СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
статья
Cоциально адаптация подростков- это педагогически организованный процесс восприятия обучающимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их существующую социальную среду. Для успешности этого процесса необходимо определять и учитывать его особенности, зависящие от среды, где он будет осуществляться, и от специфических условий становления и развития личности обучающихся, на которых он будет направлен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya_kuznetsova.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Кузнецова А. В.
педагог-психолог
«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам»
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в техникуме закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы.
Понятие «социально адаптация подростков» это педагогически организованный процесс восприятия обучающимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их существующую социальную среду. Для успешности этого процесса необходимо определять и учитывать его особенности, зависящие от среды, где он будет осуществляться, и от специфических условий становления и развития личности обучающихся, на которых он будет направлен.
Усвоение социальных и профессиональных норм, наиболее эффективно протекают в ходе общения, взаимодействия, в нашем случае в образовательном процессе, здесь же вырабатываются коллективные решения при совместной трудовой деятельности.
Чтобы овладеть социальными и профессиональными нормами и требованиями, которых придерживаются в обществе, необходимо вовлечение и включение личности в коллективную деятельность в различных сферах общественных и трудовых отношений, необходима практика и реализация социально значимых общественных и профессиональных целей и идеалов.
Когда подросток попадает в новую среду, у него появляется ряд проблем, это успеваемость, дисциплина, поведение, и возможно неудовлетворенность студентом выбором профессии, потому что подростки часто идут учиться по совету, настоянию родителей, совсем не осознавая серьезность выбора специальности.
После окончания школы у выпускников появляется острое стремление к овладению профессии. При поступлении в учреждение начинается адаптация к студенческой жизни – а это очень сложный процесс, который требует вовлечения социальных норм и требований от еще не сформировавшегося организма. Адаптация способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.
Самое распространенное значение адаптации это приспособление к новым условиям, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Социально-профессиональная адаптация - это «вхождение» в специальность и общество, овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности. Студенты первокурсники по новому осмысливают свою социальную роль, это происходит в процессе самопознания, общения, деятельности, они по новому пересматривают свой внутренний потенциал за счет познавательных процессов, эмоционального состояния, практических навыков, которые в свою очередь определяют поведение студента в различной практической деятельности.
Степень социальной адаптации первокурсника определяет множество факторов:
- индивидуально-психологические особенности человека,
- его личностные, деловые и поведенческие качества,
- академическая активность,
- состояние здоровья,
- социальное окружение,
- статус семьи и т. д.
Одним из важных факторов считается включение студентов в учебную деятельность в первый месяц обучения. Когда студенты приходят на первый курс у них все происходит по новому, преподаватели, сокурсники, новые предметы, распорядок дня и т.д. Студенты которые приходят в техникум испытывают трудности с недостатком психологической подготовки, у них слабые школьные знания, они не умеют работать самостоятельно. Каждый студент адаптируется к новой обстановке по-разному, и для этого должно пройти время.
Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения, которые имеют место в процессе адаптации, во многом зависит, как от исходной мотивации, так и от изменения ее в реальной деятельности и поведении. Мы говорим о двух важных факторах адаптации первокурсников.
Первый их них – адаптация к учебной деятельности (смена основных форм и методов обучения, усложнении содержания учебных предметов и др.).
Второй фактор – это адаптация к новой социальной среде – учебной группе. Продуктивная социальная активность, профессиональное самоопределение личности, развитие индивидуальности – это составляющие успешной адаптации, т.к. у большего процента студентов есть трудности в общении, которые вытекают в трудности адаптации к новым условиям.
Целью адаптации первокурсников техникума к процессу обучения является приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственных, социальных норм поведения, безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь техникума.
Задачи адаптации:
• проверка адаптированности студентов к обучению с помощью диагностических материалов;
• проведение воспитательные мероприятия, задача которых информировать студентов первого курса.
• психологическое просвещение родителей и педагогов;
• индивидуальная помощь обучающимся и их родителям.
• взаимодействие всех сотрудников техникума по решению задач адаптации.
Адаптация студентов техникума осуществляется на пяти уровнях:
1.Формирование первичной самооценки о правильном выборе, положительное отношение, проявление интереса к выбранной специальности, желание по ней работать и повышать самообразование.
(День открытых дверей, День знаний)
Социальная значимость выбранной специальности, повышение ее престижа.
(Классный час Знакомство со специальностью, просмотр видеороликов о специальности подготовленные студентами старших курсов)
2. Адаптация к новым условиям, требованиям, правилам образовательного учреждения. На этом уровне выявляется группа риска, проводятся тренинги на сплочение, создаются комфортные условия для адаптации. «Знакомьтесь первый курс…».
3. Привлечение студентов к посещению и участию в мероприятиях техникума, участие в волонтерской деятельности.
(Посвящение в студенты, акции волонтерской организации, День повара)
4. Приобщение студентов к профессиональной и трудовой деятельности и связанной с ней социальной функцией: контроль посещаемости, участие в ежегодной ярмарке профессий, акция «Ветеран живет рядом», совместные рейды с представителями защиты прав потребителей, посещение многофункционального координационного центра»
5. Активная пропаганда здорового образа жизни. Здоровый образ жизни позволяет раскрыть человека с разных сторон, повышает психологическую комфортность, повышает адаптационные возможности. ( Спортивные секции, состязания, спартакиады, олимпиады.)
Управление адаптацией студентов основывается на системе психолого-педагогического мониторинга за социально-учебной и профессиональной адаптацией.
В графическом выражении мною представлен мониторинг адаптации первокурсников к новым условиям за 3 года.
Из приведенных результатов видно, что изначально процент адаптации ниже, т.к дети уходили из школ по нескольким причинам: слабая успеваемость в школе, предстоящая сдача единого государственного экзамена, материальные трудности в семье. Но за это время многое изменилось, престиж нашего учебного заведения повысился, в связи с положительными рекомендациями выпускников, участие студентов в областных конкурсах профессионального мастерства, приобретение нового оборудования, профориентация выпускников школ, независимая оценка выпускных групп, все эти составляющие помогли в 2015-2016 учебном году беспрепятственно выполнить контрольные цифры приема.
Но, несмотря на, то, что процент успешной адаптации увеличился, остаются причины, которые вызывают трудности:
• Заниженная самооценка, негативное отношение к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.
• Учебная деятельность предполагает более высокий уровень контроля, нежели в школе, он должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Чтобы успешно адаптироваться, студенту необходимо иметь положительное мнение о себе.
Студенты с отрицательной самооценкой видят везде непреодолимые препятствия, уровень тревожности повышенный, приспособление к новым условиям происходит сложнее, им сложно влиться в учебный коллектив, из-за этого появляются проблемы с обучением, появляются проблемы с посещаемостью занятий.
Трудности адаптации в учебе появляются из-за неумения сотрудничать, взаимодействовать с новыми людьми. Обучающимся приходится приспосабливаться к новым условиям, которые не соответствуют их образу жизни, режиму, интересам.
Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. В это время необходимо повышать стрессоустойчивость студентов. Придерживаясь целей и задач адаптации студентов можно говорить о положительном эмоциональном состоянии студентов, интеллектуальном и творческом потенциале, успешной успеваемости, что позволит в течении года снизить отчисление студентов. Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому коллектив техникума создает все условия для успешной адаптации студентов. Проблему сплочения коллектива решает куратор совместно с педагогом-психологом. Им дается очень мало времени, чтобы сплотить коллектив и раскрыть все плюсы обучаемой профессии.
Работа по адаптации первокурсников должна быть комплексной, включая всех преподавателей и родителей обучающихся.
Главную роль в адаптации играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса. Необходимо как можно раньше выявить трудности, появляющиеся у первокурсников, и совместно находить пути решения, и их преодоление, что позволит повысить успеваемость, посещаемость, участие во внеурочной деятельности, все вместе позволит избежать уменьшения контингента, и выработать трудовую дисциплину на первом курсе.
В заключение необходимо подчеркнуть: что важнейшим условием успешной адаптации является создание благоприятного психологического климата в учебном заведении, создание условий для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем, пробуждения собственной активности и ответственности посредством формирования социальных и профессиональных компетенций, но об успешности можно говорить только при взаимодействии всех структурных подразделений техникума.
Библиографическая литература
1. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии: А. А. Налчаджян — Санкт-Петербург, Эксмо, 2010.
2. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов — Москва, Прайм-Еврознак, 2006.
3. Психология адаптации личности: А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов — Москва, Прайм-Еврознак, 2008.
4. Теория адаптации и здоровья человека: Тодор Дичев — Москва, Новый Центр, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ для обучающихся по профессии 08. 01. 26 Мастер по ремонту и обслуживанию систем жилищно-коммунального хозяйства
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» для обучающихся по профессии 08. 01. 2...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ для специальности 15.02.16 Технология машиностроения
Оценочные средства разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.16 Технология машиностроенияОценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обуч...