Родителям. Поддержка подростка в конфликтной ситуации
статья на тему

Ивлиева Ольга Ивановна

Для родителей.

Взаимодействие с подростком в ситуации конфликта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podderzhka_podrostka_v_konfliktnoy_situatsii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка подростка в конфликтной ситуации

Конфликт в отношениях обычно является следствием либо противоречий в мнениях и взглядах, либо неумения правильно общаться. В связи с этим важно научиться замечать и определять настроение и состояние другого; уметь слушать, вникая в суть слов собеседника, и точно выражать собственные чувства и мысли; быть доброжелательным, чутким, тактичным и внимательным.

Очень опасно перерастание конфликта в предсуицидальную ситуацию.

В чём основные причины подростковых конфликтов? Первая – безудержная потребность в самостоятельности; вторая – противоречивость и неустойчивость самооценок; третья – построение своей системы ценностей и поиск смысла жизни, порождающий чёрно-белое видение мира. Так что совсем не случайно понятия «подросток» и «конфликт» стоят рядом.

 

Каковы же правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно?

Во-первых, стоит «остановиться, присмотреться, прислушаться» к самому себе и к партнёрам: понять, в чём истинная причина вступления в конфликт тех или иных его участников, какие интересы они преследуют.

Во-вторых, следует отказаться от установки «победа любой ценой» – как правило, отказ даже одной стороны от столь максималистской (максимализм – это предъявление крайних, незыблемых требований) позиции благотворно влияет на дальнейшее развитие событий.

В-третьих, у большинства конфликтов возможно нахождение целого веера решений, главное уметь анализировать плюсы и минусы последствий.

В-четвертых, предлагая противоположной стороне тот вариант решения конфликтной ситуации, который лично нам представляется наилучшим, надо помнить, что партнёр, чтобы вступить в конструктивное взаимодействие, должен, как минимум, нас услышать.

В-пятых, не стоит забывать, что при любых, даже самых тяжёлых конфликтах, всегда остаётся одна непреходящая ценность – межличностные отношения, которые могут быть сохранены. Только ради одного этого стоит постараться проделать все предыдущее.

 

Основные задачи поддержки подростка в конфликтной ситуации сводятся к следующему:

  • помочь подавленному сложившейся ситуацией ребёнку сконцентрироваться на решении своей проблемы;
  • поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено;
  • психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации;
  • оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т.д.;
  • при необходимости демонстрировать подростку определённые образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, виденья перспектив, логического анализа жизненных ситуаций;
  • предоставлять подростку необходимую информацию, направленную на повышение его мотивации для решения проблемы;
  • обучать способам взаимодействия и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным;
  • защищать права и интересы подростка, быть посредниками в переговорах со специалистами, организациями, оказывать помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам.

Родителям подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации необходимо:

  • объяснять ребёнку то, что произошло, в доступной для него форме;
  • помочь выразить свои чувства, выслушивая ребёнка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок;
  • дать понять ребёнку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;
  • дать время ребёнку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более чётко определить своё отношение к этому. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния;
  • объяснить ребёнку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибок или заблуждений, которых следует избегать в дальнейшем;
  • не критиковать проявления регрессии, т.е. поведения, характерного для более ранних, «детских» ступеней развития;
  • позволять ребёнку выражать любые свои эмоции и не ждать от него, что он должен быть весёлым и жизнерадостным;
  • если ребёнок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе;
  • дать возможность ребёнку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, – в частности, предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды.

Для того чтобы помочь ребёнку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу ситуаций, какими бы отрицательными они ни были.

При воспитании детей подросткового возраста родителям важно решать следующие задачи:

-оказывать помощь в освоении физиологической и психологической полоидентичности;

-совершенствовать навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

- вырабатывать жизненную философию, систему ценностей;

- содействовать становлению новых, более независимых отношений в семье.

В семье, где царят взаимопонимание, доброжелательность в отношениях взрослых и детей, уважение между старшими и младшими, конфликты не возникают, а спорные ситуации решаются конструктивными способами.

Рекомендации центра медико-социального сопровождения «Семья плюс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические аспекты конфликтных ситуаций в системе «Руководитель - подчиненный"

Исследование в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Санкт – Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» среди руководителей ...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)

В  настоящее  время  каждый  человек  сталкивается   с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его...

3 Конфликтная ситуация

Конфликтные ситуации в младшей школе...

Занятие по теме "Стратегия поведения в конфликтных ситуациях"

Каждому человеку необходимо уметь грамотно строить отношения с другими людьми, конфликтовать культурно, знать правила поведения в конфликтных ситуациях...

Разрешение конфликтной ситуации среди подростков с привлечением службы примирения

Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающ...