Адаптация аббитуриентов в системе СПО
статья на тему
Недавно писала небольшую работу в АППО для сдачи курсовой. Статью одобрили и пустили в печать в свой справочник. Надеюсь, что в дальнейшем будут применяться методики помощи в адаптации детей к новым учебным условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_pervokursnikov_1.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа адаптации первокурсников.
Современным детям стало тяжелее адаптироваться в новых коллективах, школах и других заведениях. У каждого ребенка начинает возникать внутренняя паника: «А как я буду учиться?», «А как ко мне будут относиться сверстники?», «А тяжело ли будет учиться?», и т.д. Что касается профессиональных учебных заведений, то ученики, отучившись 9 классов, поступают, не понимая для себя, на какую именно специальность он хочет пойти учиться или какие он будет ставить для себя жизненные цели. Из-за этого возникают проблемы в учебе, с сокурсниками и преподавателями, а что еще хуже, метание от одной специальности в другую.
Исходя из вышесказанного целью проекта станет разработка программы социальной адаптации обучающихся к условиям жизнедеятельности в лицее. Она должна помочь каждому абитуриенту в выборе профессии и в коммуникативной сфере.
Данная цель ставит нам задачи:
- Провести диагностику затруднений первокурсников;
- Определить содержание деятельности по адаптации
- Определить способы поддержки на основе диагностики;
- Вывести способы определения эффективности разработанной программы.
Для начала рассмотрим понятие «адаптация». Если рассматривать в широком смысле, то «адаптация» есть приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический. В данном проекте будем опираться на психологический аспект. От этой составляющей зависит способность ребенка воспринимать и решать задачи, желание учиться. Но и стоит заметить, что процесс психологической адаптации состоит из эмоционального настроя родителей. Бывают случаи, когда родители настраивают ребенка на одну «картину» обучения в лицее, а ребенок видит другую, то возникает разочарование, следовательно, и нежелание учиться и осваивать учебную программу.
Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы педагогической поддержки адаптации абитуриентов, осуществляет поиск и подбор средств и методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, а также создает условия для плавного «вхождения» в новое учебное заведение и коллектив.
Соответственно, самой основной проблемой для абитуриента в плавной адаптации является боязнь нового, и, как было сказано выше, боязнь разочарования от увиденного в его глазах, а не в глазах родителей. Таким образом, во избежание такой проблемы необходимо провести разговор с родителями. Консультации последние могут получить либо от психолога, либо от социального педагога, которые должны находиться в приемной комиссии на протяжении всего времени приема студентов. Специалисты смогут правильно настроить студентов через их родителей, и тогда ребенок сможет понять, что проявлять пугливость не стоит, а надо прислушаться советов близких. Сама суть работы данных специалистов – это выявление скрытых проблем и у родителей и у абитуриентов. И их задачей может являться влияние на родителей через их детей.
Проблема боязни перетекает в проблему неуверенности выбора той или иной специальности. Большинство ребят приходят в лицей со словами «лишь бы взяли». Бывает так, что дети подают в несколько учебных заведений, причем разной направленности. После завершения приема во всех ПОУ возникает ситуация, что ребенка никуда не взяли. Поэтому и возникает процесс поиска того самого места, где примут, даже если не осознавая, чего он хочет на самом деле. Следовательно, в таких ситуациях нужно проводить собеседования с каждым абитуриентом. При помощи него мы можем вычислить, или распознать, то, к чему на самом деле есть стремление у ребенка, хочет ли он действительно учиться, познавать точные науки, или же просто получить «корочку» специалиста и идти работать. Самое главное в собеседовании дать выбор, правильно рассказать о всех специальностях, о их «плюсах» и «минусах», чтобы абитуриент выяснил для себя, какая профессия и специальность ему подойдет больше.
Далее, мы переходим к третьей проблеме – боязнь новых знакомств. Здесь возникает психологический страх «А как ко мне отнесутся?», «А будут ли со мной общаться?», «Будет ли мне интересно с ними?» и т.д. Тут опять же встает вопрос о родителях, а какие взаимоотношения в семье. То есть, необходимо учитывать семейные традиции, манеры общения, религиозные взгляды и т.д. Иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. Соответственно, социальный педагог или психолог сначала должны выяснить у родителей все детали их взаимосвязи с ребенком, а потом провести беседу непосредственно с самим абитуриентом. Возможен такой вариант, как провести небольшое тестирование на характер, психологическую устойчивость и др.
И как следствие всего, вступает в силу проблема в обучении. Ребенок понимает, что ему становится не интересно учиться, огрызается со сверстниками и с преподавателями, получает плохие оценки, из-за этого родители ругаются и на ребенка и на преподавателей. В данной ситуации необходима совместная работа и психолога, и преподавателя и родителей. Проводится анализ тех ситуаций, из-за которых студент начал себя вести себя некорректно. Но и нужно помнить, что все равно самым главным аспектом всего является преподаватель, так как от него зависит настрой студента к обучению. То есть, преподаватель должен понять, что конкретно волнует или беспокоит ребенка, настроить его на позитивный лад и провести совместную беседу в классе.
Итак, после приведенных основных проблем обучающегося в адаптации можно сформулировать способы поддержки и построить программу по плавной адаптации. А способы могут быть такими:
- Постоянный контакт с родителями
- Общение с абитуриентом, выявление его психологических отклонений
- Работа с группой
- Постоянный контроль
- Сопровождение в группах
Касаясь программы поддержки в адаптации, то можно построить таким образом, чтобы учебные предметы начинались не с 1 сентября, а несколькими днями позже. Это для того, чтобы сначала абитуриент смог познакомиться с сокурсниками и с преподавателями, влиться в коллектив и, соответственно, показать себя. В День Знаний можно провести совместный урок, где собираются все студенты, преподаватели, социальный педагог и психолог. Можно для начала подготовить небольшой концерт, где расскажут об истории лицея, а потом знакомиться с ребятами. Это можно сделать так: каждый первокурсник выходит на середину и рассказывает немного о себе, о своих родных и близких, чем любит заниматься, чем увлекается и т.д. Таким образом, специалисты смогут сделать для себя «пометки» о детях, на кого стоит обращать внимание, сложный ли человек, а на кого нет.
Далее, например, 2 сентября можно сделать первым вводным уроком в каждой группе «Психологию». На ней можно дать ребятам небольшой тест «кем они себя видят в будущем» или «кто я?». Каждый студент выходит в середину кабинета и начинает описывать себя и свои поставленные жизненные цели. Таким образом, мы понимаем характер ребенка, на чем основывается его мотивация, цели, личностные качества, ведущий он или ведомый, может ли быть лидером в классе или нет, и многие другие аспекты. Соответственно, группа также начинает осознавать, с кем они вместе учатся, какой нужен к ним подход в общении и как к ним относиться.
На третий день обучения можно организовать экскурсию со студентами, либо поход в лес. С помощью таких походов каждый человек понимает, что он в команде, что друг другу помогут, поддержат и проведут. Самый хороший вариант проведения совместного похода – это ориентирование в лесу, в городе и в других местах. Детям выдаются компасы, карты, спец-жилеты. Каждой команде дается задание, например, дойти до определенной точки при помощи карты и компаса, они проходят задание, изучают правильность использования средств ориентирования, сами организовываются и организуют свою команду. Следовательно, такие мероприятия не только сплачивают класс, но и выявляют способности в организации своих сокурсников.
Другим вариантом программы адаптации может являться классный час «Шаг в профессию», при помощи которого студенты начинают осознавать полезность своей специальности/профессии, они вместе рассуждают идеи создания чего-то нового для себя; некоторые уже строят планы на свой бизнес, его открытие. То есть дети взрослеют на глазах, начинают серьезно относиться к обучению, больше находиться с классом и больше делиться своими идеями с другими.
Далее, строим учебную программу таким образом, чтобы предметы в начале обучения были основными базовыми: математика, физика, психология и т.д., а после полугода или года должны начинаться предметы по специальности или профессии, ориентированные на выпуск главных специалистов высшего звена. Естественно, для того, чтобы студенты немного отдыхали от основной учебы, мы организовываем концерты, посвященные календарным праздникам. Здесь мальчики и девочки проявляют свою творческую сторону. Таким образом, сплачивается не только класс, но и другие курсы. Здесь подключается педагог-организатор, который помогает им правильно построить программу концерта, написать сценарий, украсить зал и сделать приглашения для своих преподавателей и родителей.
Что касается мастеров производственного обучения, то они как сопровождающие в «мир обучения специалистов». Они помогают каждому своему студенту решать вопросы, связанные со сложностями в классе, с преподавателями или родителями, а также помогают «новичкам» влиться в класс. Соответственно, студенты видят в мастере п/о своего «друга», которому они могут обратиться за помощью, наставника и «защитника».
Из всего вышесказанного можно составить способы поддержки в плавной адаптации первокурсника. Это могут быть:
- Собеседования
- Концерты
- Развлекательные программы (концерты, конкурсы, экскурсии и т.д.)
- Постоянный контакт с родителями
- Классные часы на определенные темы
- Постоянное общение с психологом и социальным педагогом
- Привлечение к изучению своей профессии
- Постоянное сопровождение мастерами п/о
- Помощь преподавателей в обучении и в получении положительных оценок
- Проведение мастер-классов
- Создание студенческого отряда
- Привлечение студентов в волонтерскую деятельность.
Следовательно, благодаря такой программе в помощи адаптации первокурсников мы можем наблюдать высокие показатели в эффективности данной программы. А вот способами определения ее эффективности могут быть тестирования ребят, например, раз в месяц. Ребятам может даваться анкета, где они отвечают на вопросы, например, «Как ты себя ощущаешь в классе?», «как проходит твоя адаптация?» и многие другие (пример анкеты дан в ссылке: https://www.survio.com/survey/d/Z2T1Z2O9I9K2W3A6N?preview=1). С помощью нее мы можем определить динамику прохождения адаптации ребенка. Далее, другими показателями эффективности могут являться призы на конкурсах, выставках, или в спортивных мероприятиях, или грамоты лично студенту и его родителям за правильное воспитание ребенка. Еще можно сделать «доску почета», где может появиться фотография каждого студента за его определенные заслуги в лицее. Благодаря ей дети будут стремиться к таким же достижениям и развиваться дальше. И, опять-таки, не мало важным является работа с родителями. Ведь только они могут дать детям настоящую поддержку, любовь и предоставить возможность выбора.
Все, что было изложено, можно вывести в небольшую матрицу, которая продемонстрирует основные проблемы в адаптации абитуриента, кто должен этим заниматься и какие результаты могут быть достигнуты.
Основные проблемы в адаптации | Специалист, решающий проблему | Программа поддержки в адаптации | Результаты адаптации | ||
Боязнь нового | Психолог, социальный педагог | собеседование | Правильное «вхождение» в коллектив | ||
лень | Психолог, мастер п/о, родители | Давать возможность раскрыть свои таланты, возможности, мотивировать, показать родителям «на что ты способен». | Появляется желание учиться, познавать новые науки, | ||
Неуверенность в выборе профессии/специальности | Приемная комиссия, психолог, педагог-организатор, зам. директора по УВР | Провести беседу с родителями, отдельно с абитуриентом, выявить его интересы, стремления. Можно дать небольшое тестирование на выбор профессии. | Абитуриент делает осознанный выбор профессии/специальности, начинает готовиться к этому выбору, достигает каких-то целей | ||
Новые знакомства | Психолог, мастера п/о, классные руководители, педагог-организатор | Проведение классных часов, совместные экскурсии, тур-слеты, курсы по Психологии в классе, совместная подготовка концертов и иных мероприятий, направленных на командную работу | Студенты сдружаются, проводят вместе больше времени, помогают и направляют друг друга, появляются новые знакомства, которые уже не так страшны | ||
Незаинтересованность в обучении | Психолог, родитель, классный руководитель, мастер п/о | Завлекать студента в учебную программу, не сравнивать детей, а давать возможность каждому проявить свои знания, умения, навыки, помогать с пониманием того или иного предмета | Появляется желание учиться, доказывать всем, что все может, все знает и понимает, стремится к новому познанию, делится своими знаниями с другими. |
В заключении хотелось бы добавить несколько слов. Нам необходимо, как педагогам, научиться понимать детей, правильно воспитывать, больше с ними вести беседы, устраивать различные конкурсы, концерты и развлекательные программы. Ведь от нас, педагогов, зависит будущее детей.
Используемые источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации выпускников к региональному рынку труда
Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложня...
Характеристика существующей системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних
Поднимается вопрос существующей проблемы постинтернатного сопровождения выпускников спец.учреждений закрытого типа...
Экспедиционный туризм в системе средств социально-психологической адаптации подростков
В этой статье рассматривается роль экспедиционного туризма в психологической и социальной адаптации подростков....
Профессиональная адаптация студентов в системе СПО
Поступив в среднее профессиональное учреждение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения ...
Особенности социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в системе воспитательного пространства СПб ГБ ПОУ «Невский колледж им. А.Г. Неболсина»
Из опыта работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами...
ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Социокультурная адаптация рассматривается нами, как одна из разновидностей социальной адаптации в целом, где центрообразующим является общество, как культурный феномен. Личность является полноценным у...
Адаптация первокурсников в системе среднего профессионального образования
Проблема адаптации первокурсников в системе среднего профессионального образования достаточно актуальна. К сожалению, иногда данная проблема игнорируется как родителями студентов, так и педагогами уче...