Практические работы по истории
методическая разработка на тему
Разработаны задания по разделу 7 "Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_razdel_7.docx | 504.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский педагогический колледж»
Л.А.Талипова
ИСТОРИЯ
Раздел 7 «Россия в конце XVII – XVIII веков:
от царства к империи»
Практические работы
Миасс
2017
Уважаемые студенты!
Перед вами методическое пособие предназначено для выполнения практических работ по истории (учебник «История», П.С.Самыгин, ООО «Феникс»,2015, Артемов П.П, История,2017г, интернет библиотека). Задания, включенные в пособие, соответствует программе по дисциплине «История» для студентов
1 курса. Практические задания расположены в соответствии с изучением тем по дисциплине.
Оценка работы.
-все задания выполнены правильно – «5»;
-выполнено 70% работы - «4»;
-выполнено 50% работы - «3»
-менее 50%; работы -«2»
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Правила выполнения практических работ
- Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
- Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
- Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
- Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
- Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
- Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
- Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
- В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.
- Для выполнения работы можно использовать следующую литературу:
Артемов В.В. История - М..Изд. цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет – библиотека.
Содержание Стр.
1.Пояснительная записка 4
2.Требования к результатам освоения дисциплины 5
3.Основные виды деятельности студента 6
3.Практические работы:
№1. Итоги и цена преобразований Петра Великого 7
№2. Восстание под предводительством Емельяна 8 № 3. Русская культура в XVIII в. 9 №4. Историческая наука в России в XVIII в. 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое образование в России продолжает формирование и развитие ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма и толерантности.
Данное пособие составлено на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральной политики в сфере подготовки стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
( письмо Департамента государственной политики сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Данный сборник практических работ по истории (раздел 7 «Россия в концеXVII – XVIII веков: от царства к империи») представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику «История» (П.С.Самыгин (ООО «Феникс»,2015г. Москва) для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, составлению схем и таблиц, формированию исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц и схем.
Задания позволяют определить уровень кругозора студентов.
Практические работы включают в себя различные типы заданий.
Задания репродуктивного характера дают возможность обучающимся устанавливать причины, последствия, значения событий. Дать определение понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.
Заполнение таблиц позволяет определить уровень усвоения материала из разных источников. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.
Схемы составляются на основе текста учебника или документа. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.
Задания по работе с источниками, документами. Внимательно прочитав источник, нужно выполнить сформулированное задание. В данном случае оценивается правильность и полнота ответа.
Комплекс заданий позволит студентам полнее освоить материал учебника и лучше ориентироваться в исторических событиях прошлого и современности.
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
2.Требования к освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и
знать:
У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа;
У 2- критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических
процессов и явлений;
У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;
З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З 4- историческую обусловленность современных общественных
процессов;
З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
3.Основные виды учебной деятельности студентов
Россия в конце XVII – XVIII веке: от царства к империи | |
Россия в эпоху петровских преобразований | Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I: -в государственном управлении; -в экономике и социальной политике; -в военном деле; -в сфере культуры и быта. Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось. |
Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. | Характеристика основных черт социально – экономического развития России в середине – второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходерезультатах восстания под предводительством Е.И.Пугачева. |
Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII века. | Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования ПавлаI; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода. |
Русская культура XVIII века. | Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке, подготовка презентации на эту тему. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея русского искусства XVIII века. |
Практическая работа № 1
Итоги и цена преобразований Петра Великого
Цель: закрепление знаний о реформах Петра I, умение работать с таблицами.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет библиотека.
Задание 1. Соотнести понятия и определения.
1 | Абсолютизм | А | экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства. |
2 | Вотчинные мануфактуры | Б | прямой единый налог, введенный Петром I с начала 1720-х гг. для большей части мужского населения страны. |
3 | Коллегии | В | неограниченная власть монарха. |
4 | Меркантилизм | Г | центральные государственные учреждения |
5 | Подушная подать | Д | в России 18-19 веков мануфактуры, принадлежавшие дворянам. |
Задание 2. Заполните таблицу:
Экономические реформы | Военные реформы | Реформы в сфере культуры | Реформы в сфере образования | Административные реформы |
Задание 3. Написать эссе «Петр I – преобразователь или разрушитель русской культуры ?»
Практическая работа № 2
Восстание под предводительством Емельяна
Цель:
1.Определите основные причины восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
2.Охарактеризовать основные этапы восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
3.Показать значение восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет библиотека.
Задание 1. Заполните таблицу.
Даты восстания | |
Причины восстания | |
Цели восстания | |
Участники восстания | |
Основные события | |
Даты | Событие |
1. | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 |
Каковы итоги восстания под предводительством Е.И.Пугачева?
Какие изменения произошли на Урале после восстания Е.Пугачева?
Какие памятные места на Урале связаны с именем Е.Пугачева?
Практическая работа № 3
Русская культура в XVIII в.
Цель: обобщение знаний по теме «Русская культура в XVIII в.»
Задание 1.
Укажите верные утверждения:
а) в профессиональных учебных заведениях обучались дети низших слоев;
б) независимо от сословия люди получали образование;
в) сентиментальные произведения написаны Карамзиным;
г) была введена нумерация домов по улицам;
д) западноевропейскую одежду носили только высшие слои населения;
Задание 2. Соотнесите автора и произведение
1 | А.П. Радищев | А | «Трутень» |
2 | Д.И.Фонвизин | Б | «Юности честное зерцало» |
3 | Н.М.Карамзин | В | «Слово похвальное Петру Великому...» |
4 | М.В.Ломоносов | Г | «Бедная Лиза» |
5 | епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский) | Д | «Горе от ума» |
6 | Новиков Н. И. | Е | «Путешествия из Петербурга в Москву» |
Задание 3
В какой области культуры оставили след
1) В. И Баженов, 2) В. Л. Боровиковский 3)В. В. Растрелли
4) Ф. Г. Волков 5) Ф. С. Рокотов 6) Д. С. Бортянский
7) Ф. И. Шубин
Задание 4. О ком идет речь?
Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Практическая работа № 4
Развитие культуры в России в XVIII в.
Цель: сравнить развитие культуры в Европейских странах, знание произведений культуры
Задание 1.Сравнить характерные черты российского и европейского Просвещения.
Просвещение в России | Просвещение в Европе |
Что общего | |
1 | |
2 | |
3 | |
В чем различие | |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
Задание 2. Как называется памятник, кто автор и где он находится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по истории
Сборник методических указаний предназначен для выполнения практических работ по дисциплине «История».Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программой по истории....
Практическая работа по истории
Разработаны задания для практического занятия по разделу №5 "Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству"....
Практические работы по истории 1-2 курс НПО
Методическая разработка практических работ по истории для 1-2 курса НПО...
Практические работы по Истории для специальности35.02.05
Практические работы по Истории для специальности35.02.05...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
Практические работы по истории База 9
Данный материал предназначен для самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения...