Ямал в твоих руках
классный час на тему

Приобщение детей к духовной культуре народов Севера через пропаганду традиционных обрядов и традиций, посредством литературного и музыкального творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_yamal_v_tvoih_rukah.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Школа с. Аксарка

Воспитатель: Маркелова Е.В.

Цель:

Приобщение детей к духовной культуре народов  Севера через пропаганду традиционных обрядов и традиций, посредством литературного и музыкального творчества.

Видео

С чего начинался Ямал Величавый?

Какая судьба ждёт его впереди?

Не будем пытать мы гадалок усталых,

По тропам оленьим ты нас  проведи.

И пусть холодны твоей тундры объятья.

И северный ветер целует взасос.

Но как хороши твои снежные платья:

Венок из метели и белых волос.

И пусть говорят нам: седой ты и гордый,

Суровый, холодный от снега и вьюг.

Но чувствую сердцем, что ты самый добрый,

На прочность проверенный северный друг!

Меня завлечёшь ты в объятия ветра.

Прижмусь я щекой к твоей снежной груди.

И манит меня плен волшебного света

Красивой и гордой Полярной звезды.

Есть в нашей необъятной стране суровый, но такой родной  для нас уголок - неотделимая часть  земли Российской, -  Ямал. Суровый, но прекрасный северный край. Край сотен озер, край бескрайней тундры и быстрых студеных рек. А  внимательно прислушайся к звукам Ямала и ты услышишь: грохот прибоя, птичий гомон, протяжную песню оленевода и глухие удары бубна, лай сторожевых собак и всплеск рыбы в воде,белую тишину продрогшей зимней тундры, шепот звезд в темном полярном небе…

(видео заканчивается)

И на этой прекрасной земле живем мы с вами, а значит должны гордиться ею и любить, бережно относиться к своей  земле, оберегать  природу, чтить заветы предков.

 Сегодня мы окунемся в мир красоты традиций и обычаев северного края.

Тема нашего мероприятия «Ямал в  твоих руках», на котором я   думаю, вы очень хорошо покажете знания о родном крае, любовь к нему,  уважение к традициям, обычаям своего народа.

В прежнее время  в далекие ль годы,

Вряд ли кто скажет, когда это было,

Жили здесь ханты на кормных озерах

И на таежных порожистых реках.

Возле охотничьих троп и угодий

Рыбу ловили, ходили на зверя,

Чтили богов и бесчисленных духов,

Стойко встречали несчастье и старость

И кочевали, куда кочевалось.

И память народа, словно вода в родниках истощалась,

Но сохранились рассказы и были.

Мелкие сказы, обрывки преданий.

Вот и попробуем, что сохранилось  - пересказать

(музыкальный фон)

Не одно  столетие жителей тундры оберегал Бог Торум.  Часто посылал им удачу, так как видел, как эти мужественные люди берегут свой язык и культуру, свято чтят законы  предков.  Но однажды, дошел до него слух, якобы не все в порядке там, на земле,  забывать стали люди заветы своих отцов.

И  послал БогТорум на землю  сына своего, чтобы тот подтвердил или опроверг услышанное, но чтоб его никто не смог увидеть, окутал его  туманом, озаряя  ему путь лунным светом. Долго путешествовал сын  по  бескрайним просторам тундры, но  наступило время возвращаться обратно, держать ответ перед отцом.

Отец: (За кадром музыка, лучи света, туман)

Ну что же мой сын,  что увидел, узнал,

Каких ты людей на земле повидал?

Скажу я отец, не тая ничего

Скажу лишь для тебя одного:

Пустеют у хантов запасы былого,

Все реже услышишь старинное слово.

Как северный ветер научный  прогресс

К молитвам и мифам гасит интерес.

Хоть в книгах записаны сказки и были,

Что в долгих трудах фольклористы добыли,-

Во многих  стойбищах  стал телевизор главней,   а не труд.

Все реже народные традиции обычаи там чтут.  

Торум:

Ах так, значит, что же, огонь пусть погаснет

В том чуме, где забыли заветы отцов

Тогда лишь то стойбище вновь оживет,

    Когда знатоков народ их найдет.

Тревожная музыка:

(В чуме, в котором сидит хозяйка, медленно начинает гаснуть огонь)

На семи ветрах стоял чум традиций и обычаев, в котором стал затухать огонь.  Хозяйка чума- хранительница   обычаев, традиций, как могла поддерживала огонь, но одна онане смогла его сохранить.

Мы  должны сделать все возможное, чтобы зажегся огонь в чуме хранительницы традиций, обычаев. Ребята, а вы  знаете  обычаи и традиции своих предков?

 Мы сейчас проведем викторину и выберем знатоков, которые мы надеемся, помогут своими знаниями возродить огонь потухшего стойбища.

Вопросы викторины: (за правильный ответ-фишка)

- На чём передвигались люди от стойбища к стойбищу? (Оленьи упряжки).

-Как у оленеводов называется длинный ремень с петлей для ловли оленя? (тынзян)

-Как называется сооружение для хранения пищи? (лабаз)

Какие преимущества дает конусовидная форма чумадля жизни в тундре?

(такая форма жилища оказывает наименьшее сопротивление ветру, а значит чум устоит даже в самые сильные ветра.)

-Кто такиесихиртя?

*древние боги;

*древние жители Ямала?

 (Древние жители Ямала)

-Кокое число у хантов священное?

(7)

- Как называется место поселения ханты? (Стойбище)

А теперь выйдите в зал те, кто заработал фишки.

И так, по результатам викторины, у нас образовалась команда знатоков.Давайте поаплодируем нашим знатокам!

Уважаемые знатоки, на вас легла большая ответственность. Для того, чтобы   возродить  огонь в потухшем стойбище, вы готовы пройти испытания?За каждый правильный ответ ваша команда будет зарабатывать огонек, который вы должны пронести по всему своему маршруту.Внимательно следите  и за монитором,  на котором обозначен  ваш маршрут, и если вы  выбрали  правильный ответ, на стойбище будет  зажигаться  огонек. Вы готовы? Тогда в путь.

Испытание первое:  (надпись на мониторе) Мудрость народная

Народ ханты – создатель богатого фольклорного наследияобрядов, обычаев, мудрых пословиц, хитрых загадок.

Пословицы и загадки  тесно связаны друг с другом, входят в песни, былины и сказки, служат людям верную службу: учат, советуют, предупреждают.

 На вид пословицы просты,

Начни-ка вспоминать.

Но мудрости и красоты

У них не занимать.

И если их перечитать,

То убедишься снова:

Захочешь что-то поменять –

Не выкинешь ни слова.

(На подносе, в запечатанном конверте девочка в национальной одежде  приносит конверт)

И так, первое ваше испытание:  В конверте находятся пословицы, которые нужно правильно соединить по смыслу.

Пока наши знатоки ищут правильные ответы, мы с вами будем отгадывать загадки, (за правильный ответ получаете огонек?  или фишку на сладкий приз, ленточку,которую может завязать в конце мероприятия?, который в конце мероприятия поставите в чуме.)

  • Не из камня, не из бревен из оленьих шкур построен. (Чум).
  • уток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень)

В тундре голой и холодной он стадо оленей пасет. Зря тут бродит, волк голодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет…(Оленевод.)

  • Не по рельсам, не по шпалам

    Поезд мчится разудалый.

    Снежный наст прогнувши тяжко

    За упряжкою упряжка,

    Нарушая тундры тишь,

    Называется…

    (Аргиш.)

         На четырёх палочках стоит,

         Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

  • Каюр величавый на нартах сидит,

        Умело упряжкою руководит.

        Едва прикоснувшись к оленям шестом

        Как-будто на скрипке играет смычком

        И лихо покрикивает: «Хэй, хэй!»

        А шест называется просто…

       (Хорей.)

Сладкий мох искал весь день и жевал его…

 (олень)

Ту, на которую ступают, топором не рубят, ножом не режут.

 (Земля мать)

Волшебник на железе

        Посредине чума сидит –

        И угостить может,

        И укусить может. (Огонь очага)

Молодцы,  вы умеете отгадывать загадки. А сейчас знатоки зачитают пословицы.

  • Чем метель над тундрой злее,     тем в снегу куропатке теплее.
  • Выкорми пса из щенка,                если хочешь иметь дружка.
  • У одного ум в словах,                   у другого - в делах.
  • Как олень гордо несёт голову свою,     так же высоко держи имя своё.
  • Оставленный в тундре запас          и для вас, и для нас.
  • Тот, кто оленя может побить,        сам не уйдёт от его копыт.
  • Обижать своих соседей то же,        что дразнить медведей.
  • Тот законы тундры изведал,      кто пояс украсил зубами волка и медведя.
  • Оленю лучшая мерка -                   в дороге проверка.
  • Слово, что лжет,                               далеко не уйдет.
  • Бело-пестрого Духа Оленя берегите       из поколения в поколение.

Молодцы, вы справились со своим первым заданием по маршруту «мудрость народная».  

 И так, на стойбище загорается огонек, а вы двигаетесь  по маршруту до следующего стойбища.

Следующее испытание: Калейдоскоп народных праздников (слайды)

Жизнь народа ханты  богата праздниками. Эти праздники не забылись, дошли и до наших дней. Они отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования  различным обычаям и правилам.

У каждого праздника есть своё лицо...

Внимание, задание первое

Посмотрев   инсценировку,скажите, о каком празднике идет речь.

( Перевод ханты)

« Собирайтесь дети берите угощения, ленты, украшения идем на праздник!»

 Все идут к берёзе развешивают украшения:  ленточки, сушки.  Берутся за руки  и ходят вокруг берёзы.

     Просим духов неба, пусть пошлют нам долгое тёплое лето,

Тёплые дожди,

Настя

Пусть пищи хватит и людям и птицам!

Ваня Т

 Пусть скорее зацветут ягодники, пусть реки и озера наполнятся рыбой!

Фая: Духи неба сделайте, так чтобы наши пожелания сбылись!»

О каком празднике идет речь?

(Вороний день )

Задание второе

2.Выходит женщина и говорит:

-Холантаты, холантаты!

Ор икийил.

Лувнил яс таял.

Кат ох таял.

Махасеманкиэваллаты, то сам ванлалан.

Хоты топ орнаолтыикихоллаты ар сый, па еманпосанэпалмохтымалаятосатсытамалат, нанхолнанынтатнынсый ант холлаты.

Слушайте! Слушайте!

Приходит Большой старик.

У него четыре руки и две головы.

Если вы не поверите мне, то увидите сами.

Как только лесной старик услышит песню и запах священного огня,

Тогда только умолкнет

Что это за праздник?

(медвежий праздник)

Праздники вы знаете, и загорается еще один огонек на стойбище «Калейдоскоп народных праздников»

Релаксация

А сейчас  немножко отдохнем, поддержим знатоков, поиграем  в игру, которая  называется «Эхо». Мне  нужна помощь зала:

Мы с вами проговариваем по слогам имя каждого из знатоков, хлопая в ладоши. Молодцы! Игра «Эхо», показала, что вы дружные и сплоченные; да и каждому приятно, когда его называют и ему аплодируют.

Испытание третье: приметы

Живя в тесной связи с природой, народы Севера чутко прислушиваются к ней, наблюдают и  примечают.

Валя Ш

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас, и вот - живут поныне

Сейчас посмотрите фрагмент«Обряда первой грозы»  и будьте готовы отвечать

Гроза, дождь. (Музыкальное сопровождение).

ОксанаР:

перевод

Деточки, быстрее бегите в дом, гроза начинается!

Ваня  

Из чума на улицу выходит мальчик, ставит возле него пустую чашку со словами

«Вулащи, мунгхощев кита рэхат!»

«Дедушка Север, отправь нам ягод!»

Заходит обратно в чум. Другой мальчик выходит и складывает на чум глиняные лепешки для защиты чума от грозы.

Вадим

«Пахлатэвалторхатэлтымасл панты вощлахняниет.»

Для защиты от грозы нужно положить на чум глиняные лепешки.

Оксана Р.

Иттаманынанмасьлаваллэм, па нынямасхолантаты.

Во время грозы в  чуме  работать нельзя, а чтобы не скучно и не страшно было,  рассказывали легенды, сказки или предания.

Слушайте, сейчас я вам поведаю легенду о громе и молнии.

А легенда моя будет сопровождаться рисунками, которые нарисовали дети нашей семьи.

Все в чуме поудобнее устраиваются, начинается повествование(рисунки детей к легенде на мониторе)

ХувпорайнаТорамйикнынгвус. Нынгал ос овасмувэви.

В давние времена один из сыновей Хозяина Юга – Молния  пришел свататься к  дочери Севера.

Овасмувики ант литасэвел маты.

Север не захотел отдавать дочь.

Щи пора эвалт Торам яйнганвахлангановасмувэвинынгнгивуты.

С тех пор братья Молнии вместе с отверженным женихом ездят на нартах по небу и просят отдать  дочь Севера в жены.

Яйнганликасьланган па пахлат Локки евалланган.

Сыновья Севера отгоняют их, сердятся и кидают тучи.

Пахлатяхахайлат па сыящтыпитлат.

Тучи сталкиваются и образуются гром и молния.

Пахлатсыящтыетсасат.

А вот и гром прекратился.

Вадим

Мальчик выбегает на улицу и берет чашку:

Вантаты, ан йингнатоканса, сусн ар рэхолтапитл.

«Смотрите, чашка полная воды, значит осенью будет много ягод!"

Воспитатель:

Погода наладилась. Гром прошел (дети выходят из чума)

-Чего нельзя делать в чуме во время грозы:

«Тут орхатнаалты ант рахал.»

(«Огонь в чуме во время грозы разжигать нельзя»)

«Ант рахалропитты, хунты пахлатсыяшлат»

(«В это время в чуме нельзя работать»)

-Зачем складывают на чум глиняные лепешки перед грозой?

(для защиты чума от грозы.)Как защищает

-Зачем перед грозой мальчик поставил возле чума пустую чашку?

По приметам, если во время первой грозы посуда, которую поставят возле чума будет полная воды, значит будет хороший урожай ягод.

За знание обычаев получаете еще один огонек

Испытание четвертое:

Северная игрушка

О чем только не расскажут игрушки северных народов!! О преданиях глубокой старины и об особенностях быта, о сказках и легендах, о местности, и, конечно, о его характере.

Фая  выходит с куклами Акань,

 стихотворение ЕвдакииЕзиковны «Акань»

Аканьхирмаинтсам

Аканьлам си панлам

Акань-амы, акань- ащи,

Акань- абы, акань- яет

Акань ай нявремонтап

Аканьсахатнарэт

Яка акатсалам

Локки ан ласкалам

 -Как называются  маленькие куколки северных народов: у хантов, ненцев?  

(акань,нухуко)

-Что служит головой у кукол?

(утиный и гусиный  клюв)

-Какое отличие между куклой – мужчиной и женщиной?

(у мужчины голова из гусиного клюва, у женщины из утиного)

-Какое еще предназначение кроме как игрушка имеет кукла акань в хантыйской семье? (является оберегом)

-Почему хантыйская кукла без лица?

По народным поверьям кукла с лицом  могла приобрести душу и навредить ребенку.)

Молодцы, у нас еще на одном стойбище зажигается огонь.

Испытание шестое

Практическое:      

Вы доказали, что знаете праздники, обычаи, традиции, но это еще не все испытания. В завершение вы должны создать картину единства своего народа.

Знатоки приступают к выполнению задания.

А сейчас - музыкальная пауза – Танец лебедей.

Танцы народов Севера... Сколько в них загадки, красоты, гармонии и таланта.  Издавна слыли своей верностью священные птицы народа ханты -священные лебеди!

Пока наши знатоки работают над практическим заданием,  прошу вас  процитировать стихотворение Романа Ругина «Советы отца».

Всего нагляделся. Объездил пол света.

Узнал, как живут племена и народы.

Но помню и ныне отцовы советы.

Не властны над ними ни годы, ни моды.

Умел он советовать мне без нажима

Зарубкою слово его становилось:

-Будь смелым и твердым, но неодержимым.

И случаю не отдавайся на милость.

Достоинство наше храни родовое.

Будь скуп на слова, не мели, как Емеля.

Болтливый язык, как весло кормовое

Ломается на полдороги до цели.

Наловишь ли рыбы, добудешь ли зверя

Не надо кичиться своею удачей

Гласит же старинное наше поверье:

Молчун на коне, хвастунишка на кляче.

И в ведро с друзьями дружи, и в ненастье.

Проверь, а помог ли ты в жизни кому-то

Что б ждать не пришлось понапрасну участья

Тебе самому в грозовую минуту.

Не жадничай. Древний закон запрещает

Транжирить запасы природы живые.

Бери сколько надо, Земля не прощает

Тому, кто зорит у нее кладовые.

В дорогу собрался - умом запасайся.

Ведь знанье важнее мясного припаса.

И раны чужой осторожно касайся,

И в жизни чужой никогда не копайся.

Без правды душа, словно печь без отдушин.

Без горечи жизнь, словно пища без соли.

Не будь подозрителен и благодушен,

Сдружи в своем сердце и чувство и волю.

Всего нагляделся. Объездил полсвета.

Узнал, как живут племена и народы.

Но помню и ныне отцовы советы.

Не властны над ними ни моды, ни годы.

Посмотрите, (что) сделали наши знатоки

Молодцы, и за это  сложное задание   получаете огонек.

Молодцы, со всеми заданиями вы справились,  зажгли в семи стойбищах огонь  и хранительница традиций, обычаев  приглашает  вас  в чум (огоньки ставят возле большого огня)

Каждый по очереди заходит в чум, где  его встречает хозяйка чума, приветствует, усаживает за стол( стол с чашками)

Хранительница обычаев, традиций:

Долгие ночи и дни я смотрела на костер в моем чуме, на тлеющие его головешки и мне казалось, что он превращается в скалу, что его большое и пылающее сердце превращается в кусок льда.

Небо покрылось тучами, звезды переставали светить, и становилось трудно дышать.

Я чувствовала, что тундра  с ее буранами, морозами, с оленями и собаками хочет улететь на оленей упряжке от людей, бросивших своих предков и их заветы.

Тундра – живая, голосистая, многокрасочная, добрая и ласковая убегала от людей, которые забыли заповеди, традиции и обычаи.

И вот сегодня, мое сердце полно радости. Очаг зажжен.

Слезы на глазах моих оттого, что вы, ребята, принесли искорки победы и зажгли огонь  традиций и обычаев не только в чуме, но и в своих сердцах.
Примите от меня книгу мудрости, и помните:

Длинна ваша дорожка в жизни, да идя по ней, не забывайте, что хорошее впереди ждет того, кто умеет назад оглядываться, знать и почитать традиции народные, сохранять и передавать заветы предков к потомкам, что бы никогда не потух огонь родного очага.

(передает знатокам книгу мудрости)

Воспитатель:  Видите, как вдруг в чуме стало ярко и светло!  Потому что вы  все вместе своими знаниями  смогли зажечь в потухшем стойбище  огонь, который  мы надеемся, больше никогда  не погаснет.

Берегите заветы предков, как самое дорогое, доброе и любимое, что дала вам жизнь после матери.  Берегите родной очаг, Дух своего чума. Сохраняйте предания, заповеди своего, отчего дома, уникальную культуру, чтобы никогда не потух огонь родного очага. Своими добрыми делами, своей жизнью – приумножайте культурное наследие Севера.

Все выходят, стают полукругом

Поспеши сохранить историю

И, гордись, что среди лесов,

Есть земля твоя - малая Родина,

Твое детство, твой мир и твой кров.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие

Таким законом наши предки жили

И  завещали нам через века

Храни огонь родного очага

Музыка

На мониторе выплывают в небо слова:

«Я верю,  настанет день,

 когда именно малым народам планеты,

 Возможно, будет суждено попытаться продолжить род человеческий,

Восстановить гармонию духа и тела, природы и человека.»

А. П. Неркаги

Песня «Север мой»

Север мой низко кланяюсь Ваше высочество

Перед вечностью пышных снегов

Никогда не оставлю я вас в одиночестве

Эту землю и тундру богов!

Север крайний, Север дальний

И веселый и печальный

Скромный, гордый и степенный

Мой Ямал необыкновенный

Север мой, под Полярной звездой здесь живет народ

Всегда помня заветы отцов

Никогда не забудем вовеки мы свой род

Своих предков, Отчизну и кров!

Ты Отчизной есть моею

Я тобой всегда болею

Удивительный и чистый

Мой ты Север серебристый.

Север мой, под полярной звездой мы родились здесь

Не забыть нам вовеки тебя

И если где, уголок земли рая в мире есть

Это наша с тобою земля!

Север мой, уберу медальон  жемчуг ягеля

И брусничные бусы вложу

Пробегу по тропинкам отцов и дедов своих

Своим правнукам все расскажу!

Самоанализ мероприятия «Ямал в твоих руках»

Мы живем на этой земле, а значит, должны гордиться ею, и любить ее. Земля досталась нам в наследство, мы приняли ее у предков и обязаны передать потомкам в лучшем состоянии. Не изуродованной, а обустроенной и красивой. Это и станет отражением не декларативной, а глубинной любви нашей к детям, внукам, правнукам. К нашим наследникам.

Целью данного мероприятия является формирование интереса и уважения к традициям и культуре народов Севера. Воспитание  чувства патриотизма, чувства гордости за  родной край.

Мероприятие «Ямал в твоих руках» выбрано не случайно, т.к. проблема сохранения культуры, обычаев, традиций  малочисленных народов Севера очень актуальны в наше время и в нашей семье в том числе.

Данное мероприятие   входит в серию мероприятий, направленных  на воспитание нравственности, любви к своему дому, своей земле, возвращение к истокам своих предков,  и соответствует возрастным особенностям детей.

При планировании  мероприятия мною была  выбрана интеллектуально - игровая форма, где с помощью знаний дети возрождают огонь потухшего стойбища.

В содержательную сторону мероприятия входят различные жанры фольклора народа ханты: загадки, пословицы, легенды,  элементы обрядов, праздников. В ходе мероприятия использовались  различные методы стимулирования, методы активизации:

 слово, ТСО, музыкальный сопровождение, видео материал, иллюстративный ряд, презентация.

Проводилась работа по формированию у воспитанников  интереса и уважения к традициям своего народа, чувства патриотизма, любви к родному краю; отрабатывались  навыки  публичного выступления.

При подготовке к мероприятию требовала погружения в данную тему. Этому способствовало чтение специальной литературы (список прилагается), просмотр обрядов (по видео). В ходе мероприятия дети показывали знания по заданным  вопросам, проявляли эрудицию, творческие способности.

Благодаря использованию лирических стихотворений и музыки был установлен эмоциональный настрой, с целью сплочения  детского коллективапроведена игра «Эхо»,  

Воспитанники  творчески подошли к выполнению поставленных перед ними задач: ребята проявили свои таланты и способности; получили навыки работы в коллективе, самое главное,  все 100%  ребят были вовлечены   в творческий процесс,  притом, что на нашей семье 25% детей(5человек) учатся в классах «С» и классах коррекции.

 Считаю, что мероприятие удалось, поставленные цели и задачи на мероприятии выполнены.

Надеюсь, что ребята запомнят и применят в жизни знания, полученные сегодня на мероприятии.

Хочется верить, что став взрослыми, наши воспитанники всегда будут с достоинством говорить: Я родился и вырос на Ямале!

Знатоки:

Снежанна, Саша, Юля, Галя,Даша, Алена

ЛИТЕРАТУРА

1. И. Истомин “На Ямале мы живём” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980

2. Конькова А. “Свидетельство с детством”, м. , УНИСЕРВ, 1996

3. К. Я. Лагунов “Как искали тюменскую нефть” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1987

4. Л. Лапцуй “Эдейка” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1983

5. “Огонь – камень”. Сказки народов Севера. Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980

6. А. Тарханов “Волшебство” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980

7. Таисия Чучелина “Сказки Югры”, М. . “Наш современник”, 1995

8. Ю. Шесталов “Сначала была сказка”Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1983

Знатоки:

Снежанна, Саша, Юля, Галя,Даша, Алена

Цель:формирование интереса и уважения к традициям и культуре народов Ямала. Воспитание  чувства патриотизма, чувства гордости за  родной край.

Актуальность

Интеллектуально- игровая форма

Входит в серию мероприятий направлен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Все в твоих руках!»

Данное занятие носит антинаркотическую направленность. Может использоваться в акции "Родительский урок" и представляет собой комбинацию форм и методов профилактической работы: лекция (экскурс в истори...

Разработка классного часа "Все в твоих руках"

Тренинг, направленный на формирование у студентов отношения к жизни как к важной ценности....

Сценарий юбилейного видео-журнала "Все в твоих руках"

Сценарий был написан для создания видеоролика, посвященному 10-ти летию творческого объединения "Флора"...

«Всё в твоих руках» (правда о СПИДе)

Материал для  проведения кпассного часа посвяшенного профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДу...

Эссе "Все в твоих руках"

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон деятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в тр...

Открытое занятие на тему "Твоё здоровье - в твоих руках"

Цель данного занятия способствует обучающимся правильно вести образ жизни. Выполнять все режимные моменты. В задачу входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохран...

Презентация к упражнению Твой мир в твоих руках

презентацию рекомендуется использовать с упражнением "Твой мир в твоих руках" размещенного в сборнике "Тренинг общения с педагогами"...