Методические разработки
методическая разработка на тему
В методической разработке на тему "Правовые основы спортивных соревнований" отражена общая терминология, которая используется в нормативно-правовых основах. Она поможет всем тренерам - преподавателям при организации соревнований любого уровня, которые должны опираться на законодательную и правовую базу физкультурно-спортивного направления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа №1»
Методическая разработка
"Технология предсоревновательной подготовки спортсменов
в художественной гимнастике"
Выполнила:
Тренер – преподаватель
По художественной гимнастике
Ютанова Ж.С.
г. Арзамас,
2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Общие сведения о предсоревновательной подготовке....................................5
2. Предсоревновательная подготовка в художественной гимнастике.............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18
Введение
Данная работа выполнена для правильной предсоревновательной подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта.
Предсоревновательная подготовка предусматривает решение следующих задач:
- определить основную цель и поставить конкретные задачи действий спортсмена в предстоящем соревновании с учетом индивидуальных особенностей (психологической характеристики) спортсмена;
- учесть объективные условия предстоящего соревнования и составить конкретный план подготовки к наиболее эффективным действиям спортсмена в этих условиях;
- учесть сильные и слабые стороны соперника, спортивной команды и разработать тактический план соревновательной деятельности с учетом собранной информации;
- разработать несколько вариантов тактических действий;
- определить уровень технической готовности спортсмена, еще раз провести оценку навыка выполнения двигательного действия с учетом уровня спортивного мастерства;
- сформировать активное стремление к победе через целевую установку спортсмену на состав соревновательных действий в каждом конкретном соревновании;
- сформировать твердую уверенность в своих силах и возможностях для достижения победы или высокого спортивного результата в предстоящем соревновании;
- создать у спортсмена оптимально высокий уровень притязаний как основу направленности личности на достижение победы;
- поддержать бодрое эмоциональное состояние личности через преодоление отрицательных эмоций, вызванных ожиданием предстоящего соревнования;
- развить и усовершенствовать приемы саморегуляции и самодиагностики (гетеро- и аутотренинг) и создать состояние эмоциональной устойчивости;
- сформировать готовность к максимальным волевым усилиям и к преодолению максимальных физических напряжений в условиях соревнований;
- создать четкую систему организации внимания спортсмена (направленности его сознания) через разработку специальной программы контроля за своими действиями на протяжении всего времени участия в соревнованиях.
Психологическое воздействие на спортсмена в предстартовый и предсоревновательный периоды соревновательной деятельности должно быть направлено на сохранение и поддержание на высоком уровне состояния тренированности.
Общие сведения о предсоревновательной подготовке
Особая роль в системе воздействия в предсоревновательные дни отводится формированию навыка мобилизации к выступлениям на предстоящих соревнованиях. Подобная мобилизация характеризуется максимальной активизацией сознания, спортивной деятельности и личности субъекта будущих соревнований.
В системе формирования навыка мобилизации готовности в предсоревновательные дни различают субъективные и объективные компоненты
К объективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревновательной деятельности относятся:
1. Режим тренировочной деятельности спортсмена. Он способствует формированию оптимального психического состояния и эмоциональной устойчивости спортсмена в предсоревновательные дни.
Режим учебно-тренировочной деятельности строится с учетом расписания и программы предстоящих соревнований. Режим должен также строиться с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Проведенные исследования предстартовых состояний спортсменов (А.В.Родионов, 1965) свидетельствуют о том, что положительный или отрицательный характер предстартовых состояний выражает баланс нервных процессов, а их глубина связана с сочетанием подвижности и уравновешенности.
Перестройка учебно-тренировочной работы в предсоревновательный период происходит за 4-5 недель до соревнований. В последний недельный цикл, по мнению ведущих специалистов (например, в художественной гимнастике), спортсменки могут производить специальную работу по отработке новых элементов в полную силу за 5-8 дней до старта, а потом, тренироваться отрабатывая программу выступления. И в этом есть определенная причина – необходимо создание отделенных условий формирования оптимального «настроя» на деятельность в условиях соревнований. Для гимнастов выбор основных средств тренировки в предсоревновательные дни должен проходить с учетом индивидуальных особенностей спортсмена: одним, за один-два дня до соревнований лучше провести хорошую разминку; другим - легкую тренировку.
Сохранению оптимального психического состояния спортсмена будет способствовать и режим питания спортсмена в предсоревновательные дни. Питание оказывает положительное влияние не только на работоспособность спортсмена, но и на его психику, на психологический комфорт личности. Питание спортсмена в предсоревновательные дни должно находиться под контролем тренера, врача, психолога. У некоторых спортсменов под влиянием психического самочувствия увеличивается аппетит и нарушается работа желудочно-кишечного тракта.
Перестройка режима жизни и деятельности в предсоревновательные дни проводится в связи с климатическими особенностями в тех местах, где будут проводиться соревнования. И не всегда удается найти способ, позволяющий лучше адаптироваться спортсмену к местам будущих соревнований по климатическим условиям.
Нельзя сбросить со счетов и временной фактор проведения соревнований. Соревнования могут проходить в различных временных поясах и, здесь, также, может наблюдаться влияние на физиологические процессы, на психику различие временных поясов на уже сложившийся стереотип спортивной деятельности человека. Это может сказаться на выполнении двигательной деятельности в условиях жесткой соревновательной борьбы.
2. Ознакомление с местами предстоящих соревнований.
В предсоревновательные дни полученная тренером и спортсменом информации о месте будущих соревнований включает место расположения стадиона, манежа, бассейна, зала, расположения различных секторов соревнований, покрытия и состояния беговой дорожки, газона, освещение, шумовой фон, преобладающее направление ветра (роза ветров), примерная характеристика зрителей, судей, спортивного соперника (менталитета населения, состава участников и др.). Все это помогает тренеру и спортсмену сформировать положительное отношение к условиям соревновательной деятельности.
3.Оценка уровня тренированности. Главным компонентом тренированности является психологическая подготовленность спортсмена, его способность целенаправленно управлять своими действиями в условиях жесткой соревновательной борьбы, умение произвольно (осознанно) формировать предстартовое состояние «боевой готовности» и не допускать проявлений «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии». В этом случае формируется состояние «спортивной формы», которое в психологии спорта характеризуется как «относительная эмоциональная устойчивость (О.А.Черникова, 1967).
Психологической основой соревновательной деятельности является умение спортсмена проявлять свои волевые качества - целеустремленность, решительность, настойчивость, смелость и самообладание.
К субъективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям следует отнести, в основном, проявления личностных качеств. Именно, личность проявляется как отражение субъективных сторон спортивной деятельности. Независимо от периода соревновательной деятельности решающую роль в становлении личности у спортсмена занимает его стремление добиться высоких спортивных результатов. Какие же свойства личности будут оказывать влияние на достижения успеха в спорте? Во-первых, это проявления направленности личности спортсмен, характеризующие смысл и значение спортивной деятельности для спортсмена. При этом обязательно проявляются спортивное мировоззрение, его жизненные позиции, выбранный жизненный идеал, жизненная ценностная ориентация личности, мотивы и цели. Эти стороны направленности личности, как правило, проявляются у спортсмена в отношениях к людям, к товарищам по тренировке, по команде, непосредственно к спортивной тренировке. Через эти отношения в диалектическом единстве проявляются все другие качества личности - нравственность, воля, эмоциональность, коммуникативность, интеллект, влияя друг на друга и взаимодействуя. Через отношение человека с окружающей действительностью формируется его «субъективный ответ» на запросы спортивной деятельности. Главная задача тренера и спортсмена в предсоревновательный период подготовки: - сформировать осознанную целеустремленность и мотив участия в соревнованиях, через соединение в единое целое субъективных и объективных факторов мобилизации готовности.
Значительное влияние на результаты соревновательной деятельности в спорте оказывают нравственные стороны проявлений личности. Сюда относятся:
- «Чувство Родины», «Долг и ответственность перед командой», «Коллективизм» и др. могут и должны быть учтены тренером в процессе формирования навыков мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям. Однако, это не значит, что спортсмены, не чувствующие ответственность перед страной, не могут показывать высокие спортивные результаты. Безусловно, могут, но надежность и стабильность показа высоких результатов у них бывает ниже, по сравнению с другими спортсменами и при прочих равных уровнях подготовленности.
- У спортсменов, не входящих в сборные команды страны и не претендующих на призовые места в соревнованиях, личная направленность мотива участия в соревнованиях на личное первенство не всегда способствует формированию навыка оптимальной мобилизации готовности. Если в соревнованиях «личная» природа мотива преобладает над «общественной», как члена команды, то и в этих случаях надежность спортивной деятельности значительно снижается. Поэтому в предсоревновательные дни работа тренера по нравственному совершенствованию личности должна продолжаться. Другое дело, какими средствами и методами происходит воздействие на личность спортсмена. Здесь, особая роль отведена тренеру в поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.
Предсоревновательная подготовка в художественной гимнастике
В этой части работе я постаралась рассмотреть вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе предсоревновательной подготовки. Рассмотрела особенности динамики нагрузок, ее показатели в различных по направленности микроциклов при двух и трехразовых тренировках в день. Аналитический обзор специальной литературы [1,2,5] и материалы собственных исследований показали, что современная подготовка юных гимнасток высокой квалификации требует 2-х и даже 3-разовых занятий в один день. При этом количество занятий достигает 16-18 раз в неделю, уже на этапе специализированной подготовки. Что необходимо для решения в сжатые сроки многочисленных задач технической и физической подготовки. Практическая реализация, связанная с этой методикой возможна лишь при наличии соответствующих условий для полноценной тренировки, восстановления и отдыха [2].
Переходить на этот режим тренировки следует постепенно. На первом этапе сам факт вторичного прихода с гимнастами в зал - уже достаточно сложная педагогическая и организационно-методическая задача. При этом общая нагрузка вначале остается на том же уровне, лишь распределяясь на первую и вторую половины дня. Но постепенно вторые занятия становятся, по объему нагрузки, равнозначными и общая нагрузка возрастает. При этом возникают условия для более объемной работы на вспомогательных видах подготовки. Если к этому добавить утреннюю специализированную зарядку - разминку, то можно говорить и о 3-разовых занятиях в один день, что является в настоящее время нормой для централизованной подготовки юных гимнасток высокой квалификации [2,6,7]. Однако переход к 2-м и тем более 3-х разовым тренировкам допустим только при наличии соответствующих условий для восстановления и отдыха, в том числе между вторым и третьем занятиями. При этом, в третьем занятии не следует повторять заданий второго.
При планировании и контроле тренировочной нагрузки в процессе непосредственной подготовки к конкретным соревнованиям следует руководствоваться следующим основным правилом: предстоящие соревнования являются той моделью, в соответствии с которой следует планировать и тренировочную нагрузку. Количество упражнений, действий (включая разминку и разминочные подходы к снарядам), которые должны быть выполнены гимнасткой на соревнованиях, является условной мерой нагрузки, которую при подготовке к соревнованиям можно принять за условную «единицу». Как правило, гимнастки при подготовке к соревнованиям должны превышать эту «единицу» нагрузки в 1,5-2 раза. Этим следует руководствоваться, если необходимо добиться достаточной надежности выступлений в соревнованиях [1,2,5,6]. Результаты исследования. Педагогические наблюдения на 22-х учебно-тренировочных сборах юных гимнасток 12-13 лет показали, что наиболее эффективным вариантом построения предсоревновательной подготовки является вариант, когда «ударный» микроцикл планируются вслед за втягивающим. Структура и содержание тренировочного дня и занятий планировалась, в зависимости от задач, разрешаемых микроциклом, и носили условное название общепринятых в гимнастике [1,2,3,5]. Из показателей нагрузок учитывались количество элементов, комбинаций, упражнений специальной физической подготовки (СФП) и интенсивность работы выполняемых гимнасткой в разминке, на видах многоборья и в процессе физической подготовки (ФП) за тренировочное занятие, день и за микроцикл в целом [2,4].
Первое занятие – специализированная зарядка. Развитие общей (бег 400-700 метров) и специальной физической подготовки. Используются апробированные в условиях учебно-тренировочных сборах и рекомендованные в практику тренировки, комплексы СФП (12-15 упражнений). Метод проведения – круговой.
Второе занятие – учебно-тренировочное (180 минут). Совершенствование и закрепление элементов, соединений и комбинаций квалификационной программы для данной возрастной группы. Дополнительно планируется хореографическая и акробатическая подготовка (групповой и индивидуально). Работа по комбинациям разрешала не только вопросы их стабилизации и повышение уровня надежности, но и одновременного развития специальной выносливости, имеющего решающее значение в соревновательном микроцикле. Время и содержание ФП планируется с учетом индивидуальных возможностей гимнасток и данных контрольных испытаний по СФП. Оценка уровня физической подготовленности производится по результатам тестовой проверки и специальным шкалам рекомендованных в гимнастике [2,3,4,6].
Третье (вечернее) занятие – тренировочное. Изучение и совершенствование элементов, соединений и комбинаций. Развитие силовой и специальной выносливости, гибкости и подвижности в суставах. Под руководством хореографа (тренера) выполняется серия упражнений на расслабление и восстановление функций систем организма.
«Втягивающий» микроцикл. Основными задачами цикла являются: 1) перестройка на «рабочий» режим. 2) подготовка спортсменки к большим тренировочным нагрузкам. Величина нагрузки по количеству комбинаций, средняя. Структура и содержание «втягивающего» микроцикла направлены на подготовку систем организма к высокоинтенсивной работе, связанной с проявлением силовой и специальной выносливости. Особое внимание уделяется проверке уровня специальной физической (СПФ) и технической подготовленности (ТП) каждой гимнастки.
Согласно проведенным исследованиям, наиболее оптимальная структура «втягивающего» микроцикла представляется нам в виде, когда первые три дня отводятся вовлечению всех систем организма в интенсивную тренировочную деятельность, с одновременным проведением контрольных испытаний по СФП и ТП. Соревнования по СФП можно планировать и проводить в любом из занятий. Используется метод круговой тренировки с одновременной проверкой состояния «основных» (базовых) в гимнастике качеств (подвижности в суставах и гибкости, координационных способностей, скоростно-силовых качеств, динамической и статической силы и специальной выносливости). Контрольные испытания по ТП – вторые тренировки второго и третьего дня недели (вторник и среда). Возможны варианты проведения контрольных испытаний по ТП в облегченных условиях (соскоки в поролоновую яму, выполнение вольных упражнений на акробатической дорожке и т.д.). Вторая половина микроцикла планируется и проводится с учетом данных контрольных испытаний. Основное внимание уделяется развитию физических качеств, и в частности, специальной выносливости за счет выполнения различных по содержанию и целевой направленности соревновательных комбинаций.
Вечерняя тренировка отводится изучению и совершенствованию элементов, а также воспитанию силовой выносливости. Объем нагрузки колеблется в пределах 500-800 элементов на видах многоборья, при интенсивности работы 2,0-2.5 элемента в минуту (эл./мин.) и 305-405 упражнений СФП в день.
Основная задача «ударного» микроцикла – приобретение «запаса мощности» или «прочности». Выполнение ударной нагрузки способствует накоплению «функциональной избыточности», что положительно влияет на общий уровень подготовленности гимнасток. «Ударные» нагрузки определяются большим объемом и максимальной интенсивностью работы в основных видах многоборья. Их параметры превышают модель соревновательной, как по объему, так и по количеству комбинаций. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки возрастают и приближаются к «потолку» функциональных возможностей гимнасток (ЧСС -150-180 уд.мин). Количество элементов колеблется в пределах 791,7±72,3, упражнений СФП – 350,7±35,0 и комбинаций – 12-15 в день при интенсивности работы в среднем 2,75±0,35 эл./мин.
Программа СФП, помимо плановых комплексов, во всех занятиях дополняется спец. работой по совершенствованию физических качеств индивидуально. Её содержание определяется данными анализа контрольных соревнований по СФП и текущими наблюдениями тренерского актива.
«Модельный» микроцикл проводится с целью проверки готовности каждой гимнастки к конкретным соревнованиям. В данном микроцикле решаются тактические задачи выступления команды в целом. Проверяется очередность подходов участников команды на соревнованиях, уточняются варианты разминки для каждой гимнастки с учетом их возможностей и т.п. В течение 2-3 дней недели (для примера: вторник и пятница) моделируется соревновательная деятельность. Величина тренировочных нагрузок этих занятий превышает модель соревновательных по объему, а по количеству комбинаций соответствуют модели соревнований. Показано, что гимнастки выполняют комбинации с одновременной экспресс оценкой всех требований соревновательного упражнения. Это позволяет в процессе тренировки вносить коррекцию и целенаправленно работать над исправлением имеющихся недоработок. Третья (вечерняя) тренировка отводится работе по совершенствованию элементов, соединений и комбинаций на всех видах многоборья, где были отмечены технические ошибки, а также изучению новых элементов и соединений. В соответствии с планом снижается общий объем и интенсивность нагрузки (350-600 элементов и 2,5±0,35 эл/мин), но возрастает напряженность занятий, количество комбинаций колеблется в пределах 9-12, выполняемых как в основной (второй), так и в вечерней тренировках.
Программа следующего микроцикла - «настроечного» позволяет не только снизить показатели нагрузки, но и на фоне высокого уровня работоспособности создать предпосылки успешного выступления на предстоящих соревнованиях. Это достигается посредством стабилизации техники выполняемых упражнений и создания устойчивого психологического фона, уверенности в своих возможностях. В среднем, объем нагрузки снижается до 300-400 элементов и 6-9 комбинаций за тренировочный день. Интенсивность работы колеблется в пределах 1,9-2,4 эл/мин. Идет «доводка» и стабилизация техники элементов, соединении и комбинаций. Ежедневно гимнастки в процессе второй (основной) тренировки «сдают» на оценку комбинации программы со всем арсеналом специальных требований и более усложненные (с учетом попадания спортсменок в финальную часть соревнований и конечно, с перспективой на будущее). Последующая работа направлена на «доводку» техники элементов и соединений программы, где были отмечены ошибки и искажения техники.
Большое внимание уделяется хореографической и батутной подготовке, что позволяет не только «подчистить» школу движений, но и ускорить восстановительные процессы в организме гимнасток. В процессе вечерней тренировки продолжается работа по совершенствованию элементов и соединений произвольной программы и развитие специальной (за счет выполнения целых комбинаций) и силовой выносливости (упражнения квалификационной программы и СФП).
Завершаются занятия исполнением серий упражнений на расслабление при одновременном развитии гибкости и подвижности в суставах. Основной задачей ОФП и СФП является поддержание высокого уровня тренированности и подготовленности гимнасток, и подведение их к состоянию оптимальной готовности к предстоящим соревнованиям. Используется метод круговой тренировки (способ поточный), что позволяет существенно повысить интенсивность и сократить время работы над развитием физических качеств (310,6±31,4), при интенсивности 3,0±3,5 эл/мин. Преобладает работа над развитием силы, координационных способностей, специальной выносливости и подвижности в суставах.
Структура и содержание соревновательного микроцикла зависит от его ранга и уровня подготовленности гимнасток. Предсоревновательная тренировка (1 и 3 дни) проходит по типу «настроечного». Работа направлена на стабилизацию техники соревновательных упражнений, их надежности, уделяя особое внимание «слабым» снарядам. Объем СФП значительно снизился и составил в день 210,4±21,65 упражнений, сохранились специфические особенности предыдущего микроцикла (направленность и методика развития). Комбинации выполняются в зависимости от их координационной сложности, закрепления двигательного навыка и приобретения психологической устойчивости. Отдельные комбинации (по необходимости) выполняются без сложных и сверхсложных элементов в облегченных условиях. Время тренировок существенно сокращается (1,5 - 2,5 ч.), снижается объем нагрузки (200,6±50,6 элементов), упражнения СФП (184,4±18,7) при интенсивности 2,4 эл/мин. Продолжается работа по совершенствованию элементов высшей трудности, входящих в состав комбинации.
Особое место в этом микроцикле отводится средствам восстановления и профилактики травматизма. Организуется и проводится (по необходимости) локальный и общий массаж, одно из эффективных физиотерапевтических средств (в комплексе с сауной) восстановления и повышения тренированности систем организма спортсменок. Возрастает ответственность тренера за организацию и содержание витаминизированного питания, позволяющего быстро восполнять энергетические ресурсы организма и удерживать стабильный (соревновательный) вес гимнастки.
Заключение
При планировании и контроле тренировочной нагрузки в процессе непосредственной подготовки к конкретным соревнованиям следует руководствоваться следующим основным правилом: предстоящие соревнования являются той моделью, в соответствии с которой следует планировать и тренировочную нагрузку. Количество упражнений, действий (включая разминку и разминочные подходы к снарядам), которые должны быть выполнены гимнасткой на соревнованиях, является условной мерой нагрузки, которую при подготовке к соревнованиям можно принять за условную «единицу». Как правило, гимнастки при подготовке к соревнованиям должны превышать эту «единицу» нагрузки в 1,5-2 раза.
Таким образом, результаты многих исследований показали, что при формировании предсоревновательных микроциклов необходимо учитывать функциональные возможности гимнасток, уровень специальной физической и технической подготовленности, ранг предстоящего соревнования.
Большое внимание уделяется хореографической и батутной подготовке, что позволяет не только «подчистить» школу движений, но и ускорить восстановительные процессы в организме гимнасток. Завершаются занятия исполнением серий упражнений на расслабление при одновременном развитии гибкости и подвижности в суставах. Основной задачей ОФП и СФП является поддержание высокого уровня тренированности и подготовленности гимнасток, и подведение их к состоянию оптимальной готовности к предстоящим соревнованиям.
Таким образом, результаты многих исследований показали, что при формировании предсоревновательных микроциклов необходимо учитывать функциональные возможности гимнасток, уровень специальной физической и технической подготовленности, ранг предстоящего соревнования. Наиболее оптимальная структура микроцикла представляется нам в виде, когда первые три дня отводятся вовлечению всех систем организма в интенсивную тренировочную деятельность, с одновременным проведением контрольных испытаний по СФП и ТП.
Рассмотренный вариант подготовки к ответственным соревнованиям позволяет эффективно разрешать задачи специально-двигательной и спортивно-технической подготовки юных гимнасток и успешно выполнять квалификационные требования программы на этапе спортивного совершенствования.
Литература
1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: ФИС 2004. – 326 с.
2. Гавердовский Ю.К. в соавт. Гимнастика (мужчины и женщины). Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. М.: 2005. - 420 с.
3. Гимнастика: учебник для вузов /под. ред. М.Л.Журавина. М.: Академия, 2008. – 448 с.
4. Розин Е.Ю. Физическая подготовка гимнасток: Учебное пособие. РГАФК, 2002. -137 с.
5. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин - тов физ.культ. – Киев: – 1999. – 462 с.
6. Умаров М.Н. Предсоревновательная подготовка гимнасток (Методические рекомендации). Т.: 1995. – 37 с.
7. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Планирование и распределение средств тренировки гимнастов на начальном этапе подготовки. Учебное пособие, Т.: 2004. -154 с.
8. Хасанова Г. М. Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки гимнасток 12-13 лет // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 222-225.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа №1»
Методическая разработка
«Значение музыки в системе подготовки спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой»
Выполнила:
Тренер – преподаватель
по художественной гимнастике
Ютанова Ж.С.
г. Арзамас,
2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………….……………...…3
Глава 1. Особенности современной художественной гимнастики……….……5
Глава 2. Основные методы музыкального воспитания……………………...….8
2.1.Музыкальное содержание…………………….…………….………..……...10
2.2. Основы музыкальной грамоты…………………………..…………………12
Глава 3. Структура занятия художественной гимнастики……………….…...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
ЛИТЕРАТУРА……………………………………..……………………..……...21
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика сформировалась и развилась не так давно и завоевала огромное призвание во всём мире. Это один из самых ярких и эмоциональных видов спорта и значение музыки в уроках художественной гимнастики велико. Она помогает ученикам выполнять упражнения эмоционально, артистично, сохраняя при этом скорость и ритм. За что же мы любим музыку? За настроение? Ну да, конечно. Одна музыка при депрессии, другая при радости. Эмоции - главная ценность музыки. Музыка приносит реальную пользу при занятиях спортом.
Ученые из университета штата Огайо опубликовали результаты исследований на эту тему. Они в течение 8 недель наблюдали две группы пациентов во время их занятий спортивной ходьбой. Первая группа по пути слушала музыку, вторая - нет. В результате спортивные достижения меломанов на 21% превысили успехи второй группы. Ходоки под музыку преодолели за это время более 30 километров, "молчуны" меньше.
Музыка непосредственно воздействует на "центры пробуждения" в человеческом мозге. То есть, если нужно встряхнуться, задать организму бодрый ритм - мы слушаем быстрые, живые мелодии. Раз - присели, два - встали, три - подпрыгнули. А после занятий включаем медленную, спокойную музыку - и организм послушно расслабляется.
Учёные исследовали влияние музыки на спорт. Доказано что, двигаясь под музыку, человек даже не самые любимые упражнения выполняет с удовольствием. Мышцы как будто сами требуют, чтобы их напрягали на полную катушку. И уж никто не поспорит с тем, что обучаться новым приемам и упражнениям под музыку гораздо проще и веселее.
Еще в 60-х годах было проведено масштабное исследование. Более 600 студентов обоих полов проходили обучение различным спортивным упражнениям под музыкальное сопровождение. Контрольная группа, занимавшаяся в тишине, на экзаменах продемонстрировала гораздо худшие результаты. Балансирование, упражнения на броски и ловлю мяча, лазание и другие базовые моторные навыки были гораздо лучше у тех, кто во время занятий наслаждался живыми мелодиями.
Музыкальное сопровождение обогащает занятие физической культуры, помогает достичь высоких результатов особенно в таких видах спорта, как спортивные танцы, фигурное катание и, конечно же, всеми любимая, художественная гимнастика.
Цель моей работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования и собственный практический опыт в области творческой деятельности тренера по художественной гимнастике.
Задачи – описать музыкальные особенности, опираясь на научно-методическую литературу, а также систематизировать формы, методы и приёмы работы тренера - преподавателя.
Глава 1. Особенности современной художественной гимнастики
Музыка в гимнастике стала широко применяться в нашей стране с 1933 года. За прошедший период музыкальное сопровождение приобретало всё большее значение. Из «служанки» пластики музыка превратилась в то «либретто», на основании которого осуществляется постановка спортивных упражнений, звучание одного инструмента заменяется оркестровой записью, появляются новые трактовки, аранжировки известных музыкальных произведений. В настоящее время художественная гимнастика – это Олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.
Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.
Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения. И, конечно, должна присутствовать гармония между трудностью, исполнением и музыкальной композицией. Сама гимнастка как бы сближается с балетом, бальными, народными, спортивными танцами. Создание хореографических миниатюр на ковре является соединением творческих усилий тренера, концертмейстера и самой гимнастки. Музыка здесь основа, фундамент «спортивного танца». Музыка влияет не только на общее впечатление от выступления, но и на оценку судей. Поэтому подготовка гимнасток высокого класса требует постоянного внимания к проблеме их музыкального воспитания и обучения.
Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.
Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше её возможности.
Музыкально-выразительные компоненты исполнительского мастерства предполагают соответствие движений музыке, её характеру, темпу, ритму, динамике и эмоциональную насыщенность исполнения.
Музыка на учебно-тренировочных занятиях должна быть простой, доступной и выразительной. Существуют два способа музыкального сопровождения занятий – импровизационный и программный.
▪ Импровизационный метод требует находить нужный аккомпанемент, импровизировать в зависимости от характера движения.
▪ Программный метод предусматривает предварительный подбор музыкальных произведений для различных движений. Оба метода не исключают друг друга.
Для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка.
Процесс разучивания гимнастических упражнений с предметами или без предмета можно разделить на три этапа:
I этап — знакомство с музыкой и обучение новым музыкальным движениям;
II — многократное повторение, углублённое закрепление пройденного;
III — совершенствование музыкально-ритмических упражнений.
Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Юные гимнастки получают первичные сведения о характере музыки, о форме упражнений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку. Основные действия педагога на I этапе обучения включают в себя: формулировку музыкально-двигательной задачи; указание требований к учащимся; выделение связи нового движения с ранее выученными; объяснение и показ соответствующего содержанию музыки движения.
На II этапе обучающиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением обучающимися движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки; регулировать ритм, амплитуду движений, исправлять их ошибки. В результате активной работы педагога и гимнастки на II этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка являются сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки и автоматизированное выполнение отдельных элементов техники.
III этап обучения направлен на закрепление и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения упражнений, проведения упражнений под различную музыку. Степень овладения упражнениями под музыку должна быть доведена до прочного навыка. Это позволит обучающимся уверенно подбирать музыкальный материал для уроков и других видов занятий, а также самим видоизменять упражнения в соответствии с характером музыки.
Глава 2. Основные методы музыкального воспитания
В курсе музыкального воспитания применяются традиционные методы обучения: вербальный, наглядный и практический.
Вербальный метод — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку и т. д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы курса музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к изучаемым упражнениям. К ним можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, кинофильмов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Это метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения их, а также игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений широко применяется в курсе музыкально-ритмического воспитания, что объясняется относительной доступностью упражнений. Однако следует учитывать, что использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные упражнения.
К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышения ответственности каждого за достижения определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Маленькие гимнастки легче усваивают всё незнакомое через игру.
Приведенные выше методы, на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на ученика.
2.1.Музыкальное содержание
Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности - мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.
При разборе музыкальных произведений полезно ознакомить обучающихся и с условиями, в которых создавалось данное произведение, с замыслом композитора. С помощью музыкальных игр решаются те же задачи, что и при проведении упражнений на согласование движений с музыкой. Но здесь выполнение упражнений усложняется внесением элемента соревнования, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.
Музыкальное сопровождение упражнений — одна из особенностей уроков художественной гимнастики, спортивных соревнований и других физкультурных мероприятий. Поэтому выбор музыкальных произведений и их использование являются важным условием правильной организации всего педагогического процесса.
Для гимнасток, работающих по программам юношеских разрядов наиболее приемлема музыка танцевального характера. Это вальс, полька, мазурка, кадриль и др. Можно применить музыку детского репертуара. Это различные детские песни, популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни. Все мелодии должны содержать в себе яркий, доступный для ребёнка, музыкальный образ. Когда гимнастка слышит красивую, яркую, интересную музыкальную композицию, такое сопровождение пробуждает желание танцевать и выполнять различные упражнения. Подобные музыкальные произведения удобны для детей на начальном периоде обучения.
2.2.Основы музыкальной грамоты
Мелодия — это одноголосное выражение музыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм.
Мелодия помогает гимнастке запомнить музыку, а, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, обучающиеся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки.
У мелодии есть свои законы. Основной ее закон — волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы — нарастания и спады. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.
Основные виды мелодического рисунка:
- восходящее движение мелодии, т. е. переход к более высоким звукам;
- нисходящее движение — переход к более низким звукам;
- волнообразное движение - последовательность восходящих и нисходящих переходов.
Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом ее подъеме.
Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части называется кульминацией.
Для определения мелодии можно выполнить следующие задания. При звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки — в шеренгу, при звучании марша — в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения.
Регистры — это различная высота звучания музыки. В каждом голосе или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать определенный образ, контрастность в музыке.
При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем - ходьбу, низком - ходьбу выпадами.
Звуки, образующие музыкальные произведения, различаются, как уже отмечалось, по высоте, громкости и длительности. Длительность музыкальных звуков определяется не абсолютной мерой времени, а в сравнении с длительностью других звуков данного произведения. Самая длинная нота – целая. Остальные - ее доли: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д. Музыкальные звуки разной длительности, группируясь в разные сочетания, образуют ритмический рисунок музыки.
Ритм - чередование звуков различной длительности, организованных посредством метра. Метр как бы отсчитывает время, а ритм создает на равномерном фоне разные ритмические рисунки. Особенно важен ритм в танцевальной музыке, есть даже такая танцевальная музыка, где кроме ритма нет ничего. Это танцы Востока, Африки под звук бубна, барабана, кастаньет.
Эмоциональное состояние человека отражается на его поведении. Так, взволнованность, тревога обычно сопровождаются быстрыми и резкими движениями. Спокойствию свойственны умеренные темпы движений. Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как эмоции. Грустная музыка обычно связана со спокойным темпом, веселая — с более быстрым. Тревожная музыка чаще бывает быстрой, а торжественная — медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается, прежде всего, через ее темп.
Темпом называется скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения или его части словами, написанными над нотной строчкой. Большое применение до сих пор имеет итальянская терминология.
Обозначений музыкальных темпов довольно много. Ученикам достаточно познакомиться с основными названиями темпов: adagio (адажио) — медленно, andante (анданте) — умеренно, allegro (аллегро) — быстро.
Для большей выразительности музыкального произведения применяются постепенное ускорение или замедление темпа исполнения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами: accelerando (ачелерандо) — ускорение, ritardando (ритардандо) — замедление.
Для овладения различными темпами ученикам дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют и называют темп, а затем выполняют движения с соответствующей скоростью.
Задания на изменение темпов учит гимнасток переходить от медленных движений к быстрым движениям и обратно.
Педагогу следует помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений.
Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела — рук, ног, головы, а также движения кистями, предплечьями, стопой.
Умеренный и медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей тела.
Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.
Динамические оттенки — это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки. Так, например, колыбельная песня исполняется тихо. Содержание такой музыки противоречит громкому звучанию. Торжественный, праздничный марш в целом, безусловно, должен звучать громко. Тихое звучание несвойственно содержанию такой музыки.
Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком. Соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее — ослаблением.
К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания; постепенное замедление и ускорение темпа; плавность или прерывистость звучания мелодии.
Перечисленные оттенки обычно обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) — громко, piano(пиано) —тихо, а также их изменения: crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя.
В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными.
Трудно перечислить все разнообразие двигательных красок, которое может продиктовать музыка.
Примерные задания на связь упражнений с динамическими оттенками музыки:
- При громком звучании музыки необходимо идти высоким шагом, а при тихом — мягким.
- При громком звучании музыки дети передвигаются скачками, при тихом — присесть.
- Резкое изменение силы звучания: тихое звучание — ходьба на носках, громкое — прыжки на месте.
Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным расширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания: повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.
Умение разбираться в средствах музыкальной выразительности, изучение музыкальной грамоты, знакомство с динамическими оттенками – всё это помогает овладению техникой различных упражнений, применяемых в художественной гимнастике, а также пробуждает интерес и прививает любовь к художественной гимнастике.
Глава 3. Структура занятия художественной гимнастики
Основной формой организации учебной работы по курсу музыкально-ритмического воспитания является занятие. Для занятия характерен постоянный состав гимнасток. Каждое занятие вне зависимости от условий его проведения должно иметь три фазы. В одной обучающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений; в другой решают главные задачи, т. е. выполняют сложные упражнения; в третьей фазе необходимо содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы учащиеся могли перейти к последующей высокопроизводительной деятельности или отдыху.
Таким образом, для любого занятия характерно наличие трех фаз. В первой фазе ученики подготавливаются к основной работе, во второй проводится основная работа, а в третьей работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока; подготовительной, основной и заключительной.
В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат урока при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.
Как отмечал методист по гимнастике В. А. Губанов, основными предпосылками, определяющими целесообразную последовательность решения педагогических задач занятия, т. е. его построение, являются:
- достижение максимальных результатов урока с минимальной затратой энергии и времени обучающихся;
- сохранение высокой работоспособности учеников в течение всего занятия;
- обеспечение благоприятных для здоровья учащихся условий проведения и режима уроков.
На занятии для решения определенных педагогических задач подбираются соответствующие музыкально-ритмические упражнения.
Основной источник, определяющий содержание занятия - государственная программа. Однако различные условия проведения занятия, которые не могут быть предусмотрены программой, требуют методической расшифровки. Так, изложение материала музыкально-ритмического раздела должно проводиться с музыкальным сопровождением. Объяснение любой темы музыкально-ритмического раздела рекомендуется начинать с его теоретического обоснования. После этого можно переходить к выполнению сначала элементарных, а затем постепенно усложняющихся движений на связь с музыкой. По мере освоения материала, обучающиеся могут приступать к выполнению самостоятельных заданий.
Музыкальные игры по своему содержанию должны отвечать основной задаче музыкально-ритмического раздела занятия. Систематическое проведение игр будет способствовать совершенствованию и закреплению необходимых умений и навыков по музыкальной грамоте, а также по согласованию движений с музыкой, полученных ранее в простых заданиях. При проведении музыкальных игр следует придерживаться определенной последовательности:
- наметив игру, подобрать к ней соответствующее музыкальное сопровождение;
- объяснить гимнасткам суть игры, дать прослушать музыку, обратив внимание на средства музыкальной выразительности;
3) разделить обучающихся на команды, провести пробную попытку и, если условия игры недостаточно понятны, повторить их или остановиться на непонятных деталях;
4) провести игру несколько раз по всем правилам. Не рекомендуется увлекаться количеством повторений, так как эмоциональность игры будет снижаться. В данном случае следует менять условия игры, ее варианты, а иногда и музыку.
Применяя хореографические упражнения преимущественно для технической подготовки (т. е. для обучения новым формам движений), целесообразно включать их в начало основной части занятия в качестве самостоятельного вида. Хорошо освоенные хореографические упражнения полезно использовать для развития гибкости, укрепления мышц ног, тренировки вестибулярного аппарата и т. д. В этих случаях хореографические упражнения обычно выполняют в конце основной части.
При обучении элементам народных танцев сначала надо предложить обучающимся прослушать музыку, затем указать на специфичность ритмических рисунков, на характерные особенности танцев данной народности, на жесты, стиль. Элементы разучивают в замедленном темпе, а потом постепенно переходят к нужному темпу. По мере освоения элементов можно давать составленные из них небольшие комбинации.
Изучение элементов современного танца следует проводить под современную музыку,
Освоение упражнений ритмической гимнастики под соответствующую музыку нужно проводить в начале основной части, а совершенствовать в подготовительной и заключительной.
Упражнение без предмета изучают отдельно, а совершенствуют в учебных комбинациях.
Неотъемлемой частью практических занятий является учебная практика, которая направлена на формирование умений проводить и составлять упражнения под музыкальное сопровождение,
В конце занятия педагог кратко подводит итоги, делает общие и индивидуальные замечания, дает задания для самостоятельной работы, намечает задачи следующих занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время музыкально-ритмическое воспитание прочно вошло в систему физического воспитания. В процессе музыкальных занятий наряду с задачами физического развития, оздоровления гимнастки решаются задачи эстетического воспитания. Огромная ценность музыкально-ритмических занятий заключена в их образовательных возможностях. Гимнастки получают определённые знания по теории музыки, учатся грамотно исполнять упражнения с музыкальным сопровождением. Выразительное выполнение движений под музыку доставляет спортсмену удовлетворение и радость.
Список литературы
- Г. Боброва – Искусство грации
- Т.Т. Ротерс – Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика
- С. И. Бекина – Музыка и движения
- В. Яновская - Ритмика
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа №1»
Методическая разработка
«Правовые основы спортивных соревнований»
Выполнила:
Тренер-преподаватель
по художественной гимнастике
Ютанова Ж.С.
Арзамас,
2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3
- Общая терминология в нормативно-правовых основах …………........... 4
- Нормативно-правовые акты основы реализации и проведения соревнований …………………………………………………………………….. 6
- Законодательная и правовая база физкультурно-спортивного направления …………………………………………………………………….. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….15
Список используемых источников ……………………………………………. 16
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное решение проблемы укрепления здоровья населения, увеличение числа регулярно занимающихся физическими упражнениями, развития массового и профессионального спорта невозможно без создания работающей законодательной и нормативно-правовой базы.
Долгое время правотворческая деятельность в сфере физической культуры и спорта носила несистемный, спонтанный характер и не затрагивала весь спектр сложных, специфических общественных отношений в этой сфере.
Новые вызовы времени потребовали усиления влияния к этой стороне физкультурно-спортивной деятельности. Без глубоких знаний в области спортивного права и умения специалистами использовать эти знания в своей работе невозможно успешное функционирование сферы физической культуры и спорта.
Все это делает актуальным обращение ученых и практиков к исследованиям вопросов истории и современного состояния нормативно-правового регулирования развития физической культуры и спорта в нашей стране.
Из всего выше сказанного целью контрольной работы является определение правовых норм при проведении спортивных соревнований. Для достижения поставленной цели, мною были определены следующие задачи:
- Изучение и обработка литературных источников, касающихся вопроса правовых норм при организации и проведении спортивных соревнований;
- Сформулировать такие понятия, как закон, Конституция, подзаконные акты.
- Определить нормативно-правовую базу, которую можно использовать при проведении спортивных мероприятий.
- Общая терминология в нормативно-правовых основах
Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, т. е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
Нормативно-правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена их иерархия, т. е. соподчиненность.
Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция страны. Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким основным законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства.
Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Он составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд правил: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных связей, закон в то же время делится на определенные виды, в частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обычные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие.
Подзаконные акты – это документы, принимаемые органами государственной власти на основе и во исполнение законов, направленные на изменение и прекращение правоотношений с целью обеспечения нормального функционирования организаций, учреждений, предприятий любой формы собственности, проводящих работу по развитию физической культуры и спорта среди населения страны, и в частности, проведению соревновательного процесса. В подзаконные акты, кроме указов и распоряжений Президента РФ, относятся постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.
Низшее место в иерархии нормативно-правовых актов занимают инструкции, своды норм и правил, положения и т. п. документы, призванные помочь уяснить правоприменителям механизм действия законов, а также устанавливающие конкретные нормы и правила.
Как известно, нормативные правовые документы по управлению в спорте подразделяются на законодательные и подзаконные акты.
К подзаконным актам, кроме указов и распоряжений Президента РФ, относятся постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.
По своей юридической силе законодательные и нормативно правовые акты в спортивной отрасли не имеют равного действия и одинаковой силы, т. к. сформированы не одним, а целой системой органов управления. Законы высшего органа государственной власти регулируют наиболее важные отношения в сфере физической культуры и спорта и обладают основополагающими нормативными функциями и юридическими основами по отношению к другим нормативно-правовым актам.
Исходя из федерального устройства страны, органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают свои законодательные и нормативно правовые акты, имеющие статус правового регулирования соревновательной деятельности и обеспечивающие их исполнение в своих регионах.
- Нормативно-правовые акты основы реализации и проведения соревнований
При проведении соревнований независимо от уровня (городского, областного, регионального) необходимо опираться на нормативно-правовые акты при реализации и проведении соревнований. Главным источником, регулирующим физическую культуру и спорт, является Конституция Российской Федерации. Это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Согласно пункту 1 статьи 41 Конституции РФ «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определение здоровья характеризуется не только отсутствием болезней и физических дефектов, но и как состоянием полного физического, духовного и социального благополучия. Следовательно, огромное значение для личности и общества имеют регулярные занятия физическими упражнениями и видами спорта в целях укрепления здоровья, повышения работоспособности, предупреждения заболеваний и т.д. Представителями российской науки доказано, что здоровье человека зависит на 50-55% от условий и образа жизни людей, неотъемлемой составной частью которого выступают физическая культура и спорт. На основании вышесказанного и в соответствии с пунктом 2 статьи 41 «В Российской Федерации … поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, …». Кроме того, на основании пункта 1 «е» статьи 72 Конституции РФ «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ». Вместе с тем, «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».
Центром российского спортивного законодательства является Федеральный закон №329 от 4 декабря 2007г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта. Согласно ст.20 «Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий» Федерального закона «О физической культуре и спорте» организаторы физкультурных мероприятий или спортивных соревнований определяют условия их проведения, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий, имеют право приостанавливать и прекращать такие мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги, а также при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований).
На основании статьи 20, части 1.7 ФЗ № 192 от 23.07.2013 в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности и соблюдения административных запретов на посещение мест проведения таких соревнований в дни их проведения в срок до тридцати календарных дней до дня начала проведения таких соревнований организаторы официальных спортивных соревнований уведомляют соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о месте, дате и сроке проведения таких соревнований и незамедлительно сообщают об изменении указанной информации (статья 20 часть 1.7 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ).
При проведении спортивных мероприятий необходимо соблюдать правила безопасности, которые отражены в Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Они включают в себя:
- требования к обеспечению безопасности и места проведения соревнований;
- организацию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;
- права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;
- правила и обязанности организатора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.
При проведении соревнований межрегионального уровня при составлении положения, согласно приказу Минспорта РФ от 1 июля 2013 года № 504, должны быть включены требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку, описаны в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 5 февраля 2013года № 40) и включают:
- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта художественная гимнастика;
- соответствие уровня спортивной квалификации участника в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта художественная гимнастика;
- выполнение плана спортивной подготовки;
- прохождение предварительного соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил.
На спортивные соревнования лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях. С учетом повышенного риска заболеваемости, травматизма, возможности несчастных случаев и инвалидизации важное место в правовом регулировании отношений в современном спорте занимает система страхования спортсменов (Алексеев). В первую очередь, спортивное страхование – это страхование от несчастных случаев, которое предусмотрено в Федеральном законе «О личном страховании», который принят 27 ноября 1992 года (изменения были внесены 1 января 2017 года). Художественная гимнастика относится к 3 степени опасности видов спорта для спортсменов (таб.1).
Таблица 1
Степени опасности видов спорта для спортсмена
1 степень | 2 степень | 3 степень | 4 степень |
шахматы, шашки, настольный теннис, бильярд и другие | бадминтон, биатлон, буерный спорт, волейбол, городки, лыжные гонки, спортивное ориентирование, парусный спорт и другие | акробатика, батут, бейсбол, борьба (все виды), тяжелая атлетика, велоспорт (трек, шоссе), водное поло, водные лыжи, гребля, спортивная и художественная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжное двоеборье, планерный спорт, пожарно-прикладной спорт, стрельба (все виды), прыжки в воду, фехтование и др. | альпинизм, баскетбол, бобслей, бокс, водный туризм, гандбол, горнолыжный спорт, дельтапланеризм, конный спорт, конькобежный спорт, парашютный спорт, подводный спорт, поло, радиоспорт, регби, санный спорт, спидвей, прыжки на лыжах с трамплина, современное пятиборье, восточные единоборства, шорт-трек, фристайл, футбол, хоккей (все виды), автоспорт и другие |
- Законодательная и правовая база физкультурно-спортивного направления
В законодательную и правовую базу физкультурно-спортивного движения в частности входят:
- Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 г.;
- Гражданский кодекс РФ, 30.11.1994 г. (с изменениями и дополнениями);
- Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 г. (в редакции федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90 ФЗ, от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ);
- Уголовный кодекс Российской Федерации, 03.06.1996 г. (с изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации «Об образовании», 18.01.1996 г. (с изменениями и дополнениями);
- Закон РФ «О страховании», 22.12.1992 г.;
- Закон Российской Федерации «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», 4.03.2002 г.;
- Закон Российской Федерации «О запрете в спорте средств (допинга) и запрещенные в спорте процедуры», 2004 г.;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 24.11.1995 г.;
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», № 329 ФЗ, 04.12.2007 г.
Созидательный процесс по нормативно правовому регулированию в отрасли продолжился в начале XXI века. Были приняты основополагающие документы, заложившие прочную правовую и материальную базу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, такие, например, как:
- Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (01.12.2007, № 310 ФЗ);
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (04.12.2007, № 329 ФЗ);
- Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 28.02.2008 № 13 ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (11.01.2006, № 7);
К подзаконным правовым актам относятся также решения отраслевых министерств и ведомств, касающиеся вопросов физкультурно-спортивной деятельности; в первую очередь, это федеральные органы управления образованием, здравоохранением и т. п.
Непосредственную основу подзаконных актов составляют нормативные документы федерального органа управления физической культурой и спортом (до апреля 2008 г. это было Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт)), принимаемые в соответствии с Положением об этом органе, утверждаемом Правительством РФ.
К таким документам, в частности, относятся решения коллегии, приказы Росспорта, инструктивные письма и др.
В последние годы Росспортом были приняты следующие директивные документы:
- приказ от 16.07.2002 г. № 166 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- приказ «О должности Государственный тренер сборных команд» от 21.08.2002 г. № 243;
- приказ «Об аккредитации общероссийских предприятий (союзов, ассоциаций) по различным видам спорта» от 05.11.2002 г. № 447;
- приказ «О введении в действие ЕВСК по зимним видам спорта на 2003-2006 годы» от 23.06.2003 г. № 438;
- приказ «О Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)» от 28.09.2004 г. № 273;
- решение коллегии «Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации» от 25.10.2005 г. № 613;
- приказ «Об утверждении Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем» от 26.05.2003 г. № 345;
- приказ «Об организации работы по усилению пропаганды государственной символики Российской Федерации во время проведения спортивных мероприятий» от 06.10.2003 г. № 799;
- приказ «Об утверждении Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» от 03.03.2004 г. № 190/л;
- приказ «Об усилении ответственности спортсменов и специалистов сборных команд России за применение или содействие применению запрещенных субстанций и методов, указанных в списке ВАДА» от 30.06.2004 г. № 60;
- приказ «О комиссии и регламенте работы комиссии по аккредитации федераций (ассоциаций, союзов) по различным видам спорта» от 11.05.2005 г. № 205;
- приказ «Об утверждении Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2007 год и Порядка финансирования спортивных мероприятий на 2007 г.» от 08.02.2007 г. № 50;
- приказ «О ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту» от 25.09.2006 г. № 636.
Следует отметить то, что федеральным законом от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ были внесены принципиальные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (спортсменами), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (тренерами).
В главе 54, вновь введенной в Трудовой кодекс РФ, устанавливаются:
- специальные обязательства работодателей, спортсменов и тренеров, включаемые в трудовой договор, в т. ч. касающиеся участия в спортивных мероприятиях;
- правила временного перевода спортсмена к другому работодателю, в случае, если основной работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях;
- условия отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях;
- особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет;
- особенности регулирования труда женщин спортсменов;
- дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, тренерам;
- особенности расторжения трудового договора со спортсменом, тренером.
При этом из положений Трудового кодекса РФ исключена формулировка «профессиональный спортсмен».
Таким образом, этими двумя законодательными актами были упорядочены отношения спортсменов с работодателями; организаторами соревнований; работодателей с тренерами; закреплены социальные гарантии спортсменов и тренеров, условия их участия в спортивных соревнованиях и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим то, что с появлением профессионального спорта возникли и продолжают развиваться общественные отношения в данной сфере. По мере развития профессиональной спортивной деятельности все более значимой становится проблематика механизма ее правового регулирования, в том числе в рамках гражданского права.
Важнейшая задача системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут чётко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Особое значение в системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и, других заинтересованных министерств и ведомств.
Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры.
В настоящее время требуется акцентировать внимание на действенном контроле за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Российской Федерации.
Список используемых источников
1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов. — М.: НОРМА— ИНФРА-М, 2001.
3. Козлов Ю.М. Административное право // Учебник. — М.: Юрист, 2001.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. – М., 2000.
6. Зуев В.Н. Регулирование нормативно правовых документов в отечественной сфере физической культуры и спорта. – СПб., 2001.
7. Кузнецов И.С Спортивное право, как отрасль Российского законодательства. Спорт, экономика, право, управление. – 2004.
8. Уловистова Н.В. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-254380-1368441617.jpg)
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-353799-1385366904.jpg)
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-1098391-1546612107.jpg)
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/15/picture-1268973-1600155411.jpg)
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...