Профессиональная адаптация студентов в системе СПО
опыты и эксперименты на тему

Кожакова Людмила Геннадьевна
Поступив в среднее профессиональное учреждение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент уже на втором курсе сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика). В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной и профессиональной ситуации. Причем в этот процесс актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства»

Программа

профессиональной адаптации студентов

в системе СПО

Составители:  мастер производственного обучения Кожакова Л.Г.

педагог-психолог учебного заведения_____________

 

Чебоксары – 2016

                               ВВЕДЕНИЕ

Поступив в среднее профессиональное учреждение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент уже на втором курсе сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика).

В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной и профессиональной ситуации. Причем в этот процесс актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса.

Объект исследования:  профессиональная адаптация личности.

Предмет исследования: психологическое состояние студентов  второго курса в системе СПО.

Цель - выявить особенности социально-психологической и профессиональной адаптации студентов 2   курса к обучению в системе СПО, дать соответствующие рекомендации, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой и профессиональной среде.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1.        рассмотреть проблемы социально-психологической адаптации студентов в системе СПО;

2.        проследить взаимосвязь уровня тревожности и социальной профессиональной адаптации личности;

3.        исследовать уровень социально-психологической адаптации в условиях студенческой среды;

 

ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только, во внутреннем плане в виде мечты, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Юность - период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без личностного самоопределения, включающие построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

В этот период молодые люди начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим. Важный психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своей личности. Открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества.

Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности.

 

Социально-психологическая адаптация - это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией - процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптивностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Профессиональная адаптация осуществляется путем постоянного привыкания студентов к содержанию и режиму труда, к требованиям и стилю работы, отношениям в трудовом коллективе. Она определяется уровнем овладения профессиональными навыками, формированием профессионально необходимых качеств личности и отражает развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии.

Подготовка подростков, юношей (девушек) к профессиональному самоопределению, выбору профессии и образовательного учреждения, социальной и профессиональной адаптации требуют существенного переосмысления практики организации адаптационной работы, в которой отражалась бы возможность управляемого перевода обучающихся с одного уровня профессионального развития на другой на основе преемственности при переходе из школы в учреждения профессионального образования и самостоятельную трудовую деятельность.

Профессиональное самоопределение осуществляется поэтапно на каждой возрастной ступени, на основе преемственности возрастных и психологических особенностей. При этом оно рассчитано не на абстрактного, а на конкретного обучающегося и направлено на активизацию его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии, траектории профессиональной карьеры, выявление и развитие общих и специальных способностей.

Особое внимание при организации сопровождения профессиональной ориентации, самоопределения и психологической поддержки учащихся и студентов уделяется совершенствованию дифференциации и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях, повышению престижа и социальной значимости данных учреждений для подготовки компетентных специалистов.

Профессиональная адаптация - это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация - приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.

Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 2

                            КУРСА В СИСТЕМЕ СПО

Психологическое сопровождение адаптации студента предполагает организацию работы по следующим направлениям:

∙        психологическое просвещение - формирование у студентов и их родителей, у педагогических работников ссузов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Личность должна быть психологически готова к восприятию воспитательного воздействия;

∙        психологическое диагностирование - проведение на протяжении всего срока обучения, а также на момент адаптации, динамики личностного роста, адаптивности студента и выявление причин и механизмов нарушений обучении, развитии социальной адаптации студентов;

∙        коррекционная деятельность - разработка на основании выявленных причин коррекционных программ успешной адаптации студента первого курса, коррекции личностных качеств и свойств, вовлечения студентов в различные виды деятельности с учетом корректирующих причин;

∙         консультативная деятельность - разработка конкретных рекомендаций по возникающим у студентов проблемам адаптации, самовоспитания и самореализации, по предупреждению возникновения явлений дезадаптации.

Необходимым условием для быстрой адаптации первокурсника к техникуму является его способность к постоянному и интенсивному совершенствованию, к обновлению и развитию собственных способностей и качеств, что предполагает наличие умений осознавать собственные эмоциональные ресурсы. Помочь студенту войти в социум техникума с минимальными потерями и быстро адаптироваться к его требованиям - одна из задач социально психологического сопровождения студентов на первом курсе.

Сигналом необходимости оказания психологической поддержки должны служить признаки утраты эмоционального благополучия, как в учебе, так и в общении. Оказать психологическую поддержку студенту, находящемуся в затруднительном положении, означает:

.        Снять беспокойство, успокоить для того, чтобы человек смог анализировать и правильно оценить сложившуюся ситуацию, но это возможно лишь после того, как он справится со своими переживаниями;

.        Доверительный разговор о проблемах студента. В ходе разговора недопустимо использовать запугивание и оскорбления, провоцирующие к большему намерению действовать деструктивным образом;

.        Не подавлять - ни силой, ни авторитетом, ни знаниями, ни умениями, ни возрастом. Нужно показать студенту, что классный руководитель вместе с ним, а не против него;

.        Ориентироваться на возможности студента;

.        В отношениях со студентом, куратор должен стараться не навредить ему.

.        Использовать критику только по отношению к действиям, способам выполнения задания, а не применять ее к личности. Сфера поведения, суждений, отношений - это личностная сфера;

.        В ходе разговора, педагог, должен уметь снимать ощущение безысходности, используя для этого приемы планирования, или побуждение к словесному оформлению и проговариванию планов предстоящих действий;

.        При беседе, куратор должен показать, что он в состоянии помочь студенту.

В процессе психологического сопровождения, необходимо, относиться положительно и объективно к любому студенту, так как отношение является нормализующей сферой взаимодействия. В студенческом возрасте особенно важно для самореализации удовлетворение потребности в уважении и самоуважении. Человек благополучен, если он уверен в себе, эмоционально стабилен, не омрачен тяжелыми переживаниями.

Адаптация студента начинается с включения его в единое пространство техникума, специальности, что становится возможным благодаря, формированию уже в первые месяцы обучения индивидуального коммуникативного пространства и, прежде всего, внутри учебной группы. Характер межличностных отношений, складывается с преподавателями и одногруппниками, влияет на адаптационные возможности студента. Установившейся контакт с группой и преподавателями является показателем успешной адаптации.

Социально-психологическая адаптация студентов к новым условиям обучения, связана с необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления адаптационных проблем и профессиональных трудностей. Профессиональная адаптация студентов осуществляется посредствам постоянного привыкания к содержанию труда. Эффективной адаптации способствует психолого-педагогическое сопровождение и психологическая поддержка студента.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА В СИСТЕМЕ СПО

Для подтверждения гипотезы организовать и провести исследование адаптации студентов первого курса к обучению в системе СПО.

Исследование следует начинать с составления индивидуальной исследовательской стратегии. С помощью такой стратегии можно поэтапно проводить исследование. От нее зависит эффективность исследования, значимость его результатов и правильность подбора коррекционных мероприятий.

Стратегия исследования представляет собой теоретико-методологическую основу психодиагностических процедур исследования:

∙        Сбора данных;

∙        Обработки данных;

∙        Анализа данных;

Исследование  проводится на выборке из студентов 2 курса, обучающихся в ГАПОУ «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий», где они изучают профессиональные дисциплины своей будущей профессии/специальности. В исследовании принимают участие юноши в возрасте от 15до17 лет, средний возраст выборки 16 лет.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

1.  Совершенствование системы профориентационной и профадаптационной работы

2.  Организация участия студентов в мероприятиях профориентационной

    направленности различных уровней

3.  Организация участия студентов в региональных и межрегиональных конкурсах

    профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах профессионального

    мастерства, чемпионате профессий WorldSkills Russia

4. Организация профильного обучения в рамках  дополнительного образования  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсника (второкурсника) к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.


                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.- 378с.

2.  Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Эксмо, 2006 - 448 с.

3. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков. 3-е переизд. доп. Литерт - Свердловск, 2008.- 359с.

4. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.-320 с.

5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Питер, 2008. 569с.

6. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие.- М.: Мир, 2005. - 452 с.

7. Иванкина Л.И., Раточка Л.А., Солодовникова О.М. Как помочь первокурснику стать студентом. Методическое пособие и психологический практикум куратора. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 38с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2005. 509с.

9. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2007. - 688 с.

10. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Высш.шк., 2005. - 673 с.

11. Лифшиц А.М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2005. - 107с.

12.        Маклаков А. Г. Общая психология. учебное пособие для вузов СПб.: Питер, 2006. - 583с.

13.        Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, - Студенческий научный журнал Т.1. № 6, 2010.С. 80 - 94.

14. Миасса И.Д. Проблемы адаптации студента в вузе, - Студенческий научный журнал Т.1. №1, 2010.С.75- 89.

15.        Мухина В.С., Венгер Л.А. .Психология. М.: «Просвещение», 2005. - 408с.

16.        Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2005. - 394с.

17.        Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб.пособие. М.: Академия 2008 г. 144 с.

18.        Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности / Под ред. В.И. Медведева. - СПб., 2009. - 289с.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

ЭТАПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается понятие «адаптация к профессиональной деятельности», влияние готовности к профессиональной деятельности на процесс адаптации и этапы адаптации студентов, к профессиональной деяте...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Методическая тема: «Практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки студентов»

Сфера массового образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Ос...

Адаптация первокурсников в системе среднего профессионального образования

Проблема адаптации первокурсников в системе среднего профессионального образования достаточно актуальна. К сожалению, иногда данная проблема игнорируется как родителями студентов, так и педагогами уче...