План работы со слабоуспевающими и отстающим обучающимися
методическая разработка на тему
Успешная организация учебной работы и активизация учения немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Учителя узнают о ней еще на студенческой скамье, когда слушают лекции по психологии, педагогике и методике. Но на практике многие из нас именно в этом отношении допускают серьезные недостатки, которые отрицательно сказываются на успеваемости и качестве обучения. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов и не всегда хватает умения и терпения искать пути для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению.
Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_gusarova_g.v.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Шатковский агротехнический техникум»
Методическая разработка по теме:
План работы со слабоуспевающими и отстающим обучающимися
Выполнил:
преподаватель спецдисциплин Гусарова Г.В.
2013
Оглавление
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 10
Пояснительная записка
«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»
Сухомлинский В.А.
Успешная организация учебной работы и активизация учения немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Учителя узнают о ней еще на студенческой скамье, когда слушают лекции по психологии, педагогике и методике. Но на практике многие из нас именно в этом отношении допускают серьезные недостатки, которые отрицательно сказываются на успеваемости и качестве обучения. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов и не всегда хватает умения и терпения искать пути для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению.
Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.
Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, мы считаем, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования.
Возникновение у обучающихся негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей (как правило). В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.
Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, обучающихся и родителей.
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания обучающихся в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Одной из актуальных проблем в образовании остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости студентов. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у обучающихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему неуспеваемости. Количество обучающихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального получения дальнейших знаний, так как, не овладев основами, обучающиеся не справляются с возрастающим объемом информации на средних курсах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
Студент может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- педагогическая запущенность: отсутствие у студента наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
- прогулы.
Неуспевающие дети | ||
Хронически неуспевающие дети (по физиологическим причинам) | Дети, неуспевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам) | Подростки с несформированной учебной деятельностью |
|
|
|
При работе с неуспевающими необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность студента, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Признаки отставания - начало неуспеваемости обучающихся
- Студент не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Студент не может ответить на вопросы по конспекту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Студент не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Студент не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Студент не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Студент не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Студент не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об студенте, а те, которые сигнализируют о том, на какого студента и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний обучающихся
- наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой обучающихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости обучающихся
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий студенту проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему студенту
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос студента, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с студентом учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости студента
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к обучающемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности студента за учение.
Цели и задачи программы
Цель – формировать у обучающихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.
- Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к дисциплине, ответственного отношения обучающихся к учебному труду.
- Расширение кругозора обучающихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки обучающихся.
- Активизация слабых обучающихся.
- Формирование комплексной системы работы со слабоуспевающими обучающимися
Основные направления и виды деятельности
- Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН обучающихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих студентов.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты содержания программы
- Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к дисциплине необходимо развивать любознательность и интерес к профессии. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют студентам проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания студента на занятии, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
- Использовать наглядный материал.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
а) Определение фактического уровня знаний студентов б) Выявление в знаниях студентов пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим студентом. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего студента на текущий семестр. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему студенту, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся группы. | В течение учебного года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым студентом в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
Так же следует взять на контроль и включить в план по работе со слабоуспевающими и неуспевающими студентами нижеприведенные мероприятия, которые представлены в форме таблицы, первые два раздела которой можно взять в план, а третий раздел «Примечание» приведены в качестве пояснения.
Мероприятия | Срок | Примечание |
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся по итогам предыдущего года обучения | Сентябрь | Данные по неуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год. |
2. Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся. Выяснить причины их отставания. | Сентябрь | Информацию предоставляют классные руководители. |
3. Провести собеседование с учителями - предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. | Сентябрь | Предложить преподавателям представленный выше план работы. В план учителю включить обязательно:
|
4. Собеседования с учителями по итогам периода с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы со студентом. | По итогам периода | Тематический учет знаний покажет, что западает у студента, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего студента и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальная работа и на каком уровне. |
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих обучающихся по результатам проведенных контрольных работ. (выборочно) | Согласно графику контрольных работ | Учителя-предметники представляют для контроля графики контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видов работ в зависимости от предмета). |
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими студентами о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации. | Удачны беседы со студентом, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе. |
Рекомендации: Необходимо создать характеристику неуспевающего обучающегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, мастер п/о, преподаватель, родители.
Методы стимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания | 2 группа посредством организации деятельности | 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный.
а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
а) общественной б) личностной
|
По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
|
|
Оказание помощи неуспевающему студенту на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью обучающихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – студент только воспринимает | Ведущим остается учитель, студент участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится студент, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Студент действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью обучающихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы обучающихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих студентов. |
- При опросе слабоуспевающим даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- Студентам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых студент отсутствовал.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы студентов при затруднении в освоении нового материала. В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
- При организации домашней работы для слабоуспевающих подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового.
Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание особенностей и качеств наших студентов.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. – М., 2006. – 412 с.
- Зайцева Н.С. Категории неуспевающих детей и методы работы с неуспевающими детьми. // Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования». – М., 2004. – С. 232-236.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 480 с.
- Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ [Вирабова А.Р. и др.]. – М.: Пробел – 2006. – 436 с.
- Онищенко Г.Г. Стратегия кадрового обеспечения организаций и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. - № 6. – С. 3-11.
- Психология личности. Т.2. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2004. – 544 с.
- Сборник основных локальных нормативных документов, определяющих систему и организацию учебно-методического, научного и воспитательного процессов в КГМУ для профессорско-преподавательского состава/ Под редакцией Лазаренко В.А., Конопли А.И., Наумовой Е.С., Степашова Н.С., Олейниковой Т.А./ Положение по организации работы с отстающими студентами.- Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009.- С. 222-224.
- Степашов Н.С. Феномен жизненных затруднений. Монография. – Курск, 2002. – 240 с.
- Степашов Н.С., Конопля А.И. Документы по основным видам деятельности КГМУ: воспитательная и общественная деятельность. ТомV. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – 216 с.
- http://ksmumpf.ru/publ/konferencija/podgotovka_specialistov_mediko_profilakticheskogo_profilja/sistema_raboty_so_slabouspevajushhimi_studentami_v_kurskom_gosudarstvennom_medicinskom_universitete_sostojanie_i_prognoz/12-1-0-118
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015/2016 учебный год
Цели: выполнение Закона об образовании; принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися у...
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися через исследовательскую деятельность.
Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специалисты среднего звена в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельно...
План работы со слабоуспевающими и одарёнными студентами
В планах представлены основные направление работы с одарёнными и слабоуспевающими студентами и таблицы реализации планов....
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА УРОКЕ
Задачи:1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у сла...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучащимися
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. ...
План работы со слабоуспевающими детьми
Методическая разработка...
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.
Методическая разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т. ...