Адаптация студентов-первокурсников
статья на тему
Опыт нашей работы с первокурсниками в большей степени позволяет достигать результативности в их адаптации, успешно сданная сессия позволяет это предположить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Самарское художественное училище имени
Петрова-Водкина», Самара
Адаптация студентов-первокурсников
Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения новых специалистов нужны действительные формы и методы организации учебно - воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Начало обучения в нашем среднем учебном заведении, принятие учеником социальной роли – роли студента – наиболее значимой период, влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения. В этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по различным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Адаптация (от латинского adaptation – приспособлять) – приспособление организма к изменяющим внешним условиям среды.
В любом учебном заведении студенты первокурсники сталкиваются с рядом проблем, связанных с адаптаций, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья.
От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов. Адаптация к внешкольным условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Происходит усложнение деятельности, юноши и девушки (как правило это выпускники 9 классов) вступают в новую для них систему отношений (традиции, стереотипы, ценности и т. д.), меняется и представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды.
П.А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, признание к избранной профессии, рациональной коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Адаптировать нужно:
- К учебному процессу.
- К новому коллективу.
- На протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной профессии.
- К новым условиям жизни.
- К новым отношениям с родителями.
Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Проходит не мало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе. Для создания комфортности в обучении первокурсников и заинтересованности в получении общих и профессиональных знаний мы активно сотрудничаем со всем педагогическим коллективом, работающим с первым курсом. Изучение учебных дисциплин и особенно профессиональных, требует ответственного и творческого их осмысления обучающимися. По итогам ежегодного психолого-педагогического совета, где выявляется группа с разной проблематикой не полной адаптации, составляем индивидуальный план их психологического сопровождения. Психологические занятия учитывают интересы обучающихся, проводятся беседы о планах профессионально-жизненного самоопределения.
Определить «свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников. Этот период приспособления составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Наша работа в эти дни заключается в проведении классных часов, которые посвящаются нашему училищу (где мы рассказываем про историю нашего училища, где мы освещаем наши традиции, более подробно вводим в курс наших специальностей), проводим экскурсии по художественным музеям и выставкам нашей области. Помогаем сблизиться с будущей профессией. Первокурсники получают возможность во время этих мероприятий познакомиться поближе с преподавателями училища, кураторами групп и со своей группой.
Большинство первокурсников осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и развиваться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены, они только на пути к самоопределению и поэтому от того, как произойдёт приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации в рамках профессии. С первых дней мы стараемся привлечь студентов знаниями основ по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.
Поступив в любое учебное заведение, студент уже имеет некоторые установки, которые со временем начинаются изменяться. Новая обстановка, новые требования, самостоятельная организация учебы, неумение распределять свободное время, и многое другое приводит к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общение с преподавателями и сокурсниками. Поэтому мы стараемся, что бы наши студенты приходя к нам в училище получать профессию и изучать различные дисциплины, дополнительно приобретали нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность и многое другое. Работа нашего коллектива по адаптации студентов к условиям обучения в училище на первом курсе является составной частью социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива
Целенаправленная индивидуальная работа нашего коллектива (психолога, кураторов групп, педагогического коллектива) проводит работу и с семьями первокурсников, как с самой главной группой поддержки обучающегося. Здесь мы стараемся прийти к соглашению об учебно-личностной и семейной перспективе во взаимодействии с обучающимися.
Причиной трудностей адаптационного периода может быть различна по происхождению. Одни объективно неизбежны (взаимоотношение с новым коллективом, с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания. Опыт нашей работы с первокурсниками в большей степени позволяет достигать результативности в их адаптации, успешно сданная сессия позволяет это предположить.
- Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982.
- Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
- Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация студентов-первокурсников
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову...
Методическое пособие для студентов первокурсников "У нас так принято", часть 1
Пособие предназначено для студентов нового набора, которые еще не знакомы с правилами внутреннего распорядка техникума. В красочной и юмористической манере студентам раассказывается о манерах, вежливо...
Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении.
В данной статье раскрываются основные проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждении среднего профессионального образования, а также методы и формы работы педагогического коллектива, куратор...
Родительское собрание "Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности"
Родительское собрание знакомит родителей первокурсников с основными трудностями. которые испытывают их дети в первые месяцы обучения....
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
Разрабатываемая программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы в решении значимых для их возраста и положения п...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Cоциально адаптация подростков- это педагогически организованный процесс восприятия обучающимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включени...
Сценарий квеста для студентов-первокурсников \2посвящение в студенты"
Организация досуга студентов, приобщение первокурсников к традициям колледжа, возможность узнать побольше о выбранных профессиях и специальностях....