Статья "Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры"
статья по теме

Атабекова Генриетта Гарриевна

Статья посвящена созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках основ деловой культуры в условиях СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Атабекова Генриетта Гарриевна , преподаватель основ деловой культуры ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-Петербург

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ ОСНОВ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения – обеспечить учащемуся  возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.

Прежде чем говорить об  опыте работы по внедрению  здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, необходимо дать определение этого понятия.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2, с.17]

Смысл здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает учащемуся и преподавателю не только сохранение и увеличение жизненных сил от начала и до конца урока, но и  предусматривает самостоятельно использовать полученные на уроках умения и навыки в дальнейшей жизни.

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая  группа получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Такие формы работы с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащегося очень эффективны.

По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от студентов большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся колледжа  составляет 20-30  мин. А после 30–35-минутных непрерывных занятий у них падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Чтобы студенты меньше уставали, на уроке я применяю чередование различных форм учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные; групповые, индивидуальные. Индивидуальная дозировка объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её по времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности примерно 7-10 минут.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

На уроках основ деловой культуры учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить студентам возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить. Наиболее эффективны в этих случаях чередование различных форм учебно-познавательной деятельности и  использование  элементов театрализации, особенно при проведении деловых игр на практических занятиях. Это способствует развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно является для учащихся отдыхом.

С применением данной технологии проводилось учебное занятие – урок основ деловой культуры «Значение искусства в моей жизни». Без демонстрации иллюстраций художников, музыкальных произведений  невозможно изучение «искусства». Поэтому в разные углы кабинета развешиваю иллюстрации, это повышает активность работы студентов, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Музыкальное сопровождение на уроках -  это одна из форм воздействия, которая использовалась веками как мощное средство изменения сознания. В качестве фона сопровождаю один из этапов урока музыкальными произведениями. Спокойные мелодии обладают седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализуют функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Мелодии, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать преподаватель, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося.

Следует отметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность всей группы заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Элементы ортобиоза.

Одним из важных направлений в работе каждого преподавателя должно стать формирование у учащихся мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.

Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Принципы ортобиоза: философия оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формула выживаемости, универсальные средства самосбережения, технология сдерживания угасания жизни и семья как цитадель ортобиоза.

Ортобиоз - рациональный образ жизни; системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе преподавателя основ деловой культуры?

На уроках ОДК  широко использую для примеров, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.

Таким образом,  включение элементов здоровьесберегающей технологии в процессе преподавания уроков ОДК способствует формированию здорового образа жизни учащегося.

Работа преподавателя на уроке становится легче  и интереснее, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для педагогического творчества.

Уроки основ деловой культуры дают прекрасную возможность для формирования у студента позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.

.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:НИИ школьных технологий, Т. 1, 2006 г.
  2. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: «Чистые    пруды», 2008 г.
  3. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках экологических основ природопользования

Материал предназначен в помощь преподавателям, применяющим на занятиях игровые технологии. "Урок-конкурс", "Игра-экологичесикй алфавит", "Игра-путешествие", "Игра-снежный ком" - стимулируют познавател...

Презентация к уроку:"Деловая культура"

Тема урока: «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»...

Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"

Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...

научная статья "«Здоровьесберегающие технологии на уроках микробиологии»

Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относить...

Презентация по дисциплине "Основы деловой культуры" к уроку "Культура телефонного общения"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образо...

Технология работы по подготовке к учебным занятиям дисциплины ОП.01 Основы деловой культуры для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Методические рекомендации разработаны с целью обмена педагогическим опытом по подготовке преподавателей к учебным занятиям дисциплины ОП.01 Основы деловой культуры для профессии СПО 38.01.02 Продавец,...

Учебное пособие по дисциплине "Культура делового общения" на тему: "Деловая культура"

Учебное пособие по дисциплине "Культура делового общения" на тему: "Деловая культура"...