Статья: Создание и оценка портфолио студентов специальности "Дизайн" Ульяновского колледжа культуры и искусства
статья по теме
Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rae_statya_gil_batalova.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ И ОЦЕНКА ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Гиль А.С., Баталова А.А.
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
Ульяновск, Россия
THE CREATION AND EVALUATION OF PORTFOLIOS OF STUDENTS OF THE SPECIALTY "DESIGN" OF THE ULYANOVSK COLLEGE OF CULTURE AND ART
Gil A.S., Batalova A.A.
Regional state budgetary vocational educational institution "Ulyanovsk College of culture and art»
Ulyanovsk, Russia
Основной смысл портфолио –
«показать все, на что ты способен»!
А.Ф. Дистервег
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего профессионального образования.
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.
Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию.
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента. Создание портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в колледже.
Функции по формирование портфолио возлагаются на студента. Основная цель формирования «портфолио» - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в колледже. Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
-мотивации к образовательным достижениям;
-приобретению опыта к деловой конкуренции;
-обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
-выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
-повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
Критерии оценки портфолио:
-развитость творческого мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
-сформированность умения создавать творческие работы и проекты;
-сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.);
-развитость коммуникативных дизайнерских умений (умение работать в малых группах, умение выступать с творческими докладами);
-сформированность письменного дизайнерского языка, умение четко и аргументированно излагать свою мысль;
-грамотность в оформлении проектов, умелое использование знаний в области стиля, истории и т.д.;
-сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).
Для более детальной оценки каждый критерий разбит на подкритерии. Здесь нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизации. С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.
Самый высокий уровень (А). Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента по уровню развития его дизайнерского мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
Высокий уровень (В). Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения в области дизайна студента, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении.
Средний уровень (С). В учебном портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке дизайна (как устном, так и прикладном).
Слабый уровень (D). Портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о дизайнерских способностях студента. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными проектами, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.
Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной. Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио:
Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за все актуальные достижения студента.
Возможные варианты срока актуальности учебных достижений:
-В течение последующего учебного года.
-В течение всех лет обучения.
Портфолио как продукт оформляется на 3-м курсе обучения во время прохождения практических занятий. Далее он пополняется в течение 4 курса обучения.
Учёт документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится администрацией колледжа.
Колледж выдаёт студенту итоговый документ по портфолио, заверенный печатью и заверенный подписью представителя администрации (директор, зам. директора.)
Примерное содержание портфолио:
- Титульный лист
- Оглавление с перечнем материалов, включающих описание соответствующих разделов портфолио, с указанием страниц.
- Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о должности студента и результативности его учебной деятельности (в отдельных файлах с указанием номера страницы и даты составления документа):
Раздел 1. Общие сведения о студенте
Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики:
-фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания; семейное положение (количество, возраст детей);
-образование (что и когда окончил, наличие специальности и квалификации);
-характеристика (отражение личностные качества студента);
-наличие опыта работы (организация, специальность, дата приема на работу, дата увольнения, общий стаж);
-повышение квалификации и дополнительное образование (название структуры, где прослушивались курсы, дата, продолжительность занятий, проблематика курсов);
-жизненные планы на краткосрочный (2-3 года) и долгосрочный (5-7) период;
-копия документов, подтверждающие наличие соответствующего уровня образование, спортивного разряда, грамот, благодарственных писем, наград (значков, знаков отличия, медалей и т.п.), дипломов, свидетельств участника (призера) олимпиад, конкурсов, форумов, конференций и иных документов по усмотрению студента.
Раздел 2. Результаты учебной деятельности
В этот раздел помещаются:
-результаты аттестации (курс, предмет, оценка);
-результаты контрольных срезов знаний ( дата, предмет, оценка);
-результаты выполнения курсовых работ (курс, предмет, название и краткое описание работы, оценка);
-результаты педагогических практик (курс, дата и место прохождения практики, краткое описание достигнутых результатов, оценка);
-результаты олимпиад (предмет, дата и место проведения, уровень олимпиады);
-результаты рейтинга студента (курс, семестр, наименование рейтинга и краткое описание, рейтинг студента).
Раздел 3. Результаты организаторской деятельности
В этот раздел помещаются:
-результаты участия в студенческом самоуправлении в качестве актива группы (староста, заместитель старосты, казначей, редколлегия, профорг, физорг, культорг и т.д.), студенческого деканата, студенческого проректора и т.д. (дата назначения, выполняемые обязанности);
-результаты организации досуга студентов (дата и место проведения, название, цели, задачи и достигнутые результаты).
Раздел 4. Результаты научно-исследовательской деятельности
Данный раздел включает материалы, отражающие:
-результаты проектных работ (тема проекта и его краткое описание, возможно включение приложения в виде фотографий, рисунков, графиков, схем и т.п.);
-исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и его краткое описание);
-результаты технического творчества: модели, макеты, приборы и т.п. (указывается название работы, дается ее краткое описание);
-результаты работ по искусству ( перечень работ, название выставки);
-результаты участия студента в региональных, всероссийских и международных конкурсах (название конкурса, дата и место проведения, название и основное описание конкурсной работы, достигнутые результаты);
-результаты участия в конференциях и форумах (название конференции или форума, дата и место проведения, название и краткое описание доклада или выступления);
-список опубликованных работ (газетные и журнальные заметки, Интернет источники, тезисы, статьи и т.п.), составленные в установленном порядке.
Раздел 5. Результаты внеучебной деятельности
Данный раздел включает материалы, отражающие:
-результаты посещения кружков, секции (название, период посещения, достигнутые результаты);
-результаты участия в спортивных мероприятиях (название, место и дата проведения, достигнутые результаты);
-результаты участия в КВНе (название команды, дата и место выступления, достигнутые результат);
-результаты участия в различных общественных движениях, объединениях, организациях, фондах, партиях и т.п. (название, продолжительность участия, выполняемые обязанности, достигнутые результаты);
-другие формы творческой активности (участие в театре, оркестре, хоре и т.д.)
Раздел 6. Отзывы и рекомендации
В этот раздел включаются следующие документы:
-копии отзывов преподавателей;
-копии рекомендационных писем, базы педагогической практики или работы;
-копии заключений о качестве выполненных студентом работ (например, коллективный проект и т.д.);
-копии рецензий на статью и другую публикацию;
-копия резюме о выполненной студентом работе;
-копии других документов (по усмотрению студента).
Формирование портфолио осуществляется на протяжении всего курса обучения. Возможны вариации в оформлении и компоновке некоторых разделов портфолио.
Таким образом, портфолио представляет собой собрание объектов, созданных с определенной целью. Идея состоит в том, что студенты собирают воедино материал из разных источников, используя различные методы, и делают это в разное время. Метод портфолио представляет собой педагогическую технологию сбора и систематизации названных выше материалов. Создание студентами собственной папки работ, например, с использованием компьютера и различного программного обеспечения, способствует достижению педагогических целей учебного курса, в частности, выработке навыков рефлексии, совершенствованию навыков владения ИКТ и средствами дизайнера, углубленному подходу к обучению и т. д.
Метод оценки с помощью портфолио позволяет:
- показать ретроспективу процесса обучения и развития обучаемого. Так как портфолио запечатлевает процесс изменения или развития в различные моменты времени, по нему легче судить об индивидуальном стиле обучения;
- служить средством развития навыков общения и выработки взаимной ответственности между преподавателем и обучаемыми;
- раскрыть отношение учащихся к обучению, а также способствует изучению их мотивации.
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации среднего образования, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к СПО.
Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, которые позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности) которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.
Список использованных источников:
- Сёмина, Н. В. Методические рекомендации по созданию и оценке портфолио студентов специальности дизайн [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/10/29/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-i-otsenke
- Сутуга, О. Н. Методические рекомендации по формированию портфолио студента [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-portfolio-studenta-416039.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование языковой компетенции у студентов аграрного колледжа
Методика обучения иностранным языкам в средних профессиональных учебных заведениях определяется целями и задачами обучения иностранным языкам, а также профессиональной направленностью и условиями кажд...
Формирование у студентов медицинского колледжа культуры психической саморегуляции
Обследование студентов на психическое состояние (агрессия, фрустрация, самооценка) на 1-2 курсах....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОЦЕНКЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН
Методические рекомендации по составлению и оценке портфолио студента-дизайнера....
Региональный социально-значимый проект Ульяновского колледжа культуры и искусства: «Подари улыбку детям», действующий на территории Ульяновской области, при участии студентов Ульяновского колледжа культуры и искусства"
Несмотря на сложную демографическую ситуацию и проблему рождения детей, количество детей в социальных приютах не уменьшилось. В настоящее время детские дома и социальные приюты не обделены...
Статья: "ИКТ в обеспечении качественной подготовки специалистов в ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства""
В современном мире идет формирование новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....
Статья "Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры"
Статья посвящена созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках основ деловой культуры в условиях СПО....
ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Пленэрная практика как дисциплина является важной составляющей учебного процесса в Ульяновском колледже культуры и искусства, логическим продолжением обучения и закрепления знаний по композиции, живоп...