Проблема адаптации студентов 1 курса техникума к учебно-воспитательному пространству.
статья
В данной статье идет речь о проблеме адаптации среди первокурсников техникума, а также размещены рекомендации по работе с данной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обсуждение проблемы адаптации среди студентов 1 курса СПО | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТЕХНИКУМА К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ.
Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в ВУЗ. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в техникуме должно включать ряд аспектов: ∙ психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы); ∙ социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе); ∙ мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств); ∙ психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды). |
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. |
Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Трудности социализации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:
- Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;
- Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
- Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.
Преподаватель в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
∙ студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
∙ нередки жалобы на здоровье;
∙ преобладает подавленное настроение;
∙ наблюдаются нарушения дисциплины;
∙ учебный материал усваивается фрагментарно;
∙ затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
∙ домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;
∙ для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
∙ общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
∙ близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
∙ студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
∙ понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
∙ усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
∙ сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
∙ бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
∙ почти всегда выполняет домашние задания;
∙ общественные поручения выполняет добросовестно;
∙ дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
∙ студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
∙ учебный материал усваивает легко;
∙ глубоко и полно овладевает программным материалом;
∙ решает усложненные задачи;
∙ прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
∙ выполняет поручения без внешнего контроля;
∙ проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
∙ общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
∙ занимает в группе благоприятное статусное положение.
Таким образом, мы видим, что социализация и основная её составляющая – процесс адаптации является неотъемлемым элементом жизни каждого человека. Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в СПО. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется, и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной средетехникума считаются:
∙ Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
∙ Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
∙ Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
∙ Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
2. Провести беседу о правильном слушании лекции.
3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.
4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
7. Проводить менее стрессогенный опрос:
письменный, текстовый или групповой.
8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.
10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
12. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития студента.
Таким образом, выявление трудностей адаптации к новым социальным условиям в техникуме на ранних её этапах, позволит в несколько раз увеличить эффективность учебного процесса и позволит воспитать человека с добрым и отзывчивым сердцем.
Рекомендации для кураторов групп первокурсников
Во второй половине 1 учебного семестра первого курса куратор может провести анкетирование студентов группы по вопросу удовлетворенности различными сторонами жизни в техникуме.
ПРИМЕР.
Удовлетворены ли вы: (Да, не очень, нет):
- набором и содержанием учебных дисциплин?
- организацией учебного процесса?
- своими результатами обучения?
- качеством преподавания?
- обеспеченностью учебно-методической литературой?
- технической оснащенностью аудиторий?
- отношениями с преподавателями?
- отношениями в группе?
- бытовыми условиями в техникуме?
- условиями питания в образовательном учреждении?
- условиями для полноценного досуга?
- организацией массовых мероприятий в СПО?
- возможностями заниматься спортом?
- возможностями для художественного творчества? И т.д.
Проанализировав полученные результаты, куратор группы сможет узнать степень адаптации студентов группы.
В психологической практике существует много практических методов, рекомендуемых к использованию в период адаптации. Одним из них является метод наблюдения за поведением при помощи таблицы квалификации поведения по степени уверенности и агрессивности:
Неуверенное | Агрессивное | Уверенное |
Как действующее лицо | Как действующее лицо | Как действующее лицо |
Ущемляет свои интересы | Ущемляет интересы других | Доволен собой |
Испытывает чувства неловкости и недовольства собой | Решает за других. | Может достичь желаемой цели |
Как лицо, по отношению к которому поведение направлено | Как лицо, по отношению к которому поведение направлено | Как лицо, по отношению к которому поведение направлено |
Испытывает чувства вины и гнева | Испытывает чувства обиды и унижения | Испытывает чувство удовлетворения |
На более поздних этапах адаптационного периода рекомендуется проводить социометрические исследования по методу ДЖ. Морено.
Вопросы к социометрическому опросу.
Инструкция: отвечая на вопросы, сделайте 1, 2, но не более 3 выборов (запишите фамилии.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе
1.
2.
3.
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рожденья?
1.
2.
3.
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
1.
2.
3.
Психологами также осуществляется изучение адаптированности первокурсников. Мы предлагаем использовать тест «Адаптация», выявляющий низкий, средний и высокий уровни адаптации по двум шкалам: шкале адаптированности к учебной группе и шкале адаптированности к учебной деятельности. Тем самым выявляются студенты, испытывающие трудности в интеграции в учебную группу, и проблемы в учебной деятельности.
Результаты теста позволяют психологу определить контингент «проблемных» студентов, с которыми необходимо проводить мероприятия в индивидуальной и групповой формах по повышению уровня их адаптированности. Системная работа в данном направлении дают хорошие результаты.
Таким образом, мы рассмотрели одну из важнейших проблем нашего современного общества. И какими темпами бы не шёл научно-технический прогресс, никакая машина не заменит нам живого человека. Ведь человек – это уникальное творение природы, который по мимо бесценных знаний, приобретённых в процессе социализации, обладает тем, чем никогда не сможет обладать машина – сердцем. Сердцем, которое будет дарить людям радость, поддержку, теплоту, понимание. Сердцем, глубины которого ещё не исследованы до конца. Сердцем, которое поднимет наше общество на недосягаемую ступень развития. И всё это – человек! Однако, чтобы человек, осуществил это, ему необходимо помочь. И помочь на ранних стадиях формирования адекватной личности. И не просто помочь, а сделать это квалифицированно.
Педагог-психолог ГБПОУ МО «Можайский техникум»
Новожен Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)
Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»...
Характеристика существующей системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних
Поднимается вопрос существующей проблемы постинтернатного сопровождения выпускников спец.учреждений закрытого типа...
Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"
Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления ст...
«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»
Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...
Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении.
В данной статье раскрываются основные проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждении среднего профессионального образования, а также методы и формы работы педагогического коллектива, куратор...
Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию
Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию...