Эстетизация образовательного пространства
статья на тему

Сараева Наталья Викторовна

 

Статья на тему:  Эстетизация образовательного пространства

                                           автор: Сараева Наталья Викторовна преподаватель специальных дисциплин Ликино-Дулевского политехнического колледжа – филиал ГГТУ

 

В докладе рассматриваются вопросы образовательно-обучающих и культурно-формирующих условий эстетизации образовательного пространства. Как определяющие факторы условий эстетизации анализируются мышление и взаимоотношение непосредственных субъектов образовательной деятельности.  

Процессы формирования социокультурной среды современности таковы, что образовательное пространство выступает одним из главных факторов формирования востребованной временем эстетически выраженной личности.

Необходимо расширить спектр осмысления эстетической составляющей образовательного пространства, подразумевая, что образовательная среда имеет двойственную природу - это совокупность как целенаправленных (методической, дидактической, воспитывающей и т. д.), так и нецеленаправленных (ситуаций и событий, окружающей обстановки и т.д.) действий, формирующих и развивающих личность, субъекта образовательной сферы.

Обращаясь к проблеме эстетизации образовательного пространства, следует выделить в ней ряд наиболее значимых, с нашей точки зрения, исследовательских зон. Среди них - образование, которое есть суть получение знания, и его направленность (гуманитарное, техническое, естетственнонаучное и т.д.);

Образовательное пространство играет важную роль в процессе образования, его следует трактовать широко - как сформированную систему знаний и мировоззрения личности, как информационно-образовательный комплекс, включающий, в том числе и среду культурного общения, и среду повседневного пребывания.

"Пронизанность образования эстетическими отношениями - осмысливается часто с помощью художественного восприятия и исторических традиций, поведенческих стереотипов, сформированных на основе эстетической культуры личности, выходящей за рамки формального и организованного образования".

Образовательная среда характеризуется интеграцией региональных и международно-образовательных традиций, наращиванием инноваций, созданием различных типов образовательных учреждений, изменением образа и сути образования.

По результатам ряда исследований, сегодня эстетическая компонента в образовательной сфере усиливается по ряду причин, в основном социально-экономического характера. Одна из них связана со сложившейся ситуацией рассогласования задач образования и будущей профессиональной деятельности.

В этой связи становится очевидным, что смена образовательных моделей соответствует смене определенного типа культуры, а нынешний кризис образования выступает закономерным следствием, отражающим противоречие между образовательной моделью, служившей постиндустриальной культуре, и нарождающимися признаками культуры нового типа.

Уделяя большое внимание эстетизации образования, избирательно её можно представить следующим образом:

-        философия: красота и строгость мысли, её высота, благородство, истинность; логика и аргументированность концепции; понятийная ясность и точность языка;

-        язык и культура речи: богатство, разнообразие, меткость языка; графическая красота - каллиграфия; риторическая красота - красноречие; красота "тождества" - изоморфизм мысли и слова;

-        история мировой музыкальной культуры: красота звука; акустический код культуры; звуки природы и звуки музыки; музыка как общечеловеческий символ Красоты, Гармонии и Порядка; красота различных тембров; "вторичная эстетизация музыки" - красота исполнительского мастерства;

-        математика: эстетика числа; количественный код культуры; красота математических величин (тождества, пропорций и т.д.); математика как символ интеллектуальной красоты и порядка;

-        производство летательных аппаратов: красота конструкций и форм; гармония технического и функционального совершенства; самолет как идеальная модель "чудесного".

Следует учитывать, что эстетизация образовательного пространства представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих не только теоретически, методологически, методически, организационно, но и спонтанно органическую целостность культурно востребованных качеств личности, особое взаимодействие человека с окружающим миром, активизирующее процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.

Сегодня происходит эстетизация всех сфер образовательного пространства, что отвечает требованиям сообразности феномена эстетического освоения мира и органического объединения интеллектуального потенциала личности с её чувствами и эмоциями.

Исторически сложившийся тип культуры (традиций, нравственных норм и т.п.) Один из аспектов этого процесса - взаимодействие представителей образовательной деятельности. Значимой стороной в этом смысле есть эстетизация взаимоотношений непосредственных субъектов интеракций: обучающих и обучающихся.

Среди прочих ими отмечаются следующие качества, которые должны быть необходимо - присущи современным педагогам: умение преподнести информацию, хорошее знание своего предмета; уважение мнения студентов, заинтересованность в общении со студентами, культура общения с аудиторией; умение управлять своими эмоциями, широкая эрудиция, приятный голос, тон, тактичность, владение литературной речью, активная жизненная позиция, эстетичность внешнего вида.

Эстетику, таким образом, следует рассматривать не только как желательное дополнение к образовательной (учебно-воспитательной) деятельности, но и как одно из системообразующих оснований всего образовательного пространства, определяющих формирование гармоничной, культурно-выразительной личности.

Роль эстетики следует понимать как ключевую во всей концептуальной базе образовательного пространства, влияющую как на образовательно-воспитательный процесс, так и на характер мышления и взаимодействия субъектов образовательной деятельности, что превращает образовательную сферу в непрерывно формирующий феномен, позволяющий развивать интеллект в органическом единстве с эмоциональным миром личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saraeva_n.v.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сараева Н.В.

Преподаватель специальных дисциплин

Lena-2602@mail.ru

Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ

Эстетизация образовательного пространства


ТЕЗИСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА                                         «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

Рассматриваются вопросы образовательно-обучающих и культурно-формирующих условий эстетизации образовательного пространства. Как определяющие факторы условий эстетизации анализируются мышление и взаимоотношение непосредственных субъектов образовательной деятельности.                                                                  

Ключевые слова: образовательное пространство, эстетизация, культурный фон, эстетичность мысли, эстетизация взаимоотношений.

Процессы формирования социокультурной среды современности таковы, что образовательное пространство выступает одним из главных факторов  формирования востребованной временем эстетически выраженной личности. В силу социальной востребованности уже к началу двадцать первого века,  образовательная сфера все больше вынуждена опираться на философское и эстетическое знание, посредством которых рационализируется и становится все более гармоничным окружающий мир. Подобное положение вещей представляется одним из факторов приспособляемости культуры во всеобъемлющих процессах глобализации, а направленность эстетического идеала в таких условиях определяется преимущественно образовательной средой. В такой ситуации одним из важнейших факторов образования человека становится целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира.

Современность несколько "видоизменяет" устоявшееся в прошлом столетии определение понятия "эстетическое", возвращая его к древнегреческой трактовке, сущностью которой выступает, прежде всего, чувствующее начало. Сегодня эстетику все чаще трактуют как науку о тонкостях социального чувствования, о способности понимать и создавать различные эстетические ценности, обо всем богатстве и многообразии эстетического отношения к миру, находящего своё выражение в любой деятельности.

Тем не менее, значимую и ответственную роль в процессе эстетизации образовательного пространства играют и собственно образование как комплекс знаний, и та часть образовательной среды, которая являет собою сложное интегрированное начало, подразумевающее культурно-формирующие условия, которые в совокупности с образовательно-обучающими           предопределяют    своеобразие мировосприятия, отражают национально-культурные традиции, развитие политического и социально-экономического уровня общественных отношений, состояние духовно-нравственной среды общества, в которых развивается и формируется личность.

Необходимо расширить спектр осмысления эстетической составляющей образовательного пространства, подразумевая, что образовательная среда имеет двойственную природу - это совокупность как целенаправленных (методической, дидактической, воспитывающей и т. д.), так и нецеленаправленных (ситуаций и событий, окружающей обстановки и т.д.) действий, формирующих и развивающих личность, субъекта образовательной сферы.

В современном мире, когда в значительной мере расширяется масштаб задач такого социального института, как образование, требуется предметное обращение к философско-эстетическим и культурным основаниям сферы образования. Среди них - образование, которое есть суть получение знания, и его направленность (гуманитарное, техническое, естетственнонаучное и т.д.); мышление как условие онтолого-гносеологического бытия индивида; социальное окружение как доминантный фактор интеракций и референтных зон; исторически сложившийся тип культуры (традиций, нравственных норм и т.п.) как аксиологическая составляющая существования личности. Образовательное пространство здесь следует трактовать широко - как сформированную систему знаний и мировоззрения личности, как информационно-образовательный комплекс, включающий в том числе и среду культурного общения, и среду повседневного пребывания.              

"Пронизанность образования эстетическими отношениями (эстетика здесь — буквально во всём, от архитектурной среды школы, урока, эстетики поведения — до эстетически осмысляемого содержания культуры, отношений, человеческого образа и т.д.), осмысливается часто с помощью художественного восприятия и исторических традиций, поведенческих стереотипов, сформированных на основе эстетической культуры личности, выходящей за рамки формального и организованного образования".

Образовательная среда характеризуется интеграцией региональных и международно-образовательных традиций, наращиванием инноваций, созданием различных типов образовательных учреждений, изменением образа и сути образования.

По результатам ряда исследований, сегодня эстетическая компонента в образовательной сфере усиливается по ряду причин, в основном социально-экономического характера. Одна из них связана со сложившейся ситуацией рассогласования задач образования и будущей профессиональной деятельности, в связи, с чем образование все чаще становится самодостаточной ценностью, отношение к которой строится по неутилитарному принципу. В то же время растет слой материально обеспеченных людей, которые могут себе позволить учиться не ради профессии, а ради "образовательного удовольствия". В этой связи становится очевидным, что смена образовательных моделей соответствует смене определенного типа культуры, а нынешний кризис образования выступает закономерным следствием, отражающим противоречие между образовательной моделью, служившей постиндустриальной культуре, и нарождающимися признаками культуры нового типа.

Уделяя большое внимание эстетизации образования, избирательно её можно представить следующим образом:

философия: красота и строгость мысли, её высота, благородство, истинность; логика и аргументированность концепции; понятийная ясность и точность языка;

язык и культура речи: богатство, разнообразие, меткость языка; графическая красота - каллиграфия; риторическая красота - красноречие; красота "тождества" - изоморфизм мысли и слова;

история мировой музыкальной культуры: красота звука; акустический код культуры; звуки природы и звуки музыки; музыка как общечеловеческий символ Красоты, Гармонии и Порядка; красота различных тембров; "вторичная эстетизация музыки" - красота исполнительского мастерства;

математика: эстетика числа; количественный код культуры; красота математических величин (тождества, пропорций и т.д.); математика как символ интеллектуальной красоты и порядка;

производство летательных аппаратов: красота конструкций и форм; гармония технического и функционального совершенства; самолет как идеальная модель "чудесного".

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что эстетизация образования как идея может быть выражена в возможности объединять в единое целое интеллектуальные и эмоциональные, нравственные проявления личности, её ценностные установки.

Однако эстетическое освоение мира посредством пребывания субъекта в образовательной среде актуализирует не только резервы эмоционально-чувственной сферы, но и неотрывного от неё мышления личности. Необходимо отметить, что в исследованиях эстетизации образовательного пространства недостаточно уделяется внимания процессу эстетизации мышления, которое является наиболее важным элементом эстетизации личности, определяющим во многом, как качество образования, так и тип, и направленность мышления субъекта образовательной деятельности. Более того, эстетизация мышления - это фактор эстетического восприятия культуры, который "обеспечивает неотчужденное, неравнодушное эстетическое отношение к действительности, к другому человеку, к самому себе, активизируя творческий потенциал личности в образовательном процессе и мотивацию к самообразованию и самореализации, обеспечивая уровень социализированности человека в условиях постоянно изменяющегося общества"

Очевидно, что определить сущность эстетизации мышления и характер эстетического в мысли довольно сложно. Эстетичность мысли - это не только свойство мысли разворачивать свои собственные возможности в сфере мышления, но и возможность получать эмоциональное наслаждение этим процессом. Мысль может быть понята как эстетичная в том случае, если она вызывает чувство, эмоцию. Вполне понятно, что эстетическое мышление - это не "обычное" мышление, которое основывается на информативном потреблении и адекватном воспроизводстве чужих мыслей. Это суть особенная мысль, по отношению к которой можно было бы испытать эмоцию сопереживания, и которой можно было бы ужаснуться или восхититься. Здесь должны просматриваться, чувствоваться, пониматься эстетические категории, посредством которых возможно "прикосновение" к мыслительному процессу, определение сущностных черт мыслительной эстетизации.

Следует учитывать, что эстетизация образовательного пространства представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих не только теоретически, методологически, методически, организационно, но и спонтанно органическую целостность культурно востребованных качеств личности, особое взаимодействие человека с окружающим миром, активизирующее процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.

Сегодня происходит эстетизация всех сфер образовательного пространства, что отвечает требованиям сообразности феномена эстетического освоения мира и органического объединения интеллектуального потенциала личности с её чувствами и эмоциями.

Один из аспектов этого процесса - взаимодействие представителей образовательной деятельности. Значимой стороной в этом смысле есть эстетизация взаимоотношений непосредственных субъектов интеракций: обучающих и обучающихся.

Среди прочих ими отмечаются следующие качества, которые должны быть необходимо - присущи современным педагогам: умение преподнести информацию, хорошее знание своего предмета; уважение мнения студентов, заинтересованность в общении со студентами, культура общения с аудиторией; умение управлять своими эмоциями, широкая эрудиция, приятный голос, тон, тактичность, владение литературной речью, активная жизненная позиция, эстетичность внешнего вида. Весь спектр характеристик, перечисленный в соответствии со степенью убывания значимости для студентов, свидетельствует об определенных интеракциях (интеллектуального, коммуникативного, социального, визуального направлений), разновеликих и разносодержательных относительно эстетических трансформаций по освоению культурных полей образовательной среды. В нем просматривается нарастание эстетической компоненты мировосприятия личности, сформированное спецификой образовательного пространства. При этом образовательное пространство имеет доминирующее влияние на процесс гармонизации жизни, эстетизация которого является его сущностью.

Эстетику, таким образом, следует рассматривать не только как желательное дополнение к образовательной (учебно-воспитательной) деятельности, но и как одно из системообразующих оснований всего образовательного пространства, определяющих формирование гармоничной, культурно-выразительной личности.

Образовательное пространство в целом понимается как эстетический феномен, имеющий культурно обусловленное содержание. Эстетика не только является общим культурным фоном, но выполняет в современном образовательном пространстве интегрирующие функции.

 Роль эстетики следует понимать как ключевую во всей концептуальной базе образовательного пространства, влияющую как на образовательно-воспитательный процесс, так и на характер мышления и взаимодействия субъектов образовательной деятельности, что превращает образовательную сферу в непрерывно формирующий феномен, позволяющий развивать интеллект в органическом единстве с эмоциональным миром личности.


Литература

Жданова С.Н. Концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования / С. Н. Жданова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 1. - № 6. - С. 98-103.

Красноярова Н.Г. Эстетическая форма мысли / Н. Г. Красноярова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 42. - С. 131-138.

Краткий отчет о выполнении комплексной программы "Интеграция образования и культуры" за 2007 год [Электронный ресурс]: Российская академия образования / Режим доступа к журн.: http:// www.art- education.ru/project/otchet-2007.doc

Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили.- М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 205 с.

Отчет о проведении социологического исследования "Образование современных студентов" [Электронный ресурс]: философский факультет ВНУ им. В. Даля. - 2009. - Режим доступа к журн.: http://www. kf.snu.edu.ua

Сазина И. В. Педагогический университет: единство образования и воспитания / И. В. Сазина // Философский век.- Вып. № 28. - СПб.: Центр истории идей, 2005. - С. 249-259

Якушева С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа / С. Д. Якушева. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 170 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы

Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...

Сборник Образовательное пространство - пространство развития

В даннос сборнике содержатся написанные мною статьи за последние три года. Они все опубликованы в разных средствах массовой информации: Учительской газете, газете "Содружество", журналах "Молодой учен...

Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве УДОД при реализации социально-значимых проектов

В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стал...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ...

«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...