ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья
Социокультурная адаптация рассматривается нами, как одна из разновидностей социальной адаптации в целом, где центрообразующим является общество, как культурный феномен. Личность является полноценным участником такого явления. Любое поведение и деятельность человека несёт в себе смысл и значение. Нормы, знания, ценности, традиции, роли, законы, порядок, социальные образы и образцы - всё это входит в основу действия человека. Эти сегменты будут являться составляющими социокультурного явления, отношений. Соответственно социокультурное взаимодействие – это синтез социальных отношений и культуры. В таком взаимодействии отражается мера владения культурным богатством общества и применения этого богатства отдельной личностью в социальной деятельности.
Таким образом, социокультурная адаптация - это быстрый темп изменения практической деятельности человека, его поведения в той социальной среде, в которой он оказался. Вот почему важно учитывать современные, глобальные изменения сегодня, чтоб выстроить правильную стратегию взаимодействия с подрастающим поколением. То есть, социокультурная адаптация сегодня - это массовый процесс современности. А в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности того государства, той страны в которой мы живём. Сегодня важно выстроить диалог с молодыми людьми, какие подобрать формы работы, чтобы будущее было действительно процветающим, благоприятным, светлым, мирным, жизнеспособным, здоровым, гармоничным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasenko_statya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Тарасенко Вера Леонидовна
Преподаватель психологии
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Социокультурная адаптация рассматривается нами, как одна из разновидностей социальной адаптации в целом, где центрообразующим является общество, как культурный феномен. Личность является полноценным участником такого явления. Любое поведение и деятельность человека несёт в себе смысл и значение. Нормы, знания, ценности, традиции, роли, законы, порядок, социальные образы и образцы - всё это входит в основу действия человека. Эти сегменты будут являться составляющими социокультурного явления, отношений. Соответственно социокультурное взаимодействие – это синтез социальных отношений и культуры. В таком взаимодействии отражается мера владения культурным богатством общества и применения этого богатства отдельной личностью в социальной деятельности.
Таким образом, социокультурная адаптация - это быстрый темп изменения практической деятельности человека, его поведения в той социальной среде, в которой он оказался. Вот почему важно учитывать современные, глобальные изменения сегодня, чтоб выстроить правильную стратегию взаимодействия с подрастающим поколением. То есть, социокультурная адаптация сегодня - это массовый процесс современности. А в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности того государства, той страны в которой мы живём. Сегодня важно выстроить диалог с молодыми людьми, какие подобрать формы работы, чтобы будущее было действительно процветающим, благоприятным, светлым, мирным, жизнеспособным, здоровым, гармоничным.
Формируя социокультурные отношения у подрастающего поколения можно выделить ряд особенностей:
- ориентация на материальные и духовные ценности (развитие творческой личности)
- осмысленный выбор общественного поведения, образа, т.е. восприятие себя как целостного субъекта общества
- осознанность и самостоятельность выбора собственного поведения, умение ставить цели и достигать их, борьба мотивов.
Каждая новая эпоха, этап развития общества требует новых отношений, нового современного человека, идущего в ногу со временем, умеющего преодолеть очередной политический, мировоззренческий, экономический кризис. Запрос времени вызывает потребность в многогранной, разносторонней, творческой личности.
На сегодняшний день можно выделить особенности, которые сильно влияют на формирование личности и которые вызывают опасения в становлении и развитии человека. Основной канал, источник информации сегодня - средства массовой информации. Это то, откуда человек черпает поведенческие стереотипы, идеалы, ценности. В процессе такого влияния происходит воздействие на сознание человека, формируется социально-нравственный стиль поведения, идеологические установки. Помимо распространения информации СМИ сегодня формирует и мировоззрение.
Ещё одна особенность: родители современной российской молодежи. Люди, которые социализировались в иных социокультурных условиях. Они не в полной мере могут передать детям новой эпохи знания, умения, навыки, ценности и образцы своего поколения, так как сами находятся в процессе адаптации в современных условиях. Происходит процесс вживания в нынешнем обществе. Сегодня необходимо быть готовым к непредсказуемому, неизведанному, неожиданному будущему. Те схемы, которые передаёт старшее поколение молодым уже до конца не работают, особенно это касается вопроса карьеры и подготовки к профессии. Повторение и продолжение прошлого это уже не про сегодняшний день. Время стремительно меняется и необходимо быть мобильным, готовым трансформироваться в любой момент, хотеть и уметь это делать. То есть, чтобы готовиться к будущему, нужно уже сегодня быть к нему готовым. Здесь и возникает проблема становления и развития личности: гибкой, зрелой, творческой, стрессоустойчивой, целеустремлённой, конкурентоспособной, социально здоровой, и т.д. Поэтому, значимость социокультурной адаптации молодежи сегодня очень актуальна - быть готовым к выполнению новых социальных ролей, переносить социальную нагрузку, давление, соблюдать моральный и нравственный порядок. Специалистами установлено, что возможности социокультурной адаптации современной российской молодежи зависят от многих факторов: места проживания (городская или сельская местность), материального достатка, образования, окружающей социальной среды, состояния здоровья.
Ещё одним важным фактором адаптации нынешней молодёжи является воспитание. Сегодня этот целенаправленный процесс разрушается. Молодёжь воспитывает улица, телевидение. Как отмечают многие социологи, телевидение, из воспитательного средства превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе массового потребления. А если опять вспоминать о формировании личности, то юность – этот тот период, когда происходит самоопределение, становление, профессиональный выбор, выбор друзей, создание круга общения. Для этого надо понимать себя, свои личностные особенности, возможности, способности, силы, ценностные ориентиры. Всё это ведёт к формированию жизненной позиции личности, её взглядов, мнений, оценки в социокультурной реальности. А это в свою очередь является результатом адаптации к существующим условиям.
Поэтому мы считаем, что главное условие процветающего общества будет успешная адаптация молодёжи. В нашем подрастающем поколении заложен огромный творческий, социальный, личностный потенциал. И наша задача помочь этому потенциалу раскрыться, найти применение, значимость. Поэтому необходимо найти такие формы работы, с подрастающим поколением которые бы помогли бы успешно адаптироваться в современном мире. Одной из таких форм социокультурной адаптации подрастающего поколения нами выбрано практическая, социально значимая деятельность - как волонтёрство.
Сегодня много говорят об этом направлении работы, в котором заложены воспитательные возможности, формирование профессионально-личностных качеств, ценностные ориентации, умения и навыки взаимодействия с социальными институтами, развивается социальная активность личности. Занимаясь волонтёрской деятельностью в первую очередь человек должен получать удовлетворение от своего вклада в бескорыстное, безвозмездное дело и удовлетворение социальных и духовных потребностей. Участие в волонтёрстве способствует духовно-нравственному, гуманному развитию, прививает стремление к ответственности не только за себя, а и за благополучия общества, стремление внести свой вклад. А это в свою очередь будет влиять и на собственное отношение к себе: уверенность в своих силах, возможностях, появляется самоуважение, определение своего места в социуме, формируется самооценка. Констатируя значимость участия в волонтёрской деятельности, можно сказать, что человек становится успешной личностью.
Есть ещё одна причина, по которой, участие в волонтёрстве не оставляет равнодушным – увидеть и оценить результат своего труда – смех, улыбка детей, благодарность людей, которым ты помог, ласковый взгляд питомца, посаженное дерево, чистая территория, красивая поделка для подарка, проведённый мастер-класс, собранные вещи для нуждающихся и их ответная реакция. В результате участия в волонтёрской деятельности формируется привычка, потребность в деятельности, которая приносит удовлетворение, пользу, плоды. Такая потребность ориентирует участника-волонтёра на достижение поставленных целей, мотивирует к созидательной деятельности, формирует лидерские качества: организовать себя, других, умение привлечь к совместной работе, мотивировать, добиться поддержки, не пасовать перед трудностями. У молодёжи, занимающейся волонтёрской деятельностью, расширяется кругозор, повышается культурный уровень. Они проявляют творческие способности, социальный интеллект, профессионально социализируются, появляется возможность получения дополнительных профессиональных знаний,
В нашем педагогическом колледже действует добровольческое движение «Tenereco», которое является частью студенческого самоуправления. Студенты волонтёры активно участвуют в городских и районных мероприятиях разного направления: помощь в организации концертов инвалидов ВОВ (в рамках движения «Волонтёры победы»), благотворительные экскурсии для детей приютов, субботники на территории госпиталя ветеранов войны, классные часы в школах, помощь в работе приютов для животных, выступления в школах-интернатах, в том числе для детей с ДЦП, участие в благотворительных акциях, открытие «Молодёжного» парка» с посадкой деревьев, городская акция «Раскрась свой мир», сопровождение «Бессмертного полка», фестиваль флешмобов "Мы выбираем жизнь", акция в Центре социальной помощи семье и детям, благотворительный проект «Мечтай со мной», помощь в организации и участие в игре по станциям в Центре содействия семейному воспитанию, участие в интерактивной площадке в рамках гала-концерта городского фестиваля инклюзивного художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь», помощь в проведении досуга в детском онкоцентре. Мы стараемся участвовать в различных направлениях волонтёрской деятельности, в первую очередь это социальная сфера, также это досуговая сфера и окружающая среда, экология. И на этом мы не останавливаемся, хотим и дальше расширять сферу волонтёрского труда, пополнять свой багаж полезных дел. Также, в рамках дополнительного образования, у нас есть направление «Доброшкола», где проходят разные виды деятельности: тренинги на личностный рост, ребята пишут, а потом воплощают сценарии праздников, досуговых мероприятий, концертов, разрабатывают и реализовывают добровольческие проекты, проводят игры и тренинги на командообразование и сплочение, готовят и проводят мастер-классы. Навыки, умения, знания, приобретённые на занятиях в «Доброшколе» помогают нашим студентам уже активно проявлять себя в городских проектах, акциях, мероприятиях.
На собственном примере, энтузиазме, с горящими глазами и горячим сердцем наши руководители волонтёрского движения привлекают студентов в ряды волонтёров. Нам радостно и приятно наблюдать, как в совместной работе, осуществляя общее дело, наши ребята учатся договариваться, демонстрируют свои качества, знания, умения, опыт, способности. Быть нужным, значимым, полезным – это то, что является мотивационной составляющей в работе наших студентов. Это и хорошая социальная практика на пути профессионального становления. Такая форма активности не только помогает нашим студентами адаптироваться и становиться успешной, гармоничной, профессиональной личностью, но и реализовывать одну из задач национального проекта «Образования»: «…воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Список литературы
- Бабина Т. В. Оценка социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности на уровне организации // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 45-47.
- .Горлова Н. И. Организация волонтерского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. – 2017. – № 4. – С. 124-131 ; [Электронный ресурс]. – URL : http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-volonterskogodvizheniya-na-baze-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-rossii-tendentsii-i-prioritetyrazvitiya
- Красавина Е. В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской деятельности / Е. В. Красавина, Н. И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С. 224-227.
- Анохина О. В. Механизмы социокультурной адаптации современной молодёжи//Омский научный вестник №6 (92) 2010. Культурология. Искусствоведение
- Петров Д.С., к.ф.н, доцент, Соломатина Е.Д., к.и.н, доцент, Воронежского филиала, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Социально-экономические аспекты социокультурной адаптации российской молодёжи [Электронный ресурс]// – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-aspekty-sotsiokulturnoy-adaptatsii-rossiyskoy-molodezhi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...
Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"
Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...
Презентация студента педагогического колледжа по теме "Моя педагогическая практика"
Презентация по теме "Моя педагогическая практика" в рамках изучения дисциплины "Иностранный язык" (Английский) в Педагогическом колледже основана на ранее написанных студентами эссе по данной те...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа
Статья. Тема: Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа. ...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...