Методическая разработка
учебно-методический материал на тему
Разработка урока по теме: Тематическая сервировка стола для лиц с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_po_servirovke.docx | 938.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: Сервировка стола
Тема: «Отработка приемов сервировки тематических столов»
Группа: ПК -11о
Профессия: 16675 Повар
Курс 1
Выполнила: преподаватель: Мухтарулина А.К
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………….………………………………………………………………………......3
2.План открытого урока………………………………………………………………………......4
3. Структура и ход урока……………………………………………………………………….....6
3. Список использованных источников………………………………………………………….8
4. Приложение 1 (тестовое задание)………….…………………………………………..……...9
5. Приложение 2 (методические рекомендации по выполнению практической работы)…..10
6. Приложение 3 (информационный материал к уроку)………………………………………20
7. Приложение 4 (таблица оценивания по этапам выполнения сервировки тематического стола)………………………………………………………….…………………………………..22
8. Приложение 5 (самоанализ урока)…………………………………………………….……..23
Введение
В данной методической разработке представлена методика организации и проведения открытого практического занятия по теме «Отработка приемов сервировки тематических столов» (день рождение, Новый год и т.д)
Цель данной методической разработки - активизировать учебный процесс, разнообразить, сформировать у обучающихсяс ОВЗ комплекс теоретических знаний, умений и навыков, способствующих повышению уровня подготовки обучающихся, а также выявить уровень знаний по данной теме.
Данное занятие проводится с цельюотработки приемов сервировки стола, вовлечения обучающихся в самостоятельную творческую деятельность в процессе складывания салфеток, декорировании при сервировке праздничного стола.
Работа в микрогруппах, обсуждение, принятие самостоятельных решений по декорированию тематических столов позволяют проявить свое творчество, что положительно сказывается на активизации познавательной деятельности обучающихся и развитию интереса к выбранной профессии.
На подготовительном этапе студенты разбиваются на группы по 2-3 человека.
Выполнение задания проводится в микрогруппах. Каждой микрогруппезаранее предложено на выбор тематика праздничной сервировки стола.
В ходе работы микро-групп, преподаватель может осуществлять помощь и консультацию по возникшим вопросам.
Каждая группа презентует свою работу.
Утверждаю
__________С.Н.Лисунова
Зав. филиалом АОУСПО РБ
«Политехнический техникум»
План открытого урока
Тема: «Отработка приемов сервировки тематических столов»
Учебная дисциплина: Сервировка стола
Группа: ПК-11о
Дата проведения: 16.03.2018г
Профессия: Повар
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и практического опыта
Вид урока: практическая работа
Форма обучения: профессионально-практическое обучение
Форма учебной работы: групповая (микро-группы)
Цель работы:
Методическая: совершенствование знаний в области педагогики, обмен опытом
Обучающие:отработка приемов сервировки стола, вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность в процессе декорирования при сервировке праздничного стола.
Развивающие:развитие творческого воображения, эстетического вкуса и восприятия при сервировке стола, умение взаимодействовать и общаться в процессе выполнения работы и ее защиты
Воспитательные:воспитание трудолюбия, внимательности, чувство ответственности за порученную работу, способности самостоятельно принимать решения.
Обучающийся должен уметь: Производить простую сервировку стола
Обучающийся должен знать: Знать виды и способы сервировки стола
Материальное и информационное обеспечение занятий:
рабочее место обучающихся по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя,персональный компьютер,мультимедийный проектор, экран,учебник Официант, методические рекомендации по выполнению практических работ, электронная презентация к уроку,технологические карты,сеть Интернет, тканевые салфетки и скатерти; предметы для украшения стола; предметы сервировки стола.
Методы обучения:
- словесные - инструктирование, повторение материала
- практические работы – работа с методическими рекомендациями, технологическими картами, выполнение практической работы по приемам складывания салфеток, декорировании, при выполнении сервировки праздничного стола.
Меж предметные связи: кулинария, этика
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Дидактическая цель | Метод обучения | Методическое обеспечение | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Время (в мин.) |
Организационный момент. | Совершенствование знаний, умений и практического опыта | Словесный: инструктирование | Рабочая программа, КТП, методические рекомендации по выполнению практической работы, план-конспект урока, учебная литература, тех. карты | Приветствие обучающихся Проверка размещения обучающихся за рабочими столами и по мини-группам. Выявление отсутствующих, проверка готовности группы к занятию. В течение занятия мы работаем одним из применявшихся ранее методов: работа в рабочих мини-группах. Мини-группа работает в течение занятия на общий суммарный результат. Учтены все индивидуальные особенности обучающихся с целью возможной коррекции оценки | Подготовка к уроку. Мини-группы размещаются за рабочими столами. Обучающиеся, настроены на работу, заряжены духом состязания мини-групп при выполнении заданий. Обучающиеся более организованно включаются в работу, стремясь проявить личное участие и творчество | 3 мин. | |
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся | Словесный: инструктирование, повторение материала (тест) | Тест по ранее изученному материалу (приложение 1). Взаимопроверка обучающихся с помощью правильных ответов. Выставление оценок (1 правильный ответ = 1 балл) | Обучающиеся решают и оценивают тест, друг у друга по ключу с правильными ответами, выведенными на экране. Далее переходят к выполнению практической работы | 5 мин. | |||
Практическая работа | Словесный, инструктивный, аналитический | Показ презентации. Формулировка задания в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению ПР (приложение 2) Консультирование | Просмотр презентации. Выполнение творческой работы по мини-группам, Для презентации выполненного задания каждой мини-группе дается 3-5 минут | 25 мин. | |||
Этап общей дискуссии Этап подведения итогов. | Словесный, аналитический | Формулировка вопросов: 1.Почему выбрали эту тему для сервировки? 2. Были ли другие варианты сервировки, от чего они зависят? Кратко охарактеризовать работу групп на уроке Выдача домашнего зад. | обсуждают вопросы: даётся возможность выступить каждому, проводится голосование «Чья сервировка стола по вашему мнению самая лучшая?» (звезды) Подведение итогов, запись домашнего задания. Приготовить дома сервировку к завтраку, обеду, ужину (фото) | 10мин. 2 мин. |
Преподаватель_________________А.К. Мухтарулина
Список использованных источников
1. Жеребцова О.Сервировка стола. Практическое руководство. Изд: Ниола-Пресс, 2015
2. Хорст ХанишИскусство сервировки: салфетки. Изд: Ниола 21 век, 2016г
3. ЕрмаковаВ.И. Основы кулинарии. М: Изд. центр «Просвещение», 2016г
4. Кучер Л.С. Официант. М: Изд. центр «Академия», 2014г
5. Как красиво накрыть стол.Коллектив.Изд: АСТ-Пресс,2017г
Приложение 1
Тест к теме «Сервировка стола»
1. К столовым приборам относятся: (три варианта ответа)
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатница;
е) ложка.
2. При сервировке стола ложку кладут:(один вариант ответа)
а) в тарелку;
б) перед тарелкой;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелки;
д) в специальную укладку.
3. При сервировке стола вилку кладут:(один вариант ответа)
а) зубцами вверх;
б) зубцами вниз;
в) в специальную укладку.
4. При сервировке стола салфетки кладут: (четыре варианта ответа)
а) в кольцо;
б) в стакан;
в) на закусочную тарелку;
г) слева от тарелки;
д) справа от тарелки.
5. Праздничный стол накрывают:(два варианта ответа)
а) белой скатертью;
б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
в) цветной клеенкой;
г) цветной скатертью;
д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
ОТВЕТЫ: 1- б,г,е;
2- г,
3- а,
4-а,б,в,д;
5- а,г
Приложение 2
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Факультатив: Сервировка стола
Отработка приемов сервировки тематических столов (день рождения, новый год и т.д .)
Цель урока: Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность в процессе декорирования при сервировке тематического праздничного стола.
Праздники – это, прежде всего радость, положительные эмоции и, конечно же, красивый праздничный стол.
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
Основная цель сервировки – создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами сервировки.
Тематика праздничной сервировки стола
№ стола | Тема праздничного стола | Ответственные |
1 | Новый год | Лещенко Д., Новолодская Т. |
2 | День святого Валентина | Ратникова В., Мураева А. |
3 | Праздник Белого месяца (Саагалган) | Кыштымова Н., Бутакова Е. |
4 | Масленица | Зайцев А., Бельков А., Нилов Н. |
5 | Пасха | Лещенко А., Алимкина В. |
Задание
1. Подготовить столовую посуды, столовые приборы, салфетки, элементы декора, в соответствии с выбранной темой сервировки праздничного стола
2. Работа по оформлению тематических салфеток по схеме (приложение 3)
3. Сервировка тематического стола в соответствии с технологической картой
(приложение 2)
4. Защита выполненной работы (описание композиции,
показ способа складывания салфеток)
5. Собственная оценка творческого проекта
Технологическая карта сервировки стола
№ | Этапы сервировки стола | Описание этапа сервировки | Назначение | Рисунок |
1 | Покрытие стола скатертью | 1. Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями 2. Скатерти должны быть правильно постланы на столе, причем средняя складка должна совпадать с серединой стола, а края скатерти желательно, чтобы немного (около 25-30 см) свисали | Скатерть - один из основных элементов сервировки стола, но не только ее украшение, как полагают многие. Скатерть сочетает в себе три функции: придает столу красивый вид; снижает звук стука тарелок и приборов о столешницу; улучшает сцепление тарелок и стола. При выборе цвета скатерти необходимо опираться на случай, по которому накрывается стол. Белый цвет самый универсальный. Для определенных случаев подойдут и яркие цвета. | |
2 | Сервировка элементами декора | 1. Создавать икебану следует на заранее отведенном столе для работы 2. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. 3. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов, веток. 4. Дополнить композицию можно подсвечниками причудливой формы. 5. Прежде чем поставить вазу на праздничный, следует осмотреть композицию, чтобы она красиво выглядела со всех сторон. | Декор стола- | |
3 | Сервировка столовой посудой | 1. Тарелки ставят строго против каждого стула, на расстоянии 1,5-2 см от края стола. Тарелка подстановочная (остается на столе до конца банкета, на нее ставятся все остальные тарелки), 2. Для морса, сока или лимонада подают либо специальные узкие, так называемые лимонадные стаканы, бокалы для шампанского. Место стакана, бокалов - справа, позади прибора, от большого к меньшему. 3.Для подачи чая следует использовать заварочный чайник, чайные пары - чайная чашка и блюдце. | Используются столовая посуда для употребления различных блюд, напитков, вин. На подстановочную тарелку ставятся остальные тарелки Какие тарелки будут поданы для сервировки стола, зависит от меню. | |
4 | Сервировка столовыми приборами | 1. Ножи кладут справа от основной тарелки лезвием к ней 2. Вилки кладут - слева, острием вверх, чтобы не испортить скатерть. Расстояние между тарелкой и приборами - 0,5 см. | Используются столовые приборы для употребления различных блюд, а так же их используют для сервировки общих блюд, в качестве сервировочных приборов, и даже для подачи оригинальных закусок на фуршетах и других видах приемов. | |
5 | Расположение салфеток на столе | Для праздничного стола салфетки можно сложить красиво и по тематике стола на подстановочную тарелку. (Приложение 3) Можно использовать бумажные салфетки | Салфетка используется и для защиты одежды, и для вытирания губ. Тканые салфетки, как правило, идут в комплекте со скатертью, гармонируя с ней по цвету и материалу. Размер их может быть разным: салфетки 32x32, 40x40, 60x60 см. |
Салфетка «Королевская лилия»
Салфетка «Царская булочка» к сервировке стола «Масленица»
Салфетка «Сердечко»к сервировке стола «День Святого Валентина»
Салфетка «Тиара»к сервировке стола «Саагалган»
Салфетка «Елочка»к сервировке стола «Новый год»
Салфетка «Зайчик»к сервировке стола «Пасха»
Приложение 3
Информационный материал к уроку
Этапы выполнения творческой работы и критерии оценивания работы:
1. Подготовительный этап (рассмотрение вариантов, отбор оптимального варианта, составление плана работы, подбор информации о праздниках, подбор предметов сервировки).
2. Технологический этап (выполнение практической работы – складывание тканевой салфетки, декорирование стола, сервировка стола, учёт требований при сервировке стола, соблюдение правил техники безопасности).
3. Заключительный этап (правила этикета, эстетическое оформление стола, защита выполненной работы, итоги, обсуждение, рефлексия).
4. Критерии оценивания итоговой работы (дизайн выполненной работы, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, оригинальность при защите работы).
Предварительная работа:
– сбор и обработка необходимой информации по складыванию тканевых салфеток, украшению и сервировке стола, подготовка столовой посуды, столовых приборов, салфеток, элементов декорирования.
Индивидуальная работа и дифференцированный подход: индивидуальная помощь в подготовке и выполнении работы
Содержание урока
1. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Подготовительный этап выполнения работы
Практическая часть – складывание салфеток и сервировка стола.
Обучающиеся выполняют практическую работу по складыванию салфеток, украшению тематического стола и сервировки стола.
3. Защита выполненного проекта
Во время защиты творческой работы обучающиеся представляют свою тематическую сервировку стола сервировке стола, рассказывают о ней по следующему плану:
- покрытие стола скатертью;
- сервировка столовой посудой и столовыми приборами
– описание композиции;
– описание способа складывания салфеток;
– расположение салфеток на столе;
– собственная оценка выполненной работы.
4. Итоги
5. Рефлексия
Какие вы молодцы, очень много знаете о праздниках, о сервировке стола. Где вы брали информацию о праздниках, о способах складывания салфеток?
Какая сервировка тематического стола понравилась больше всего и почему?
Какая работа наиболее интересна и оригинальна?
Какая сервировка тематического стола в большей степени соответствует заданным требованиям?
Какой этап работы был наиболее трудным?
Как вы думаете, где могут пригодиться вам в дальнейшем эти знания?
Понравился ли вам урок?
Приложение 4
Таблица оценивания по этапам выполнения сервировки тематического стола
Этапы работ | Тема праздничного стола | |||||
Макс. кол-во баллов | «Новый год» | «День святого Валентина» | «Праздник Белого месяца (Саагалган)» | «Масленица» | «Пасха» | |
1. Покрытие стола скатертью; | 5 | |||||
2. Сервировка столовой посудой и столовыми приборами; | 5 | |||||
3. Описание композиции; | 5 | |||||
4. Показ приемов складывания салфеток; | 5 | |||||
5. Расположение салфеток на столе; | 5 | |||||
6. Защита работы | 5 | |||||
Итого | 36 |
Критерии оценки
30-36 баллов - «5»
23-29 баллов – «4»
15-22 балла – «3»
Менее 14 баллов – н/з
Приложение 5
Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата 16.03.18 Группа ПК-11о (I курс)
Группа ПК-11о состоит из категории лиц с ОВЗ.
Это обучающиеся, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, которые могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире.
Целью профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.
Успех социально-профессиональной адаптации таких обучающихся напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими на уроках. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче обучающемуся приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.
Данная категория обучающихся учится по специально разработанной рабочей программе, предназначенной для подготовки рабочих из числа лиц с ОВЗ по профессии «Повар»
Тема урока «Отработка приемов сервировки тематических столов»относится к программе I курса, является итоговым занятием по разделу 5 «Сервировка стола»
На данном занятии были поставлены следующие задачи: отработать различные приемы сервировки тематических столов, вовлечь обучающихся в творческую деятельность в процессе декорирования при сервировке праздничного стола, создать благоприятную атмосферу на уроке, способствующую работоспособности обучающихся, развивать самостоятельность при выполнении работ и чувство ответственности за выполненную работу.
В начале урока с помощью психологического настроя создана благоприятная психологическая обстановка – это доброжелательный тон, знакомлю с целью и задачами, необходимый дидактический материал предоставляю последовательно, чтобы обучающиеся были сконцентрированы на выполнения заданий поочередно.
Учитываю индивидуальные, психологические особенности обучающихся, уровень познавательной деятельности, с этой целью дана возможность самостоятельно определиться с выбором тематики сервировки и с выбором участников мини-групп
На уроке применяются различные методы и приемы:Словесный: инструктирование, беседа, опрос. Объяснительно-иллюстративный: показ презентации, демонстрация готовых изделий. Практический: выполнение трудовых операций по технологическим картам.
Технологические карты, схемы в наглядном виде находятся перед обучающимися. Чтобы обучающийся не беспокоился о забытых алгоритмах действий при выполнении какой-либо работы – стараюсь приучить его к тому, где можно посмотреть, вспомнить этот материал.
На уроке были использованы упражнения системы ТРИЗ– это инновационная технология - теория решения изобретательских задач, такие задания позволяют всем обучающимся включиться в работу группы, лучше усваивать теоретический материал и применять его на практических занятиях.
Сегодня на уроке был использован прием «Соответствие».
Информацию в картинках удобно применять для обучающихся, которые плохо читают, или очень слабые обучающиеся, текстовый материал предлагается для всех остальных.
Работоспособность обучающихся обеспечивается разнообразием видов деятельности и использованием активных методов работ.
Во время урока прослеживается межпредметная связь с другими предметами (кулинария, этика). Во время подготовки и проведения урока ребята получили информацию не только о правилах сервировки, но и о традициях празднования данных праздников.
Обучающимися, совместно с преподавателем была проделана большая подготовительная работа, это и нахождение элементов декора, выполнение элементов декора своими руками (макеты).
Преподаватель является партнером и консультантом в учебном процессе, компетентен в теоретических и практических вопросах. Тактичен, доброжелателен и с уважением относится к обучающимся.
Цель урока достигнута за счет слаженной работы обучающихся и преподавателя – это взаимопонимание, простота и доступность, наличие необходимого дидактического материала и правильного выбора методов обучения в учебном процессе.
В заключение урока все студенты были оценены, в оценивании так же принимали участие сами обучающиеся
В целом уровень практических навыков отработан, обучающиеся самостоятельно могут выполнять сервировку стола, в том числе и тематического направления, которые обязательно пригодятся им в жизни.
Считаю, что урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...