Статья на тему: «Целеполагание на учебном занятии: аспекты требования ФГОС»
статья по теме

Дроздова Ирина Витальевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drozdova_i.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дроздова И.В.,

мастер производственного обучения

Колледж Петербургской моды

Санкт-Петербурга

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ: АСПЕКТЫ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые становятся инвариантной основой образовательного процесса. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. Целеполагание в педагогическом и психологическом смысле направлено на изменение сознания обучающегося, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включение личности ребенка в планирование своей учебы, осознание своих результатов, в конечном итоге – превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Определение цели учебного занятия – это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. В содержании целей занятия должны быть сформулированы теоретические обобщения, понятия и мировоззренческие идеи, обозначены интеллектуальные и практические умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть.

Процесс формулирования цели, её раскрытия был назван Ю.А. Конаржевским целеполаганием.

Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями педагога я и др.

Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:

- цель урока формируется из трех основных аспектов: обучающего (познавательного, когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в образовательном процессе реализуются комплексно;

- при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы;

- в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях, фактах, понятиях, которые необходимо учащимся усвоить на уроке; об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут формироваться у учащихся в ходе работы на уроке; о морально-этических и духовных качествах на развитие которых направлено содержание учебного материала.

Обучающие цели урока включают овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.

Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно- ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Отслеживать деятельность обучающихся по осуществлению целеполагания можно по следующим параметрам:

- постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;

- изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;

- расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного представления отдаленного будущего;

- развитие у ребёнка рефлексивных способностей, которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления учением в целом (при этом ученик становится субъектом учебной деятельности);

- изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся - от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля.

Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса с требованиями ФГОС.

           В данной статье разработаны рекомендации об организации учебного процесса, дана обоснованная направленность проектирования и реализации образовательного...

Статья на тему "Незаконный оборот наркотиков: международные аспекты"

Статья в журнале "Этносоциум и межнациональная культура"...

Статья на тему: Усвоение обучающимися учебного материала на занятиях профессионального цикла по профессии «Оператор швейного оборудования» в группах с ограниченными возможностями здоровья

Для усвоения обучающимися учебного материала, через развитие его познавательного интереса,полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях, наряду с тр...

Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретическ...

статья "Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом требования ФГОС СПО" (сентябрь 2019)

Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом требования ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Целеполагание педагога как условие реализации требований ФГОС нового поколения

Как и любая деятельность человека, профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с учащимися как профессиональную д...