Открытый урок на тему: "Мир вещей -- натюрморт" (предмет: живопись, композиция 1 класс ДШИ).
учебно-методический материал на тему
Познакомить учащихся с понятием "натюрморт", научить различать стили художественного произведения. Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом. Учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_veshchey_-_natyurmort.docx | 548.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ольховская детская школа искусств» Ольховского муниципального района Волгоградской области
Мир вещей – натюрморт
(предмет: композиция, живопись 1 класс)
Подготовила преподаватель класса
«Живопись» Мухамедова Л.В.
«Ольховская детская школа искусств»
с.Ольховка
Открытый урок на тему: «Мир вещей — натюрморт»
Цели урока:
- обучающая – познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
- развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
- воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.
Задачи урока:
- дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
- учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
- узнать о понятии «стиль», его разновидности;
- развивать творческую и познавательную активность.
На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: индивидуальная.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.
Подготовка класса:
- Зрительный ряд: презентация «Натюрморт», CD «Зарубежное изобразительное искусство», «Эрмитаж», «Школа маленьких художников». Работы учителя — натюрморты (карандаш, гуашь). Наглядное пособие «Стили в натюрморте». Таблички «Авангардист», «Реалист», «Декоратор». Схема алгоритма.
- Музыкальный ряд: классическое произведение.
- Домашнее задание: слайд «Понятие натюрморта».
- Оборудование: компьютер, телевизор, Интернет, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, формат А3, кисточки, баночки с водой.
Основные понятия:
- Натюрморт
- Стиль
Учащиеся должны:
- Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
- Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
- Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Реализация основной дидактической цели урока:
- проверка качества осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
- дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.
План урока.
- Сообщение темы урока.
- Беседа.
- Творческие задания.
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Экспресс – выставка.
- Анализ работ.
- Карточка достижений.
- Кроссворд.
Композиция урока (разработка).
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд № 1.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Итак, начнем урок.
Слайд № 2. Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость.
- Объяснение нового материала.
Беседа о жанре натюрморта с использованием презентации.
Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?
Это натюрморты.
Слайд № 3. («Мир вещей – натюрморт»)
Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.
Слайд № 4. (Натюрморт -…) Приложение 1
Ученик показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»
Как же возник и развивался этот жанр?
Слайд № 5 — 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)
Слайд № 16. (Карта)
Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
Слайд № 17. (Голландский натюрморт)
Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
Слайд № 18. (Натюрморт Ван Гога)
Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
Слайд № 19. (Натюрморт А. Матисса) Приложение 1
А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
«Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Слайд № 20. (Натюрморт Пикассо) Приложение1
А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
Слайд № 21 -24. (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)
В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
«Стили в натюрморте».
Слайд № 25. (Стили натюрморта) Приложение 1
Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?
Слайд № 26-27. (Натюрморты)
Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Так о чем же рассказывает натюрморт?
Ответ ученика. О человеке.
Что могут вещи рассказать о человеке?
Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».
Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
Творческое задание «Составь натюрморт».
А что помогает передать настроение в натюрморте?
Ответ ученика. Цвет.
Слайд № 28. (Цвет)
Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, — мощное средство выразительности.
Слайд № 29. (Колорит)
Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Слайд № 30. (Контраст)
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
Слайд № 31. (Нюанс)
или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
А если мы хотим передать сдержанную грусть?
Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Слайд № 32 — 33. (Светотень)
Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.
- Практическая работа.
Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся в художников данных стилей.
Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. Слайд № 34.
Слайд № 34.
Ребята, перед вами алгоритм самостоятельной работы.
- Начало.
- Выбор стиля.
- Рисование.
- Цветовое решение.
- Экспресс — выставка.
- Конец.
Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.
Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.
- Подведение итогов.
Выставка работ.
Учитель. Спасибо. Урок окончен.
Использованные источники:
- С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. «Учитель», 2009.
- З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. «Учитель», 2009.
- Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
- Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
- Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.
Приложение 1
НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.
ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.
ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.
АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.
ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.
ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему «My new clothes» в 3 классе по УМК "Starlight"
Данный материал предназначен для учащихся 3-их классов для систематизации и закрепления знаний по теме "My new clothes" по УМК "Starlight"...
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
Открытый урок на тему "Подобие треугольников и различных фигур. Практические приложения подобия треугольников" в 8в классе
Урок по геометрии на тему "Подобие треугольников и различных фигур. Практические приложения подобия треугольников" был дан в 2013 году в 8 "В" классе по учебнику Л.С.Атанасяна. Актуальность данн...
Открытый урок по теме «Дипломная работа» по программе «Композиция» выпускников 4 класса ДХШ Калашниковой Людмилы Юрьевны
Цель системы уроков:Формирование системы умений видеть и понимать жизненные явления, развитие индивидуальных наклонностей и способностей, необходимость стремления к профессиональной ориентации...
Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"
Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете....
Открытый урок на тему: "Рисование природных форм листья липы и клёна" (предмет: рисунок, живопись, композиция)
Изображение природных форм: деревьев, цветов, листьев даёт не только дополнительный опыт рисования, но и развивает художественный вкус, чувство прекрасного. работа с натуры также является материалом б...
Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.
Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....