Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" 38.02.01
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" 38.02.01 | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Основы банковского дела
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Мурманск
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО «МКЭиИТ»)
Разработчик: Румянцева А.В., преподаватель ГАПОУ МО «МКЭиИТ»
Рабочая программа рассмотрена на заседании Цикловой комиссии Учетно-экономических дисциплин, протокол № __ от «__» _________ 201_ г.
Начальник учебного отдела _________________________ (И.Г. Никитина)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», квалификация – бухгалтер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин базовой части ФГОС СПО по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Предшествующей дисциплиной являются финансы, денежное обращение и кредит.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является освоение теоретических знаний в области банковского дела, методик расчета сумм выплат по банковским вкладам и сумм выплат по банковским кредитам, порядок расчета банковских нормативов, методик оценки банковских рисков, приобретения умений их использовать в профессиональной деятельности и формирования необходимых компетенций.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- освоение основных понятий в области банковского дела;
- изучение нормативно-правовых актов в области банковского дела;
- приобретение умений применять методики расчета банковских нормативов;
- приобретение умений применять методики расчета сумм выплат по банковским вкладам и сумм платежей процентов по банковским кредитам;
- приобретение умений применять методики расчета банковских рисков;
- формирование общих и профессиональных компетенций.
Требования к результатам освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
ПК 5.1. Вести учет имущества кредитных организаций.
ПК 5.2. Осуществлять операции по учету доходов, расходов и результатов деятельности.
ПК 5.5. Составлять бухгалтерскую отчетность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные сведения в области банковского дела для решения задач профессиональной деятельности;
- выполнять расчеты банковских нормативов,
- выполнять расчеты сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам;
- проводить оценку банковских рисков.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие банка, кредитной организации и небанковской кредитной организации;
- структуру банковской системы РФ;
- цели и функции Центрального банка РФ;
- особенности функционирования коммерческих банков;
- основные банковские услуги и операции;
- способы расчета банковских нормативов, сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам;
- понятие банковского менеджмента и банковского маркетинга;
- понятие и виды банковских рисков, способы их оценки и минимизации;
- инновации в области банковского дела.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
самостоятельная работа с литературой | 8 |
подготовка к практическим занятиям | 8 |
выполнение домашних заданий | 8 |
подготовка к зачету | 6 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Тема 1. Происхождение и сущность банков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Происхождение слова «банк». Этапы возникновения, становления и развития банковского дела. Банки как субъект финансовой системы. Роль банков в экономической жизни общества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся История возникновения, развития и становления банков в мировой практике. | 2 | 2 | |
Тема 2. Современная банковская система и ее функционирование. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковской системы. Виды банковских систем: одноуровневые и двухуровневые. Банковская система РФ. Особенности российской банковской системы. Понятие кредитной организации, банка, небанковской кредитной организации, иностранного банка. Филиалы и представительства кредитных организаций. Союзы и ассоциации кредитных организаций, банковская группа и банковский холдинг. Факторы, влияющие на развитие банковской системы. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. Структура банковской системы РФ. | 4 | 2 | |
Тема 3. Центральный банк РФ. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и его роль в банковской системе РФ. Цели и функции ЦБ РФ. Организация наличного денежного обращения. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ. Банковские операции и сделки ЦБ РФ. Банковское регулирование и банковский надзор. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. | |||
Практические занятия Определение размеров эмиссии наличных денег. Обоснование полученных результатов. Определение нормы обязательных резервов. Анализ изменений валютного курса, определение инструментов регулирования валютного курса. Анализ изменений ставки рефинансирования и влияния ее размера на процентные ставки в коммерческих банках. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. | 4 | 2 | |
Тема 4. Коммерческие банки. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Цель деятельности и основные характеристики принципов деятельности коммерческого банка. Классификация коммерческих банков. Организационное устройство коммерческого банка, органы руководства и управления деятельностью коммерческого банка. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. Схема организационной структуры коммерческого банка. | 4 | 2 | |
Тема 5. Банковские операции. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковских операций. Виды банковских операций: активные, пассивные и активно-пассивные. Банковские услуги. Понятие банковских вкладов, их виды. Способы расчета суммы выплат процентов по вкладу. Понятие банковских кредитов, их виды. Способы расчета суммы платежей процентов по кредиту. Кассовые операции и безналичные расчеты. Расчетно-кассовое обслуживание. | |||
Практические занятия Расчет суммы выплат процентов по вкладу. Расчет суммы платежей процентов по кредиту. Анализ банковских услуг в коммерческих банках РФ. Приведение конкретных примеров. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Положение «О безналичных расчетах РФ» № 2-П от 03.10.2002 г. Положение «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» № 318-П от 28.04.2008 г. | 4 | 2 | |
Тема 6. Банковский менеджмент и банковский маркетинг. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковского менеджмента. Направления банковского менеджмента. Функции и принципы банковского менеджмента. Виды банковского менеджмента. Понятие банковского маркетинга. Задачи банковского маркетинга. | |||
Практические занятия Анализ эффективности применения банковского менеджмента и банковского маркетинга в коммерческих банках РФ. Приведение конкретных примеров. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Необходимость банковского менеджмента и банковского маркетинга. | 2 | 2 | |
Тема 7. Инновации в банковском деле. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие банковских инноваций. АТМ-банкинг, Интернет-банкинг, Интернет-трейдинг, СМС-банкинг, система «Банк-Клиент» и система «Клиент-Банк». Значение банковских инноваций. Развитие банковских инноваций. | |||
Практические занятия Анализ использования банковских инноваций в коммерческих банках РФ. Приведение конкретных примеров. Оценка преимуществ и недостатков конкретных банковских инноваций. | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Развитие банковских инноваций в РФ. Необходимость банковских инноваций. | 4 | 2 | |
Тема 8. Банковские риски. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие риска. Виды банковских рисков. Характеристика основных банковских рисков. Способы определения размеров банковских рисков. Способы снижения банковских рисков. | |||
Практические занятия Расчет размера банковских рисков по отдельным видам банковских операций. Выявления наиболее рисковых банковских операций. Подбор способов снижения банковских рисков в зависимости от их размера и вида банковской операции. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 110-И от 16.01.2004 г. | 6 | 2 | |
Всего: | 80 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Статистики.
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, стенды, наглядные пособия, таблицы.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральные законы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г.
2. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.
Учебная литература
1. Галанов В.А. Основы банковского дела: учебник. – М.: Форум Инфа-М, 2016.
2. Горелая Н.В. "Основы банковского дела. Учебное пособие". – М.: Форум Инфа-М, 2017
3. Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник. – М.: Форум Инфа-М, 2015.
Журналы:
1. «Банковское дело».
2. «Банковские технологии».
3. «Национальный банковский журнал».
Интернет ресурсы:
1. www.cbr.ru – Центральный банк РФ.
2. consultant.ru - Консультант Плюс
3. www.garant.ru – Гарант.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - использовать основные сведения в области банковского дела для решения задач профессиональной деятельности; - выполнять расчеты банковских нормативов, - выполнять расчеты сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам; - проводить оценку банковских рисков. Знать: - понятие банка, кредитной организации и небанковской кредитной организации; - структуру банковской системы РФ; - цели и функции Центрального банка РФ; - особенности функционирования коммерческих банков; - основные банковские услуги и операции; - способы расчета банковских нормативов, сумм выплат по вкладам и сумм платежей по кредитам; - понятие банковского менеджмента и банковского маркетинга; - понятие и виды банковских рисков, способы их оценки и минимизации; - инновации в области банковского дела. | Оценка правильности выполнения практических работ. Оценка правильности расчетов и формулирования выводов. Устный и письменный контроль. Индивидуальный и фронтальный опрос. Программированный контроль по тестам с закрытыми вопросами. Тестирование с применением проблемных заданий. Итоговая аттестация в форме зачета. |
Разработчик:
ГАПОУ МО «МКЭиИТ» преподаватель А.В. Румянцева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ: Физическая культура специальность 38.02.07 Банковское дело, курс 2, 3.
Рабочая программа учебной дисциплины по физичечкой культуре. Специальность 38.02.07 Банковское дело, 2, 3 курс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент для специальности СПО Банковское дело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность банковской деятельности» 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Рабочая программа по дисциплине "Безопасность банковской деятельности...
2016 ОП 17 Рабочая программа Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спе...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский) в профессиональной деятельности для специальности 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский) в профессиональной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Специальность 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Бухгалтерский учет разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальности 38.02.07 Банковско...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 12.Основы банковского дела, по специальности 38.02.06 Финансы....