Статья " Целеполагание в производственном обучении "
статья

Гарышева Надежда Александровна

Сущность процесса производственного обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание (целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности) производственного обучения необходимо рассматривать с разных сторон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                            Гарышева Н. А.., мастер п/о

                                                                                                     СПб ГБ ПОУ НК им. А.Г. Неболсина

Санкт-Петербург

Целеполагание на уроке производственного обучения

        

 Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

Сущность процесса производственного обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание (целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности) производственного обучения необходимо рассматривать с разных сторон.

Прежде всего, производственное обучение реализует общие цели начального профессионального образования, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации для включения человека в производственную среду в соответствии с его интересами и способностями. Для каждого человека его профессиональное образование выступает в двух значениях:

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку человек раскрывает свои способности в труде, и в первую очередь в профессиональном труде;

- как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики; как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда.

2. Воспитание граждан - социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, деятельности предприятия, фирмы, учреждения, где они работают, за охрану природы, за судьбу страны и мира.

3. Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в квалифицированных рабочих, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором.

В таком толковании целей профессионального образования актуальным является вопрос о приоритетности цели профессионального образования как средства самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики (гуманизация профессионального образования) и цели профессионального образования, направленной на удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах (технократизация профессионального образования), выражающейся в формировании у учащихся прочных профессиональных умений и навыков.

Не отрицая важности и своевременности усиления внимания к разностороннему развитию личности будущего квалифицированного рабочего, тем не менее следует сказать, что вооружение их прочными, разносторонними знаниями, умениями и навыками для качественного выполнения работ по осваиваемой профессии является не менее важной задачей, определяющей их место в современных условиях и требованиях рынка труда.

Общие цели начального профессионального образования конкретизируются в общих требованиях к выпускнику профессионального учебного заведения - своеобразной его «модели», которыми необходимо руководствоваться при проектировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса:

- владение знаниями и умениями в соответствии со стандартом профессионального образования, необходимыми для успешного выполнения деятельности по полученной профессии, специальности, для адаптации в современных условиях жизни и производства;

- сформированный умственный потенциал, развитый интеллект и волевые качества, развитая память, способность разумно действовать, справляться с производственными и жизненными обстоятельствами; способность творчески мыслить, анализировать возникающие производственные и жизненные ситуации, оперативно принимать самостоятельные решения, делать выводы, предвидеть последствия своих действий;

- развитые личностные качества: реалистичные представления и способность к адекватной самооценке по отношению к себе и другим людям; сформированные высокие морально-нравственные, этические и эстетические ценности; уважительное отношение к окружающим, способность к сочувствию и сопереживанию; настойчивость в учебе и работе; умение отстаивать свои убеждения; независимость в мышлении и поведении; уверенность в своих силах и способностях;

- развитая потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;

- способность к рефлексии собственной деятельности: умение анализировать, контролировать и оценивать свои действия, понимать причины своих ошибок и затруднений, намечать пути и способы их устранения и предупреждения; способность «учиться на ошибках», находить пути и способы повышения качества эффективности учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

Другой аспект целеполагания производственного обучения – производительный труд и обучение учащихся. Как уже отмечалось, формирование трудовых умений и навыков в процессе производственного обучения осуществляется в основном в процессе выполнения учащимися учебно-производственных работ, в процессе производительного труда (в широком смысле этого понятия), выпуска реальной продукции. Такая взаимосвязь обучения с производительным трудом предопределяет разделение целей производственного обучения на цель учебную - научить и цель производственную - сделать, обработать, пошить, обслужить, построить, вспахать и т.п.

При обучении учащихся в процессе производительного труда зачастую создается впечатление, что, если учащиеся что-то делают, выпускают продукцию - значит, они учатся, у них формируются необходимые умения и навыки. Такое мнение в определенной степени оправданно, но далеко не абсолютно. Производственная цель - выполнить работу закрывает и мастерам, и учащимся учебную цель - научить, научиться работать.

Производственное обучение потому и называется обучением, что это прежде всего учебный процесс. Производительный труд учащихся является не целью, а только средством обучения, хотя в последние годы, в связи с ограниченным финансированием учебных заведений и необходимостью «выживания», производительный труд учащихся приобретает зачастую первостепенное значение. Это можно понять, но трудно оправдать. Ведь правильно организованный, методически обоснованный процесс научения обеспечит и качество, и количество продукции, и необходимую «отдачу» затрат на обучение.

С разделением целей производственного обучения на цели производственные и цели учебные связан еще один аспект целеполагания процесса производственного обучения: целей педагога – мастера производственного обучения и целей учащихся. Для мастера учебные цели трудовой деятельности учащихся первостепенны (по крайней мере так должно быть. Для учащихся первостепенными, как правило, являются цели производственные, для них главное - как правильно, качественно, производительно выполнить задание.

Педагогическое искусство мастера производственного обучения как организатора и руководителя учебного процесса заключается именно в том, чтобы на каждом этапе производственного обучения, на каждом уроке, занятии превратить производительный труд учащихся в труд учебный.

Урок производственного обучения отличает от урока теоретического обучения то, что комплексная цель урока (занятия) производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии (специальности). В результате трудовой деятельности учащихся на уроке (занятии) производится какой - либо материальный продукт труда. Его изготовление предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на уроке п/о, является умение применить технологические знания и умения на практике.

 Литература:

1. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся профтехучилищ. - М.: Высшая школа. 2000.

2. Крылова О.Н.,  Муштавинская  И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. – СПб: КАРО. 2013.

Методы обучения. Классификации методов обучения.

Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа).По источнику передачи знаний выделяют следующие методы: словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование); наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, компьютерных программ); практические: упражнение (устное, письменное, графическое, вос-производящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения: объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают; репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя; проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания; частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем; исследовательский – ученики осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем. Ю. К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности. Он предложил следующие основные группы методов обучения. Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная игра, учебная дискуссия, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий: словесный, наглядный, практический; индуктивный, дедуктивный, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля. В.А.Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения: коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы; познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала; преобразовательный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков; систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний; контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция.

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.      В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".      В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
  • лекция;
  • беседа;
  • рассказ;
  • инструктаж;
  • демонстрация;
  • упражнения;
  • решение задач;
  • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
  • словесные;
  • наглядные:
  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
  • использование технических средств;
  • просмотр кино- и телепрограмм;
  • практические:
  • практические задания;
  • тренинги;
  • деловые игры;
  • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
  • объяснительный;
  • иллюстративный;
  • проблемный;
  • частичнопоисковый;
  • исследовательский;
  • по логичности подхода:
  • индуктивный;
  • дедуктивный;
  • аналитический;
  • синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый, или эвристический, метод;
  • исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Объяснительно-иллюстративный метод обучения- метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. Репродуктивный метод обучения- метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Метод проблемного изложения в обучении- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

                                         Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

     Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические.

 К педагогическим средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерные классы;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Классификация методов обучения

      В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.       Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.      1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:  а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);      б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.      2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):      а) приобретение знаний;      б) формирование умений и навыков;      в) применение приобретенных знаний;      г) творческая деятельность;      д) закрепления;      е) проверки знаний, умений и навыков.      3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются: а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;      б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).      4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной      деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:     а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);      б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);      в) проблемное изложение знаний;      г) частично-поисковый (эвристический);      д) исследовательский.      5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:  а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;      б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.      6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:      а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:      словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),      репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),      методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;      б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:      методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в      учении;      в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.      7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).      8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.      а) Монологические методы:      - лекция;      - рассказ;      - демонстрация.      б) Формы сотрудничества:      - индивидуальные;      - групповые;      - фронтальные;      - коллективные.      в) Диалогические методы: – беседы.      9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:      а) искусственное (школьное);      б) естественное (окказиальное).      Этим методам соответствуют два метода обучения:      а) преподносящее;      б) поисковое.      10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:      а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);      б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:      - классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;      - метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;      - ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;      - банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;      - микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;      - дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);      в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:      — импрессивные методы;      — экспрессивные методы;      — практические методы;      — учебные методы;      г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.      Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных.      Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, — может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”.      11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:      - Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.      - Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.      - Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.      - Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.      - Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.      - Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения.      - Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).      В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.      В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение      их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.      По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).      Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контроль но-коррек-ционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

Следующая >1 2 3

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основные технологии в производственном обучении"

В статье отмечена одна из важных педагогических задач образовательной системы - это поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через применение на уроках производственно...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья Формы организации производственного обучения

Статья Формы организации производственного обучения...

Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...

Статья "Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"

Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....

Статья "Роль мастера производственного обучения вождению в учебно-воспитательном процессе "

В этой статье говорится о тонкостях работы мастеров производственного обучения вождению...