Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении.
статья на тему
В данной статье раскрываются основные проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждении среднего профессионального образования, а также методы и формы работы педагогического коллектива, кураторов в рамках решения трудностей процесса адаптации студентов. Приводятся данные исследования, связанного с изучением адаптации студентов первого курса Судомеханического техникума Керченского государственного морского технологического университета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении.
Человек на протяжении всей своей жизни адаптируется к тем или иным условиям и проблема адаптации студентов в новом учебном заведении, на начальном этапе профессиональной подготовки достаточно актуальна и занимает одно из важнейших мест в педагогике и психологии.
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям.
Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в техникум. Это беззаботная пора, вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, которая требует от него систематического напряжения, связанного с самоопределением и самоконтролем, самодисциплиной и самоорганизацией.
Так к чему же надо адаптироваться нашим первокурсникам? К учебному процессу, который значительно отличается от школьного; к новому обществу (коллективу); к новым условиям жизни, самостоятельной организации учебы, свободного времени, быта, к новым отношениям с родителями, так как подросток становится постепенно независимой личностью.
Бывший школьник тяжело адаптируется к другой системе взаимоотношений, новой системе обучения. Он нуждается в помощи, поскольку, получив свободу действий, не всегда может правильно ей воспользоваться.
С первого курса начинается студенческая жизнь и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе является залогом дальнейшего развития его, как человека, будущего специалиста и которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом.
Адаптация студентов первого курса имеет свои проблемы и особенности. Этот процесс в новом коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько комфортно, интересно, безопасно чувствует себя студент во время занятий, в общении с однокурсниками. Отношение к учебе станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению положения обучающегося в коллективе. Несформированность умения контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способностью определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими порождают типичные проблемы общения, когда подросток либо активно, часто с агрессией, отвергается одногруппниками, либо просто ими игнорируется. И в том и в другом случае он глубоко переживает психологический дискомфорт, имеющий явно дезадаптирующее значение.
Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, новым условиям учебы. Вхождение в студенческий коллектив сопровождается существенной перестройкой жизни, психического и психологического состояний студента. У подростка формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей, отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению, которые могут стать причиной неадекватного поведения. Подростки хотят найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с одногруппниками, занять определенное положение среди сверстников.
Помимо адаптации в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми предметами, преподавателями, их требованиями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам. Теоретический материал, который преподается в лекции, предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу, где требуется глубокое осмысление и самоконтроль, повышенный уровень самостоятельности студентов и их ответственности, что конечно отличается от методов и форм работы в школе. Новые формы и методы преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.), сложный язык научных текстов к которым первокурсник оказывается неподготовленным, сомнения в правильности выбора вуза, специальности (часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью), всё это является большой проблемой в адаптации.
Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время, имеют затруднения при освоении некоторых предметов в связи с нехваткой знаний, неэффективно используют поддержку преподавателей и уже во время первой сессии становятся кандидатами на отчисление.
В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние устои меняются. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других, происходит ломкой прежних стереотипов. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Умение разглядеть индивидуальные особенности студента, когда он включается в новый вид деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Специфика профессиональной школы определена тем, что именно в ней закладываются основы будущей профессионально компетентной личности. Сложности адаптации студентов возникают именно на начальных этапах обучения в техникуме. От того, насколько правильно организуется эта работа, зависит глубина и прочность знаний студентов.
По мнению В.А. Якунина, под адаптацией понимается процесс взаимодействия человека и окружающей среды, когда у него появляются модели поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям [3].
И.Т. Зайнышев и А.А. Чернецкая выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них:
- начальная стадия - адаптирующийся улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
- вторая стадия (терпимость) выделяет признание равноценности эталонов поведения в отношении социальной среды индивида;
- третья стадия - приспособление, «аккомодация», связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности.
- четвертая стадия - стадия полной адаптации, «ассимиляция», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые [2].
Я.В. Бочарникова отмечает, что адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое ее условие. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
- в новую социальную среду;
- в учебно-познавательный процесс;
- в новую систему отношений [1].
Чтобы изучить уровень социальной адаптации студентов первого курса мною в Судомеханическом техникуме ФГБОУ ВО «КГМТУ» был проведен опрос (146 человек). Приведу лишь некоторые результаты опроса.
85% опрошенных - нравится учиться в техникуме (весело, много мероприятий, конкурсов, соревнований, где можно раскрыть себя, хорошие преподаватели), 14% - ответили «нет», 1% - «не знают». На вопросы анкеты «Есть ли проблемы в усвоении предметов, трудно учиться?» 50% ответили «да», 48% респондентов - «нет», затруднились ответить 2%; «Хватает ли Вам багажа знаний полученных в школе для учёбы в техникуме?» 60% ответили «хватает», 37% ответили «нет», затруднились ответить 3%; на вопрос «Довольны ли результатами зимней сессии?» 81% ответили «да», 19% ответили «нет». Данные цифры свидетельствуют о том, что у многих студентов действительно существуют трудности адаптации, недостаточно знаний, различных навыков и умений в обучении, общении и взаимодействии.
Студентам был задан вопрос: «Корректны преподаватели с вами, получаете ли вы помощь от них в решении учебных и жизненных вопросов?» 64% обучающихся ответили «да», 24% - «нет» и 10% «частично». Эти данные подтверждают существование проблемы отношений между преподавателем и студентом, а также необходимость оказания помощи первокурсникам в адаптации к новым социальным условиям. На вопрос «Нравится вам ваша группа?» 75% опрошенных ответили «да, я нашёл новых друзей, отличный куратор», 23% - «нет, у ребят разные взгляды, не дружелюбные, ругаются друг с другом, разбиты на группы, не комфортно», 2% ещё не определились. 3,4% студентов считают себя изолированными в группе; 30% студентов не пошли бы в длительный поход со своими одногруппниками, а 14,3% студентов имеют проблемы в общении с однокурсниками.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что есть проблемы адаптации студентов в учебном заведении, позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе. Не все учащиеся смогли плавно войти в учебный процесс, в отношения с товарищами, преподавателями и им конечно нужна помощь.
Большую роль в адаптации студентов играет институт кураторства. С первых дней обучения в техникуме именно куратор организует специальную работу по адаптации студентов и формированию благоприятного социально – психологического климата в группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников.
Проведение анкетирования студентов по выявлению творческих интересов, тестирования, контроля, позволяющего предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе, проведение тематических кураторских часов, тесный контакт с родителями, контроль условий и проживания в общежитии, всё это помогает куратору в реализации мероприятий по адаптации первокурсников.
Подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий способствует студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности.
Хорошие традиции, помогающие студентам адаптироваться в новой студенческой жизни и будущей профессии:
- знакомство с историей техникума;
- включение в учебное расписание кураторского часа, во время которого проводятся мероприятия на различные темы;
-посвящение в студенты;
- встречи с выпускниками техникума;
- знакомство с выпускающими цикловыми комиссиями;
-экскурсии на базовые предприятия, где происходит знакомство первокурсников с их будущей профессией;
- введение аттестации за два месяца учёбы в техникуме, что позволяет проконтролировать адаптацию студентов к новым учебным условиям;
- различные экскурсии, походы, патриотическое воспитание, всё это способствует скорейшей адаптации первокурсников, сплочению коллектива, что немаловажно.
Хорошая адаптация студентов нового набора — это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.
Работа всего педагогического коллектива учебного заведения должна быть направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом.
Таким образом, адаптация студентов первокурсников является составной частью социальной и воспитательной работы в учебном заведении, целью которой является создание позитивного образовательного пространства.
Литература
1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября №1. 2010.
2. Технология социальной работы / под ред. ПТ. Зайнышева. - М.: Владос, МГСУ, 2002.
3. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб, 1998. - С.1З8.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по социальной политике и воспитательной работе Бурятского государственного университета.
4.Корякина И.В. Проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения техникума // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация студентов-первокурсников
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову...
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
Адаптация студентов-первокурсников
Опыт нашей работы с первокурсниками в большей степени позволяет достигать результативности в их адаптации, успешно сданная сессия позволяет это предположить....
Проблема адаптации студентов 1 курса техникума к учебно-воспитательному пространству.
В данной статье идет речь о проблеме адаптации среди первокурсников техникума, а также размещены рекомендации по работе с данной проблемой....
Родительское собрание "Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности"
Родительское собрание знакомит родителей первокурсников с основными трудностями. которые испытывают их дети в первые месяцы обучения....
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
Разрабатываемая программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы в решении значимых для их возраста и положения п...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Cоциально адаптация подростков- это педагогически организованный процесс восприятия обучающимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включени...