Статья на тему "Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся"
статья на тему
«Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся»
Прежде чем начать свою трудовую деятельность в сфере образования, у меня был опыт работы на предприятиях города Балаково. И уже как практик я полностью согласна со следующим утверждением: изменения, происходящие на разных уровнях и разных сферах нашей жизни; динамика преобразований; непрерывно расширяющееся информационное пространство способствует повышению активности человека и требует быстрой адаптации и социализации. При этом обществу требуются специалисты, которые после окончания обучения должны обладать определёнными качествами личности:
- адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.
Основная задача преподавателя - правильно и полно преподнести материал, с использованием наиболее оптимальных форм обучения, методов и приемов, используемых на уроках философии, истории и обществознания для расширения кругозора обучающихся и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому участнику обучения.
Очень интересен Метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Он впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. Диалогическое общение (майевтика) помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя. Оно предполагает такую умелую постановку вопросов, где с помощью анализа и сравнения, восхождения от частного к общему, собеседник постигает истину.
Если следовать личностно-ориентированному подходу к обучению проводимые уроки для каждого студента будут комфортны; каждый обучающийся сможет высказать свою точку зрения по изучаемой проблеме. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке, а также осознавать значимость изучаемого материала для дальнейшей профессиональной и общественной жизни. При помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий они могут самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа группы над поставленной задачей. Именно в этой работе проявляется сотрудничество и возможность обучающимся с различным уровнем подготовленности принять активное участие в процессе обучения. Такой метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение к проблеме и поставленной задаче.
Мне бы хотелось отметить метод, который называется брейнсторминг, или метод «мозгового штурма», или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году А. Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Сейчас этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений и успешно применяется в учебном процессе.
Основой брейнсторминга явился принцип разделения во времени двух этапов творческого процесса: генерирование идей и их критическая оценка. В данном процессе участвует группа, которая делится на две команды «генераторы» и «эксперты». В процессе данной игры участникам озвучивается проблема или вопрос. Задача «генераторов» - предложить как можно больше идей по поводу решения данной проблемы, какими бы безумными и невероятными они не казались. Второй этап - участие «экспертов» - предусматривает разбор, обсуждение и критическую оценку каждого предложения «генераторов». Итог - выбор конкретного решения поставленной проблемы. Участники должны выполнять следующие правила:
1) соблюдать два этапа процесса;
2) предлагать наибольшее количество идей;
3) разрабатывать (генерировать) самые невероятные предложения;
4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, а считать все гипотезы достоянием команды.
Например, на уроке Обществознания - «Особенности современного мира. Процессы глобализации» при рассмотрении глобальных проблем, таких как «истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения, ими человечества, включая продовольствие, сырье и источники энергии» обучающимся было предложено провести урок в стиле «мозгового штурма» с предложением путей решения данной проблемы.
Эффективность «мозгового штурма» в том, что коллективное решение дает большие результаты по сравнению с индивидуальное.
Ориентирование на личностное обучение учащихся имеет целый ряд положительных моментов:
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы саму личность обучаемого, способствуют обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат, реализацию её природных способностей.
- учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.
- вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение помогает развивать такие профессиональные качества, как умение добиваться поставленной цели, высказывать своё мнение и аргументировать его, ориентироваться в мировом и культурном пространстве, уметь находить выход из нестандартных ситуаций, развивать деловой контакт, понять свои способности и качества характера.
Воспитывая специалиста высокого уровня, педагог должен его именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние на его познавательную и мотивационно-личностную сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся»
Прежде чем начать свою трудовую деятельность в сфере образования, у меня был опыт работы на предприятиях города Балаково. И уже как практик я полностью согласна со следующим утверждением: изменения, происходящие на разных уровнях и разных сферах нашей жизни; динамика преобразований; непрерывно расширяющееся информационное пространство способствует повышению активности человека и требует быстрой адаптации и социализации. При этом обществу требуются специалисты, которые после окончания обучения должны обладать определёнными качествами личности:
- адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.
Основная задача преподавателя - правильно и полно преподнести материал, с использованием наиболее оптимальных форм обучения, методов и приемов, используемых на уроках философии, истории и обществознания для расширения кругозора обучающихся и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому участнику обучения.
Очень интересен Метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Он впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. Диалогическое общение (майевтика) помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя. Оно предполагает такую умелую постановку вопросов, где с помощью анализа и сравнения, восхождения от частного к общему, собеседник постигает истину.
Если следовать личностно-ориентированному подходу к обучению проводимые уроки для каждого студента будут комфортны; каждый обучающийся сможет высказать свою точку зрения по изучаемой проблеме. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке, а также осознавать значимость изучаемого материала для дальнейшей профессиональной и общественной жизни. При помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий они могут самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа группы над поставленной задачей. Именно в этой работе проявляется сотрудничество и возможность обучающимся с различным уровнем подготовленности принять активное участие в процессе обучения. Такой метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение к проблеме и поставленной задаче.
Мне бы хотелось отметить метод, который называется брейнсторминг, или метод «мозгового штурма», или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году А. Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Сейчас этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений и успешно применяется в учебном процессе.
Основой брейнсторминга явился принцип разделения во времени двух этапов творческого процесса: генерирование идей и их критическая оценка. В данном процессе участвует группа, которая делится на две команды «генераторы» и «эксперты». В процессе данной игры участникам озвучивается проблема или вопрос. Задача «генераторов» - предложить как можно больше идей по поводу решения данной проблемы, какими бы безумными и невероятными они не казались. Второй этап - участие «экспертов» - предусматривает разбор, обсуждение и критическую оценку каждого предложения «генераторов». Итог - выбор конкретного решения поставленной проблемы. Участники должны выполнять следующие правила:
1) соблюдать два этапа процесса;
2) предлагать наибольшее количество идей;
3) разрабатывать (генерировать) самые невероятные предложения;
4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, а считать все гипотезы достоянием команды.
Например, на уроке Обществознания - «Особенности современного мира. Процессы глобализации» при рассмотрении глобальных проблем, таких как «истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения, ими человечества, включая продовольствие, сырье и источники энергии» обучающимся было предложено провести урок в стиле «мозгового штурма» с предложением путей решения данной проблемы.
Эффективность «мозгового штурма» в том, что коллективное решение дает большие результаты по сравнению с индивидуальное.
Ориентирование на личностное обучение учащихся имеет целый ряд положительных моментов:
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы саму личность обучаемого, способствуют обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат, реализацию её природных способностей.
- учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.
- вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение помогает развивать такие профессиональные качества, как умение добиваться поставленной цели, высказывать своё мнение и аргументировать его, ориентироваться в мировом и культурном пространстве, уметь находить выход из нестандартных ситуаций, развивать деловой контакт, понять свои способности и качества характера.
Воспитывая специалиста высокого уровня, педагог должен его именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние на его познавательную и мотивационно-личностную сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.
Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....
Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.
Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии
Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии...
Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....