Программа дополнительного образования "Ритмика и танец"
рабочая программа на тему

Першина Татьяна Петровна

Пояснительная записка.

 

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и красивым.

Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаѐт условия для самореализации личности, раскрытия еѐ творческого потенциала.

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет. Именно в этом возрасте у детей закладываются и развиваются очень быстро способности любого рода.

Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится.

Цель программы «Ритмика и танец» – развить творческие способности ребенка, танцевальную выразительность, эмоциональную отзывчивость к музыке, зрительную и музыкальную память, слух, координацию движений, гибкость, правильно поставить корпус и осанку, научить отличать сильную музыкальную долю от слабой.

 

Задачи:

   привить детям любовь к танцу;

   соразмерно сформировать их танцевальные способности;

   развить чувство ритма;

   эмоциональную отзывчивость на музыку;

   танцевальную выразительность;

   координацию движения;

   ориентировку в пространстве;

   воспитать художественный вкус;

         научить воспринимать произведения танцевального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovani1.docx102.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Ритмика и танец»

Педагог дополнительного образования Першина Т.П.

Москва

2015-2016 учебный год

         

Пояснительная записка.

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и красивым.

Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаѐт условия для самореализации личности, раскрытия еѐ творческого потенциала.

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет. Именно в этом возрасте у детей закладываются и развиваются очень быстро способности любого рода.

Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится.

Цель программы «Ритмика и танец» – развить творческие способности ребенка, танцевальную выразительность, эмоциональную отзывчивость к музыке, зрительную и музыкальную память, слух, координацию движений, гибкость, правильно поставить корпус и осанку, научить отличать сильную музыкальную долю от слабой.

Задачи:

        привить детям любовь к танцу;

        соразмерно сформировать их танцевальные способности;

        развить чувство ритма;

        эмоциональную отзывчивость на музыку;

        танцевальную выразительность;

        координацию движения;

        ориентировку в пространстве;

        воспитать художественный вкус;

        научить воспринимать произведения танцевального искусства.

В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Педагог может перенести изучение на следующий год или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данной группе в связи с ограниченностью возможностей детей. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала.


Содержание образовательной программы

Первый год обучения

3- 4 года

Для детей 1 года обучения (3-4 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2раза. Итого - 54 часа в год.

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение сушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально- игровым образом.

1. Развитие музыкальности:

- воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

- обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен и выражение это в эмоциях, движениях;

- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение

(контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);

- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп ( умеренно-быстрый – умеренно-медленный ), динамику ( громко – тихо ), регистр ( высоко – низко ), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

2. Развитие творческих способностей:

- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

3. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой - развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике - радость, грусть, страх, и Т.д., Т.е. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь - по показу взрослого или старшего ребенка.


4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" - "веселый Чебурашка" и др.);

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

Учебно- тематический план дополнительной программы

Первый год обучения

3- 4 года

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

общее

1

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений.

3

14

17

2

Партерная гимнастика.

2

8

10

3

Танцевальные этюды, игры, танцы.

4

22

26

4

Итоговое занятие.

-

-

1

Итого:

9

44

54

Содержание программы первого года обучения (3-4 года)

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

- постановка корпуса;

- упражнения для рук, кистей, и пальцев;

- упражнения для плеч;

- упражнения для головы;

- упражнения для корпуса;

- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;

- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;

- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;

- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;

- хлопки;

- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)

- упражнения и игры по ориентации в пространстве;

- построение в круг;

- построение в линию;

Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)

- упражнения для развития гибкости;

- упражнения для стоп;

- упражнения для растяжки;

- упражнения для позвоночника.

Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы

- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;

- сочинение с детьми танцевальных этюдов;

- ознакомление детей с играми;

- применение игр на занятиях.


Тема 4. Итоговое занятие.

- показ проученного материала родителям два раза в год (декабрь, май)

Требования к уровню подготовки

К концу первого года обучения дети должны знать:

- названия основных танцевальных движений и элементов;

- терминологию партерного экзерсиса;

- правила гигиены тела, тренировочной одежды;

уметь:

- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;

-уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

-чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

-уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

-отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

- выполнять элементы партерной гимнастики;

-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;

-хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;

-исполнять движения в парах, в группах;

Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и дви- гательного развития ребенка.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"А.И.Бурениной):

1-е полугодие - "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники",  "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона", "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята" .

2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки", "Белочка", "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций)


Содержание образовательной программы

Второй год обучения

5-7 лет

Для детей 2 года обучения (5-7 лет) продолжительность занятий 1час), количество занятий в неделю -2 раза (2 часа). Итого - 72 часа в год.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

1. Развитие музыкальности:

- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за

произведения и кто их написал;

- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы-

кальными сочинениями;

- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере-

давая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-З-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

- развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

2.Развитие творческих способностей:

- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие

проявления и давать оценку другим детям.

3. Развитие и тренировка психических процессов:

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фразам;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и Т.Д.);

- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.


4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто- то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);

- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Учебно-тематический план

Учебно- тематический план дополнительной программы

Второй год обучения

5- 7 лет

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

общее

1

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений.

4

16

20

2

Партерная гимнастика.

2

13

15

3

Танцевальные этюды, игры, танцы

4

31

35

4

Итоговое занятие.

-

-

2

Итого:

10

60

72

Содержание программы второго года обучения (5-7 лет) Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:

- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;

-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;

-упражнения для рук, кистей, пальцев;

- упражнения с предметами;

- равномерный бег с захлѐстом голени;

- легкие, равномерные, высокие прыжки;

-перескоки с ноги на ногу;

- простой танцевальный шаг, приставной шаг

-шаги на полупальцах и пятках;

-дробные движения

а) одинарный удар ногой об пол

б) поочередные удары правой и левой ногой

-припадание в сторону


-Хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары)

а) В ладони б) По бедру

-упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из одного круга в два ряда; перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки; перестроение из большого круга в большую звезду; крест построение в парах.

Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)

-пражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

-вытягивания, разворачивание и сокращение стопы ―Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию

сухожилий пальцев стоп и пяточных ―ахилового‖ сухожилия, развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов‖.

-повороты головы ―упражнения на развитие мышц шеи‖.

-упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.

-упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.

-упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.

-упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

-упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.

-упражнения на улучшения гибкости коленных суставов.

-упражнения на исправление осанки.

Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.

Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.

Тема 4. Итоговое занятие.

- показ родителям проученного материала два раза в год (декабрь, май)

- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.

Требования к уровню подготовки.

К концу второго года обучения дети должны знать:

-о движении по линии танца и против линии танца..

-названия новых танцевальных элементов и движений.

-правила исполнения движений в паре.

уметь:

-знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;

-усвоить правила постановки корпуса;

-уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

-знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

-знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;

-освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;


-иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

-знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

-уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход

(виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, веревочка, присядки простые.

- держаться правильно на сценической площадке.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" А.И.Бурениной):

l-е полугодие: повторение репертуара, разученного ранее; новый репертуар - по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности):

"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуй сидя", "Крокодил Гена" и др.

2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки",

"Голубая вода", "Мельница" и др.

Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Тролле,

Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности -М.,2010.

2. Ветлугина Н.А Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2009.

3. Волкова Г.А Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 2012.

4. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция.СПб - 2010.

5. Запорожец АВ. Развитие произвольных движений. - М., 2009.

6.  Ильина  Г.А.Особенности  развития  музыкального  ритма  у  детей  //  Вопросы  психологии. - 2009.

7. Лисицкая Т Пластика, ритм. - М.: Физкультура и спорт, 2011.

8. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2012.

9. Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 2009.

10. Фильденкрайз М. Осознавание через движение. - М., 2010.

11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2010

12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-данс. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...

краткосрочная программа "Ритмика и бальный танец"

Краткосроная программа с использованием дистанционного обучения . Ознакомление с основами бальных танцев (медленный вальс, ча-ча-ча,самба)....

Рабочая программа доп образования "Современный танец"

Данная программа предназначена для обучения детей в группах дополнительного образования по предмету Современный танец «street show». Предполагается, что она будет применяться педагогом дополнительного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных предметов

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Цел...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дополнительному учебному курсу ДУК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов

Фонд оценочных средств дополнительного учебного курса является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ...