Сказание о природе
классный час на тему

Воспитание экологической культуры, стремление беречь и любить природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazanie_o_prirode.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:


МОШИ

Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования

Интернат семейного типа

                                       Воспитатель ИСТ – Маркелова Е.В.

         

       Цель:

         Развивать умение самостоятельно находить нужные сведения о

        лекарственных  растениях, пользуясь необходимой справочной

        литературой.

        Развивать речь, память, внимание, любознательность.

        Воспитывать экологическую культуру, стремление беречь и любить

       природу.

 

             

      Оборудование:

      -Фонограмма Чайковского «Вальс цветов»;

      Видеоклипы о природе Ямала;

     Песня « Беззащитная тундра;

      Гербарии растений ;
   -Звук метронома;

    -Факты исчезновения животных и растений на Ямале;

     Музыка Корнилова: « Желаю тебе земля моя!»

     Плакаты:

      « Я не знаю ничего более  прекрасного, чем наша Земля!»-

       К. Г. Паустовский.

      « Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»

      (Л. Н.Толстой).

      Декорации:

      В центре зала - чум, костер, деревья.

       Костюмы - медведя, стерха, оленя, олененка, шамана.

       В центре - чум, возле чума- костер.

           

      Под музыку «Вальс цветов» ведущий читает :

      Земля моя!

      Ты колыбель живого,

      Одна для всех,

      Кто есть и кто придет на смену.

      О, человек!

      Взгляни, как мал твой дом!

      Мгновенье вечности, пылинка во вселенной.

     Что ты оставишь в память о себе?

      Ведущий:

      Решению насущных экологических проблем посвящено мероприятие:

      «СКАЗАНИЕ О ПРИРОДЕ»

      Послушайте песню- призыв о помощи Природы: «ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ»

      Ведущий:

      Пустеют у хантов запасы былого

      Все реже услышишь старинное слово

      Как северный ветер научный прогресс

      К молитвам и мифам гасил интерес.

      Все чаще и больше мы рушим природу

      Все то, что когда-то берег наш народ

     Давайте вернемся к истокам народа

      И вспомним о тех беззащитных,

      Кто рядом живет.

      Природа великий и мудрый учитель

      Прислушайся к ней, и лицом повернись

      Открой ее книгу, узнай ее пользу

      И будешь в гармонии жить с ней всю жизнь!

      СТРАНИЦА 1: РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СЕВЕРА.

     Сейчас мы с вами проведем викторину: Знаете ли вы природу своего края?

      1. Голубая поляна…Разве такое бывает?

      Но приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. На этих

      кустарничк     висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет.

      (Голубика)

     2. Эта трава- вместилище здоровья. Соком этого растения награждали!

      Победителей состязаний в беге, которые проводились в священные дни!

     Считалось, что это достойная награда, так как с помощью этого

      растения человек мог сохранить здоровье.

      (Полынь).

 3.Какие ягоды растут во мху, на болоте?
   (Клюква, морошка).

 Чай, заваренный с этой ягодой ароматный, витаминизированный,
  вкусный, очень полезный для здоровья. Но собирать эту ягоду нужно
  осторожно, а то можно пораниться.

 (Шиповник)

 5.Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя - но и не уничтожай, он лесу нужен. Для

 некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих

 лесу   и человеку - смертельный яд.

 (Мухомор).

 6.Какие ягоды можно собирать зимой?

 (Рябину, шиповник, клюкву).

 7. Какое растение листочки зелеными до весны сберегает?

  (Брусника).

8.Это растение - настоящий барометр: если листочки закручены вниз-

будет хорошая погода.

( Костяника).

9. Почему нельзя вырывать цветы?

( Они не успевают дать семена).

10.В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за
свежими ягодами. А ведь достать зимой из- под снега ягоду – можно не
только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягода?

(Клюква)

11Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в
лесу? Кто чаще виноват в возникновении пожаров?

(Люди).

           Судя по результатам викторины, вы очень  много знаете о растительном мире

           Севера, но много еще вам предстоит узнать.

           Сейчас давайте отправимся в далекое прошлое.

            ВТОРАЯ СТРАНИЦА: ГОД 1910

          Открывается дверь в чум:

          ( в чуме  сидят  две женщины:  молодая и пожилая

          слышен плач ребенка, которого мать держит на руках.)

          Ведущий:

          В этом чуме всегда были слышны песни и детский смех, а сейчас

          только детский плач нарушал тишину.

          Заболела девочка, сутки держалась температура. И решили родные

          идти к местному шаману, который травами  излечивал и просить его о

          помощи. (В ритме танца под музыку входит шаман.)

          И зазвучал бубен шамана, и заплясал в вихре плясок и сам шаман.

          Ворожил, изгонял злых духов, целебный отвар варил.

          И собрал шаман всех живущих в чуме этом возле костра, приказал

          умыться всем ледяной водой ,ребенка умыть, поклониться трижды

           по семь раз солнышку.  После того, как изгнал злых духов из душ, дал

           испить больному отвар.

          Стало тихо в чуме. Успокоился ребенок, уснул.

          А нам как раз пришло время поговорить о травах, которыми лечили с

           давних времен на Севере, которые  не утратили свою целебную силу и по

           сей день.

          (Фонограмма звуков природы: голоса птиц, шелест листвы).

          Ведущий:

          Лекарственные растения щедро рассыпаны, словно звезды на небе, но звезды

          далеко, а растенья у ног твоих.

          1-й ребенок:

          Привет тебе, приют свободы и покоя!  Родного Севера неприхотливый лес!

          Ты полон свежести и все в тебе живое. И столько у тебя загадок и чудес!

           2- ребенок:

           Когда ты входишь в лес,

           Или идешь по тундре

            Где все так с детства мило

            Где чистым воздухом приятно так дышать

            Есть в травах и цветах целительная сила

            Для всех, умеющих их тайну разгадать.

           (Дети выходят по очереди с гербарием).

1-й:

Полынь трава- вместилище здоровья. Горькая, но полезная. В старину
считали, что растение впитало в себя всю горечь людских

страданий,
поэтому нет травы горше.

Способствует пищеварению, возбуждает аппетит.

2-й:

Рябина- символ счастья и мира в семье.

Ягоду в свежем виде употребляют при заболеваниях сердца и как витаминное средство.

3-й:

Береза:

Березовый сок - прекрасный и полезный напиток, черный деготь из древесины врачует раны, язвы, ожоги. А веник из ветвей березы убивает болезнетворные микробы.

4-й:

Вам приходилось видеть  лесные поляны розового цвета? Это цветет Иван - чай. Очень полезное растение! Иван – чай снимает усталость, поднимает общий тонус организма.

5-й:

Ромашка:

Если случиться тебе простудиться, появиться кашель, поднимется жар. Возьми себе кружку, в которой

дымиться слегка горьковатый, душистый отвар.

6-й:

Одуванчик является витаминизированным, общеукрепляющим средством, профилактическое средство от гриппа. Народная мудрость приписывает отвару  из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимать усталость. А настой из его корней принимают для лечения болезней печени.

7-й:

Шиповник:

Витаминизированный отвар, пейте его- гриппом болеть не будете.

8-й:

Брусника, жар, головные боли, плохой аппетит, выпей отвар из ее листьев, мигом забудешь о них.

9-й:

А вы знаете, что в лесу вата есть? Не верите?

За ней только нужно пойти на болото, где растет в изобилии мох сфагнум. Листья сфагнума обладают удивительным свойством: они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату и йод, так как содержит в своих клетках вещество фагнол, убивающее бактерии гниения.

О лекарственных растениях нашего края можно говорить еще и еще, так как почти все растения на Ямале являются лечебными.

Открываем 3 страницу:

В ТУНДРЕ 21 ВЕК!

Сейчас мы с вами окунемся ненадолго в мир сказки и послушаем, каково растительному и животному миру живется в наш век.

Ведущий:

Далеко, далеко в лесу есть одна поляна. Собирались на эту поляну все звери и птицы в этом краю, как только начинал звонить колокол. В этот колокол мог звонить тот, кто считал себя обиженным и оскорбленным.

Однажды колокол зазвонил так сильно, что все птицы и звери поспешили на поляну.

(лесная поляна: в центре  сидит Медведь, вокруг него – олень с олененком, журавль- стерх.

Медведь:

Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты?

(звучит трогательная музыка.)

Журавль: Я белый журавль - стерх один из исчезающих птиц, взываю к справедливости, мы все требуем защиты. Нас уничтожают в результате неумеренного промысла, из-за отравленных болот нефтепродуктами, мы гибнем ежегодно и это по вине человека.

Медведь:

Разве может так человек поступать с вами? Я не могу поверить. Этого не может быть, ведь все мы - часть природы!

Олениха с олененком:

Но это не так. Мхи и лишайники первыми подают сигналы о неблагополучии, они чутко улавливают загрязненность почвы. Наши дети все чаще болеют из-за зараженного ягеля, с каждым годом его становиться все меньше и меньше , а нам приходиться уходить все дальше и дальше к Карскому морю.

Медведь:

Неужели это так? Неужели Человек не понимает, что истребляя нас, он готовит такую же участь и себе? Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему остается только одно - научиться достойно жить на Земле.

Под музыку « Вальс цветов» вбегает девочка в костюме « Природа Ямала», танцует, резко музыка меняется на трагическую «Природа» падает, поднимая вверх черные с красными ленты.

Звучит метроном: Ведущий:

Как это страшно, умиранье рода!

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И птицы вымрут, и падут растенья

И зверь не обойдет своей беды

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей

Земля защиты требует, защиты,

Она спасенья просит у людей!

СТРАНИЦА 4:

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ ЯМАЛА!

Ученые утверждают:

Каждый день с лица Земли исчезает один из видов живого.

Слушайте неопровержимые факты Ямала:

Находящиеся под угрозой исчезновения популяции, числен     ность

 особей которых уменьшилась до критического уровня:

- Пион уклоняющийся или Марьин корень;

-Купальница открытая;

-Радиола розовая;

-Синюха северная;

-Незабудка азиатская;

-Валериана лекарственная.

РЕДКИЕ ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО:

-Белый медведь;

-Северная норка;

-Атлантический морж;

-Гренландский кит;

-Тундровый северный олень;

-Белоклювая гагара;

-Белощекая казарка;

-Серый гусь;

-Тундряной или малый лебедь;

-Скопа- (20-30 пар птиц гнездятся в таежной зоне;)

-Беркут-(20- 30 пар птиц гнездятся в северной тайге и лесотундре);

-Кречет- (осталось несколько сотен пар в долине реки Щучья)

-Кулик- сорока;

-Чернозобик;

-Филин;

- Серый журавль- (гнездятся около 100 пар);

-Стерх- (сохранилось не более 30 особей).

СТРАНИЦА ПЯТАЯ

(черная)

ЛЮДИ, ПРИРОДА ГИБНЕТ!

(вбегает мальчик и девочка, разрывают страницу)

Дети:

Природа, молодая мать

Твой майский сад опять в дыму

Твой дом высотный поломать

Я не позволю никому.

Ты будешь жить, тебе мы присягаем

Среди лесов, лугов, болот

И ревностно тебе мы обещаем

Беречь того, кто в ней живет!

СТРАНИЦА ШЕСТАЯ:

ПРИРОДА БУДЕТ ЖИТЬ! (Видеоклипы о природе)

 Ведущий:

 Услышу ль сосен шум в полдневный час,

 Журчанье ль струй средь камушек у брода,-

 О, люди, мыслю я, у всех у нас есть мать одна,

 По имени Природа!

 У ней для всех хватает доброты

 И мы живем, запечатлев навеки

  В душе ее прекрасные черты

  Поля, луга, моря и реки.

  Придите к ней, когда у вас печаль

  И мудрая, врачуя вашу душу

  Природа распахнет пред вами даль

  И ветром, как рукой, глаза осушит.

Ребенок:

Как яблоко на блюдце,

У нас земля одна!

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна!

Мы общей жизни зерна

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счет будущего дня!

Ребенок:

Руку, занесенную над веткой

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкою, над живою клеткой

Удержи, не дай ей опуститься

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо

Помните, природа всемогуща и до бесконечности ранима.

В природе наша правда;

В природе наши корни

И сила в плечах от лугов и полей

Природа оденет, природа накормит

Ты только себя для нее не жалей.

На нивах и пашнях –красивые люди

Они у природы набрались красоты

Но если природу все сердцем не любишь

Любви настоящей достоин не ты.

Берегите землю, берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на листьях повелики

На тропинке солнечные лики

На камнях играющего краба

На пустынях тень от баобаба

Ястреба, парящего над полем

Ясный месяц над речным покоем

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите землю, берегите.

Наша планета Земля очень щедра и богата

Горы, леса и поля- дом наш родимый, ребята.

Давайте будем планету беречь

Другой такой на свете нет

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду ее никому не дадим

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем немного добрей

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами.

Исполняется песня: «Беззащитная тундра»

Перепутались травы, распластался багульник

Перемят и раздавлен лишайник ажурный

Тонконогой морошки янтарные капли

С умирающей дрожью растеклись и иссякли.

Припев:

Тундра, беззащитная тундра,

Как поранить тебя и обидеть не трудно

А рубцы твоих ран заживают не скоро

И глядят нам в глаза молчаливым укором.

Ахнул выстрелом воздух, небо в воду упало

Белый лебедь тревожно закружился над талом

Так зачем же спешил он сквозь последнюю вьюгу

Коль безжалостно люди застрелили подругу.

Рыбья мечется стая в безысходной тревоге

Кто-то сети расставил, ей закрыта дорога

Серебро каменеет в холоднеющих спинах

Боль застыла немая, раскричаться не в силах.

Не забудьте же люди, за горячей работой

Вы всесильны и мудры только вместе с природой.

Завтра нашу планету детям щедро вручаем,

А сегодня мы с вами за нее отвечаем.

Под музыку заходит «Природа»:

Давайте будем дружить с другом

1-й:

- Как  птица с небом!

2-й:

-Как поле с лугом!

3-й:

-Как ветер с морем!

4-й

-Трава с дождями!

Природа:

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и зверь и птица.

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям!

Природа:

А вам, ребята, я хочу пожелать:

Не дарите друг другу черемухи стон,

Боль морошки и вопли рябины

Будьте щедры душой, не тревожа кустов

Подарите звезду в небе синем.

Не губите деревья, растения в тундре, в лесу

Берегите красу первозданную

Когда с леса цветы в охапках несут

Мне становится грустно и страшно.

Подарите друг другу поляну ромашек

На болоте клюкву, подарите березу

Иль одуванчиков поле

Только пусть это будет живое.

Ведущий:

Теперь составим резюме, а это значит братцы

Все, что изложено в главе, мы подытожим вкратце:

Наука экология показывает нам, что в мире все завязано

По четырем углам

Растения, животные, земля и человек,

Не могут друг без друга существовать вовек!


Самоанализ часа семьи «Сказание о природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

«Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».В.И. Вернадский АКТУАЛЬНОСТЬПроблема взаимосвя...

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»

Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...

Семь чудес природы

Презентация на тему: Семь чудес природы...

Общество и природа. Природа под охраной закона .

Цели и задачи преподавателя:1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме.     2.Формировать общие компетенции обучающихся:-понимать сущность и социальную значи...

Общество и природа. Природа под охраной закона .

Цели и задачи преподавателя:1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме.     2.Формировать общие компетенции обучающихся:-понимать сущность и социальную значи...