Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.
статья
ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия развития
общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.
ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию, то есть на первый план выходит проблема формирования общих компетенций у студентов любых направлений подготовки.
Методическая служба техникума пытается решать проблемы, связанные с оптимизацией процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через:
• внедрение современных педагогических и информационных технологий профессионального образования;
• формирование инновационной образовательной среды;
• совершенствование профессионализма и обеспечение повышения квалификации педагогов;
• обобщение и распространение педагогического опыта педагогов.
Инновационные технологии позволяют оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения. Основные из них:
• технология модульного обучения,
• технология проблемного обучения,
• технология контекстного обучения,
• кейс-технологии,
• проектные технологии,
• здоровьесберегающие технологии,
• технология развития критического мышления через чтение и письмо,
• технология интерактивного обучения и др.
Выбор технологии обучения определяется рядом факторов:
• содержанием учебной дисциплины,
• средствами обучения,
• оснащенностью учебного процесса,
• составом обучающихся,
• уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.
Реализация ФГОС предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.
Методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента. Для обучения с целью формирования максимального количества общих и профессиональных компетенций могут использоваться методики:
- создание опорных конспектов (в том числе графических), графическое изображение структуры текста;
- составление плана текста;
- просмотр учебного видеофильма;
- работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов и др. информации по заданию;
- выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;
- программированное задание;
- эвристическая беседа;
- учебная дискуссия;
- рецензирование или взаимопроверка;
- работа в малых группах;
- решение ситуационных задач;
- имитация деятельности на тренажере (в т.ч. на виртуальном оборудовании, в виртуальной лаборатории);
- деловые игры или их элементы;
-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы;
- проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно.
Обучение должно строиться на применении в образовательном пространстве проблемных методов, эвристических, рефлексивных, которые имеют «субъект – субъектный» характер взаимоотношений, на использовании групповых форм организации учебного прогресса, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности.
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.
Судя по результатам опроса педагогического коллектива, треть коллектива уже применяет активные и интерактивные методы обучения в своей деятельности, другая треть – готова к внедрению таковых в ближайшее время, а остальные начнут внедрять, как только этому будут соответствовать условия работы. Но, тем не менее, аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, загружены не в полной мере, да и не всякая интерактивная технология требует наличия такого оборудования.
В условиях глобальной информатизации важнейшим фактором общественного развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности, включая образование, выступают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Как следствие, одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которое заключается в обеспечении данной сферы образования теорией и практикой использования и создания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания обучающихся.
Информатизация образования позволяет решать ряд принципиально новых задач. В частности:
1. изучение явлений и процессов в микро- и макромире;
2. изучение явлений и процессов внутри сложных технических и биологических систем;
3. представление в удобном для изучения масштабе и времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или слишком малой скоростью;
4. моделирование ситуаций профессиональной деятельности.
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы. Это нашло отражение в использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность обучающегося. Благодаря новым информационным технологиям в мировом образовательном пространстве стало возможным дистанционное обучение.
Литература:
Чебанов К.А., Богданова М.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ
Внеурочная деятельность обучающихся в техникуме...
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует современной государственн...
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»
В статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интелл...
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрыты поняти "котроль", педагогические требования к проведению контроля, типы контроля....
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
В данной статье приведен план урока, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...
Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"
Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи об...
РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...