Программа по целеполаганию
рабочая программа на тему
Программа предназначена для работы с обучающимися 1 курса. Прохождение программы способствует формированию основ целеполагания, повышению осознания возможности достижения целей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_retsenziyu.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»
«Психологический тренинг»
(программа по целеполаганию)
Разработал:
Педагог-психолог
Борисенко А.В.
2016г.
Борисенко А.В. Психологический тренинг – программа по целеполаганию – ГПОУ КемТИПиСУ – 2016г.
Программа предназначена для работы с обучающимися 1 курса. Прохождение программы способствует формированию основ целеполагания, повышению осознания возможности достижения целей.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………….....4
Тематический план……………………………………………………………….6
Содержание программы………………………………………………………….7
Приложения………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе работа социально-психологической службы лицея направлена на изучение и развитие личностных компетенций.
Анализируя результаты диагностических исследований можно отметить, что большинство обучающихся умеют ставить перед собой цели, но совершенно не задумываются о средствах достижения и о полученных результатах.
При определении своих жизненных целей и перспектив подростки испытывают огромные субъективные трудности.
Слова «цель», «план» в этом возрасте – это устойчивый стереотип, который связан со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен реализовывать этот план и цель.
Очень важно помочь обучающим осознать, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют определение цели.
Таким образом, целью программы является помощь в формировании умения целеполагания у обучающихся
Задачами изучения является:
- Объяснить понятия «психологические тренинги»
- Узнать какие цели обучающиеся ставят на начало курса «психологические тренинги»
- Рассказать обучающимся, какие способы в достижении цели существуют.
- Показать обучающимся, какими способами они достигают цели.
- Обозначить возможные трудности и разобраться в способах их преодоления.
- Научить строить план и достигать его.
- Помочь обучающимся научиться распределять время.
- Научить обучающихся оценивать ситуацию при достижении цели и адекватно реагировать на нее.
- Сформировать умение отстаивать свои позиции.
- Показать обучающимся изменения после прохождения курса «психологические тренинги».
Структура программы стандартная.
Программа рассчитана на 17 учебных часов, в том числе 15 часов на практические работы. Также предлагаемые упражнения могут быть частью индивидуальных и групповых занятий.
Целевой аудиторией являются подростки 15-19 лет.
Каждое занятие включает в себя несколько обязательных этапов:
- Начало работы – разминка. Целью разминки является, сознание рабочего настроя. Мотивация на работу по теме.
- Работа по теме. Управления, предлагаемые в ходе работы подлежат обязательному обсуждения и привязки к реальной жизни.
- Обобщение результатов – подведение итогов.
- Домашнее задание направлено на закрепление результатов.
- Последнее групповое упражнение – направленное на достижение одной общей цели.
При изучении материала основным методом обучения является личностный тренинг. В программе используются беседы, дискуссии, «мозговые штурмы», мини-лекции, ролевые игры, упражнения. Предложенные упражнения ведущий может менять в зависимости от готовности группы.
Формы проведения учебных занятий определяются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки учащихся.
Необходимое оборудование и условия проведения: помещение для тренинга, бумага для рисования и для записи, наборы цветных карандашей по числу участников группы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Всего | теория | практические работы | ||
1 | Вводное: «Карта нашего пути» | 2 | 1 | 1 |
2 | Мои цели | 2 | 2 | |
3 | Преодоление препятствий | 2 | 2 | |
4 | План работы – что это? | 2 | 2 | |
5 | Время | 2 | 2 | |
6 | Мир чувств | 2 | 2 | |
7 | Мое место | 2 | 2 | |
8 | Жизнь по-новому | 2 | 2 | |
9 | В новый путь | 1 | 1 | |
Итого | 17 | 2 | 15 | |
17 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие №1. Вводное: «Карта нашего пути»
Цель занятия: Знакомство с группой, определение модели поведения на занятиях, информирование группы по основным вопросам связанных с программой, формирование мотивации.
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Знакомство | Познакомиться с группой | Раздать по 3 листика. На каждом листике участник должен написать свою фамилию, имя, отчество. Затем все собирается и раздается по 3 листика. Их задача найти свое имя, фамилию и отчество, с помощью общения друг с другом. | Все нашли свое? Быстро ли нашли свои имена? Что было тяжелее отдавать или просить? |
3 вопроса. Каждый из участников по кругу называет свое имя и отвечает на заданные ему вопросы. | Чем занимаешься в свободное время? Есть братья или сестры? Любимое время года? Любимый цвет? И т.д. | ||
Что такое тренинг? | Понимание обучающимися данного курса | Психологический тренинг – это групповая форма работы, где происходят психологические изменения личности, под руководством тренера, соответствующие целям и задачам курса. | Кто участвовал в каких-либо тренингах? Кто и что слышал о понятии «психологический тренинг»? |
Объяснение целей и задач тренингово курса | Понимание обучающимися, для чего необходим данный курс | Цель курса «психологические тренинги» - формирование вашего умения ставить перед собой цели и добиваться их. На этом курсе мы будем говорить о ваших желаниях и возможностях, о сильных и слабых сторонах вашего характера, о том, зачем необходимо учиться, работать, заводить семью и т.д. | Добивались ли вы уже чего-нибудь? Были ли сложности при этом? Отступали ли когда-нибудь от намеченной цели? |
Правила | Постановка рабочей атмосферы в коллективе | В каждом психологическом тренинги есть свои определенные правила, которым необходимо следовать для того, что бы общение была наиболее полным и продуктивным. Обучающимся предлагается самим подумать, каким бы правилам они хотели следовать, а так же есть необходимые правила: активность, конфиденциальность, «здесь и сейчас». | Зачем нужны правила? Каким бы правилам вы бы хотели придерживаться? Как бы вы хотели, что бы ваша группа поступала по отношению к вам? |
Опрос | Оценка своих качеств личности | Нужно оценить названное качество по 10 бальной шкале (насколько оно выражено)
| Тяжело ли было себя оценивать? В чем была трудность? |
Что у нас общего? | Показать, что у них есть много общего, что поможет в дальнейшем общению | На первом этапе обучающиеся делятся по два человека и записывают пять определений чего общего между ними. На втором этапе обучающиеся делятся на две подгруппы и записывают четыре определения чего между ними общего. На третьем этапе обучающиеся должны все вместе записать три определения, что между ними общего. | Когда наиболее сложно было писать определения? Что вызывало затруднения? Были ли вообще затруднения? |
Надо - хочу | Перевод с внешнего контроля их потребностей во внутренний | Обучающимся предлагается назвать три предложения со словом надо: «Мне надо…». Они должны назвать то, что они не хотят делать, но делают, потому что надо. Затем необходимо назвать тоже самое, но с фраза: «Я хочу…» | Тяжело ли было говорить: «Я хочу…»? Осознаете ли вы, что люди ничего не делают, если они этого не хотят? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Д/З | Постановка своей цели | Есть общая цель тренинга, но обучающимся необходимо подумать над собственной целью. | Зачем каждый из вас будет ходить сюда? |
Занятие №2. «Мои цели»
Цель занятия: Осознание, формулировка и обсуждение целей обучающихся.
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Приветствие | Настрой на занятие | Все встают с мест и здороваются следующим способом: По 1 хлопку поздороваться за руку 2 хлопка – по плечу похлопать 3 хлопка – коленками 4 хлопка – спинами | Все поздоровались? Как настрой на работу? |
Написание целей | Попробовать поставить перед собой цель | На прошлом занятии было задание подумать над собственной целью, которую возможно будет достичь в рамках курса «психологические тренинги». Сейчас вы должны будите их озвучить и записать на общий листок. | Как вы хотите добиваться этой цели? Как вы считаете, возможно, ли ее достичь? |
Радуга | Осознание своих жизненных целей | Каждый обучающий должен подумать о своих целях. Нужно представить свою радугу, созданную дождем и солнцем. Нарисовать ее на листке бумаги. Точки, где радуга опирается на горизонт – это настоящее и будущее. Там где радуга уходит за горизонт - нарисуйте цель, которая может быть не одна. | Какие цели нарисовали? Насколько реальны эти цели? Как мне достичь своей цели? Что зависит от меня, что от других? Какие препятствия могут встретиться на пути? От чего, возможно, мне придется отказаться? Что я выиграю? Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели? Как я отношусь к этой цели? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Прыжок | Психологическая разгрузка | Всей группе необходимо одновременно прыгнуть на одном месте. | Что помогло вам сделать это упражнение? |
Занятие №3. «Преодоление препятствий».
Цель занятия: Помощь в осознание своей способности оценивать ситуацию, преодолевать трудности при достижении цели.
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Рукопожатие в слепую | Создание доверительной обстановки | Участники группы закрывают глаза, и выстраиваются в две линии друг напротив друга. Протягивают руки и здороваются | |
Мое настроение | Состояние обучающихся на начало занятия | Нужно описать свое настроение, свой внутренний мир на данный момент в виде прогноза погоды. | Пасмурно или ясно? Ночь или день? Зима или лето? |
Мои сильные и слабые стороны | Осознание обучающимися своих сильных сторон личности | На листке бумаге необходимо нарисовать себя в виде духа, так, что бы в нутрии вас осталось пространство для дальнейшей работы. После того как рисунок окончен, впишите во внутрь своего духа, те качества, которые помогают вам идти к цели, а с внешней его стороны те качества, которые препятствуют достижению цели. | Где качеств получилось больше? Хотели бы вы избавится от слабых? Вы можете избавиться от них? Что для этого необходимо? |
Преодоление препятствий | Эмоциональное включение в проблему, ощущение собственной способности к преодолению | Участники выстраиваются в ряд на узкой «тропинке» вдоль края «пропасти». Выбирается один из участников, которому нужно пройти по тропинке, преодолевая трудности, которые пытаются помещать. Остальные участники придумывают препятствия, которые могут быть моральные, физические, материальные, эмоциональные, интеллектуальные и т.д. Одно условие – не наносить друг другу физического и морального ущерба. Каждый из участников должен обязательно побывать в роли «препятствия», и в роли «преодолевающего». | Легко ли было преодолевать препятствия? Что было легче преодолевать или быть препятствием? Какое препятствие оказалось самым трудным? Все ли препятствия оказались преодолимыми? Что вы использовали для преодоления? |
Оценка ситуации | Осознание своей способности оценивать ситуацию, выработка навыков оценки ситуации | Предлагается обучающимся оценить возникающие препятствия. Оценка проблемы осуществляется в 3 этапа: первичная, вторичная, переоценка. Первичная - эмоциональная оценка. Вторичная – рассмотрение вопроса преодоления препятствия «Что делать?»: 1-дать немедленный ответ, 2-подумать, избрать стратегию поведения. Здесь можно использовать людей для помощи и опыт. Переоценка – результат повторного рассмотрения события. Работа проводится в группах по преодолению препятствий, затем индивидуально. | Какие эмоции вызывает данное препятствие? Сможете ли вы достигнуть цель? Что делать? Как преодолевать? Кто может помочь? Что может помочь? Как ты делал раньше? Что поменялось? Изменилось ли твое отношение к препятствию? |
Круг доверия | Командное достижение цели | Всей группе необходимо построится в круг, руки держать на уровне груди ладонями наружу. Сначала можно сделать с открытыми глазами, затем с закрытыми. Все участники группы должны одновременно медленно перейти с одной стороны на другую. Аккуратно. Это упражнение доказывает, что по цели можно добиваться по-разному (не обязательно во что бы то ни стало пробиваться к цели, расталкивая всех, если ты бережно отнесешься к окружающим, то и они отнесутся к вам так же). | Легко ли было выполнять задание? Как сложнее с открытыми или закрытыми? Почему? Что мешало довериться группе? |
Резюме ведущего | В жизни никогда не бывает, что человек не испытывает стресс, негативные эмоции, состояние личностного или жизненного кризиса. Человек может научиться эффективно вести себя в подобных ситуациях, сохраняя свое здоровье и благополучие, а также здоровье и благополучие близких ему людей. Принятие решения и успешное преодоление трудностей – это ответственность самого человека. | ||
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Изменилось ли настроение? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Занятие № 4. «План».
Цель занятия: Формирование умения в постановке цели и построения плана к ее достижению.
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Хорошее и плохое | Научиться «заглядывать» в себя | Расскажите о двух событиях, которые с вами случились в течение прошлой недели. Одно из событий должно быть радостным, другое печальным. | Какое из событий было легче вспомнить? Вам нравится, что вы поделились ими с группой? |
Выстроится по… | Сплочение коллектива, снятие напряжения и барьеров в общении | Группе необходимо молча, выстроится от меньшего к большему по следующим принципам: - по длине волос - по числу видимых пуговиц на одежде - по количеству родных братьев и сестер - по «алфавиту», в соответствии с буквами, с которых начинается их имена. | Легко ли было выполнять упражнение? Что или кто помог его выполнить? |
План – что это? | Понимание достижения цели | Обучающиеся должны объяснить понятие «План», его необходимость. | Что такое «План»? Зачем он нужен? |
5 шагов | Научиться простраивать план на перспективу | 1. В начале упражнения обучающимся необходимо выбрать одну главную цель, которую им придется достигать, когда они выйдут из стен лицея 2. Придумать идеальный образ человека, который может достичь эту цель (пол, возраст, успеваемость, материальный статус, внешность) 3. Затем, обучающимся нужно назвать все то, что этот воображаемый человек должен сделать для того, что бы достичь цель, которую обучающиеся задумали в виде мозгового штурма. (Разбиться на 4 группы, 2 группы, одну общую) 4. Из всех названных пунктов, необходимо выбрать 5, которые являются наиболее значимыми, и выстроить их по порядку. | Можете ли вы быть этим идеальным человеком? Можете ли вы пройти эти пять этапов и достичь намеченной цели? |
Цель на неделю (д/з) | Построение плана и его достижение | Обучающимся, необходимо поставить перед собой одну цель, которую они могут выполнить в течение недели и простроить как можно более подробный план к ее достижению. | Сколько пунктов плана Вы написали? Подробно ли Вы описали путь достижения цели? |
Перевернуть плед | Совместное взаимодействие группы в достижении цели | Группе необходимо встать на плед, а затем перевернуть его на изнанку не слезая с него. Если это упражнение легко удалось, то плед сворачивается вдвое и дается такое же задание. | Легко ли было выполнять упражнение? Кто или что помогло вам в его выполнении? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Занятие №5. «Время».
Цель занятия: формирование у обучающихся внутреннего ощущения времени.
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Оттаивание | Включение в тему занятия, сплочение группы, развитие взаимодействия друг с другом | Участники, предупреждаются, что во время упражнения нельзя разговаривать, общаться можно только с помощью звуков и жестов. Участники начинают ходить по комнате в удобном им ритме. Ведущий говорит: «Представьте, что вы очень старые люди и вам 100 лет. Встречаясь с таким же дряхлым стариком, как вы, посмотрите на него и поприветствуйте кивком головы. Теперь вы стали немного моложе: вам уже 80 – поприветствуйте тех, кто проходит мимо вас, помахав им правой рукой. Сейчас вам 70 – приветствуйте всех левой рукой. Вы еще помолодели, вы крепкий 60-летний человек – помашите проходящим обеими руками. Теперь вам 50 лет – всем проходящим дружески кладите руку на плечо. Теперь вы должны двигаться как полный жизни 40-лнтний человек, хлопайте ваших знакомых по плечу. Сейчас вы стремительный 30-летний, слегка коснитесь каждого проходящего, стараясь при этом не давать им касаться себя. А теперь остановитесь и замрите та, где стоите. И вот вы сейчас – дикие 20-летние, вы гоняетесь, друг за другом, прыгаете и хватаете за ухо, стараясь, чтобы не схватили вас. Остановитесь!!! Сейчас вы юные тинэйджеры, вы носитесь туда-сюда. Быстрее, быстрее, избегая столкновения. Стоп! Замрите, закройте глаза. Почувствуйте свой возраст. Теперь откройте глаза и садитесь на места». | В каком возрасте вы чувствовали лучше \ худе? Что помогла почувствовать себя хорошо? Разозлился ли я на кого-то? В каком возрасте вы сейчас себя ощущаете? На сколько быстро может пролететь время? |
Время – это… | Понимание времени | Обучающиеся должны сказать, с чем у них ассоциируется слово время | Что для вас время? Нужно ли себя ограничивать во времени? |
День из жизни | Уметь правильно распределить время | Обучающимся необходимо с помощью одних глаголов составить рассказ про один рабочий день из жизни человека той профессии, которой они обучаются. Один участник говорит один глагол, другой подхватывая его, говорит следующий и так по очереди. | Правдивый ли рассказ у вас получился? Хотели бы вы что-нибудь еще добавить в него? |
Распределение времени круг | Осознание рационального распределения времени | На розданных листках нужно описать в нескольких словах, что ты делаешь в каждой отведенной области: Учеба…… Работа…. Любовь и дружба….. Досуг….. Жизненно необходимые нужды…. Затем расписать сколько часов недели, состоящей из 168 часов, ты обычно посвящаешь каждой из областей деятельности? В каждом случае проставь в конце примерное количество часов: Учеба = ___ часов Работа = часов Любовь и дружба = ___ часов Досуг = ___ часов Жизненно необходимые действия = ___ часов Итого = 168 часов Нарисовать круг и внеси в пустой круг твое недельное распределение времени | Доволен ли ты тем, как ты распределяешь собственное время? Для чего бы ты хотел иметь больше времени? На что ты хотел бы тратить меньше времени? Что ты можешь реально предпринять, чтобы достичь соответствующих перемен? Сколько времени я трачу попусту? Позволяю ли я себе в свободное время предаваться досугу, или я считаю, что нужно быть постоянно активным |
Тест «Сова-жаворонок-Голубь» | Понимание собственного ритма жизни | На листиках каждый отвечает на тест, подсчитывает результаты и определяет свои биоритмические часы. | Кто такой жаворонок? Сова? Голубь? Чем они характеризуются? Согласны с результатами? Как вы должны распределяют свои силы и занятия? |
Машина времени | Изменить отношение к ситуации | Обучающимся нужно представить, что изобретена машина времени, которой они могут воспользоваться, что бы перенестись в тот момент, который они хотели бы изменить | Почему именно эта ситуация? Можно ли сейчас что-то изменить в той ситуации? |
Число 7 | Командное достижение цели | Группе необходимо показать всем вместе число 7 на пальцах одной руки | Легко ли было выполнять упражнение? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Занятие №6. «Мир чувств».
Цель занятия: Способствовать формированию адекватного реагирования на меняющуюся окружающую среду при достижении цели
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Желаем всем хорошее настроение | Создание рабочего настроя | Ведущий говорит предложение «Встаньте те, кто…» и называет какое-то качество или действие. Обучающиеся, которые могут это к себе отнести – встают: - Встаньте те, кто сегодня чистил зубы - Встаньте те, кто любит мороженое - Встаньте те, у кого есть брат или сестра - Встаньте те, кого в семье больше 2 детей - Встаньте те, кто любит поспать - Встаньте те, кто испытывал сильные чувства, эмоции - Встаньте те, кто знает, что такое любовь | |
Что я чувствую сейчас | Настроить обучающихся на их внутренние ощущения | Каждому из группы нужно высказать свои чувства, которые он испытывает в данный момент, и испытывают в повседневной жизни. Это могут быть как физиологические, так и психологические. (Скука, страх, восторг, интерес, грусть, радость, злость, уныние, удивление, обида, спокойствие). | Что вы ощущаете на данный момент? Нравится ли вам эти ощущения? Хотели бы вы их изменить? Что для этого необходимо? Какие эмоции вы испытываете в повседневной жизни? Где чаще всего – дома, в лицее, на улице с друзьями и т.д. |
Работа с карточками | Осознание внешнего проявления чувств | Участники выбирают из мешка карточку с эмоцией или чувством. Затем в общем кругу каждый должен показать ее, а остальные – угадать. | Что сложнее показывать или отгадывать? |
Польза – вред | Понимание эмоций и чувств | Обсуждение и разграничение понятий эмоции и чувства. Определение пользы и вреда всех названных чувств. | Что такое эмоции и чувства? В чем разница? Назовите пользу и вред. |
«Карта страны чувств» | Осознание своего очага чувств | Участника предлагается обозначить на контуре человека место, где располагаются чувства. Можно вспомнить самое «+» или «-» событие эмоционально окрашенное и обозначить его. «Наши эмоции – это не просто временные состояния: они оставляют следы в нашей душе, и в теле, и в отношениях с окружающими нас людьми. Поэтому заботиться о своих эмоциях – означает заботиться о себе и своих близких». | Где находится очаг? Какое это событие? |
Магазин счастья | Осознание своих чувств | Каждый взвешивает наличие своих эмоций и чувств. Участникам предлагается 1 раз сходить в магазин и приобрести то или иное чувство, но взамен отдать свое | Сложно было менять чувства? Сможете ли вы без них? |
Дискуссия | Способствовать развитию навыков эмоционального самоконтроля | Обсуждение на темы: Можно ли контролировать чувства? Эмоции? Поведение? Затем группа разбивается на микрогруппы, где они рассматривают способы контроля, способы эмоциональной разрядки. | Можно ли контролировать чувства? Эмоции? Поведение? Какие способы контроля вы знаете? Что применяете? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете сейчас? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Занятие №7. «Мое место».
Цель занятия: Формирование умения отстаивать свои позиции в достижении цели
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Какое я животное | Внутреннее состояние обучающихся | Каждому из обучающихся необходимо нарисовать себя в виде какого-либо животного | Что чувствует это животное? Есть ли вокруг него еще кто-то? |
За бортом | Умение аргументировать свои позиции | Все участники должны представить, что они находятся на воздушном шаре, но тут шар подводит и резко начинает сбрасывать высоту. Для того, что бы шар набрал высоту, необходимо скинуть с борта двух человек, которые летят, что бы смогли выжить все остальные. Каждому участнику выдается своя роль. И следуя ей необходимо отстаивать свое право на выживание. | Почему вы выбрали именно этих героев? Тяжело ли было сделать выбор? Как вы отреагировали, что вашего героя сбросили с борта? |
Коллективные рисунки | Совместное взаимодействие группы | Данное упражнение выполняется в три этапа:
| Когда рисунок получился более точным? Когда было более приятно получить результат? |
Я на дереве сижу | Нахождение удобного места | Каждый из участников должен нарисовать своего человечка на дереве, которое получилось в предыдущем задании | Почему вы выбрали именно это место? |
Сидячий круг | Улучшение взаимоотношений в группе | Всем обучающимся предлагается выстроится друг за другом кругом, а затем сесть друг другу на колени. После чего необходимо еще попробовать пройти по кругу. | Легко ли было выполнять упражнение? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Занятие №8. «Жизнь по новому».
Цель занятия: Взгляд обучающихся на свои цели по окончанию курса «психологические тренинги».
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Хвасталки | Осознание обучающимися, что они уже чего-то добивались | Каждый из участников должен рассказать об одном из своих достижений в жизни, которые он уже совершил. Главное, что бы эти достижения были значимы для самих обучающихся | Приятно ли тебе было поделиться с группой? Какие были эмоции когда ты этого достиг? Хотел бы ты вновь испытать такие эмоции? |
Я уже умею | Направление мыслей на достижение цели | Обучающимся предлагается сказать, то чего бы они хотели достичь, но так как будто они этого уже этого достигли. Фраза должна начинаться со слов: «Я уже умею…» | Какие ощущения вы испытывали выполняя это упражнение? Можете ли вы что-то сделать, что бы это реально исполнилось? |
Что такое успех? | Осознание успешной жизни | Каждому обучающемуся предлагается выговориться на тему: «Что для меня значит успех?» | Почему именно это для вас является успехом? |
Мел судьбы | Понимание обучающимися, что для них является самым важным в жизни | Это упражнение немного перекликается с фильмом «Дневной дозор», где Константин Хабенский искал мел судьбы, что бы написав им одну фразу полностью исправить свою жизнь. Теперь обучающимся предлагается взять в руки фломастер и представить, что это «мел судьбы», которым они могут полностью определить свою судьбу, для этого необходимо написать одну главную цель. Цель должна быть: конкретной, реальной, позитивной. | Что можно сделать для достижения этой цели в ближайшие 5 лет? Что можно сделать для нее в течении этого года? |
Линия жизни | Узнать планы обучающихся на будущее | Обучающимся необходимо нарисовать линию – это линия жизни и отметить на ней место, где они находятся сейчас на данный момент своей жизни. Затем отметить важные события из прошлого и будущего | Какой отрезок жизни было прописывать тяжелее? Нравится ли вам, то что получилось? |
Я хочу… | Осознание обучающихся своих изменений | Обучающимся предлагается завершить фразу «Я понял, что я хочу…» | Чувствуете ли вы какие – либо изменения? Нравятся ли вам эти изменения? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Занятие №9. «В новый путь».
Цель занятия: Помощь в позитивном планировании обучающихся своего будущего, подведение итогов.
Название | Цель | Описание | Вопросы |
Ладошка | Предоставление возможности выразить сове положительное отношение друг к другу | Каждый из участников на листке А4 рискует свою ладошку. В центре пишет свое имя, в каждом пальце – то, что нравится в себе самом. Затем лист передается по кругу и каждый из участников в течение 30 секунд пишет, что ему нравится хорошее в хозяине этого листка. Затем листик возвращается к хозяину. | Как вам отношение других людей к вам? Что понравилось? Что нового узнали? |
Каким я вижу себя | Взгляд на себя после оценки других | Обучающиеся должны описать, каким они себя видят в будущем. | Изменился ли взгляд на себя после предыдущего упражнения? |
Опрос | Сравнение оценки своих качеств личности | Нужно оценить названное качество по 10 бальной шкале (насколько оно выражено)
Затем выдаются листочки с первыми результатами и проводится сравнительный анализ. | Что поменялось? В какую сторону? На сколько реальны результаты? Чтобы еще хотелось изменить? |
Что я получил | Осознание своих изменений | Каждому из участников необходимо рассказать, что он получил на занятиях «психологические тренинги» | Что полезного вы извлекли? Добились ли вы цели, которую ставили в начале занятий? |
Путешествие | Направление чувств на свои внутренние переживания | Группе предлагается закрыть глаза и представлять путешествие в IXX век. | Какие ощущения вы испытывали? Что вас взволновало? |
Обратная связь | Выплеск эмоций | Высказывание обучающимися своих чувств и эмоций, которые они испытывают после занятия. Что интересного они узнали и как они оценивают данное занятие. | Какие чувства вы испытываете? Если присутствует негатив, обязательно выскажите. |
Приложение № 1
Диагностика «Сова, голубь, жаворонок»
1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился (ась) спать?
а) после часа ночи;
б) до десяти;
в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.
2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?
а) что-то существенное, и побольше;
б) Стакан сока или чая;
в) Можно вареное яйцо или бутерброд.
3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?
а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю!
б) ближе к вечеру;
в) не могу точно вспомнить.
4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чаепития;
в) мне в общем-то все равно, когда пить чай...
5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?
а) обязательно - часа на полтора-два;
б) по-моему, это не обязательно...
в) нет.
6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?
а) я иногда готов(а) его разбить;
б) в принципе нет;
в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.
7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?
а) сплю, сколько хочу;
б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;
в) сложно сказать.
8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось?
а) получилось меньше минуты;
б) получилось больше минуты;
Вопросы | а | б | в |
1 | 0 | 3 | 6 |
2 | 6 | 0 | 3 |
3 | 3 | 6 | 0 |
4 | 6 | 3 | 0 |
5 | 0 | 6 | 3 |
6 | 6 | 3 | 0 |
7 | 3 | 0 | 6 |
8 | 6 | 3 | 0 |
в) попал (а) почти в точку.
0-18 баллов. Ты - "жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке "Кто рано встает, тому Бог дает?" Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь переделать уйму дел!
21-33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что - ты типичная "сова"... Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты, что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и даже космонавты...
34-48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей - к "аритмикам". (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково "голуби"). У тебя нет четких установок только рано вставать лил, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это твой огромный плюс!
Приложение №2
Список эмоций и чувств
Список литературы
- Детская практическая психология / под. ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
- Ежова И.Н. Рабочая книга практического психолога / Серия «психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320с.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинг. - М.: Смысл, 2002 - 80 с.
- Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., Рыдалевская Е.Е., Яцышин С.М., Микляева А.В., Кудрявцева Н.В. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. – М, 2009. – 270 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 1998. - 160 с.
- Фопель К. Создание команды. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.
- http://azp.ru
- http://universalinternetlibrary.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованием ФГОС
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученик...
Статья на тему: «Целеполагание на учебном занятии: аспекты требования ФГОС»
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают ...
Статья "Организация целеполагания на занятиях со студентами колледжа"
Реализация требований ФГОС ООО к метапредметным результатам обучения....
Организация целеполагания на занятиях по спец.предмету в колледже
На каждом занятии учащийся должен не только получать определенный набор знаний но понимать цель их получения . Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической...
Целеполагание (презентация)
Целеполагание на уроках английского языка...
Статья " Целеполагание в производственном обучении "
Сущность процесса производственного обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание (целеполагание в педагог...
Классный час на тему "Карьера. Планирование и целеполагание"
Целью классного часа являестся знакомство обучающихся с понятием «Карьера» и основами планирования и целеполагания. Материал и форма проведения способствует формированию идеи о необходимос...