проект "Использование фильмов для развития личностных и профессиональных качеств студента на уроках педагогики"
проект по теме

Кокшарова Анастасия Сергеевна

 "Использование фильмов для развития личностных и профессиональных качеств студента на уроках педагогики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Свинина Анастасия Сергеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Проект защищен

«    » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 26

Научный руководитель: Городцова Е.С.,

Преподаватель МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016


  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в последнее время часто обсуждается состояние бездуховности, поразившее наше общество. Педагоги и родители отмечают, что стало очень сложно воспитывать нравственные качества в детях. «Живут одним днём», «не видят дальше своего носа», «сегодня всё, а завтра хоть потоп», - часто произносят такие фразы в адрес современной молодежи. Почему такое безразличное отношение к жизни? Ответ один: взрослые не смогли сформировать у детей умение осмысливать маленькие действия и большие поступки, не развили способность устанавливать причины и их последствия. Эти умения напрямую связаны с развитием сознания и самосознания, поэтому формируются медленно, а если над ними целенаправленно и систематически не работать, то они не появятся совсем. Заниматься развитием этих умений у детей приходится всем взрослым, но педагогам особенно, потому что это часть их профессиональной деятельности. На уроках педагогики в первую очередь приходится формировать нравственные взгляды и убеждения, а уже потом работать над развитием профессиональных качеств и умений, поэтому надо подобрать такие способы воспитания, которые могут использовать преподаватели педагогики и других гуманитарных дисциплин для решения этой проблемы.
  2. Кино, «как важнейшее из искусств» может иметь большое воспитательное значение.

На основании актуальности проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Использование фильмов на уроках педагогики для развития личностных и профессиональных качеств студентов».

Цель исследования: выявление значимости фильмов для развития личностных и профессиональных качеств студентов.

Опираясь на цель, нами определены задачи исследования:

  1. Провести отбор тематической литературы по данной проблеме исследования.
  2. Выявить значимость фильмов для развития личностных и профессиональных качеств студентов.
  3. Провести отбор фильмов по данной проблеме исследования.
  4. Обобщить материалы исследования, сделать выводы.

Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы исследования:

  1. Отбор литературы.
  2. Отбор фильмов.
  3. Анализ фильмов.
  4. Систематизация.
  5. Обобщение.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

  1. Значение использования фильмов на уроках педагогики

Студенты, как многие люди, больше смотрят фильмы, чем читают книги, поэтому использование фильмов будет иметь положительный воспитательный эффект при соблюдении определенных условий. Первым из них является обсуждение фильма под руководством педагога, когда он наводящими вопросами подводит детей к пониманию проблем, поднятых в фильме, показывает их связь с жизнью каждого человека, с ситуациями, которые были или могут произойти. В процессе преподавания педагогики много возможностей для использования фильмов, но есть проблема их отбора в соответствии с целями учебной и профессиональной деятельности. Наиболее активно  применяются художественные и документальные фильмы. Они помогают студентам понять основы духовной, физической, эстетической культуры и др. Интересный материал для изучения школьных проблем, отношений между участниками образовательного процесса дают фильмы  «Доживем до понедельника»,  «Розыгрыш» и др.

В работе над фильмами нужно придерживаться следующих принципов:

- принцип диалога (вопросы должны побуждать активное осмысление ситуаций, представленных в фильме, и стимулировать высказывание собственных мыслей);

- принцип мотивированности. А.Н. Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный личностный смысл»;

- принцип социальной и личной значимости содержания;

- принцип коммуникативной культуры (соблюдение культурных норм поведения, правил ведения дискуссии);

- принцип раскрытия связей между научными знаниями и жизненными представлениями студентов;

- принцип учета возрастных особенностей.

  1. Анализ фильма  «Доживем до понедельника» (1968)

Действие фильма «Доживем до понедельника» происходит в течение трех дней. Каждый день обозначен титром: четверг, пятница, суббота. Авторы этим хотят подчеркнуть, что события, изображенные на экране, не претендуют на исключительность. Нас хотят убедить в том, что каждый день - событие, каждый человек – сюжет. 

Герои нового фильма С. Ростоцкого - ученики девятого класса. Эти девочки и мальчики уже не дети, но еще и не взрослые. Они переживают свои первые драмы, и взрослые не смотрят на это свысока. Жизненность фильма в том, что взрослые – учителя и родители – не благополучные наставники и резонеры, жизнь и перед ними ставит проблемы, и на них обрушивает свои удары.

Так, фильм «Доживём до понедельника» помогает осмыслить роль учителя в жизни каждого ученика, иллюстрирует профессиональные ценности и разные стили педагогического общения. Фильм создан давно, кто-то подумает, что проблемы, которые он затрагивает, уже устарели. При просмотре фильма мы выстраиваем параллель: прошлое и современность. Обсуждение завершается выводом: профессия учителя нужна в любые времена, т.к. он формирует общечеловеческие ценности и создаёт условия для развития каждого ребёнка. А также фильм помогает студентам понять, что учительский авторитет зависит не от строгого взгляда и стажа работы, а от способности понять ученика и помочь ему стать лучше.

  1. Анализ фильма «Розыгрыш» (1976)

Действие разворачивается в обычной советской школе. Началось всё с шутки лидера класса Олега Комаровского - он подговорил одноклассников наврать учительнице математики, что она якобы не предупреждала о контрольной работе. В итоге обман раскрылся, и Комаровский схлопотал единицу. Выдала правду скромная ученица по фамилии Петрова, которую в классе дразнили «юродивой» . Она честно предупредила заранее, что если её спросят, было ли сказано о контрольной, она честно скажет. Что и произошло.

В это же время в классе появляется новый ученик, Игорь Грушко. У него проблемы с семьёй и живёт он с тёткой. Но у него есть талант - он пишет песни, и мечтает набрать группу музыкантов. Что он и делает, несмотря на препятствия. Комаровский понимает, что его позициям лидера был нанесён урон и пытается выправить положение. Но весь конфликт фильма основан на разности жизненных ценностей. Для Игоря это — правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье. Он, конечно, не формулировал это так, но занимался он именно этим. Стоит только послушать его песню «бабочки». Для Олега же главное - достижение цели. Любыми способами. Не зря ему говорит отец: «Ты к своей цели идёшь — как мостки через болото перебрасываешь. Ну добежишь ты до своей цели раньше всех, и что? Скучно не станет?»

Фильм «Розыгрыш» посвящён конфликту «учитель – ученик – родитель». Анализ причин конфликта приводит студентов к выводу, что образование и его оценка должны быть взаимосвязаны и являться показателем достижения человеком определённого уровня развития: «образование не ради оценок, а для развития способностей, овладения необходимыми в жизни знаниями, умениями и навыками».











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогический просмотр и обсуждение фильма - это не только показ и анализ отдельной истории, судьбы человека, но и поиск причин произошедшего, попытка определения взаимосвязи между жизнью человека и законами природы и общества. Общечеловеческие ценности и нравственные нормы - это базовые условия, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья каждого человека. Их соблюдение позволяет успешно взаимодействовать с окружающими людьми, достигать жизненные цели, решать возникающие проблемы, становиться индивидуальностью и в то же время оставаться частью общества.

Просмотр фильмов позволяет наблюдать конкретные события со стороны, но во время обсуждения происходит обобщение и соотнесение отдельной ситуации с отвлеченными понятиями, такими как справедливость, ответственность, правда и ложь, честность, ценность жизни и т.д. Сочетание зрительного образа, слова и анализа позволяет целенаправленно воздействовать на сознание. И если информационные передачи сообщают факты и их оценку, то обсуждение помогает студенту задуматься, увидеть проблему с разных сторон, перевести увиденное во внутренний план личности, сформировать взгляды и убеждения. Такая воспитательная работа позволяет молодым людям «примерить на себя» не только конкретную ситуацию, но и её последствия, а значит, не совершить чужую ошибку. Все нравственные нормы и правила как раз для этого и создавались предыдущими поколениями, чтобы молодёжь не теряла времени на совершение и исправление своих ошибок, а училась их предвидеть, действуя по формуле «если, … то».

Не все проблемы, представленные в фильмах, воспринимаются однозначно. Очень часто возникают дискуссии, которые еще больше способствуют тому, чтобы студенты высказывали свою точку зрения, учились слушать других людей и терпеливо относиться к их мнению. В диалоге активно развивается нравственная ориентация и оценка собственных и чужих поступков, формируются этические чувства (стыд, совесть, вина) как регуляторы нравственного сознания и поведения.

Обсуждение фильмов - это доступный способ развития личностных и профессиональных качеств у студентов, но он принесет большой воспитательный эффект только в том случае, если взрослый, который ведет такую работу, является образцом нравственности и профессионализма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Использование фильмов на уроках педагогики для развития личностных и профессиональных качеств студентов  [Электронный  ресурс]. - Режим  доступа: - URL:  http://pedcollege-kud.ru/sites/default/files/gabova_e._i._ispolzovanie_filmov.pdf - 11.06.2016. 
  2. Педагогические ситуации [Электронный  ресурс]. - Режим  доступа: - URL: http://studopedia.ru/10_205492_analiz-pedagogicheskih-situatsiy-kak-metod-resheniya-pedagogicheskih-zadach.html - 09.06.2016.
  3. Педагогическая ситуация в фильмах [Электронный  ресурс]. - Режим  доступа: - URL: http://www.liveinternet.ru/community/2096160/post217302122/ - 13.06.2016.
  4. Фильм «Доживем до понедельника» [Электронный  ресурс]. - Режим  доступа: - URL:  http://www.ivi.ru/watch/51501 - 14.06.2016.
  5.  Фильм «Розыгрыш» [Электронный  ресурс]. - Режим  доступа: - URL: http://www.ivi.ru/watch/60339/description - 14.06.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся"

«Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся»Прежде чем начать свою трудовую деятельность в сфере образования, у меня был опыт работы на предприятиях города Балако...

Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследо...

РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...

Воспитание личностных качеств студентов-машиностроителей, обучаемых в системе среднего профессионального образования

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2020 года изменил подходы к воспитанию и его месту в образовательном процессе.Речь идет о переходе от  так н...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ ЮРЬЕВЕЦКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на формирование социально значимых качеств личности...

Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка

Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...