Адаптация первокурсников в системе среднего профессионального образования
статья

Проблема адаптации первокурсников в системе среднего профессионального образования достаточно актуальна. К сожалению, иногда данная проблема игнорируется как родителями студентов, так и педагогами учебных заведений. Данная статья посвящена не только осмыслению проблемы адаптации первокурсников, но и дает некоторые рекомендации родителям, педагогам и самим участникам образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация первокурсников в системе среднего профессионального образования

        Ежегодно первого сентября двери образовательных учреждений открываются для школьников и студентов. Уже в преддверии Дня знаний, обучающиеся готовятся к новому учебному году.

Для первокурсника образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее – СПО) переход из школы на новую ступень знаний является переломным моментом в жизни. Обусловлено это, в первую очередь, возрастом будущего студента: обычно это 15-16 лет. Во вторую очередь, подросток сталкивается с различными трудностями: непривычный режим дня, новый коллектив, незнакомые педагоги, иные методики преподавания. У некоторых студентов проявляется боязнь публичных выступлений. Особенно тяжело период адаптации проходит у иногородних студентов, которые, как правило, чаще других задумываются о правильности выбора образовательного учреждения из-за расстояния с домом. Кроме того, общество диктует первокурснику быть ответственным, дисциплинированным и пунктуальным. Он обретает множество новых задач, но как с ними справиться?

«Приспосабливаться к новому нужно поскорее, поскольку, не приспособившись вовремя, вы рискуете не приспособиться совсем», - американский врач и писатель Спенсер Джонсон[1].

        Нельзя не согласиться с данной цитатой, потому что чем быстрее новоиспеченный студент «вольется» в новую роль, тем легче и мягче пройдет этот «адаптационный период».

Согласно словарю советского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова, адаптация (от лат. adaptatio — «приспособление») – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям[2].

        Возраст 15-16 лет современная наука относит к позднему подростковому возрасту. Ирина Владимировна Шаповаленко, автор труда «Возрастная психология», говорит о том, что наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность и относят к ней возраст 15-18 лет. Так или иначе, в данный возрастной период появляются следующие возрастные задачи:

  • принятие собственной внешности;
  • усвоение мужской и женской ролей;
  • установление более зрелых отношений со сверстниками;
  • завоевание эмоциональной независимости от взрослых;
  • подготовка к профессиональной карьере;
  • подготовка к браку и семейной жизни;
  • формирование социально ответственного поведения, гражданской активности;
  • построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения (а также открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными)[3].

Принимая все вышесказанное, не трудно согласиться с тем, что период адаптации для первокурсника, действительно, становится сложным этапом в жизни. Для того, чтобы студенту было легче справиться со всеми трудностями, родителям рекомендуется не «бросать» своего ребенка, считая, что он со всем справится сам. Однако не стоит и пресекать попытки стать более самостоятельным. Родителю необходимо давать возможность своему ребенку проявлять инициативу, выражать чувства доверия и понимания.

        Поддерживать ребенка (пусть он кажется взрослым, тем не менее, поддержка близких важна в любом возрасте), верить в него, принимать его индивидуальность, обращать внимание не только на ошибки, -  и это далеко не все задачи, которые отведены родителю. Но самая важная и первостепенная задача родителя – это обретение уверенности в своем ребенке. «Я уверена, что в профессии, выбранной тобой, ты проявишь себя как настоящий специалист», - данная фраза должна стать аффирмацией родителя первокурсника. А уверенность в положительный результат не только станет началом верного пути, но и передастся самому студенту и станет его лозунгом на протяжении всего периода обучения.

        Особая роль в поддержке первокурсника отводится и классному руководителю. Он намного лучше студентов знаком с образовательным учреждением, его правилами и канонами, поэтому задачей классного руководителя становится знакомство первокурсника с ними. В первую очередь, в начале учебного года классному руководителю необходимо познакомиться со студентами. Для того, чтобы лучше понимать подростка, необходимо провести анкетирование с целью изучения мотивации к учебному процессу по выбранной профессии. Также анкета должна содержать вопросы о взаимоотношениях в семье и в новом коллективе. Со студентами, выявленными в группу риска, нужно проводить индивидуальную работу, в которую входят профилактические беседы с самим подростком и его родителями, консультации с педагогом-психологом, организация внеурочной деятельности и ежедневное наблюдение.

        Также классному руководителю рекомендуется организовать разделение обязанностей в группе. Так, обязанностями необходимо наделить не только старосту (который, чаще всего, выполняет очень большой объем работы), но и всех других членов группы. Можно выделить следующие сектора в группе:

  • учебный сектор (мониторинг успеваемости студентов в группе, взаимодействие со студентами, отсутствующими по уважительным причинам);
  • спортивный сектор (помощь в проведении и организации спортивных мероприятий);
  • культурно-досуговый сектор (поздравление именинников, организация мероприятий в группе, организация репетиций выступлений группы к предстоящим мероприятиям образовательного учреждения);
  • волонтеры (входят в состав волонтерского отряда образовательного учреждения);
  • студенческий совет (входят в состав студенческого совета, проводят мероприятия в группе совместно с культурно-досуговым сектором);
  • и др.

Помимо вышеперечисленных секторов необходимо еженедельно назначать дежурных. Дежурные помогают педагогу подготовить кабинет к занятию, раздают тетради и учебники по просьбе преподавателя.

С целью психологической поддержки студентов классному руководителю рекомендуется не только проводить беседы и тематические классные часы, но и уделять время на тренинги, направленные на сплочение коллектива.

Для предупреждения девиантного поведения актуальны будут классные часы с представителями органов КДН, МВД и МЧС. Большую роль в развитие таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, тактичность играет внеклассная работа (кружки, секции). Дети, занятые во внеурочное время творческой или спортивной деятельностью, реже других попадают в группы риска.

Еще одной задачей классного руководителя является формирование у студентов понимания выбранной специальности, знакомство с профессиональными задачами и компетенциями.

Самому студенту первого курса рекомендуется осознать и принять тот факт, что адаптация неизбежна и может вывести из равновесия, а для того, чтобы этот период прошел более гладко, необходимо:

  • организовать свой режим дня (можно ежедневно составлять список срочных и несрочных дел);
  • выявить для себя положительные стороны выбранной профессии;
  • не конфликтовать с сокурсниками;
  • учиться к конструктивной критике относиться положительно;
  • соблюдать субординацию с преподавателями и общаться с ними вежливо и тактично;
  • не бояться учиться чему-то новому;
  • участвовать в мероприятиях образовательного учреждения;
  • понять родителей и чаще говорить им о своих чувствах (им тоже тяжело).

Одним из приемов для психологического комфорта является прием раннего утра: когда студент просыпается ранним утром, делает зарядку, не торопясь завтракает, собирается на учебу и желает себе успеха на весь предстоящий день. Если студент часто просыпает и собирается в второпях, он не только выглядит сонным, но и чувствует себя неуверенно. Поэтому правильная организация дня и положительный настрой предвещают благополучный день. А регулярное соблюдение режима и всех рекомендаций поможет преодолеть все трудности во время этого непростого адаптационного периода.

Таким образом, можно отметить, что для комфортного обучения на первом курсе требуются усилия не только родителей и педагогов, но и самого студента, поскольку только правильный настрой является гарантией успеха.


[1] Джонсон С. Где мой сыр? = Who Moved my Cheese? / Пер. с англ. С. Ананин. — Мн. — Попурри, 2009. — 128 с.

[2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997 — 944 с.

[3] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...


 

Комментарии

Маркова Татьяна Владимировна

Отличный материал. Спасибо)