержание количественных представлений. | ОК: 1-11 ПК: 2.1., 2.4., 2.5., 2.8., 2.9., 5.1., 5.4. | |||
2. | Содержание и методика обучения образованию, группировке, выделению совокупностей предметов и одного предмета. | ||||
3. | Методика обучения сравнению групп предметов способом наложения, приложения, по парам. | ||||
4. | Содержание и методика обучения количественному счету. Формирование представлений о натуральном ряде чисел. | ||||
5. | Участие анализаторов в процессе счетной деятельности. | ||||
6. | Методика ознакомления с цифрой. | ||||
7. | Методика обучения порядковому счету. | ||||
8. | Ознакомление с составом числа из единиц и двух меньших чисел. | ||||
9. | Ознакомление со структурой арифметической задачи. Обучение решению арифметических задач. | ||||
Практические занятия | 10 | ||||
1. | Решение педагогических задач. | ||||
2. | Формулировка программных задач обучения счетной деятельности. | ||||
3. | Демонстрация фрагментов занятий по обучению счетной деятельности. | ||||
4. | Презентация дидактических игр на закрепление навыков счетной деятельности. | ||||
5. | Реализация принципа интеграции в процессе формирования количественных представлений. | ||||
Тема 6.3 Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста | Содержание | 10 | |||
1. | Сравнение двух предметов по заданному признаку величины. | ОК: 1-11 ПК: 2.1., 2.4., 2.5., 2.8., 2.9., 5.1., 5.4. | |||
2. | Сравнение предметов по двум признакам величины. | ||||
3. | Выкладывание сериационного ряда. | ||||
4. | Методика обучения измерению предметов, сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки. | ||||
5. | Методика обучения деления целого на части. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Разработка мотивации и подбор содержания занятий по ознакомлению детей сравнению предметов по величине. | ||||
2. | Упражнения на закрепление знаний о свойствах упорядоченного линейных предметов. | ||||
3. | Интегративный подход к решению программных задач раздела «Величина». | ||||
Тема 6.4 Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста | Содержание | 12 | |||
1. | Методика ознакомления дошкольников с геометрическимифигурами и формами. | 3 | |||
2. | Ознакомление геометрической лексикой: угол, сторона,вершина, линия, луч, отрезок. | ||||
3. | Ознакомление с понятиями «четырехугольник» и «прямоугольник». | ||||
4. | Особенность группировки геометрических фигур в разновозрастных группах. | ||||
5. | Формирование у дошкольников умения выделять форму окружающих предметов. | ||||
6. | Метод М. Монтессори, блоки Дьенеша, занимательные игры в решении задач раздела «Форма». | ||||
Практические занятия | 10 | ||||
1. | Моделирование фрагмента занятия раздела «Форма». | ||||
2. | Подбор игр и упражнений на закрепление знаний о геометрических фигурах. | ||||
3. | Презентация анимационной сказки «Занимательная геометрия малышам». | ||||
4. | Занимательные игры. | ||||
5. | Система работы по формированию представлений о форме. | ||||
Тема 6.5 Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста | Содержание | 9 | |||
1. | Методика пространственной ориентации «на себе» и «от себя». | ОК: 1-11 ПК: 2.1., 2.4., 2.5., 2.8., 2.9., 5.1., 5.4. | |||
2. | Методика пространственной ориентации «от других объектов». | ||||
3. | Методика обучения ориентировке на листе бумаге. | ||||
4. | Модель в формировании у дошкольников пространственных представлений. | ||||
Практические занятия | 9 | ||||
1. | Демонстрация фрагментов занятия. | ||||
2. | Освоение дошкольниками пространственной лексики. | ||||
3. | Презентация дидактических игр. | ||||
4. | Игры и упражнения на овладение пространственной лексикой. | ||||
Тема 6.6 Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста | Содержание | 10 | |||
1. | Задачи и содержание ознакомления с временными понятиями. | ОК: 1-11 ПК: 2.1., 2.4., 2.5., 2.8., 2.9., 5.1., 5.4. | |||
2. | Приемы ознакомления с частями суток. | ||||
3. | Методика ознакомления с днями недели. | ||||
4. | Методика ознакомления с календарем. | ||||
5. | Методика формирования чувства времени. | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
1. | Демонстрация фрагмента занятия по ознакомлению детей с временными понятиями. | ||||
2. | Разработка беседы познавательного характера «Из истории часов». | ||||
3. | Презентация методики ознакомление детей с временными отрезками (минута, час). | ||||
| 4. | Особенности развития временных представлений у дошкольников. | |||
Тема 6.7 Организация методической работы по математическому развитию детей дошкольного возраста | Содержание | 7 | |||
1. | Особенности планирования учебно – познавательной деятельности математического характера. | ОК: 1-11 ПК: 2.1., 2.4., 2.5., 2.8., 2.9., 5.1., 5.4. | |||
2. | Требования к организации диагностики для определения уровня атематического развития дошкольников. | ||||
3. | Коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими склонность к математике и трудности в обучении. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Сравнительный анализ содержания математического развития детей дошкольного возраста в вариативных образовательных программах. | ||||
2. | Защита календарно – тематического плана «Интегрированный подход планирования математического развития детей дошкольного возраста». | ||||
3. | Презентация индивидуальной программы для детей, имеющих склонность к математике. | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.06 1. Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математического образования детей дошкольного возраста». 2. Обучение математике дошкольников по методу М. Монтессори, Н.А. Зайцева, Б.П. Никитина. 3. Использование учебно-познавательных книг по математике в работе с детьми дошкольного возраста. 4. Работа со способными к математике дошкольниками. Примерная тематика домашних заданий 1. Подобрать художественное слово для ознакомления с математическими категориями разделов «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» (стихи, считалки, пословицы, загадки, сказки). 2. Оформить картотеку игр на уточнение и закрепление знаний разделов «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». 3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня математического развития по разделам «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». 4. Разработать беседы познавательного характера: «Как люди научились считать?», «Как люди научились измерять?», «История появления календаря». 5. Изготовить анимационную презентацию математической сказки. 6. Разработать методику ознакомления детей с часами. 7. Разработать календарно – тематический план «Интегрированный подход планирования математического развития детей дошкольного возраста». 8. Разработать проект программы для детей, имеющих склонность к математике. | 68 | ||||
Учебная практика Виды работ УП «Показательные занятия» 1.Наблюдение и анализ занятий по математическому развитию детей. | 6 | ||||
Производственная практика Виды работ ПП «Пробная работа с детьми» 1.Проведение занятий по математическому развитию детей. | 18 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов теоретических и методических основ специального дошкольного образования,методики обучения продуктивным видам деятельности, музыки и методики музыкального воспитания, мастерских по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета теоретических основ специального дошкольного образования:
– рабочее место преподавателя;
– посадочные места обучающихся;
– комплектучебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный комплекс.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей [Текст] : методическая работа в ДОУ / Н.В. Алексеева. – М. : Учитель, 2013. – 182 с.
- Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой [Текст] / Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. – Издательство: Сфера, 2013 г. – 128 с.
- Габова, М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет [Текст]: практическое пособие / М.А. Габова, – М. : АРКТИ, 2013. – 136 с.
- Математика [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2013. – 91 с.
- Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Е. Д. Носова – Издательство: Детство-Пресс, 2013 г. – 182 с.
- Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : / В.Ф. Петрова – Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
7. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития [Текст] / Н. И. Фрейлах. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА –М, 2015. – 240 с.
Дополнительные источники:
- Афанасенко, Е.Г. Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Г. Афанасенко // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 41-43.
Интернет ресурсы:
- Агаева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования : дис. [Электронный ресурс] : Режим доступа : URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-starshikh-doshkolnikov-predstavlenii-o-logicheskikh-otnosheniyakh-na-o...
- Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. Дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений [Электронный ресурс] : Режим доступа :http://www. logopedshop.ru/catalog/item184/
- Воронина, Л.В. Современные технологии математического образования дошкольников : учеб. пособие [Электронный ресурс] : Режим доступа : URL: http://mkdou56.caduk.ru/DswMedia/ voroninasovremennyietexnologiimatematicheskogoobrazovaniyadoshkol-nikov.pdf
- Возраст 3-4 года. Пособия, прописи, книги | Развитие детей [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://vk.com/topic-26210979_27582384
- Дуева, Т.И. Особенности математических представлений детей с нарушением речи // Ученые зап. Курск. гос. ун-та : [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-25.pdf
- Еремина, О.А. Развитие количественных представлений в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с математической сказкой [Электронный ресурс] : Режим доступа : URL: http://www.ggpi.org/files/Eremina.pdf
- Заварзина, О.О. Формирование у дошкольников представлений о величинах и их измерениях // Студенческий научный форум-2014 : VI Междунар. электрон. науч. конф. - [Б. м.], 2014. [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5950.pdf
- Карева, Е.А. Методика обучения дошкольников составлению и решению задач. [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/03/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-metodika-obucheniya-doshkolnikov...
- Козлова, В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста : дис. … д-ра пед. наук [Электронный ресурс] : Режим доступа : ntent/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta...
- Корепанова, М.В. Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе математического моделирования: [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://w.school2100.ru/upload/iblock/e65/e65f38e32e11a902b39eed7baf67d347.pdf
- Михайлова, А.З. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/376112/
- Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://www.google.ru/url
- Педагогический опыт в детском саду [Электронный ресурс] : Режим доступа : doshvozrast.ru/metodich/pedoputq1.htm
- Попова, Л.А. Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/02/27/reshenie-tekstovykh-zadach-kak-sredstvo-razvitiya-matematichesko-
- Рыжов, В.Н. Математическое развитие дошкольников: курс лекций. [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1051.pdf
- Сайт для работников дошкольного образования [Электронный ресурс] : Режим доступа : www. ivalex.vistcom/metod.1.htmi
- Сайт журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://vospitatel.resodr.ru/
- Чу-Детство [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.chu-detstvo.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=157&t=22
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня | – демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования. - обоснованность постановки целей и задач в соответствии с образовательно программой и особенностями возраста; – соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам; – обоснованность выбора форм, методов и средств организации разнообразных видов деятельности детей. | -оценка планирования различных видов деятельности и общения с детьми в течение дня в дневнике практики; - наблюдение и оценка работы на учебных занятиях и в процессе прохождения педагогической практики; -самостоятельное выполнение практического задания (решение ситуативной задачи) на практическом занятии и/или экзамене (зачете); - отзывы по итогам всех видов практики. |
Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста. | – полнота реализации цели и задач в ходе организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; – обоснованность применения форм, методов и средств организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; – точность распределения времени в ходе организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; – организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей; - организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – адекватность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на семинарских и практических занятиях; - наблюдение и оценка работы с детьми на разных видах практики; - экспертная оценка результатов психолого – педагогических исследований; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста | - полнота реализации цели и задач в ходе организации и проведения праздников и развлечений; – обоснованность применения форм, методов и средств организации и проведения праздников и развлечений; – точность распределения времени в ходе проведения праздников и развлечения; – организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации и проведении праздников и развлечений. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на семинарских и практических занятиях; - экспертная оценка сценария праздника (развлечения); - наблюдение и оценка организации праздника (развлечения) на разных видах практики; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей | – обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей; – точность интерпретации результатов диагностики уровня развития различных видов деятельности и общения детей;
– соблюдение этических норм в ходе анализа. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на семинарских и практических занятиях; - оценка самоанализа и анализа различных видов деятельности и общения детей на учебных занятиях и педагогической практике; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста | – обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей; – обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей; – обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса. | - оценка моделирования учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста на учебных занятиях и разных видах практики; - оценка организации и проведения учебного процесса в условиях детского сада; - оценка выполнения практического задания (решение ситуативной задачи) на практическом занятии и/или экзамене (зачете); - отзывы по итогам всех видов практики. |
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста | – полнота реализации цели и задач в ходе организации учебно – познавательной деятельности; – обоснованность применения форм, методов и средств в процессе организации учебно-познавательной деятельности; – организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации учебно – познавательной деятельности; - применение педагогических технологий в процессе организации учебно – познавательной деятельности. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на практических занятиях; - наблюдение и оценка работы с детьми на разных видах практики; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников | - организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – точность интерпретации результатов диагностики уровня сформированности знаний по образовательным областям. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на семинарских и практических занятиях; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Анализировать занятия | – соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности; – соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на семинарских и практических занятиях; - оценка самоанализа и анализа различных видов деятельности и общения детей на учебных занятиях и педагогической практике; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс | - соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования. | - оценка соответствия документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников | - соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов; - организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности. | - оценка педагогической документации в соответствии с нормативно – правовыми нормами; - наблюдение и оценка организации работы с детьми в соответствии с нормативно – правовой документацией. |
Создавать в группе предметно-развивающую среду | - обоснованность планирования и выбора дидактического материала, необходимого оборудования. | - оценка расположения дидактического материала на занятии; - наблюдение и оценка организации занятия с учетом требований по технике безопасности. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - обоснованность отбора психолого-педагогической, научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - наблюдение и оценка работы на семинарских и практических занятиях; - наблюдение и оценка использования опыта работы других педагогов в работе с детьми на всех вида практики; - оценка рефератов; - оценка портфолио. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | - соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - оценка педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования | - обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы; - владение методами исследования развития детей дошкольного возраста; – точность интерпретации результатов диагностики уровня сформированности знаний по образовательным областям; - обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами, возрастом детей; - организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста. | - оценка анализа подбора диагностических методик; - оценкарезультатов исследования; - оценка презентации проекта; - отзывы по итогам всех видов практики. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии; - наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики. | - наблюдение и оценка на учебных занятиях, и в процессе педагогической практики; - отзыв по итогам практики. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям; - самостоятельный поиск педагогически целесообразных методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - самостоятельное моделирование учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - самостоятельная организация психолого-педагогической исследовательской деятельности; – соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. | - наблюдение и оценка самостоятельной деятельности на семинарских и практических занятиях; - наблюдение и оценка работы с детьми на разных видах практики; - оценка планирования учебно – познавательной деятельности в дневнике педагогической практики; - оценка самоанализа и анализа работы с детьми в дневнике педагогической практики; - оценка результатов психолого – педагогических исследований. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста фактическим реалиям; - оперативность и адекватность принятия решений в нестандартных ситуациях. | - наблюдение и оценка решения педагогических задач; - наблюдение и оценка организации учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста на разных видах практики. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - обоснованность отбора психолого-педагогической, научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - наблюдение и оценка работы на семинарских и практических занятиях; - наблюдение и оценка содержания учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста на всех вида практики; - оценка рефератов; - оценка портфолио. |
Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста; - использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста; - грамотное владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами. | - наблюдение и оценка применения информационно – коммуникативных технологий на учебных занятиях; - наблюдение и оценка применения информационно – коммуникативных технологий во всех видах педагогической практики. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - готовность к сотрудничеству, работать в коллективе; - соблюдение принципов и норм делового (педагогического) общения в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса. | - наблюдение и оценка делового сотрудничества на учебных занятиях; - экспертное наблюдение и оценка делового сотрудничества на всех видах практики. |
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - планирование цели, способов мотивации, организации и контроля деятельности воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей | - оценка планов-конспектов; - наблюдение и оценка в процессе всех видов педагогической практики. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - самостоятельность в планировании повышения личностного и профессионального роста; - систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности. | - наблюдение и оценка самостоятельной педагогической деятельности; - оценка самоанализа педагогической деятельности; - оценка презентации программы сообразования. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности; – соответствие содержания поставленным целям; – обоснованность использования педагогических технологий. | - наблюдение и оценка на семинарских и практических занятиях, в процессе всех видов педагогической практики. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации; – использование здоровьесберегающих технологий на педагогической практике | - оценка документации. - наблюдение и оценка в процессе педагогической практики. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов; – организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами. | - оценка учебной документации; - наблюдение и оценка в процессе педагогической практики. |
[1]*Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.05 «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД.05 «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) ...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии специальность СПО 44.02.01 Дошкольное образование
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии специальность СПО 44.02.01 Дошкольное образование...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов 2 курса специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование
Контрольно – оценочные средства составлены на основании федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (№ 504 от 12.05.2014 г.) в соответствии с ...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» для оценки результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
Комплект оценочных средств разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.0...
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 06. «Организация различных видов этнокультурной деятельности» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.01«Дошкольное образование»
Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями работодателей к специальности СПО 44.02.01 «Дошкольн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования...