Статья на тему "Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся"
статья на тему

Синчурина Екатерина Сергеевна

«Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся»

Прежде чем начать свою трудовую деятельность в сфере образования, у меня был опыт работы на предприятиях города Балаково. И уже как практик я полностью согласна со следующим утверждением: изменения, происходящие на разных уровнях и разных сферах нашей жизни; динамика преобразований; непрерывно расширяющееся информационное пространство способствует повышению активности человека  и требует быстрой адаптации и социализации. При этом обществу требуются специалисты, которые после окончания обучения должны обладать определёнными качествами личности:

- адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.

Основная задача преподавателя - правильно и полно преподнести материал,  с использованием наиболее оптимальных форм обучения, методов и приемов, используемых на уроках философии, истории и обществознания для расширения кругозора обучающихся и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому участнику обучения.

Очень интересен Метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Он впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. Диалогическое общение (майевтика) помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя. Оно предполагает такую умелую постановку вопросов, где с помощью анализа и сравнения, восхождения от частного к общему, собеседник постигает истину.

Если следовать личностно-ориентированному подходу к обучению проводимые уроки для каждого студента будут комфортны; каждый обучающийся сможет высказать свою точку зрения по изучаемой проблеме. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке, а также осознавать значимость изучаемого материала для дальнейшей профессиональной и общественной жизни. При помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий они могут самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа группы над поставленной задачей. Именно в этой работе проявляется сотрудничество и возможность обучающимся с различным уровнем подготовленности принять активное участие в процессе обучения. Такой метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение к проблеме и поставленной задаче.

Мне бы хотелось отметить метод, который  называется брейнсторминг, или метод «мозгового штурма», или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году А. Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Сейчас этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений и успешно применяется в учебном процессе.
Основой брейнсторминга явился принцип разделения во времени двух этапов творческого процесса: генерирование идей и их критическая оценка. В данном процессе  участвует группа, которая делится на две команды «генераторы» и «эксперты». В процессе данной игры участникам озвучивается проблема или вопрос.  Задача «генераторов» - предложить как можно больше идей по поводу решения данной проблемы, какими бы безумными и невероятными они не казались. Второй этап - участие «экспертов» - предусматривает разбор, обсуждение и критическую оценку каждого предложения «генераторов». Итог -  выбор конкретного решения поставленной проблемы. Участники должны выполнять следующие правила:
1) соблюдать два этапа процесса;
2) предлагать наибольшее количество идей;
3) разрабатывать (генерировать) самые невероятные предложения;
4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, а считать все гипотезы достоянием команды.

Например, на уроке Обществознания -  «Особенности современного мира. Процессы глобализации» при рассмотрении глобальных проблем, таких как «истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения, ими человечества, включая продовольствие, сырье и источники энергии» обучающимся было предложено провести урок в стиле «мозгового штурма» с предложением путей решения данной проблемы.

Эффективность «мозгового штурма» в том, что коллективное решение дает большие результаты по сравнению с индивидуальное.

Ориентирование на личностное обучение учащихся  имеет целый ряд положительных моментов:

- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы  саму личность обучаемого, способствуют  обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат,  реализацию её природных способностей.

- учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.

- вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует  разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение помогает развивать такие профессиональные качества, как умение добиваться поставленной цели, высказывать своё мнение и аргументировать его, ориентироваться в мировом и культурном пространстве, уметь находить выход из нестандартных ситуаций, развивать деловой контакт, понять свои способности и качества характера.

Воспитывая специалиста высокого уровня, педагог должен его именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние на его познавательную и мотивационно-личностную сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся»

Прежде чем начать свою трудовую деятельность в сфере образования, у меня был опыт работы на предприятиях города Балаково. И уже как практик я полностью согласна со следующим утверждением: изменения, происходящие на разных уровнях и разных сферах нашей жизни; динамика преобразований; непрерывно расширяющееся информационное пространство способствует повышению активности человека  и требует быстрой адаптации и социализации. При этом обществу требуются специалисты, которые после окончания обучения должны обладать определёнными качествами личности:

- адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.

Основная задача преподавателя - правильно и полно преподнести материал,  с использованием наиболее оптимальных форм обучения, методов и приемов, используемых на уроках философии, истории и обществознания для расширения кругозора обучающихся и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому участнику обучения.

Очень интересен Метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Он впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. Диалогическое общение (майевтика) помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя. Оно предполагает такую умелую постановку вопросов, где с помощью анализа и сравнения, восхождения от частного к общему, собеседник постигает истину.

Если следовать личностно-ориентированному подходу к обучению проводимые уроки для каждого студента будут комфортны; каждый обучающийся сможет высказать свою точку зрения по изучаемой проблеме. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке, а также осознавать значимость изучаемого материала для дальнейшей профессиональной и общественной жизни. При помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий они могут самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа группы над поставленной задачей. Именно в этой работе проявляется сотрудничество и возможность обучающимся с различным уровнем подготовленности принять активное участие в процессе обучения. Такой метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение к проблеме и поставленной задаче.

Мне бы хотелось отметить метод, который  называется брейнсторминг, или метод «мозгового штурма», или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году А. Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Сейчас этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений и успешно применяется в учебном процессе.
Основой брейнсторминга явился принцип разделения во времени двух этапов творческого процесса: генерирование идей и их критическая оценка. В данном процессе  участвует группа, которая делится на две команды «генераторы» и «эксперты». В процессе данной игры участникам озвучивается проблема или вопрос.  Задача «генераторов» - предложить как можно больше идей по поводу решения данной проблемы, какими бы безумными и невероятными они не казались. Второй этап - участие «экспертов» - предусматривает разбор, обсуждение и критическую оценку каждого предложения «генераторов». Итог -  выбор конкретного решения поставленной проблемы. Участники должны выполнять следующие правила:
1) соблюдать два этапа процесса;
2) предлагать наибольшее количество идей;
3) разрабатывать (генерировать) самые невероятные предложения;
4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, а считать все гипотезы достоянием команды.

Например, на уроке Обществознания -  «Особенности современного мира. Процессы глобализации» при рассмотрении глобальных проблем, таких как «истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения, ими человечества, включая продовольствие, сырье и источники энергии» обучающимся было предложено провести урок в стиле «мозгового штурма» с предложением путей решения данной проблемы.

Эффективность «мозгового штурма» в том, что коллективное решение дает большие результаты по сравнению с индивидуальное.

Ориентирование на личностное обучение учащихся  имеет целый ряд положительных моментов:

- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы  саму личность обучаемого, способствуют  обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат,  реализацию её природных способностей.

- учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.

- вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует  разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение помогает развивать такие профессиональные качества, как умение добиваться поставленной цели, высказывать своё мнение и аргументировать его, ориентироваться в мировом и культурном пространстве, уметь находить выход из нестандартных ситуаций, развивать деловой контакт, понять свои способности и качества характера.

Воспитывая специалиста высокого уровня, педагог должен его именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние на его познавательную и мотивационно-личностную сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии

Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии...

Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....