Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023
учебно-методический материал
Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»
Раздаточный материал. Закрепление изученного материала
Тесты «Философия искусства и культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры» | 817.49 КБ |
Раздаточный материал. Закрепление изученного материала | 15.24 КБ |
Тесты «Философия искусства и культуры» | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
Методическое пособие
Для проведения теоретического занятия
Тема: «Философия искусства и культуры»
Дисциплина ОГСЭ. 01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
(наименование дисциплины)
Для специальности 31.02.02 Акушерское дело
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базовый уровень подготовки
(уровень среднего профессионального образования)
Курс 1
(курс)
Москва, 2023 г.
Составлено в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программой по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии по специальности 31.02.02 Акушерское дело (базовый уровень подготовки)
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией по специальности ОУД, ОГСЭ, ЕН от «17» мая 2023г. протокол № Председатель П(Ц)К ОПД ____________/Е.Ю.Максименко/ | УТВЕРЖДЕНА на заседании методического совета от «» 2023 г. протокол № Председатель методического совета ______________С.В. Полоса |
Автор: Солоненко Я.А., преподаватель учебных дисциплин первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6».
Рецензенты:
Захваткина Г.В., учитель истории, права, обществознания (включая экономику и право), основ предпринимательства высшей квалификационной категории МОУ Раменской СОШ №19
СОДЕРЖАНИЕ
2. Методический блок 7-20
3. Блок контроля исходного уровня знаний и умений. 22-23
4.1 Изучение нового материала 25-31
5. Операционно-познавательный блок 32
5.1 Закрепление изученного материала . 33
6. Блок контроля эффективности обучения 35-37
6.1 Список литературы……………………………………………………… 38
Пояснительная записка
Данное методическое пособие разработано в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело.
Предлагаемое методическое пособие на тему: «Философия искусства и культуры» было разработано в соответствии с задачами курса «Основы философии» для установления более высокого уровня самостоятельности студентов и в связи с недостаточной освещенностью данной темы в учебнике (Хрусталёв, Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М. Хрусталёв. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020). Тема соответствует федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Материал можно использовать для углубленного изучения курса «Основы философии», организации и проведения нетрадиционных форм занятий (например, урок-проблема). Данный урок рассчитан для обучающихся среднего профессионального звена. На протяжении занятия осуществляется вовлечение студентов в активное решение проблемы прекрасного, изучение основных эстетических категорий, с более углубленным изучением философских вопросов.
Структура методического пособия включает: титульный лист, содержание, введение, методический блок, блок контроля исходного уровня знаний и способов деятельности, информационный блок, операционно-познавательный блок, блок контроля эффективности обучения, список используемой литературы. Методическое пособие изложено на 37 страницах компьютерного текста, включая 2 приложения.
Пособие содержит 2 дидактических материала с творческими заданиями и методические рекомендации по их выполнению, способствующие развитию творческого мышления студентов.
Применяемые технологии позволяют выработать умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по курсу «Основы философии».
Пособие нацелено на успешное овладение студентами общими умениями, навыками и способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по курсу «Основы философии».
Данное методическое пособие можно использовать студентам при подготовке к семинарским занятиям, сдаче зачетов и экзаменов.
1.Введение
Проблема эстетического восприятия действительности занимает важное место в жизни человека. Каждый человек ежедневно сталкивается с удовлетворением эстетической потребности в восприятии объектов искусства, прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низкого. Эстетическое восприятие лежит в основе самоопределения человека и поиска смысла жизни.
В связи со сложными событиями в современном мире: гражданские войны, экономические кризисы, угроза терроризма, уничтожается роль этических и эстетических ценностей. В данном свете тема «Философия искусства и культуры» приобретает важную роль в системе развития мировоззрения у молодого поколения, преподавателю становится значимым правильно раскрыть такие понятия как «эстетика», «эстетические категории», «катарсис». А также выбрать педагогические приемы и методы наиболее полно, раскраивая данную тему и отвечая возрастным и психологическим особенностям студентов. Межпредметные связи данной темы прослеживаются в методической разработке с такими науками как основы философии, психология, социология
Понятие «эстетика» и «искусство» и «культура» очень близки. Духовная культура и произведения искусства формируются на основе эстетического восприятия художника и зрителя. В должной мере обладая эстетическим вкусом мы можем говорить и оценивать замысел и видение художника, музыканта, писателя и режиссера. Но, вместе с тем, по объему и содержанию эти понятия отличаются: культура в широком смысле слова – это все, что создано человечеством, включая духовный и материальный план, искусство изучает прежде всего духовную культуру, а эстетика рефлексирует по поводу искусства и прекрасного на наиболее общем и фундаментальном уровне.
Эстетика – это раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
В эстетике чувственное познание является самоцелью, в отличие от теории познания, где оно выступает лишь как первая ступень для понятийного, логического познания. Главным отличием эстетического является то, что здесь чувственное познание реализуется без его соотнесения к понятию. Такой вид познавательной деятельности именуется восприятием или созерцанием. Восприятие предмета в искусстве вызывает особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.
Эстетическое удовольствие основывается на усмотрении в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета внутренней цели и внутренней природе. Чисто внешне целесообразность выступает как соразмерность, симметричность, пропорциональность и гармоничное сочетание эстетических элементов. Чем больше выражена целесообразность формы, тем больше она вызывает чувство удовольствия, и тем прекраснее нам кажется объект эстетического восприятия.
Отличительная черта эстетического удовольствия заключается в его всеобщности и, при этом, субъективности чувственного восприятия. Проблема сочетания всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их главных проблем эстетики. Корни ее кроятся в объективно-субъективной природе красоты.
Методический блок
2. Методический блок
Название дисциплины: «Основы философии»
Тема: «Философия искусства и культуры»
Тип урока: комбинированный.
Количество часов: два академических часа (90 мин)
Календарные сроки: 2 семестр
Место проведения: Актовый зал Структурного подразделения №4
Комплексная дидактическая цель
Образовательная цель:
- ознакомить учащихся с понятием эстетика и культура, основными эстетическими категориями и их сущностью;
- ознакомить с особенностями эстетического восприятия действительности.
Развивающая цель:
- развитие логического и творческого мышления, эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, делать выводы, отстаивать свою позицию;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, искусствоведческих);
- рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная цель:
- воспитание эстетической культуры, речи, эмпатии;
- личностная заинтересованность в успешном результате, ответственное отношение к выполнению заданий, воспитание чувства коллективизма, приобретение опыта профессиональных качеств медицинской сестры;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Обучающийся должен знать:
- термин «эстетика»;
- эстетическое восприятие;
- основные особенности эстетического познания мира;
- формы и критерии красоты;
- понятия «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое», «возвышенное» и «низкое».
Обучающийся должен уметь:
- приводить примеры прекрасного в явлениях действительности;
- выделять критерии красоты;
- уметь выявлять субъективно-объективную природу эстетического познания.
Задачи формирования и развития общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Междисциплинарные связи.
С курсом ОГСЭ.02. История: Тема 2.11. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Внутридисциплинарные связи: Эстетическая природа человека, субъективно-объективная природа красоты.
Организационно-методические связи на уровне общедисциплинарных умений (сравнение и вывод, анализ, применение знаний и способов действий и др.);
Обеспечение занятия:
раздаточный материал: алгоритмы действий, тематические задания, карточки, кодограммы, таблицы;
технические средства обучения: мультимедийный комплекс, интерактивная доска.
Методы обучения: иллюстративно-объяснительные, частично поисковые, исследовательские методы, метод проблемного изложения.
Технологии: элементы технологии развивающего обучения, здоровьесберегающих, информационных технологий, технологии группового обучения.
Ход проведения занятия
Этапы урока | Действия преподавателя | Действия учащихся | Формирование УУД, технология оценивания |
1. Организация урока | 1. Проверка готовности аудитории к уроку. 1. Проверка присутствующих учащихся 3. Сообщение целей и задач урока | Участвуют в перекличке, слушают преподавателя | |
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
-Сформулируйте тему урока. -Попытайтесь определить цель. Попробуем сформулировать цели нашего урока, составив план темы «Философия искусства и культуры?» -Какие задачи необходимо решить для ее достижения? Преподаватель предлагает ребятам разделиться на группы. В основе деления принцип отбора – ответ на вопрос «Что лежит в основе эстетического восприятия красоты?» - Как вы считаете, о красоте мы можем говорить, лишь основываясь на субъективном восприятии или существует красота объективно, вне нас? Человека всегда волновал вопрос о том, существует ли красота вокруг нас. В чем ее сущность? Сократ, к примеру, считал, что сущность прекрасного заключена в целесообразности, в соответствии предмета своей внутренней сущности. Целесообразность выступает как соразмерность, симметричность, пропорциональность и гармоничное сочетание эстетических элементов. Прекрасное является основной эстетической категорией, поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы эстетического познания, критерии красоты. Отличительная черта эстетического удовольствия заключается в его всеобщности и, при этом, субъективности чувственного восприятия. Проблема сочетания всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их главных проблем эстетики. Корни ее кроятся в объективно-субъективной природе красоты. . | Студенты записывают тему урока. Проговаривают вопросы, которые могут затрагивать эстетическое восприятие действительности, конспектируют основные понятия Делятся на 2 группы. Видят, что в принципе отбора лежит отчет на вопрос. 1 группа – красота субъективна 2 группа – красота объективна Запись в рабочий лист. | Регулятивные: 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные: 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные: Оценивать свои и чужие высказывания. |
3. «Открытие» нового знания. | Методы изложения: (лекция-рассказ) План: 1. Понятие эстетики. История возникновения. 2. Категории эстетики 1. Сам термин "эстетика" (от греч. aisthetikos – чувственный) ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в 1750-1758 г. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина. Эстетика - Наука о прекрасном (упрощенная трактовка термина); Произведения искусства оказывают на человека эстетическое воздействие. Произведения искусства должны обладать неким сложно уловимым свойством, которое порождает эстетическое впечатление. Сила воздействия, оказываемого произведением искусства, определяется наличием или отсутствием пафоса. Пафос (греч. πάθος - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – категория, включающая в себя воодушевление автора, наличие эмоционального «заряда» в произведении искусства и ответную сильную эмоциональную реакцию публики. Категория впервые была полно разработана Аристотелем. Выделяют пафос:
2. Эстетические категории. Категория - (греч. κατηγορία) Понятие, обозначающее наиболее общий, разряд явлений, предметов. Первая из основных категорий в эстетике: прекрасное. Нужно помнить, что понятие прекрасного всегда относительно и субъективно. То, что прекрасно для одной эпохи, может считаться уродливым в другое время. То, что нравится одному человеку, не обязательно понравится другому. Но это не мешает философам бесконечно пытаться выработать универсальное определение прекрасного. Прекрасное – высшая степень красоты внешнего мира и внутреннего (душевного) состояния человека Прекрасное – это свойство материального объекта, который нравится сразу многим людям. Известный философ и психолог Давид Юм посвятил вкусу специальный очерк «О норме вкуса» (1739-1740), в котором подошёл к проблеме с общеэстетической позиции. Вкус – способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. «Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим.» Искать истинно прекрасное бессмысленно. Красивое – разновидность прекрасного, определяющая красоту внешнего облика предметов или явлений. Изящное - разновидность прекрасного, характеризует красоту очертаний предметов, линий, отточенность формы, элегантность внешнего вида, грациозность движений. Противоположность прекрасного – безобразное. Произведение искусства всегда должно иметь прекрасную форму. С точки зрения содержания, однако, в искусство входит не только прекрасное, но и безобразное тоже. Безобразное – противоположно прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность, имеющая отрицательное общественное значение, но не представляющая угрозы. На картине могут быть изображены трупы, развалины, в романе могут быть описаны отвратительные сцены (убийства, жестокость), и пр. Изображение и описание должны иметь эстетически совершенную форму, однако предмет изображения и описания может быть отвратителен. Возвышенное – эстетическая категория, выражающая сущность явлений/процессов, которые обладают большой значимостью для человека, вызывают в нем особые чувства, возвышающие над повседневностью. Возвышенное противопоставляется низменному, а также обыденному. Материалистическое понимание возвышенного трактует понятие как нечто гораздо большее, чем окружающее, героическое, великое. Возвышенное выявляется только при сопоставлении с другими объектами, которые оказываются «ниже», «мельче». Необходимо учесть, что материалистическая трактовка возвышенного диктует сугубо субъективное его восприятие: в разные эпохи восприятие обыденного и низменного может отличаться, соответственно варьируется определение возвышенного. Например, в сложное военное время возможно снижение привычного возвышенного до уровня «обыденного» (героизм превращается в повседневность), а возвышенным становится только «супервозвышенное». Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для людей. Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Прежде всего, характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несет ужасную угрозу для всего человечества. Низменное не существует вне человеческого сообщества, в отличие от безобразного. Безобразным может быть животное или природное явление, но низменных поступков животные не совершают, т.к. им недоступна суть сознательного искажения идеала, их действия определяются законами природы и естественными инстинктами. Трагическое – категория, характеризующая неразрешимый конфликт, разворачивающийся в ходе свободного действия человека и связанный со страданиями личности, гибелью важных духовных и материальных ценностей, смертью и пр. Трагическое - эстетическая категория, отражающая гибель прекрасного в активной борьбе силами зла, но в то же время, утверждающая жизненные идеалы и ценности. Трагическое наступает неотвратимо, и оно непоправимо. Трагическое всегда связано с действиями самого человека, а не является результатом случайности. Человек в трагической коллизии оказывается страдальцем, но в то же время не сдается, даже потерпев поражение. В этом трагическое сближается с возвышенным. Трагическое отличается от мелодраматического, трогательного, печального заключенной в нем идеей величия и активной позицией страдающего лица. Трагедия оказывает на душу человека очищающее и возвышающее воздействие за счет переживаемого катарсиса. Катарсис (др.-греч. κάθαρσις возвышение, очищение, оздоровление) -просветление души человека в результате сильного эмоционального переживания (страха и сострадания, переживаемого благодаря созерцанию перехода героя от счастья и благополучия к несчастью). Ужасное - эстетическая категория, которая обозначает уничтожение, гибель без всякой веры в светлое будущее Материалистическое понимание трагического упрощает его до «ужасного в человеческой жизни», т.е. любое достаточно страшное по своим последствиям происшествие может быть сочтено трагическим, независимо от поведения участников и наличия катарсиса (например, случай, когда в ходе семейной ссоры оскорбленный муж зарезал беременную жену). Комическое (греч. komikos - веселый - смешной, от komos - веселая ватага ряженых на празднестве Диониса в Древней Греции) - категория, означающая смешное, вызывающее веселье. К этой категории не относится смех «физиологического» происхождения (истерический, от щекотки и пр.). Идеалистическая трактовка: комичен перевес формы над идеей, «пустышка», которая пытается быть «чем-то». Комическое – категория эстетики, отражающая мир с эмоциональной и критической точки зрения одновременно. Комично то, что вызывает смех у людей. В ходе развития культуры выделяются и обособляются различные виды комического. У смеха могут быть различные причины: неожиданное разрешение какой-то ситуации, парадоксальное завершение процесса, противоречие, выявление пороков. Различаются высокие виды комического, которые служат для «очищения души», воспитания личности, и сниженные, шутливые, ориентированные на развлечение. В зависимости от эпохи смеху приписываются то высокие функции (воспитательные, аксиологические), то низменные (развлечение, потакание праздности). Виды комического - ирония, юмор, сатира, гротеск, сарказм. Гротеск – чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эстетического предмета. Как правило вызывает «смех сквозь слезы» Сарказм – едкая и язвительная ирония, делающая объектом изобличения явления, особо опасные по своим общественным последствиям. Сатира - специфический способ воспроизведения действительности с помощью преувеличения, заострения, доводящего облик до деформации. Юмор – восприятие объекта в эстетической оценке, в которой сочетается серьезное и смешное при преобладании положительного момента в смешном. Ирония – категория построенная на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению | Студенты конспектируют материалы лекции, задают вопросы. | |
4. Закрепление материала | Как закрепление материала преподавателем может использоваться онлайн-опросник в Google Forms по эстетической оценке различных фотографий и картинок на предмет «красоты», выводится статистика с результатами. Работа с раздаточным материалом по группам. (приложение 1) Обратите внимание на высказывания знаменитых мыслителей по поводу эстетики.
Примерные интерпретации высказываний: 1. Субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной, личной культуры, особенностями эстетического вкуса; 2.О связи добра и красоты (этики и эстетики); 3.Художественное является материальным и чисто физическим воплощением эстетических форм. Эстетическое никто не создавал, оно ограничивается областью человеческих переживаний; 4.О двойственной природе прекрасного; 5. Искусство оформляет эстетическое восприятие и вкус, без должного обучения ты не сможешь создать произведение искусства; 6. Эстетическая способность проявляется в усмотрении прекрасного даже в самом обыденном. | Студенты предлагают свои версии интерпретации знаменитых высказываний Учащиеся закрепляют знания. Отвечает один или несколько учащихся. Записывают задание. | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Приложение 2. Задания в тестовой форме для закрепления материала 1. Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ постижения своего предмета через а) рационализацию художественного мира б) переживание в) описание мира при помощи символов =
а) можно рассматривать как синонимичные понятия б) различаются своим основным предметом в) составляют неразрывное единство, но не тождественны друг другу =
а) изучение сущности вещей б) постижение общего и закономерного в вещах в) создание художественных образов, на вымысел событий =
а) красота б) симпатия = в) вкус д) трагическое е) симметрия =
а) вид искусства б) художественное выражение в) художественный образ = г) форма искусства
а) красота = б) прекрасное в) вкус
а) воспитательную б) эстетическую = в) информационную г) гедонистическую
а) Сократом б) Баумгартеном = в) Платоном г) Буало 9. Какой вид искусства по своей природе является синтетическим, включающим в себя другие виды? а) Литература б) театр в) живопись г) кино =
а) коммуникативную б) воспитательную в) гедонистическую = г) компенсаторную
а) правильность – неправильность б) приятное – неприятное в) полезное – вредное г) прекрасное – безобразное = д) священное – греховное
а) Просвещения б) Возрождения = в) Средневековья г) Античности
а) добро б) прекрасное = в) счастье г) комическое = 14. Что такое эстетика? а) гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой -соотношение Добра и Зла б) наука о прекрасном, о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты = в) создание художественных произведений
а) чувства б) взгляды в) вкусы | Учащиеся закрепляют знания. Отвечают все учащиеся индивидуально в виде тестирования. | Познавательные: 1. Раскрыть сущность понятий прекрасное, безобразное, возвышенное, низкое, трагическое и комическое. 2. Умение находить главное, анализировать и делать выводы Коммуникативные: 1. Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя 2. Умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь 3. Умение точно выражать свои мысли Регулятивные: 1. Умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально 2. Умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом Личностные: 1. Осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, 2. Оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
6. Рефлексия и домашнее задание. | Преподаватель делает основные выводы из проведенного урока, обобщает изученный материал. Стр. 260-277 Учебника Написать эссе на тему «Что для меня является прекрасным?» Эссе должно опираться на материалы лекции, может использоваться личный жизненный опыт и субъективный эстетический вкус.
| Слушают, записывают задание. |
Домашнее задание
- Чтение и конспект Стр. 260-277 Учебника
Хрусталёв, Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М. Хрусталёв. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 304 с.
Инструкция по самостоятельной работе
- Задание на выбор:
- Написать эссе на тему «Что для меня является прекрасным?» Эссе должно опираться на материалы лекции, может использоваться личный жизненный опыт и субъективный эстетический вкус. Рассуждение должно быть логичным, обоснованным, убедительным.
- Проанализировать высказывания знаменитых мыслителей (Приложение1), выявить возможную проблему в каждом из них, указать свою точку зрения
Проверка и оценка знаний и умений студентов
Результаты обучения по дисциплине «Основы философии» должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (насколько соответствуют знания изученному материалу);
- осознанность (способность применять полученную информацию в жизни и на практике);
- полнота (соответствие объему программы и информации из учебника).
При оценке учитываются количество и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки студент допускает, когда его ответ обладает недостаточной глубиной и осознанностью (например, неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные признаки предмета, неправильно сформулировал определение и пр. или студент не может применить теоретические знания в практике, установить причинно-следственную связь между явлениями, привести пример или сравнение.
Несущественные ошибки – это неполнота ответа (например, упущение из вида какой-то детали или несущественного признака явления). Также к несущественным ошибкам можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, студент может перепутать значения понятий).
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Отметка «5»;
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее, чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше, чем наполовину, содержит несколько существенных ошибок или вовсе отсутствует.
Блок контроля исходного уровня знаний и способов деятельности
3.1 Блок контроля исходного уровня знаний и способов деятельности
Повторение изученного материала
Цель: повторить и закрепить изученный материал по теме: «Философия истории»
- Дать определение понятия «Философия истории»;
- Обозначить линейный и нелинейный подход в понимании истории и его представителей;
- Определить марксистскую концепцию периодизации общественно-исторических формаций;
- Охарактеризовать концепцию «постиндустриального» общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и т.д.);
- Цивилизационные и культурологические концепции истории.
Информационный блок
4. Информационный блок.
4.1 Изучение нового материала.
Философия искусства и культуры.
Эстетика и ее роль в философии.
Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувствующий, чувственный).
Эстетика – это раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Искусство — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики.
Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей.
Культура (от лат. cultura — «возделываю, обрабатываю землю») — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстаёт также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний)
Особенности эстетического метода познания мира.
В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.
В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно нам кажется.
Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.
Основные категории эстетики
Категории эстетики – это эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, эстетические соображения, суждения, выступающие мерилом человеческих чувств. Категории эстетики исторически меняются и развиваются, отражая определенные этапы в развитии человеческого познания
Прекрасное является центральной категорией эстетики, это самая высокая эстетическая ценность, которая демонстрирует представления человека о совершенстве, это основная положительная форма эстетического освоения действительности. То есть, прекрасным для человека есть все то, в чем она находит совершенное, желательно, гармоничное, бескорыстное. Именно поэтому, прекрасное - особое измерение человека, связанный с ее самореализацией и самоутверждением в своих родовых качествах, целостном функционировании, свободном проявлении своих сил.
В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:
o Прекрасное понимают как воплощение Бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах или явлениях.
- Источником и утечкой прекрасного является сам человек, его духовный мир.
- Прекрасное – это естественное проявление объективных качеств явлений действительности, наиболее близкий к их природным особенностям.
- Прекрасное – это соотношение объективных особенностей жизни с человеком как мерой красоты.
- Прекрасное воспроизводится в процессе соединения объективных качеств с субъективным восприятием человека, но в качестве необходимого должен присутствовать совпадение объективно существующих качеств действительности с представлением о совершенной вещь, явление и т.д.
Далее обратимся к проблеме особенностей прекрасного как эстетической категории. Итак, особенности прекрасного сводятся к следующему:
- прекрасное имеет объективную основу, отразилась в так называемых законах красоты: законах гармонии, симметрии, меры;
- оно имеет конкретно-исторический характер;
- представление о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни личности, то есть от ее образа жизни;
- идеал прекрасного определяется также особенностями национальной культуры;
- субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной, личной культуры, особенностями эстетического вкуса.
Следующая категория - безобразное - противоположность прекрасного, его антипод. К уродливого относят все то, что выступает как антиценность и не соответствует человеческой сущности. Эта категория связана с оценкой тех явлений, которые вызывают человеческое возмущение, недовольство вследствие дисгармонии и отражает невозможность или отсутствие совершенства.
Возвышенное - категория эстетики, которая отображает совокупность природных, социальных и художественных явлений, являются уникальными по своей природе, и выступают как источник глубокого эстетического переживания. Если прекрасное несет в себе человеческую меру, то возвышенное – это превышение меры, то есть возвышенное – это то, что поражает человеческое представление силой или масштабом своего проявления. Это эстетическая категория, выражающая сущность явлений, событий, процессов, которые имеют большую общественную значимость, которые влияют на жизнь человека, на судьбы человечества. События и явления, которые оцениваются как возвышенные, эстетически воспринимаются человеком как противопоставление всему приземленном, примитивном, обыденном. Возвышенное вызывает у человека особые чувства и переживания, которые поднимают ее над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвышенное тесно связано с прекрасным, также выступая воплощением эстетического идеала.
Низкое - категория эстетики, которая воспроизводит явления действительности особенности общественного и индивидуального жизни, которые вызывают у человека соответствующую (отрицательную) эстетическую реакцию (презрение и пренебрежение). Низкое в противовес приподнятом является обыденным, обычным. Но это не вся обычная реальность, это хуже, ниже ее часть.
Трагическое – это категория, отражающая диалектику свободы и необходимости, воплощая наиболее острые жизненные противоречия между необходимостью или желанием, и невозможностью их осуществления. В центре трагического - конфликт между тем, что человек может (необходимость), и тем, чего она желает (свобода), или же между тем, что человек имеет (службы) и чего хочет (желанию). То есть конфликт между стремлениями разного уровня - личными и социальными.
Эстетическая мысль XX века активно разрабатывает проблему трагического. При этом речь идет не о какой-то стране или о конкретной практике искусства. В понятие трагического начинают вкладывать глубокий философский, нравственный смысл. Трагическое анализируется в широком контексте общих жизненноважных проблем, проблем будущего человеческой цивилизации.
Комическое - результат контраста, расстройства, противостояние прекрасного уродливом, низкого - приподнятом, внутренней пустоты - внешнему виду, претендующая на значительность. Комическое, как и любое эстетическое явление социальным. Оно находится не в объекте смеха, а в том, кто воспринимает противоречия как комическое. Комическое связано с общей культурой человека.
Комическое как жанр искусства, хотя и возникло в условиях античности, впоследствии развивалось неоднозначно. Ведь для создания высокохудожественной комедии, художник должен иметь опережающий мышления в современных ему условиях увидеть и явления, которые тормозят общественное развитие, создавая человеческие отношения, разрушают мораль. Каждая настоящая комедия, по сути, формирует идеал и систему прогрессивных ценностей, критикуя все, что весит ее утверждению.
Традиционно выделяют следующие формы комического
- юмор (использование остроумия и игры слов);
- сатира (критика недостатков, противоречий);
- ирония (скрытый смех, замаскированный серьезной формой);
- сарказм ("злая ирония", которая имеет разрушительную силу).
Рассмотренные эстетические категории воспроизводят важнейшие процессы эстетического отношения человека к действительности.
Из истории эстетической мысли.
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.
- Эстетика первоначально сложилась, как один из элементов картины мира такое место она занимала в философских представлениях пифагорейцев и греческих натур философов.
- У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа ценностного отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал релятивизм.
- Сократ стремился выделить объективную ценностную основу эстетических представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания эстетических ценностей как численного выражения.
- У Аристотеля эстетика становится дисциплиной рассматривающей общефилософские вопросы красоты и теории художественного творчества. Аристотель впервые поставил перед собой цель разработать систему эстетических категорий в их взаимосвязи.
- В эпоху средневековья эстетика становится как и вся философия вспомогательной по отношению к богословию дисциплиной, в трудах Тертуллиана, Блаженного Августина, Фомы Аквинского эстетика это раздел богословия, который должен раскрыть роль искусства и красоты мира в отношениях человека к Богу.
- В эпоху Возрождения эстетика изучала соотношение природы и художественной деятельности (так определил ее задачи Л. да Винчи).
- В эпоху Просвещения основной задачей эстетики считалось изучение особенностей художественного познания мира (по Баумгартену).
- Гегель считал, что предметом эстетики является искусство, причем не любое, а именно «изящное искусство». У Гегеля система эстетических категорий исторически развивается, и она строится на основе исторического становления категорий их перехода из одной в другую. Основными эстетическими категориями у Гегеля являются: прекрасное возвышенное и безобразное. Им соответствуют три исторически развивающихся формы искусства: классическая, символическая и романтическая.
- Чернышевский критиковал концепцию Гегеля и считал, что предметом эстетики должно быть все многообразие эстетического отношения человека к миру.
Операционно-познавательный блок.
5. Операционно-познавательный блок.
5.1 Закрепление изученного материала.
Приложение 1
Высказывание | Возможная проблема |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Блок контроля эффективности обучения.
6. Блок контроля эффективности обучения.
Приложение 2.
Тесты (Задания в тестовой форме) для закрепления материала по теме «Философия искусства и культуры»
1. Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ постижения своего предмета через
а) рационализацию художественного мира
б) переживание
в) описание мира при помощи символов =
2. Культура и искусство
а) можно рассматривать как синонимичные понятия
б) различаются своим основным предметом
в) составляют неразрывное единство, но не тождественны друг другу =
3. Искусство направлено на
а) изучение сущности вещей
б) постижение общего и закономерного в вещах
в) создание художественных образов, на вымысел событий =
4. Какие 2 категории не являются эстетическими
а) красота
б) симпатия =
в) вкус
г) возвышенное
д) трагическое
е) симметрия =
5. Обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления называется
а) вид искусства
б) художественное выражение
в) художественный образ =
г) форма искусства
6. Какое понятие эстетики по своему значению является более широким?
а) красота =
б) прекрасное
в) вкус
7. Какую функцию выполняет искусство, формируя художественный вкус, творческий дух, ценностные ориентации?
а) воспитательную
б) эстетическую =
в) информационную
г) гедонистическую
8. Кем был введен термин «Эстетика»?
а) Сократом
б) Баумгартеном =
в) Платоном
г) Буало
9. Какой вид искусства по своей природе является синтетическим, включающим в себя другие виды?
а) Литература
б) театр
в) живопись
г) кино =
10. Какую функцию выполняет искусство, доставляя людям наслаждение?
а) коммуникативную
б) воспитательную
в) гедонистическую =
г) компенсаторную
11. «Шкала» эстетической оценки:
а) правильность – неправильность
б) приятное – неприятное
в) полезное – вредное
г) прекрасное – безобразное =
д) священное – греховное
12. Как иначе называется эпоха Ренессанса?
а) Просвещения
б) Возрождения =
в) Средневековья
г) Античности
13. Выделите в данных понятиях 2 формы проявления эстетического
а) добро
б) прекрасное =
в) счастье
г) комическое =
14. Что такое эстетика?
а) гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой -соотношение Добра и Зла
б) наука о прекрасном, о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты =
в) создание художественных произведений
15. Что не является элементом эстетического сознания?
а) чувства
б) взгляды
в) вкусы
г) идеалы
д) навыки =
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Номер вопроса | Ответ |
1 | в |
2 | в |
3 | в |
4 | б, е |
5 | в |
6 | а |
7 | б |
8 | б |
9 | г |
10 | в |
11 | г |
12 | б |
13 | б, г |
14 | б |
15 | д |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев П.В., Алексеев А.П., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2020.
- Болтаевский, А. А. Краткий философский словарь / А. А. Болтаевский, И. П. Прядко. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 113 с. — (Справочники ИНФРА-М). - ISBN 978-5- 16-109232-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/119412
- Блинов В.Ю., Сергеев И.Н. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2020.
- Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке. Как оптимизировать образовательный процесс. ФГОС. – Волгоград, Учитель, 2020.
- Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. / В.Д. Губин. - 4-е изд. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2022. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Степин, В.С. История философии и медицины. Научные революции XVII-XIX вв. / В.С. Степин, А.М. Сточик, С.Н. Затравкин. – М: Академический проект, 2020. – 375 с.
- Хрусталёв, Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М. Хрусталёв. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 304 с.
Предварительный просмотр:
Закрепление изученного материала.
Приложение 1
Высказывание | Возможная проблема |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Предварительный просмотр:
Тесты (Задания в тестовой форме) для закрепления материала по теме «Философия искусства и культуры»
1. Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ постижения своего предмета через
а) рационализацию художественного мира
б) переживание
в) описание мира при помощи символов
2. Культура и искусство
а) можно рассматривать как синонимичные понятия
б) различаются своим основным предметом
в) составляют неразрывное единство, но не тождественны друг другу
3. Искусство направлено на
а) изучение сущности вещей
б) постижение общего и закономерного в вещах
в) создание художественных образов, на вымысел событий
4. Какие 2 категории не являются эстетическими
а) красота
б) симпатия
в) вкус
г) возвышенное
д) трагическое
е) симметрия
5. Обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления называется
а) вид искусства
б) художественное выражение
в) художественный образ
г) форма искусства
6. Какое понятие эстетики по своему значению является более широким?
а) красота
б) прекрасное
в) вкус
7. Какую функцию выполняет искусство, формируя художественный вкус, творческий дух, ценностные ориентации?
а) воспитательную
б) эстетическую
в) информационную
г) гедонистическую
8. Кем был введен термин «Эстетика»?
а) Сократом
б) Баумгартеном
в) Платоном
г) Буало
9. Какой вид искусства по своей природе является синтетическим, включающим в себя другие виды?
а) Литература
б) театр
в) живопись
г) кино
10. Какую функцию выполняет искусство, доставляя людям наслаждение?
а) коммуникативную
б) воспитательную
в) гедонистическую
г) компенсаторную
11. «Шкала» эстетической оценки:
а) правильность – неправильность
б) приятное – неприятное
в) полезное – вредное
г) прекрасное – безобразное
д) священное – греховное
12. Как иначе называется эпоха Ренессанса?
а) Просвещения
б) Возрождения
в) Средневековья
г) Античности
13. Выделите в данных понятиях 2 формы проявления эстетического
а) добро
б) прекрасное
в) счастье
г) комическое
14. Что такое эстетика?
а) гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой -соотношение Добра и Зла
б) наука о прекрасном, о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты
в) создание художественных произведений
15. Что не является элементом эстетического сознания?
а) чувства
б) взгляды
в) вкусы
г) идеалы
д) навыки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ" ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ"
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» по специальности СПО 43. 02. 02. "Парикмахерское искусство"
Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 02. «Пари...
Открытые занятия. Методические разработки. Презентации к занятиям. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
1. Методическая разработка "Подготовка и проведение занятия по теме "Системы сил" в форме урока-игры". В качестве метода активного обучения использована дидактическая игра, основан...
Открытое занятие по учебной практике на тему: «Выполнение салонных женских стрижек волос с укладками».
Открытое занятие по учебной практике на тему: «Выполнение салонных женских стрижек волос с укладками»....
Открытое занятие по учебной практике на тему:«Укладка волос горячим способом»
Открытое занятие по учебной практике на тему:«Укладка волос горячим способом»...
Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»
В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...