Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"
учебно-методический материал на тему
Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvitsa.docx | 430.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ольховская детская школа искусств» Ольховского муниципального района Волгоградской области
Буквица
(предмет: композиция станковая)
Подготовила преподаватель класса
«Живопись» Мухамедова Л.В.
«Ольховская детская школа искусств»
с.Ольховка
Открытый урок на тему: «Буквица»
Рисование элемента оформления книги – буквицы.
Цели: Создать условия для выполнения элемента оформления книги - буквицы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с историей книгопечатания, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.
Формировать умение составлять эскиз буквицы.
Коррекционные :
Развивать навыки определять структуру узора, умение последовательно вести работу над декоративным рисунком, творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве оформления книги, совершенствовать пространственную ориентировку детей в листе бумаги. Развивать навыки работы в группе.
Воспитательные:
Воспитывать чувства прекрасного, гордости творениями наших предков, стремления и умения видеть красоту.
Оборудование: бумага, кисти, гуашевые краски, компьютер, обучающие методические работы и иллюстрации, таблицы с видами орнаментов, работы учащихся.
Тип урока: комбинированный урок-практикум.
Орг. момент.
Проверка готовности к уроку
Мы с вами продолжает говорить о книжной графике.
Тема нашего урока «Рисование элемента оформления книги – буквицы.»
Давайте попробуем предположить, о чем мы сегодня будем говорить, чем будем заниматься на уроке?
Можем ли мы точно сказать, что такое буквица?
Рассмотрите иллюстрации и предположите, что такое буквица?
Содержание
Сейчас я предлагаю посмотреть презентацию и получить точные исторические сведения о том, что такое буквица, где она использовалась, как появились первые книги.
Историческая справка
Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности.
С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., в пергаменных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшения использовалась буквица .
Строчку за строчкой писал переписчик ( не любой человек, а грамотный, художественно одаренный) толстые книги. Бывало, чтоб переписать одну книгу, уходило несколько месяцев, а то и годы. Для изготовления использовались самые лучшие материалы. Писали книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. А богослужебные книги часто заключались в серебряный или другой металл, украшали золотом и драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.
Буквицу ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом. Самым древним орнаментом был растительный орнамент. В растительном стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы - стебли, листья, цветы и другие растительные элементы.
Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка.
Позднее, с начала XV века развиваются два новых стиля – оформление буквицы плетеный и более сложный растительный.
Кстати, ребята, обратите внимание: буквицу, раньше очень часто писали красным цветом – краской ярко-огненного цвета, называемой киноварью. Буквы, написанные киноварью, ставились в начале текста и символизировали начало новой строки. Отсюда и пошло понятие «красная строка», которая тоже символизирует начало абзаца.
Таким образом, ребята, буквица служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует его начало.
Так буквицы дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетных и журнальных статьях.
Закрепление полученных знаний:
-Что такое буквица?
-Где мы можем сейчас увидеть буквицу?
Выполнение практической работы
Задание:
Выполнить на листе буквицу – первую букву своего имени, оформляя растительным, геометрическим или зооморфным орнаментами.
Этапы выполнения рисунка:
- Нарисовать крупно букву ( печатную или письменную – по желанию)
- Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
- Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.
Рефлексия.
Что такое буквица?
Для чего использовались буквицы?
Выставка работ учащихся. Оценивание работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации преподавателям по предмету «Композиция прикладная»
Методические рекомендации к рабочей программе по предмету «Композиция прикладная» по ФГТ....
Мастер-класс "Снеговички" подарок к Новогоднему празднику предмет композиция прикладная.
Показываю учащимся последовательность выполнения "Снеговичков" из глины в рельефе. Затем изделие обжигается в муфельной печи и покрывается белой водоэмульсией. По белому фону гуашью росписываем и зате...
Открытый урок по теме «Дипломная работа» по программе «Композиция» выпускников 4 класса ДХШ Калашниковой Людмилы Юрьевны
Цель системы уроков:Формирование системы умений видеть и понимать жизненные явления, развитие индивидуальных наклонностей и способностей, необходимость стремления к профессиональной ориентации...
Открытый урок на тему: "Мир вещей -- натюрморт" (предмет: живопись, композиция 1 класс ДШИ).
Познакомить учащихся с понятием "натюрморт", научить различать стили художественного произведения. Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного ис...
Открытый урок на тему: "Рисование природных форм листья липы и клёна" (предмет: рисунок, живопись, композиция)
Изображение природных форм: деревьев, цветов, листьев даёт не только дополнительный опыт рисования, но и развивает художественный вкус, чувство прекрасного. работа с натуры также является материалом б...
"Два комочка котят" мастер-класс ( предмет: композиция прикладная 1 класс), презентация.
Последовательное выполнение работы из глины в рельефе....
Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".
Урок проведен с учащейся 3 класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....