Работа с подростками в кризисных ситуациях.
статья на тему
обзор возможных кризисных ситуаций в подростковом возрасте и методы работы с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 12.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с подростками в кризисных ситуациях
Опыт работы с подростками показывает, что довольно часто у них происходят срывы поведения, драки, они проявляют агрессивность, склонны к побегам. Для того чтобы более точно определить, есть ли у подростка кризис и какой это кризис, следует выяснить, что вызывает кризисное состояние, какие ситуации оказывают на него неблагоприятное воздействие и способствуют проявлению кризиса.
Кризис меняет «направленность» ребенка в связи с изменением значимой для него социальной ситуации. Для работы с подростками в кризисных состояниях нужно знать все о типах кризисов в семье, понимать суть кризисов, а также знать, как изменяется поведение подростков в кризисной ситуации.
Первое, на что необходимо обратить внимание при работе с подростками в кризисной ситуации, - системный подход. Довольно часто во время кризиса все внимание сосредоточено на чьей-то вине. Если обвиняемым становится ребенок, то нужно посмотреть на него как на часть некой системы, например семьи. Семья, в свою очередь, включена в систему взаимоотношений с родственниками, соседями, коллегами, друзьями и т.д. Все части в разной степени взаимодействуют между собой, и это взаимодействие вносит значимую лепту в события, приводящие к кризису.
Второе ,что необходимо учитывать в работе с подростками, - природа кризиса. Любой кризис имеет определенные границы: начало, середину, конец. Начало кризиса сопровождается подъемом негативных эмоций, которые выплескиваются на окружающих. Негативные эмоции не позволяют ребенку спокойно реагировать на происходящее, и эта неадекватная реакция приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению. Середина кризиса характеризуется усилением негативных реакций, злостью, гневом и пр. из-за безуспешности попыток найти механизм преодоления кризиса. Завершающая стадия кризиса характеризуется тем, что человек либо решает проблему, либо находит способ уменьшить ее влияние.
Третье. Во время кризисных ситуаций человек с большей легкостью принимает помощь, так как он меньше всего защищен и нуждается в поддержке для восстановления спокойствия.
Четвертое. Кризис заключает в себе потенциал для дальнейшего роста, могут появится возможности для приспособления, когда старые способы поведения, привычки разрушаются, а на их место приходят новые, более эффективные.
Пятое. Надо знать способы оказания помощи на разных этапах кризиса. На первом этапе – изучить событие, которое привело к кризису, уточнить влияние, оказанное на человека, разделить проблемы по значимости и решить, какая из них является самой важной. Для середины кризиса важно выделить составляющие кризиса (потеря себя, беспокойство, событие-испытание и др.), изучить способы, которые использует подросток, составить небольшой план, помогающий преодолеть некоторые проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом о воспитательной работе с подростками.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологически...
Буклет "Рекомендации классному руководителю по работе с подростками"
1.Правила сотрудничества классного руководителя с учащимися;2.классному руководителю по работе с учащимися состоящими на учетах3. Общаясь с подростком помни4. Изучая подростка помни...
Памятка классному руководителю по работе с подростками состоящими на учетах
1. Работа с учащимися группы социального риска2. Модель работы с учащимися состоящими на учете3.Организация мониторинга...
Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»
Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...
Родителям. Поддержка подростка в конфликтной ситуации
Для родителей.Взаимодействие с подростком в ситуации конфликта...
Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы с подростками
Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы с подростками...
рабочая программа "Управление в кризисных ситуациях"
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной...