Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".
учебно-методический материал
Урок проведен с учащейся 3 класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rabota_nad_kantilenoy_k_klasse_skripki.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
МАОДО «Новоаганская детская школа искусств»
Открытый урок на тему:
«Работа над кантиленой в классе скрипки»
преподаватель:
Смирнова Галина Валентиновна
гп. Новоаганск
декабрь 2021г.
План – конспект открытого урока на тему
«Работа над кантиленой в классе скрипки».
преподавателя Смирновой Г.В. с учащейся 3 класса Поломошновой Софией.
Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»
Цель урока: Развитие навыков кантиленой игры.
Вид урока: традиционный.
Методы:
– словесные (беседа, анализ музыкального произведения);
– наглядные (показ на инструменте);
– практические (детальная работа над произведением).
Технологии: информационно-коммуникационные: (прослушивание произведения в записи).
Ход урока:
- вступление (теоретическая часть) - 5 мин.
- ход урока:
1) Беседа о композиторе, форме и образном содержании пьесы - 5 мин.
2) Звукоизвлечение. Разыгрывание на гамме и упражнениях - 5 мин.
3) Детальная работа над пьесой Ю. Должиков «Колыбельная» (фразировка, распределение смычка, переходы, динамика) - 15 мин.
4) Цельное исполнение пьесы с концертмейстером - 5 мин.
- домашнее задание и заключение - 5 мин.
Вступление
«Мы никогда не должны забывать, что вся музыка возникла из пения. Выразительные возможности, красивая одухотворенность
голоса всегда должны служить образцом и для инструментов»
Э.Фишер
Слово «кантилена» в переводе с итальянского языка означает распевное пение или певучая, напевная мелодия. Кантиленные произведения имеют большое значение в воспитании музыкальной культуры обучающегося. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшей в инструментальную музыку из вокального искусства. Важнейшим выразительным средством в кантиленных произведениях является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные тяготения, кульминации, динамический план. Также работа над кантиленными произведениями включает в себя такие важные задачи как: красивое и качественное звукоизвлечение, точная фразировка, динамика звучания, плавные переходы, правильное распределение смычка, вибрация. В формировании навыка правильной фразировки помогает пропевание мелодии. При пении мелодии, через голосовой аппарат активно задействуются не только слуховая, но и эмоциональная сторона мелодического слуха. Пение вслух на начальных этапах обучения является обязательным, важным элементом в работе с учениками. В то же время даже на самых высоких уровнях развития профессионального мастерства обращение к реальному пению помогает лучше почувствовать эмоциональный смысл мелодии, естественность фразировки, объемность музыкального дыхания и на этой основе искать и находить новые, точные и тонкие нюансы исполнения. В работе над кантиленой одной из важных задач является звукоизвлечение. Ведь красота звука зависит от богатства тембровой окраски, ровности течения, плавности и отсутствии призвуков. Поэтому в работе над звукоизвлечением важна роль слухового контроля, без которого не добиться хорошей атаки звука, его равномерного продолжения, незаметной смены струн и смычка. Ценнейшим качеством музыканта в работе над кантиленой является внутренний слух. Внутреннее слышание музыки, представление об определенном характере звучания должно предшествовать воспроизведению его на инструменте. А красивое вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыкальный критик Углов писал: «Только в вибрации смычковый инструмент имеет свое цветение; в ней заключена главная сила воздействия на слушателя».
Ход урока:
I. Беседа о композиторе, форме и содержание пьесы
Юрий Должиков – российский и советский флейтист, педагог, профессор Московской консерватории, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Пьеса «Колыбельная» написана для флейты, но для скрипачей это очень удобный, доступный для понимания, с красивой мелодикой материал для изучения. Учащиеся моего класса очень часто играют произведения Ю. Должикова.
Перед началом работы над пьесой преподавателю необходимо проиграть ее целиком, либо дать прослушать обучающемуся запись в исполнении хороших музыкантов и дать ему возможность определить форму и художественный образ данного произведения (исполняет преподаватель).
Преподаватель: София, в какой форме написана «Колыбельная» Ю. Должикова?
Обучающаяся: В простой 3х-частной форме.
Преподаватель: А что представляет собой 3х-частная форма?
Обучающаяся: В 3 х-частной форме 1 и 3 части похожи по мелодии и настроению. Музыка нежная и светлая. В этих частях чувствуется доброта и нежность маминых рук. А в средней части проявляются тревога и переживание.
II. Предварительные упражнения
Прежде чем приступить к работе над произведением, мы разыграемся на 1х-октавной гамме ля-минор. Необходимо ее играть ровным, красивым звуком и добиваться чистой интонации, незаметной смены смычка и струн.
Полезно учить гамму следующими способами:
- Делать от 1-й ноты до следующей диминуэндо от «f» до «p». А затем – наоборот.
- Делать внутри одной ноты крещендо до середины смычка и диминуэндо к концу смычка. Затем - наоборот.
- Играть одну ноту на «f», другую на «p».
Эти упражнения помогают в работе над незаметной сменой смычков и выработке навыка филирования звука, достижения звуковой гибкости и «вокальности».
Для хорошего певучего звукооизвлечения Ю. Янкелевич рекомендовал играть следующее упражнение, позволяющее выработать «длинный смычок», в нюансе «p» вести смычок 8 четвертей на один смычок, постепенно прибавляя и доходя до 20 четвертей на одно движения смычка.
Детальная работа над произведением:
Фразировка.
Мы начнем с работы над фразировкой. Как говорил великий скрипач и педагог Л.Ауэр: «правильная фразировка - один из признаков подлинной артистичности и лишь тот скрипач, который имеет тонкое и верное представление о фразировке, займет место среди настоящих артистов». Фраза является частицей единой мелодической линии, которую следует играть на «одном дыхании» и приближать к человеческому голосу; слитному, непрерывному и выразительному. Работа над фразировкой требует постоянного слухового контроля. Каждую фразу нужно прорабатывать детально.
Преподаватель: Давай вместе определим границы фраз. I часть состоит из 2 похожих предложений, но с разными концами. В каждом из них по 4 такта, объединенных одной мелодической линией. К 3 фразе происходит динамическое развитие.
Обучающаяся: София, сыграй пожалуйста 1 предложение, правильно выполняя фразировку и соблюдая необходимую динамику.(София играет)
Преподаватель: Молодец, ты постаралась сыграть мелодию очень певуче. Но тебе не хватило движения и «жизни» внутри каждого смычка. Смычок нужно вести не просто ровно, а как бы с тяготением в следующий. Тогда твоя мелодия оживет и станет более выразительной. София, а что происходит дальше в мелодии?
Обучающаяся: средний раздел, белее контрастный.
Преподаватель: Правильно, повтори еще раз, и сделай красиво филировку. (София играет)
Преподаватель: А ты знаешь, что в фразировке важную роль имеет «дыхание»? Один музыкант сказал: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием». А дыхание в музыке выражается с помощью пауз, цезур, длинных нот. Поэтому перед началом следующей фразы всегда следует брать новое дыхание.
Преподаватель: Сыграй теперь всю 1 часть очень красивым звуком, нежно, а пальцы левой руки активны и делают переход из III позиции в I точно.
Преподаватель: Теперь перейдем ко II части «Колыбельной». Разбери ее на фразы самостоятельно. И скажи, чем отличается II часть от I? Где находится кульминационная вершина?
Обучающаяся: II часть состоит из 2 фраз, кульминаций на 2 фразе.
Преподаватель: середина (2 часть) становится более яркой по динамике, уже не легато штрих, а деташе, более энергичный и широкий и субито пиано во второй фразе, когда надо очень облегченным и маленьким кусочком смычка играть. А еще изменяется тембр звучания. Значит нам нужно передать другой художественный образ. И если добавить артикуляции пальцам левой руки и начать играть более глубоким звуком, то мелодия будет звучать более выразительно и эмоционально. Сыграй пожалуйста 2 часть, при этом старайся выполнять все то, над чем мы уже работали ранее. Не забывай брать дыхание. (София играет).
Преподаватель: 3 часть похожа на 1 часть, но 2 предложение играется очень тихо и делается филировка звука (затихает на rit.)
Распределение смычка
В работе над кантиленой важную роль играет правильное, осмысленное распределение смычка. Нужно обдумать наиболее верное распределение и скорость смычка в связи с динамическим развитием и фразировкой. Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности звучания.
Преподаватель: На последней ноте в конце 1 части надо правильно распределить смычок; притормозить его, не доводя до колодки и аккуратно перенести на другую струну (Показ преподавателя, София играет).
Преподаватель: начало 2 части лучше играть не от колодки. Затем постепенно расширяй смычок, доводя до колодки, а на последней ноте притормози его.2 фразу в середине смычка на пиано, (Показ преподавателя. София повторяет).
Переходы
«Каждая действительно прекрасная фраза зависит от технического совершенства исполнителя. И несмотря на музыкальную интуицию учащегося и его чувство пропорций, один неверный штрих, плохой переход или неправильная аппликатура могут нарушить непрерывность фразировки и привести к искажению замысла композитора». Поэтому в работе над этой пьесой следует уделить особое внимание плавному и певучему исполнению переходов. Каждый переход должен быть тщательно проработан отдельно. При работе над переходами следует обратить внимание на чистоту интонации, ровность и непрерывность звучания мелодии. Важно дослушивать ноты перед переходами, следить за мягкой сменой смычка и правильно распределять смычок.
Преподаватель: Сейчас мы рассмотрим несколько переходов, представляющих определенную трудность у учащихся. София, давай рассмотрим переход из III позиции в I ю. (Преподаватель просит повторить несколько раз).
Динамика
При изучении кантилены стоит очень внимательно относиться к динамическим и темповым обозначениям, и точно их выполнять. Ученик должен понимать разницу между «pp» и «p», «р» и «mр», «pp», «f» и «mf» и т.д и верно толковать cresc. и dim., как постепенное изменение громкости звука. Так как, неточное их исполнение, приведет к невыразительной и скучной игре. А после accell. или rit. ученик должен научиться умело возвращаться в первоначальный темп.
III. Цельное исполнение пьесы с концертмейстером
Домашнее задание и заключение
Дома: Поработать над 2 частью, выполняя те задачи, которые ставили в классе. И закрепить работу в классе. Добиваться выразительного исполнения.
Для успешной работы над кантиленным произведением необходимо: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей, осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).
Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
Открытый урок по теме "Работа в Великобритании и России"
Видео-урок для проведения занятия со студентами 1 курса при изучении темы "Профессии" Содержит сведения о популярных в настоящее время профессиях, разнообразную лексику по теме и набор упражнений на о...
Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.
Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....
Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»
В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....
Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над инструктивным материалом в классе тромбона»
Методическая разработка занятия по дисциплине «Работа над техникой» междисциплинарного курса «Специальный инструмент» на тему «Работа над инструктивным материалом в ...
Методический доклад на тему :"Работа над интонацией в классе скрипки"
quot;Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая выразительной". О способах наботы над чистой интонацией в классе скрипки....