Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС
рабочая программа на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»
«Рассмотрено» на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол № ____________ Руководитель школьного методического объединения_____________ Денисюк В.М. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР__________________ Е.В.Козлова от «____»________2017 | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова _________________ О.Ф. Латыпов Приказ №_____ от «____»________2017 |
Рабочая программа
по русскому языку
на 2017-2018 учебный год
для 5-го класса
Учитель
Харитонова Оксана Александровна
2017
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5 часов в неделю).
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва, «Просвещение», 2012г
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
(родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Предметные результаты освоения учащимися программы по русскому языку.
Ученик научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой
и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | - | 1 |
Повторение изученного в начальных классах.Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 20 | 1 | 3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 30 | 2 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 | 1 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 8 | 1 | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 1 | 3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||
Имя существительное | 21 | 2 | 4 |
Имя прилагательное | 14 | 1 | 4 |
Глагол | 35 | 2 | 6 |
Повторение и систематизация изучен-ного. | 7 | - | 2 |
ИТОГО | 175 | 11 | 32 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
1. Язык – важнейшее средство общения. – 3ч
2. Повторение изученного в начальных классах. - 20 ч
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 30ч
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 15ч
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 8ч
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи – 22ч
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология.Орфография. Культура речи .
Самостоятельные и служебные части речи –
Имя существительное - 21 ч
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 14 ч
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 35 ч
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 7 ч
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Раздел V. Планируемые результаты изучения курса русского языка
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Календарно-тематическое планирование
Дата факт | Дата план | № | Тема урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Домашнее задание |
Язык и общение ( 3ч )
1 | 1.Язык человек. Язык и речь. Язык - важнейшее средство человеческого общения. | Беседа. Практика | |||
2 | 2.Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | Беседа. Практика | |||
3 | 3. Р/Р (1) Стили речи | Беседа. Практика |
Вспоминаем, повторяем, изучаем ( 20ч )
4 | 1.Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Беседа. Практика | |||
5 | 2.Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Беседа. Практика | |||
6 | 3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Беседа. Практика | |||
7 | 4.Правописание проверяемых согласных в корне слова | Беседа. Практика | |||
8 | 5.Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова. | Беседа. Практика | |||
9 | 6.Буквы И, У, А после шипящих | Беседа. Практика | |||
10 | 7.Разделительные Ъ и Ь. | Беседа. Практика | |||
11 | 8.Раздельное написание предлогов с другими словами | Беседа. Практика | |||
12 | 9.Р/Р (1) Текст. Обучающее изложение. | Практика | |||
13 | 10.Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч. | Беседа. Практика | |||
14 | 11. Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами. | Беседа. Практика | |||
15 | 12.Правописание -тся и -ться в глаголах | Беседа. Практика | |||
16 | 13.Р/Р (2)Тема текста | Практика | |||
17 | 14.Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Беседа. Практика | |||
18 | 15.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. | Беседа. Практика | |||
19 | 16.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. | Беседа. Практика | |||
20 | 17.Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Беседа. Практика | |||
21 | 18.Местоимение | Беседа. Практика | |||
22 | 19.Р/Р(3) Основная мысль текста. Сочинение на заданную тему | Практика | |||
23 | 20.Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | Практика |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ( 30ч )
24 | 1.Синтаксис и пунктуация. | Беседа. Практика | |||
25 | 2.Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании | Беседа. Практика | |||
26 | 3.Разбор словосочетания | Беседа. Практика | |||
27 | 4.Предложение. Простое предложение. | Беседа. Практика | |||
28 | 5. Р/Р (1) Обучающее сжатое изложение. | Практика | |||
29 | 6.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации | Беседа. Практика | |||
30 | 7 .Р/Р (2) Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» | Практика | |||
31 | 8.Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Беседа. Практика | |||
32 | 9.Сказуемое | Беседа. Практика | |||
33 | 10.Тире между подлежащим и сказуемым | Беседа. Практика | |||
34 | 11. Нераспространенные и распространенные предложения. .Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Беседа. Практика | |||
35 | 12..Определение. Обстоятельство | Беседа. Практика | |||
36 | 13.Контрольный диктант | Беседа. Практика | |||
37 | 14.Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Беседа. Практика | |||
38 | 15. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Беседа. Практика | |||
39 | 16.Обобщающие слова при однородных членах предложения | Беседа. Практика | |||
40 | 17.Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях. | Беседа. Практика | |||
41 | 18. Р/Р (3) Письмо | Практика | |||
42 | 19.Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Беседа. Практика | |||
43 | 20. Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения» | Практика | |||
44 | 21. Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения | Беседа. Практика | |||
45 | 22.Простые и сложные предложения | Беседа. Практика | |||
46 | 23.Синтаксический разбор сложного предложения | Беседа. Практика | |||
47 | 24. Прямая речь. Пунктуация при прямой речи | Беседа. Практика | |||
48 | 25. . Р/Р (4) Речевой этикет. Прямая речь.Роль предложений с прямой речью в художественномтексте. | Практика | |||
49 | 26. Р/Р ( 5 ) Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге | Практика | |||
50 | 27, Р/Р (6) Сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка» | Практика | |||
51 | 28. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Беседа. Практика | |||
52 | 29. Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием. | Практика | |||
53 | 30.Анализ контрольной работы . Сжатое изложение | Беседа. Практика |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи ( 15ч )
54 | 1.Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. | Беседа. Практика | |||
55 | 2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. | Беседа. Практика | |||
56 | 3. Согласные твердые и мягкие | Беседа. Практика | |||
57 | 4.Р/Р (1) Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» | Практика | |||
58 | 5.Согласные звонкие и глухие | Беседа. Практика | |||
59 | 6.Графика. Алфавит | Беседа. Практика | |||
60 | 7. Р/Р (2) Описание предмета. | Практика | |||
61 | 8.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Беседа. Практика | |||
62 | 9.Двойная роль букв е, ё, ю, я | Беседа. Практика | |||
63 | 10.Орфоэпия. Ударение | Беседа. Практика | |||
64 | 11.Фонетический разбор слова | Беседа. Практика | |||
65 | 12.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Беседа. Практика | |||
66 | 13.Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | Практика | |||
67 | 14.Анализ контрольной работы | Беседа. Практика | |||
68 | 15.Р/Р (3) Устное сочинение по картине | Практика |
Лексика. Культура речи ( 8ч )
69 | 1.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение | Беседа. Практика | |||
70 | 2.Однозначные и многозначные слова. РР (1) Устное сочинение-рассуждение | Практика | |||
71 | 3.Прямое и переносное значение слов. Творческая работа. Рассуждение. | Беседа. Практика | |||
72 | 4.Омонимы | Беседа. Практика | |||
73 | 5.Синонимы | Беседа. Практика | |||
74 | 6.Антонимы | Беседа. Практика | |||
75 | 7.Контрольный диктант.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» | Беседа. Практика | |||
76 | 8. Р/Р (2) Подробное изложение «Первый снег» | Практика |
Морфемика. Орфография. Культура речи ( 22ч )
77 | 1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Беседа. Практика | |||
78 | 2.Окончание и основа самостоятельных частей речи. | Беседа. Практика | |||
79 | 3..Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | Беседа. Практика | |||
80 | 4. Р/Р (1) Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение | Практика | |||
81 | 5.Суффикс | Беседа. Практика | |||
82 | 6.Приставка | Беседа. Практика | |||
83 | 7.Р/Р (2) Выборочное изложение «Последний лист». Анализ ошибок изложения | Практика | |||
84 | 8.Чередование гласных и согласных звуков. | Беседа. Практика | |||
85 | 9.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. | Беседа. Практика | |||
86 | 10.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. | Беседа. Практика | |||
87 | 11.Морфемный разбор слова | Беседа. Практика | |||
88 | 12.Правописание гласных и согласных в приставках | Беседа. Практика | |||
89 | 13.Буквы з и с на конце приставок. | Беседа. Практика | |||
90 | 14.Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | Беседа. Практика | |||
91 | 15.Чередование букв о — а в корне -раст - /-рос- | Беседа. Практика | |||
92 | 16.Буквы ё—опосле шипящих в корне | Беседа. Практика | |||
93 | 17.Буквы и — ы после ц | Беседа. Практика | |||
94 | 18.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. | Беседа. Практика | |||
95 | 19. Орфография. Культура речи» | Беседа. Практика | |||
96 | 20.Контрольная работа по теме «Морфемика» | Практика | |||
97 | 21.Анализ контрольной работы. | Беседа. Практика | |||
98 | 22.Р/Р (3) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень») | Практика |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное ( 21ч )
99 | 1.Имя существительное как часть речи | Беседа. Практика | |||
100 | 2.Р/Р (1) Доказательства в рассуждении. | Практика | |||
101 | 3.Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Беседа. Практика | |||
102 | 4.Имена существительные собственные и нарицательные. | Беседа. Практика | |||
103 | 5.Род имен существительных | Беседа. Практика | |||
104 | 6.Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Беседа. Практика | |||
105 | 7. Р/Р (2) Устное изложение «Перо и чернильница» | Беседа | |||
106 | 8.Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Беседа. Практика | |||
107 | 9.Контрольная работа по теме «Имя существительное в форме ед.числа» | Практика | |||
108 | 10.Три склонения имен существительных | Беседа. Практика | |||
109 | 11.Падеж имен существительных | Беседа. Практика | |||
110 | 12.Правописание падежных окончаний существительных | Беседа. Практика | |||
111 | 13.Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ | Беседа. Практика | |||
112 | 14. Р/Р (3) Обучающее подробное изложение | Практика | |||
113 | 15.Множественное число имён существительных. | Беседа. Практика | |||
114 | 16.Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Беседа. Практика | |||
115 | 17.Морфологический разбор имени существительного | Беседа. Практика | |||
116 | 18.Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | Беседа. Практика | |||
117 | 19.Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Практика | |||
118 | 20.Анализ контрольного диктанта | Беседа. Практика | |||
119 | 21. Р/Р (4) Сочиние-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье» | Практика |
Имя прилагательное ( 14ч )
120 | 1.Имя прилагательное как часть речи | Беседа. Практика | |||
121 | 2.Имя прилагательное как часть речи | Беседа. Практика | |||
122 | 3.Имя прилагательное как часть речи | Беседа. Практика | |||
123 | 4. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Беседа. Практика | |||
124 | 5. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Беседа. Практика | |||
125 | 6.Контрольная работа. | Практика | |||
126 | 7.Анализ контрольной работы | Практика | |||
127 | 8. Р/Р (1)Описание животного. | Практика | |||
128 | 9. Прилагательные полные и краткие | Беседа. Практика | |||
129 | 10.Р\Р (2)Описание животного Подготовка к изложению | Практика | |||
130 | 11. Р/Р (3) Подробное изложение «Крошка Ю-ю» | Беседа. Практика | |||
131 | 12. Р/Р (4) Анализ написанного изложения. | Беседа. Практика | |||
132 | 13. Контрольная работа. Диктант по теме «Имя прилагательное» | Практика | |||
133 | 14. Морфологический разбор имени прилагательного | Беседа. Практика |
Глагол ( 35ч )
134 | 1.Глагол как часть речи | Беседа. Практика | |||
135 | 2.Не с глаголами | Беседа. Практика | |||
136 | 3.Р\Р (1) Рассказ | Практика | |||
137 | 4.Неопределённая форма глагола | Беседа. Практика | |||
138 | 5.Правописание –тсяи –ться . | Беседа. Практика | |||
139 | 6.Виды глагола | Беседа. Практика | |||
140 | 7.Виды глагола | Беседа. Практика | |||
141 | 8.Буквы е – и в корнях с чередованиями | Беседа. Практика | |||
142 | 9.Буквы е – и в корнях с чередованиями | Беседа. Практика | |||
143 | 10.Р.Р.(2) Невыдуманный рассказ (о себе). | Практика | |||
144 | 11.Контрольный диктант | Практика | |||
145 | 12.Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Беседа. Практика | |||
146 | 13.Время глагола | Беседа. Практика | |||
147 | 14.Прошедшее время | Беседа. Практика | |||
148 | 15.Настоящее время | Беседа. Практика | |||
149 | 16.Будущее время | Беседа. Практика | |||
150 | 17.Спряжение глагола. | Беседа. Практика | |||
151 | 18.Личные окончания I и II спряжения. | Беседа. Практика | |||
152 | 19.Способ определения верного написания безударного личного окончания глагола. | Беседа. Практика | |||
153 | 20.Морфологический разбор глагола | Беседа. Практика | |||
154 | 21.Р/Р(3). Сжатое изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт». А.Савчук» | Практика | |||
155 | 22.Повторение изученного по теме «Глагол». | Беседа. Практика | |||
156 | 23.Повторение изученного по теме «Глагол». | Беседа. Практика | |||
157 | 24.Контрольное тестирование | Беседа. Практика | |||
158 | 25.Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Беседа. Практика | |||
159 | 26.Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Беседа. Практика | |||
160 | 27.Р/Р(4). Употребление «живописного настоящего» в повествовании | Практика | |||
161 | 28.Употребление времён | Беседа. Практика | |||
162 | 29.Повторение времён глагола | Беседа. Практика | |||
163 | 30.Р.Р.(5) Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку». | Практика | |||
164 | 31.Р.Р.(6) Работа над ошибками, допущенными в сочинении по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку». | Практика | |||
165 | 32.Повторение орфографии по теме «Глагол» | Беседа. Практика | |||
166 | 33. Повторение орфографии по теме «Глагол» | Беседа. Практика | |||
167 | 34.Контрольный диктант по теме «Глагол». | Практика | |||
168 | 35.Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Беседа. Практика |
Повторение изученного в 5 классе ( 7ч )
169 | 1.Р/Р (1).Разделы науки о языке | Практика | |||
170 | 2.Р/Р. (2).Стили речи. Виды речи. | Практика | |||
171 | 3.Орфограммы в приставках и в корнях слов | Беседа. Практика | |||
172 | 4.Орфограммы в окончаниях слов | Беседа. Практика | |||
173 | 5.Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания | Беседа. Практика | |||
174 | 6. Знаки препинания в простом и сложном предложении | Беседа. Практика | |||
175 | 7. Повторение и систематизация изученного за учебный год | Беседа. Практика | |||
ИТОГО: 175 часов |
Раздел VIII.Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015.
Литература для учителя
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015.
Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс...