Открытый урок на тему: "Мир вещей -- натюрморт" (предмет: живопись, композиция 1 класс ДШИ).
учебно-методический материал на тему

Мухамедова Людмила Владимировна

Познакомить учащихся с понятием "натюрморт", научить различать стили художественного произведения. Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом. Учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_veshchey_-_natyurmort.docx548.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ольховская детская школа искусств» Ольховского муниципального района Волгоградской области

Мир вещей – натюрморт

(предмет: композиция, живопись 1 класс)

C:\Users\Люся\Desktop\19-Henri-Matisse-I-pesci-rossi.jpg 

                               

                                                                Подготовила преподаватель класса

                                                                              «Живопись»  Мухамедова Л.В.

                                                          «Ольховская детская школа искусств»

с.Ольховка 

Открытый урок на тему: «Мир вещей — натюрморт»

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;
  • развивать творческую и познавательную активность. 

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся:  индивидуальная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: презентация «Натюрморт», CD «Зарубежное изобразительное искусство», «Эрмитаж», «Школа маленьких художников». Работы учителя — натюрморты (карандаш, гуашь). Наглядное пособие «Стили в натюрморте». Таблички «Авангардист», «Реалист», «Декоратор». Схема алгоритма.
  • Музыкальный ряд: классическое произведение.
  • Домашнее задание: слайд «Понятие натюрморта».
  • Оборудование: компьютер, телевизор, Интернет, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, формат А3, кисточки, баночки с водой.

Основные понятия:

  • Натюрморт
  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества  осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  • Сообщение темы урока.
  • Беседа.
  • Творческие задания.
  • Постановка художественной задачи.
  • Самостоятельная работа учащихся.
  • Экспресс – выставка.
  • Анализ работ.
  • Карточка достижений.
  • Кроссворд.

Композиция урока (разработка).

25

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1. 

Учитель. Здравствуйте, ребята!  Итак, начнем урок.

Слайд № 2.  Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость.

Паустовский К. Г.

  1. Объяснение нового материала.

Беседа о жанре натюрморта с использованием  презентации.

 Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Это натюрморты.

Слайд № 3.  («Мир вещей – натюрморт»)

 Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.

 Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.

Слайд № 4.  (Натюрморт -…)  Приложение 1

Ученик показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»

Как же возник и развивался этот жанр?

Слайд № 5 — 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)

Слайд № 16.  (Карта)

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Слайд № 17.  (Голландский натюрморт)

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

Слайд № 18.   (Натюрморт Ван Гога)

 Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Слайд № 19.  (Натюрморт А. Матисса) Приложение 1

 А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

 Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.

«Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Слайд № 20.  (Натюрморт Пикассо) Приложение1

  А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Слайд № 21 -24.  (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)

  В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

 «Стили в натюрморте».

Слайд № 25. (Стили натюрморта) Приложение 1

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?

Слайд № 26-27.  (Натюрморты)

Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ответ ученика. О человеке.

 Что могут вещи рассказать о человеке?

Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

 С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».

Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Творческое задание «Составь натюрморт».

А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ответ ученика. Цвет.

Слайд № 28.  (Цвет)

 Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, — мощное средство выразительности.

Слайд № 29.  (Колорит)

Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Слайд № 30.  (Контраст)

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;

Слайд № 31.  (Нюанс)

или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?

Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.

 Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

Слайд № 32 — 33. (Светотень)

Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

  1. Практическая работа.

 Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся  в художников данных стилей.

Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. Слайд № 34.

Слайд № 34.

 Ребята, перед вами алгоритм самостоятельной работы.

  1. Начало.
  2. Выбор стиля.
  3. Рисование.
  4. Цветовое решение.
  5. Экспресс — выставка.
  6. Конец.

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

  1. Подведение итогов.

Выставка работ.

Учитель. Спасибо. Урок окончен.

Использованные источники:

  1. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство.  Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. «Учитель», 2009.
  2. З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. «Учитель», 2009.
  3. Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
  4. Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
  5. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.

Приложение 1

НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.

ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.

ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.

ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.

ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему «My new clothes» в 3 классе по УМК "Starlight"

Данный материал предназначен для учащихся 3-их классов для систематизации и закрепления знаний по теме "My new clothes" по УМК "Starlight"...

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

Открытый урок на тему "Подобие треугольников и различных фигур. Практические приложения подобия треугольников" в 8в классе

Урок по геометрии на тему "Подобие треугольников и различных фигур. Практические приложения подобия треугольников" был дан в 2013 году в 8 "В" классе по учебнику  Л.С.Атанасяна. Актуальность данн...

Открытый урок по теме «Дипломная работа» по программе «Композиция» выпускников 4 класса ДХШ Калашниковой Людмилы Юрьевны

Цель системы уроков:Формирование системы умений видеть и понимать жизненные явления,  развитие индивидуальных наклонностей и способностей, необходимость стремления к профессиональной ориентации...

Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"

Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете....

Открытый урок на тему: "Рисование природных форм листья липы и клёна" (предмет: рисунок, живопись, композиция)

Изображение природных форм: деревьев, цветов, листьев даёт не только дополнительный опыт рисования, но и развивает художественный вкус, чувство прекрасного. работа с натуры также является материалом б...

Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.

Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....