Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" 38.02.01
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Основы банковского дела
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Мурманск
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО «МКЭиИТ»)
Разработчик: Румянцева А.В., преподаватель ГАПОУ МО «МКЭиИТ»
Рабочая программа рассмотрена на заседании Цикловой комиссии Учетно-экономических дисциплин, протокол № __ от «__» _________ 201_ г.
Начальник учебного отдела _________________________ (И.Г. Никитина)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», квалификация – бухгалтер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин базовой части ФГОС СПО по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Предшествующей дисциплиной являются финансы, денежное обращение и кредит.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является освоение теоретических знаний в области банковского дела, методик расчета сумм выплат по банковским вкладам и сумм выплат по банковским кредитам, порядок расчета банковских нормативов, методик оценки банковских рисков, приобретения умений их использовать в профессиональной деятельности и формирования необходимых компетенций.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- освоение основных понятий в области банковского дела;
- изучение нормативно-правовых актов в области банковского дела;
- приобретение умений применять методики расчета банковских нормативов;
- приобретение умений применять методики расчета сумм выплат по банковским вкладам и сумм платежей процентов по банковским кредитам;
- приобретение умений применять методики расчета банковских рисков;
- формирование общих и профессиональных компетенций.
Требования к результатам освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
ПК 5.1. Вести учет имущества кредитных организаций.
ПК 5.2. Осуществлять операции по учету доходов, расходов и результатов деятельности.
ПК 5.5. Составлять бухгалтерскую отчетность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные сведения в области банковского дела для решения задач профессиональной деятельности;
- выполнять расчеты банковских нормативов,
- выполнять расчеты сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам;
- проводить оценку банковских рисков.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие банка, кредитной организации и небанковской кредитной организации;
- структуру банковской системы РФ;
- цели и функции Центрального банка РФ;
- особенности функционирования коммерческих банков;
- основные банковские услуги и операции;
- способы расчета банковских нормативов, сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам;
- понятие банковского менеджмента и банковского маркетинга;
- понятие и виды банковских рисков, способы их оценки и минимизации;
- инновации в области банковского дела.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
самостоятельная работа с литературой | 8 |
подготовка к практическим занятиям | 8 |
выполнение домашних заданий | 8 |
подготовка к зачету | 6 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Тема 1. Происхождение и сущность банков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Происхождение слова «банк». Этапы возникновения, становления и развития банковского дела. Банки как субъект финансовой системы. Роль банков в экономической жизни общества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся История возникновения, развития и становления банков в мировой практике. | 2 | 2 | |
Тема 2. Современная банковская система и ее функционирование. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковской системы. Виды банковских систем: одноуровневые и двухуровневые. Банковская система РФ. Особенности российской банковской системы. Понятие кредитной организации, банка, небанковской кредитной организации, иностранного банка. Филиалы и представительства кредитных организаций. Союзы и ассоциации кредитных организаций, банковская группа и банковский холдинг. Факторы, влияющие на развитие банковской системы. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. Структура банковской системы РФ. | 4 | 2 | |
Тема 3. Центральный банк РФ. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и его роль в банковской системе РФ. Цели и функции ЦБ РФ. Организация наличного денежного обращения. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ. Банковские операции и сделки ЦБ РФ. Банковское регулирование и банковский надзор. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. | |||
Практические занятия Определение размеров эмиссии наличных денег. Обоснование полученных результатов. Определение нормы обязательных резервов. Анализ изменений валютного курса, определение инструментов регулирования валютного курса. Анализ изменений ставки рефинансирования и влияния ее размера на процентные ставки в коммерческих банках. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. | 4 | 2 | |
Тема 4. Коммерческие банки. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Цель деятельности и основные характеристики принципов деятельности коммерческого банка. Классификация коммерческих банков. Организационное устройство коммерческого банка, органы руководства и управления деятельностью коммерческого банка. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. Схема организационной структуры коммерческого банка. | 4 | 2 | |
Тема 5. Банковские операции. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковских операций. Виды банковских операций: активные, пассивные и активно-пассивные. Банковские услуги. Понятие банковских вкладов, их виды. Способы расчета суммы выплат процентов по вкладу. Понятие банковских кредитов, их виды. Способы расчета суммы платежей процентов по кредиту. Кассовые операции и безналичные расчеты. Расчетно-кассовое обслуживание. | |||
Практические занятия Расчет суммы выплат процентов по вкладу. Расчет суммы платежей процентов по кредиту. Анализ банковских услуг в коммерческих банках РФ. Приведение конкретных примеров. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Положение «О безналичных расчетах РФ» № 2-П от 03.10.2002 г. Положение «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» № 318-П от 28.04.2008 г. | 4 | 2 | |
Тема 6. Банковский менеджмент и банковский маркетинг. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковского менеджмента. Направления банковского менеджмента. Функции и принципы банковского менеджмента. Виды банковского менеджмента. Понятие банковского маркетинга. Задачи банковского маркетинга. | |||
Практические занятия Анализ эффективности применения банковского менеджмента и банковского маркетинга в коммерческих банках РФ. Приведение конкретных примеров. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Необходимость банковского менеджмента и банковского маркетинга. | 2 | 2 | |
Тема 7. Инновации в банковском деле. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковских инноваций. АТМ-банкинг, Интернет-банкинг, Интернет-трейдинг, СМС-банкинг, система «Банк-Клиент» и система «Клиент-Банк». Значение банковских инноваций. Развитие банковских инноваций. | |||
Практические занятия Анализ использования банковских инноваций в коммерческих банках РФ. Приведение конкретных примеров. Оценка преимуществ и недостатков конкретных банковских инноваций. | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Развитие банковских инноваций в РФ. Необходимость банковских инноваций. | 4 | 2 | |
Тема 8. Банковские риски. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие риска. Виды банковских рисков. Характеристика основных банковских рисков. Способы определения размеров банковских рисков. Способы снижения банковских рисков. | |||
Практические занятия Расчет размера банковских рисков по отдельным видам банковских операций. Выявления наиболее рисковых банковских операций. Подбор способов снижения банковских рисков в зависимости от их размера и вида банковской операции. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 110-И от 16.01.2004 г. | 6 | 2 | |
Всего: | 80 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Статистики.
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, стенды, наглядные пособия, таблицы.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральные законы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г.
2. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.
Учебная литература
1. Галанов В.А. Основы банковского дела: учебник. – М.: Форум Инфа-М, 2016.
2. Горелая Н.В. "Основы банковского дела. Учебное пособие". – М.: Форум Инфа-М, 2017
3. Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник. – М.: Форум Инфа-М, 2015.
Журналы:
1. «Банковское дело».
2. «Банковские технологии».
3. «Национальный банковский журнал».
Интернет ресурсы:
1. www.cbr.ru – Центральный банк РФ.
2. consultant.ru - Консультант Плюс
3. www.garant.ru – Гарант.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - использовать основные сведения в области банковского дела для решения задач профессиональной деятельности; - выполнять расчеты банковских нормативов, - выполнять расчеты сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам; - проводить оценку банковских рисков. Знать: - понятие банка, кредитной организации и небанковской кредитной организации; - структуру банковской системы РФ; - цели и функции Центрального банка РФ; - особенности функционирования коммерческих банков; - основные банковские услуги и операции; - способы расчета банковских нормативов, сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам; - понятие банковского менеджмента и банковского маркетинга; - понятие и виды банковских рисков, способы их оценки и минимизации; - инновации в области банковского дела. | Оценка правильности выполнения практических работ. Оценка правильности расчетов и формулирования выводов. Устный и письменный контроль. Индивидуальный и фронтальный опрос. Программированный контроль по тестам с закрытыми вопросами. Тестирование с применением проблемных заданий. Итоговая аттестация в форме зачета. |
Разработчик:
ГАПОУ МО «МКЭиИТ» преподаватель А.В. Румянцева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ: Физическая культура специальность 38.02.07 Банковское дело, курс 2, 3.
Рабочая программа учебной дисциплины по физичечкой культуре. Специальность 38.02.07 Банковское дело, 2, 3 курс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915607-1491929469.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент для специальности СПО Банковское дело...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915607-1491929469.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность банковской деятельности» 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Рабочая программа по дисциплине "Безопасность банковской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-954681-1506880491.jpg)
2016 ОП 17 Рабочая программа Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-596224-1580303241.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский) в профессиональной деятельности для специальности 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский) в профессиональной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/07/picture-1413664-1657210739.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Специальность 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Бухгалтерский учет разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальности 38.02.07 Банковско...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/19/picture-1047273-1532017673.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 12.Основы банковского дела, по специальности 38.02.06 Финансы....