Программа дополнительного образования "Ритмика и танец"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка.
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаѐт условия для самореализации личности, раскрытия еѐ творческого потенциала.
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет. Именно в этом возрасте у детей закладываются и развиваются очень быстро способности любого рода.
Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится.
Цель программы «Ритмика и танец» – развить творческие способности ребенка, танцевальную выразительность, эмоциональную отзывчивость к музыке, зрительную и музыкальную память, слух, координацию движений, гибкость, правильно поставить корпус и осанку, научить отличать сильную музыкальную долю от слабой.
Задачи:
привить детям любовь к танцу;
соразмерно сформировать их танцевальные способности;
развить чувство ритма;
эмоциональную отзывчивость на музыку;
танцевальную выразительность;
координацию движения;
ориентировку в пространстве;
воспитать художественный вкус;
научить воспринимать произведения танцевального искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovani1.docx | 102.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Ритмика и танец»
Педагог дополнительного образования Першина Т.П.
Москва
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаѐт условия для самореализации личности, раскрытия еѐ творческого потенциала.
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет. Именно в этом возрасте у детей закладываются и развиваются очень быстро способности любого рода.
Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится.
Цель программы «Ритмика и танец» – развить творческие способности ребенка, танцевальную выразительность, эмоциональную отзывчивость к музыке, зрительную и музыкальную память, слух, координацию движений, гибкость, правильно поставить корпус и осанку, научить отличать сильную музыкальную долю от слабой.
Задачи:
привить детям любовь к танцу;
соразмерно сформировать их танцевальные способности;
развить чувство ритма;
эмоциональную отзывчивость на музыку;
танцевальную выразительность;
координацию движения;
ориентировку в пространстве;
воспитать художественный вкус;
научить воспринимать произведения танцевального искусства.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Педагог может перенести изучение на следующий год или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данной группе в связи с ограниченностью возможностей детей. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала.
Содержание образовательной программы
Первый год обучения
3- 4 года
Для детей 1 года обучения (3-4 лет) продолжительность занятий 45 минут, количество занятий в неделю – 2раза. Итого - 54 часа в год.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение сушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально- игровым образом.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
- обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен и выражение это в эмоциях, движениях;
- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение
(контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп ( умеренно-быстрый – умеренно-медленный ), динамику ( громко – тихо ), регистр ( высоко – низко ), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
3. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой - развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике - радость, грусть, страх, и Т.д., Т.е. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь - по показу взрослого или старшего ребенка.
4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" - "веселый Чебурашка" и др.);
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
Учебно- тематический план дополнительной программы
Первый год обучения
3- 4 года
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | общее | ||
1 | Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. | 3 | 14 | 17 |
2 | Партерная гимнастика. | 2 | 8 | 10 |
3 | Танцевальные этюды, игры, танцы. | 4 | 22 | 26 |
4 | Итоговое занятие. | - | - | 1 |
Итого: | 9 | 44 | 54 |
Содержание программы первого года обучения (3-4 года)
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ проученного материала родителям два раза в год (декабрь, май)
Требования к уровню подготовки
К концу первого года обучения дети должны знать:
- названия основных танцевальных движений и элементов;
- терминологию партерного экзерсиса;
- правила гигиены тела, тренировочной одежды;
уметь:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;
-уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
-чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
-уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
-отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
- выполнять элементы партерной гимнастики;
-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
-хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
-исполнять движения в парах, в группах;
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и дви- гательного развития ребенка.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"А.И.Бурениной):
1-е полугодие - "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона", "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята" .
2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки", "Белочка", "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций)
Содержание образовательной программы
Второй год обучения
5-7 лет
Для детей 2 года обучения (5-7 лет) продолжительность занятий 1час), количество занятий в неделю -2 раза (2 часа). Итого - 72 часа в год.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за
произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы-
кальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере-
давая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-З-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2.Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие
проявления и давать оценку другим детям.
3. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и Т.Д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто- то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Учебно-тематический план
Учебно- тематический план дополнительной программы
Второй год обучения
5- 7 лет
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | общее | ||
1 | Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. | 4 | 16 | 20 |
2 | Партерная гимнастика. | 2 | 13 | 15 |
3 | Танцевальные этюды, игры, танцы | 4 | 31 | 35 |
4 | Итоговое занятие. | - | - | 2 |
Итого: | 10 | 60 | 72 |
Содержание программы второго года обучения (5-7 лет) Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев;
- упражнения с предметами;
- равномерный бег с захлѐстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-дробные движения
а) одинарный удар ногой об пол
б) поочередные удары правой и левой ногой
-припадание в сторону
-Хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары)
а) В ладони б) По бедру
-упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из одного круга в два ряда; перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки; перестроение из большого круга в большую звезду; крест построение в парах.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
-пражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
-вытягивания, разворачивание и сокращение стопы ―Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию
сухожилий пальцев стоп и пяточных ―ахилового‖ сухожилия, развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов‖.
-повороты головы ―упражнения на развитие мышц шеи‖.
-упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.
-упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
-упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.
-упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
-упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
-упражнения на улучшения гибкости коленных суставов.
-упражнения на исправление осанки.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ родителям проученного материала два раза в год (декабрь, май)
- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.
Требования к уровню подготовки.
К концу второго года обучения дети должны знать:
-о движении по линии танца и против линии танца..
-названия новых танцевальных элементов и движений.
-правила исполнения движений в паре.
уметь:
-знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
-усвоить правила постановки корпуса;
-уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
-знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
-знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;
-освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
-иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
-знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
-уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход
(виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, веревочка, присядки простые.
- держаться правильно на сценической площадке.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" А.И.Бурениной):
l-е полугодие: повторение репертуара, разученного ранее; новый репертуар - по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности):
"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуй сидя", "Крокодил Гена" и др.
2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки",
"Голубая вода", "Мельница" и др.
Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Тролле,
Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.
Литература
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности -М.,2010.
2. Ветлугина Н.А Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2009.
3. Волкова Г.А Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 2012.
4. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция.СПб - 2010.
5. Запорожец АВ. Развитие произвольных движений. - М., 2009.
6. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. - 2009.
7. Лисицкая Т Пластика, ритм. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
8. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2012.
9. Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 2009.
10. Фильденкрайз М. Осознавание через движение. - М., 2010.
11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2010
12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-данс. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
краткосрочная программа "Ритмика и бальный танец"
Краткосроная программа с использованием дистанционного обучения . Ознакомление с основами бальных танцев (медленный вальс, ча-ча-ча,самба)....
Рабочая программа доп образования "Современный танец"
Данная программа предназначена для обучения детей в группах дополнительного образования по предмету Современный танец «street show». Предполагается, что она будет применяться педагогом дополнительного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных предметов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Цел...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дополнительному учебному курсу ДУК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Фонд оценочных средств дополнительного учебного курса является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ...