Открытый урок по теме «Дипломная работа» по программе «Композиция» выпускников 4 класса ДХШ Калашниковой Людмилы Юрьевны
методическая разработка на тему
Цель системы уроков:
Формирование системы умений видеть и понимать жизненные явления, развитие индивидуальных наклонностей и способностей, необходимость стремления к профессиональной ориентации учащихся для более осознанного выбора будущей профессии.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания, полученные в процессе обучения; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развивать у детей творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и креативное мышление;
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству; приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик научится осознанно понимать характер выполняемой работы; самостоятельно определять характерные качества в ней; изображать вариации композиций;
Личностные:
У обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы, проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов - символов искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях выбранной темы, поиску информации, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов – символов.
Регулятивные:
Ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Целеполагание:
Будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Предмет «композиция» ведущая дисциплина в детской художественной школе. Термин "композиция" (от лат. "compositio") обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют форму.
С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения, явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению.
С другой - комплекс средств раскрытия содержания работы, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Изучению законов композиции посвящены занятия по станковой композиции в художественной школе.
Темы для станковой композиции подобраны на основе наблюдения и изучения, как произведений старых мастеров, так и натуры: природы и ее явлений, анатомии и пластической выразительности фигур человека и животных, развитие творческой фантазии при работе с литературными источниками, работа по памяти и представлению. Подчеркиваем важность работы над композицией на основе набросков, подготовительных зарисовок и эскизирования.
Она помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное и образное мышление. Прививает умение видеть и понимать жизненные явления, помогает выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся. Работа над композицией развивает творческие способности, приучает к самостоятельности, дает возможность передать свое восприятие мира.
Предмет «Композиция» органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком и живописью. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях и находят творческое применение при исполнении учебных композиций.
Тема предусматривает выполнение значительного числа разнообразных заданий – как краткосрочных, так и длительных, преследующих разные учебные задачи. Курс работы над дипломной композицией является на сегодняшний день одним из актуальных в художественной школе. В его задачу входит знакомство учащихся с ролью творческого сочинительства в жизни художника. Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
Любая композиция должна нести зрителю мысль или информацию, которую задумал ученик. В композициях с людьми этому помогает решение образа конкретного человека. Зрительно характер складывается из набора видимых признаков. А точнее: при его изображении, пола, возраста, телосложения, причёски, одежды, рода занятия или профессии, позы или движения, выражения лица и пр.
В процессе выполнения дипломной работы выпускники художественной школы получают ценный опыт самостоятельного решения творческих задач, проходя все стадии рождения произведения – от наброска к законченному решению.
Дипломная работа – не только одна из форм итогового контроля обучения в художественной школе, но и демонстрация приобретенных за годы учебы знаний, умений, навыков в рисунке, живописи и композиции.
Список методической литературы
Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., 1979г.
Соколова О.Ю. «Секреты композиции». М., Астрель; АСТ,2005г.
Чистяков И.И. «Письма, записные книжки, воспоминания». М., 1953г.
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция». М.1981г.
Волков Н.Н. «Композиция в живописи». М.,1977г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
flipchart к урокам по теме "Тяготение. Упругость" в программе ActivInspire 7 класс
Материал может быть использован самостоятельно или как набор ресурсов по теме...
Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.
Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....
Открытый урок по теме "C#: Работа с датами и временем"
Приводится описание проведения урока, цели, задачи и презентация....
Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над инструктивным материалом в классе тромбона»
Методическая разработка занятия по дисциплине «Работа над техникой» междисциплинарного курса «Специальный инструмент» на тему «Работа над инструктивным материалом в ...
Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены.
Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены содержит все основные э...
Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".
Урок проведен с учащейся 3 класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....