РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"
рабочая программа по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_po_filosofii.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Анапский индустриально-педагогический колледж
Краснодарского края
Рабочая программа
учебной дисциплины
Основы философии
2012 г.
Р А С С М О Т Р Е Н О на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Протокол № ___ от «____» __________ 2012 г. | У Т В Е Р Ж Д А Ю Заместитель директора по учебной работе ______________________ И.В. Чернышов «_____» ____________ 2012 |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) Организация-разработчик: Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования». На основе рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») примерной программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Основы философии». Заключение Экспертного совета № 088 от «22» марта 2011 г. Разработчики: Горелов Анатолий Алексеевич, доктор философских наук, вед. н. сотр. Института философии РАН.
(Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2011 г. № 1).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Анапский индустриально-педагогический колледж Краснодарского края
Разработчик:
Изотова Е.В., преподаватель философии
Рецензенты:
Крышняя Л.Н., заместитель директора по научно-методической работе
Степанова Н.С., преподаватель ЧОУ СПО Анапский индустриальный техникум
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему
гуманитарному и социально-экономическому циклу основной
профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных
навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и
ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | – |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) не предусмотрено | – |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | – |
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера | - |
домашняя работа | - |
Итоговая аттестация в форме зачета |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 36 | |||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | |||
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | 1 | репродуктивный | |
2 | Предмет и определение философии. | 1 | ||
«Предмет и определение философии» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами -_ Платон «Апология Сократа» работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвность» | 2 | |||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | |||
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). | 2 | репродуктивный | |
2 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 1 | ||
3 | Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | 1 | ||
«Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание | 1 1 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» | 2 2 | |||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | |||
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 1 | репродуктивный | |
2 | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 2 | ||
«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем | 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 – по выбору учащихся) «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» | 1 1 | |||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | |||
1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | 1 | репродуктивный | |
2 | Особенности русской философии. Русская идея. | 1 | ||
«Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словаре | 2 1 | |||
«Обосновать характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея» | 3 | |||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 36 | |||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | |||
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | 1 | репродуктивный | |
2 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | 1 | ||
Этапы философии Методы философии | 1 1 | |||
«Методы философии и ее внутреннее строение» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающегося: эссе «Философская система нашего времени: основные черты» | 3 | |||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | |||
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | 2 | продуктивный | |
2 | Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | |||
Работа с философским словарем Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» | 3 | |||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | |||
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | 1 | продуктивный | |
2 | Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности | 1 | ||
Значение этики Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии Философия о глобальных проблемах современности | 2 1 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию» подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» | 3 | |||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | |||
1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. | 1 | продуктивный | |
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | 1 | ||
Сравнение философии с другими отраслями культуры Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время) | 2 2 | |||
«Содержание основных разделов философии» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 3 | |||
ВСЕГО: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с
хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К.». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:
Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.
Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка |
Самостоятельная работа студентов
- Работа с текстами - Платон «Апология Сократа»,
- Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвность
- Работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаме-нитых философов»;
- Творческое задание «Философские шко-лы и учение о первоначалах»
- «Отличия рациона-лизма и эмпиризма как философских направлений».
- Составить сравни-тельную таблицу основных философ-ских систем XVIII-XIX вв
- Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?»
- Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»
- В.С. Соловьев «Русская идея»
- Эссе «Философская система нашего времени: основные черты»
- Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»
- Работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию
- Подготовка эссе «Философия и смысл жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...
Рабочая программа учебной дисциплины: "Основы философии".
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальностей:40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 1201...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм...