Конспект занятия по учебной дисциплине «Основы философии»
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия по Оснофам философии для СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по учебной дисциплине «Основы философии»
Преподаватель учебной дисциплины «Основы философии»
Белова Екатерина Владимировна
Место работы ГАПОУ КАТТ им. А.П.Обыденнова
Тема: «Проблема сознания»
Тип занятия. Изучение нового материала.
Цели:
1._Образовательная:
Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности сознания человека.
2._Развивающая: Развивать навыки работы с учебной литературой, философскими текстами.
3.__Воспитывающая: Прививать интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей.
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
1. Технические средства обучения, компьютер
2. Литература:
- методическая литература
- учебная литература: учебники « Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия ( профессиональное образование)
Ход урока
1.Вопрос для повторения:
- Происхождение и сущность человека
- Проблема Я
- Попытки классификации человека
- Проверить письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»
2.Постановка проблемы.
- Что такое сознание? Какие варианты определения понятия существуют?
- Присуще ли сознание только человеку?
- Чем человек отличается от животных? И т.д.
Небольшой диспут на тему занятия. (Сознание является одним из основных понятий ряда научных дисциплин (философии, психологии, социологии, биологии) и одновременно – одной из наиболее дискуссионных проблем. Для демонстрации этого в ходе изучения данной темы учащимся предлагается предварительная задача: «Есть ли у животных сознание?». Таким образом, изначально раскрытие темы будет построено не на основе механического заучивание материала, а через открытие учащимися проблемы, способов её доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, установление связей ряда наук. В результате происходит переход на уровень проблемного обучения путем создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней вопросы. Главная роль в решении данной учебной проблемы отводится учащимся, учитель только направляет и корректирует их работу на основе лекционного материала в ходе второго урока. При этом материал лекции будет усвоен более качественно, т.к. готовясь к диспуту, учащиеся в определенной мере уже знакомы с данным материалом.)
Итого: будет достигнута одна из главных целей курса Основы философии – развитие мышления. Сама задача о наличии сознания у животных мотивирует к изучению нового материала. Внутренней мотивацией, “подогревающей” изучение задачи, выступает наличие у многих учащихся домашних животных и любовь к ним.
- Изучение нового материала. Лекционный материал.
Приступая к изучению «Понятие и структура сознания», важно уяснить, что человеческое сознание- явление сложное, многоплановое, и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем сознания как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его познания. Вокруг этих вопросов с древности и до наших дней ведутся споры, дискуссии, поиски.
Происхождение и сущность сознания.
К истории вопроса (по ходу лекции ученикам, изучавшим историю философии, можно для смены деятельности предложить самим вспомнить философов и их взгляды).
Вопрос о сознании как о субстанции одним из первых в философии поставил Платон: - материальный мир изменчив и не может рассматриваться как первооснова;
- вечными, постоянными и истинными являются только чистые идеи (эйдосы);
- вещь является материальным отображением первоначальных идей.
В средние века понимание сознания как субстанции (отождествляемой с богом) было тесно связано с религиозным мировоззрением, разделившим бытие на земное (грешное) и божественное (идеальное). С эпохи Возрождения началась традиция антропоцентрического метода в решении целого ряда вопросов, в том числе и проблемы сознания, которую стали воспринимать, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия. Развитие наук в XIX-XX вв. позволило более широко и глубоко исследовать проблему сознания, в чем учащиеся уже могли убедиться самостоятельно, готовясь к диспуту. Одновременно развитие науки еще более активизировало дискуссию по этой теме.
Предложить студентам заполнить таблицу «Концепции сознания»
На данный момент в качестве основных концепций сознания выделяют (можно предложить совместную работу преподавателя и студентов на основе изучения истории философии):
Концепция | Представители | Подход к проблеме |
Идеализм | - Платон - Августин, Фома Аквинский - Г. Гегель - Дж. Беркли, Д.Юм - Э. Мах, Р.Авенариус | - сознание – первичная субстанция; оно возникла до и независимо от человека; - рассмотрение сознания в отрыве от природы и личности - сознание индивида – единственная достоверная реальность; - материальный мир – порождение человеческого сознания; форма человеческого опыта; - солипсизм (крайняя степень) предполагает, что реально существует только человек и его сознание (“Весь мир – комплекс моих ощущений” Дж.Беркли) |
Материализм | - Демокрит - Л.Фейербах - К. Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин К. Фогт - Я. Молешотт - Л. Бюхнер | - сознание – способность высокоорганизованной материи отражать саму себя; - материалистическая теория отражения; - сознание, мысль реальны, но представляют собой не объективную реальность, а нечто идеальное, субъективное - сознания как самостоятельной субстанции не существует; - сознание – порождение материи и объяснимо с точки зрения естественных наук (“Мысли – это особый вид тонкой материи. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли” К.Фогт) |
Дуализм | - Р. Декарт | - одновременное существование двух равноправных субстанций – духовной и материальной |
Итог: Идеалисты отстаивают мысли о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью всех вещей. Дуализм ( или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело, как независящие друг от друга начала. И не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. В отличие от идеализма и идеализма, материализм рассматривает сознание как нечто автономное, независимое от материи, а напротив, как ее свойство. Свойство присуще особому виду высокоорганизованной материи- человеческому мозгу.
Определение сознания.
Материализм исходит из того. Необходимо осмыслить, что сознание как свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции. Что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично, производно от материи. Вторичность рассматривается в трех аспектах:
- Историческом ( сознание как особое свойство материи возникает на определённом этапе ее эволюции)
- Психофизиологическом ( сознание- функция головного мозга человека)
- Гносеологическом ( сознание- высшая форма отражения внешнего мира)
В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция.
Структура сознания.
Так, ощущение, дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля- это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности. Эмоции- это сфера личностных, субъективно- психологических переживаний( предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция- это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства.
Сознание-есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи-отражения.
Отражение- это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.
В зависимости от уровня организации материи выделяют следующие формы отражения: механическая, физическая, химическая, биологическая. Биологическая форма отражения свойственная только живым организмам и проявляется в виде раздражимости, чувствительности, психического отражения и сознания. Возможно, что по мере развития науки будут предложены другие варианты классификации форм отражения или будут выделены новые формы. Таким образом,
Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Исследуя сознание, ученые выделяют два основных уровня отражения, соответствующие его структуре – чувственное и мышление (мы не будем рассматривать в рамках курса “Основы философии” уровень бессознательного, требующий специальных знаний из области биологии и психологии).
Процесс чувственного отражения осуществляется на основе:
1. Ощущение | Отражение отдельных свойств, предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Через ощущения осуществляется непосредственная связь субъекта и объективной реальности. Возникновение ощущений объясняет физиология высшей нервной системы. |
2. Восприятие | Целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств. Восприятие человека обычно включает в себя начальную стадию осмысления объектов, их свойств и отношений (более глубоко процесс осуществляется на уровне мышления). Характер восприятия зависит от уровня знаний и интересов человека. |
3. Представление | Высшая форма чувственного отражения, чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление появляется в результате восприятия внешних воздействий и их сохранения затем в памяти субъекта. В качестве высшей формы представления также рассматривается воображение, как его творческая и продуктивная форма. Оно связано с тем, что образы, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются только воспроизведением чувственного восприятия. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы в своем сознании. |
Возникшие на уровне чувственного отражения ощущения, образы перерабатываются в процессе мышления, которое систематизирует данные чувственного восприятия и переходит от постижения внешних свойств к внутренней сути объектов, их взаимосвязей.
Мышление – активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, а также процесс творческого созидания новых идей.
Основными формами мышления (определенными типами организации мысли, характера связи элементов) являются:
1. Понятие | Форма отражения мира в мышлении, в которой отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. Свойства понятий: объективны по содержанию; универсальны по форме; классифицируют вещи, свойства, отношения по родовым признакам. Абстрактное мышление рассматривается как процесс оперирования понятиями. |
2. Суждение | Понятия получают логический смысл в суждениях через выявление связи между предметами. Суждение – мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Законы науки – это суждения, истинность которых доказана. К виду суждений относится и гипотеза. К числу суждений не относятся мысли, которые не могут быть охарактеризованы с точки зрения истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т.п.). |
3. Умозаключение | Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, логически непосредственно вытекающее из посылок. Виды умозаключающей деятельности: индукция и дедукция. |
С возникновением жизни встречаются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных. Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимости являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляющихся у животных, обладающих нервной системой. Рефлекс- то закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которое осуществляется при участии нервной системы.
Сознание- это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что- ни будь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное- свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования(бытия) объекта.
5. Сознание и язык.
Изучая третий вопрос «Сознание и язык», необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристики сознания. Язык человека качественно отличается от «языка» животных( жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. Язык человека- это саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир, и собственную деятельность в нем. Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления), информативной( способность хранить и передавать информацию), коммуникативной( способность общения на самых различных уровнях)
- Итог занятия.
Оценки отвечающим и подготовившимся студентам.
Запишите ( можно в тетради или на листочке) 1. Определение сознания. 2.Перечислите компоненты чувственного отражения. 3. Перечислите компоненты мышления.
- Д\З: составить опорный конспект по занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-450046-1400614752.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-89146-1351699588.jpg)
КОС по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ОПОП по спец. СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 200105 «Авиационные приб...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-89146-1351699588.jpg)
КОС по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ОПОП по спец. СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 200105 «Авиационные приб...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-537853-1417117199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины: "Основы философии".
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальностей:40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-408035-1392822328.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-408035-1392822328.jpg)
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы философии».
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы философии». Содержание и структура КОС ра...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-1120155-1706805810.jpg)
Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023
Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...