МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по выполнению практических работ ПО ИСТОРИИ | 102.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по учебному предмету ОУД.05 История
(по всем специальностям)
Г.Курск
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Требования к результатам работы, в том числе к оформлению
3.Критерии оценки и формы контроля
4.Список рекомендуемой литературы
5. Приложение
1.Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС).
Целями практических занятий учебного предмета ОУД.05 История являются:
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- умение работать с историческим источником, получать из него необходимую информацию;
- умение критически мыслить, решать проблемные вопросы;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
2.Требования к результатам работы
Результатом практических занятий должны быть сформированные практические умения и навыки:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
3. Критерии оценки и формы контроля:
Формы отчетности и контроля
- Индивидуальное собеседование по заданной теме.
- Фронтальный опрос.
- Предоставление письменных ответов и выступление с ними на занятиях.
- Тестирование.
- Решение проблемных заданий.
- Выполнение проекта.
Критерии оценки знаний:
Оценка | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний |
“5” | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме, полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентами | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов |
“4” | Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме, полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентами после указания преподавателя на них | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявлений причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями |
“3” | Изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует усвоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправленные с помощью преподавателя | Затруднения при выполнении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов |
“2” | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя | Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза; делать обобщения, выводы |
“1” | Полное незнание и непонимание учебного материала (студент не может ответить ни на один поставленный вопрос) |
__________ |
4.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Стр.53-55.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Гаджиев К.С, Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
www. magister. msk.ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
К каждому практическому занятию имеется список дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
Практическое занятие № 1
Тема: «Политическая раздробленность на Руси».
Цели:- выявить причины и содержание политической раздробленности;
-сравнить политическое и экономическое развитие удельных княжеств после распада Руси;
-выявить особенности развития Новгородской земли;
- определить последствия политической раздробленности;
-развивать умение работать с историческим источником.
Вопросы для самоподготовки:
- Предпосылки и причины раздробленности на Руси.
- Образование новых государственных центров. Русь удельная:
Владимиро-Суздальская земля, Новгород Великий, Галицко-Волынское княжество.
- Характеристика особенностей географического, социально-политического и культурного развития крупнейших самостоятельных центров удельной Руси.
- Особенности развития Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.
- Последствия политической раздробленности и предпосылки к объединению русских земель.
- Значение периода раздробленности в русской истории.
Комментарии к вопросам для самоподготовки.
1.Отметить роль географического, политического и др. факторов в складывании раздробленности. Раздел Ярославом Мудрым земель между сыновьями. Понятие политической раздробленности (1054). Понятие феодальной раздробленности (1097).
2. Охарактеризовать крупнейшие политические центры Руси: географическое положение, природные условия, этнический состав, особенности хозяйственной жизни. Особо обратить внимание на политическую организацию княжеств - демократия, монархический и аристократический элементы.
3. Правители Руси удельной: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий и другие в оценках летописцев, современников и историков.
4. Оценка раздробленности. Положительные и отрицательные последствия.
При подготовке данного практического занятия важно усвоить комплекс причин феодальной раздробленности и ее хронологические рамки. Следует обратить внимание на различие в управлении земель в период феодальной раздробленности (княжеская монархия и феодальная боярская республика).
Темы докладов, сообщений (по желанию обучающихся).
- Новгородская земля.
- Исторический портрет Юрия Долгорукого.
- Куликовская битва.
Задание 1.
Фронтальный опрос.
- Что такое феодальная раздробленность.
- Где и когда это явление имело место быть?
- Укажите временной период феодальной раздробленности на Руси.
- Укажите основные события, которые свидетельствовали о наступлении феодальной раздробленности.
- На сколько княжеств распалась Киевская Русь?
- Какие особенности географического положения способствовали усиленному развитию Северо-Восточной Руси?
Задание 2 (индивидуально для каждого обучающегося)
Заполните следующую таблицу по предложенным ниже причинам политической раздробленности на Руси:
Экономические причины политической раздробленности | Политические причины политической раздробленности |
Причины распада Руси:
- Сохранение значительной племенной разобщенности в условиях господства натурального хозяйства.
- Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного, княжеско-боярского землевладения.
- Борьба за власть между князьями и феодальные междоусобицы.
- Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси.
- Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговли.
- Рост городов как центров удельных земель.
- Князья-наместники имели свой аппарата управления;
- Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя;
- Упадок Киевской земли из-за княжеских междоусобиц и половецких набегов;
- Упадок торгового пути «из варяг в греки»;
- Сохранение натурального хозяйства.
Задание 3.
Обоснуйте данные ниже утверждения (работа по группам).
- Политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. Такой силой была власть киевских князей.
- Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Она выступала против усобиц, а клятва на кресте являлась формой мирного договора враждующих сторон.
- Постоянная внешняя опасность заставляла князей объединяться.
Указанные особенности способствовали или мешали в будущем объединению Руси?
Задание 4.
Прочтите документ и исходя из его содержания заполните таблицу.
“В лето 1097 пришли Святополк, И Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и барт его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: “Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…и на этом целовали крест: если кто пойдет на кого (войною), то на того будем все…”, и, принеся клятву, разошлись восвояси”.
Дата проведения съезда | |
Инициатор созыва съезда | |
Решения съезда | |
Значение съезда |
Задание 4.
На основе имеющихся знаний и текста учебника заполните таблицу «Особенности развития русских княжеств в период раздробленности».
Учебник Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Стр.53-55.
Княжество | Географ.положение, климатические особенности | Экономическое развитие | Политическое устройство |
Владимиро-Суздальское княжество |
|
|
|
Новгородская земля |
|
|
|
Галицко-Волынское княжество |
|
|
|
Киевское княжество |
|
|
|
Какие княжества усилились в результате раздробленности и к чему это привело?
Задание 5.
Сделайте вывод о последствиях политической раздробленности. Ответы занесите в таблицу. (можно в колонках ставить прочерк).
Отрицательные последствия раздробленности | Положительные последствия раздробленности. |
Рекомендуемая литература.
Вернадский В. Г. Киевская Русь. Тверь. 1996.
Зуев М. Н. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы. М., 1997.
История России IX-XX вв.: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. СПб., 1997.
Бушуев С. В. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн. 1: IX-XVIbb. М., 1991.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М,, 1988.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
www. magister. msk.ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory. ru (История государства).
www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).
Итоговый тест (при наличии времени)
Вариант 1
- На съезде князей в Любече было принято решение:
А подчиниться власти киевскому князю;
Б править самостоятельно в землях, доставшихся от отца;
В передать вече часть власти в землях-волостях;
Г создать совет князей для решения спорных вопросов.
- Особенность северо-восточных земель заключалась в том, что они:
А сначала осваивались восточнославянскими племенами, а затем здесь возникла княжеская власть.
Б были захвачены угрофинскими племенами, затем отвоеваны в период правления Ярослава Мудрого;
В раньше всех земель освободились от Киева;
Г осваивались по инициативе уже существующей княжеской власти.
3. В начале XII в. В Новгороде установилась:
А республика; В монархия;
Б власть аристократии; Г деспотия.
4. В Галицко-Волынской земле установилась:
А княжеская власть, ограниченная боярской властью;
Б республика;
В власть небольшой группы бояр-землевладельцев;
Г наследственная монархия.
5. Высшим должностным лицом в Новгороде был:
А князь; В архиепископ;
Б тысяцкий; Г посадник.
Вариант 2
1. После смерти Ярослава Мудрого:
А началась череда княжеских усобиц;
Б утвердилась сильная власть киевского князя Изяслава;
В сыновья придерживались согласия и мира;
Г киевский престол по приглашению вече занимал Владимир Мономах.
2. Во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась:
А княжеская власть, ограниченная боярской знатью;
Б наследственная монархия;
В республиканское правление;
Г княжеская власть, ограниченная представительным органом власти.
3. Любечский съезд проходил в:
А 1068 году; В 1097 году;
Б 1093 году; Г 1111 году.
4. С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве:
А Изяслава Владимировича
Б Мстислава Владимировича
В Юрия Долгорукого
Г Юрия Всеволодовича.
5. Датой восстановления единого Древнерусского государства принято считать:
А 1054-1113 гг. В 1113-1132 гг.
Б 1113-1125 гг. Г 1125-1157 гг.
Практическое занятие №2.
Тема: «Россия в эпоху петровских преобразований».
Цель: - выявить причины реформ Петра I;
- охарактеризовать сущность петровских преобразований;
- выявить отношение общества к этим реформам;
- определить значение реформ Петра 1 для дальнейшего развития страны.
- развивать умение работать с текстом и историческим источником.
Вопросы для самоподготовки:
- Особенности социально-экономического развития России в конце XVII- нач. XVIII вв. Истоки и сущность преобразований Петра I.
- Реформы Петра I:
- экономические преобразования,
- государственные и административные реформы,
- военная реформа,
- социальная политика,
- реформы в области образования и культуры.
3. Реформы и российское общество в эпоху Петра Великого:
• народные движения: стрелецкий бунт, восстание под предводительством К. Булавина,
• дело царевича Алексея,
- Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.
Комментарии.
- Дать характеристику состояния развития России накануне преобразований.
- Определить причину необходимости реформ. По какому образцу и в чьих интересах они проводились.
- Возникновение мануфактур. Протекционизм и меркантилизм. Всероссийский рынок.
- Особенности государственного устройства. Петровская модель идеального государства. Создание новых органов власти: Сенат, Коллегии, Синод. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Рост сословных привилегии.
- Отношение к преобразовательской деятельности Петра различных социальных групп.
Разбирая тему данного семинарского занятия, особое внимание обратите на понятие государства-империи. Как и почему начинает складываться российская империя, каков ее характер и специфика. В чем сущность имперской политики.
Процесс становления эпохи Нового времени в зарубежной и российской историографии получил название модернизации. Особенностью российской модернизации, по мнению многих исследователей, является ее догоняющий характер, как ответ на вызов более развитых стран. В чем сущность этого вызова?
Как известно, мощным импульсом для проведения реформ стала Северная война (1700- 1721 гг.), она задала направления и предопределила специфику начального этапа модернизации. Обратите внимание на то, что социальная база западного уклада в России в период царствования Петра I расширилась, но европеизация носила поверхностный характер, она почти не коснулась политической сферы общественной жизни. Главным итогом реформ Петра I стало утверждение абсолютизма в России. Какова сущность данного явления и как это связано с процессом модернизации в целом
Темы рефератов, исследовательских работ: (по желанию обучающихся)
- Петр I и русская православная церковь.
- История создания российской армии и флота.
- Споры о личности Петра I.
- Культурные преобразования Петра I.
Задание 1.
Фронтальный опрос.
- Докажите, что реформы Петра I были подготовлены всем ходом предшествующего развития?
- Перечислите административные реформы Петра L
- В чем выразилась европеизация русской культуры при Петре I?
- Каковы последствия преобразований Петра I в области центрального и местного управления?
- Правильно ли утверждение, что Петр Великий является «отцом российской бюрократии»?
- В чем сущность преобразований Петра I в военной сфере?
- Какие экономические преобразования провел Петр I?
Задание 2.
Вставьте в тест пропущенные имена и даты и исправьте ошибки.
После смерти в _____году царя ________новыми правителями стали малолетние ________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ___________. В ______ году царевна _________ была свергнута. В_________ году скончался ________ и ___________ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _________ стал поход в __________ году на Азов.
КЛЮЧ. После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи . В 1689 году царевна Софья была свергнута. В 1696 году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.
Задание 3.
Исправьте не менее пяти ошибок в тексте.
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую одежду.
Правильный ответ:
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем) было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую одежду.
Задание 4.
Деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.. Эти споры продолжаются и по сей день. В чем же суть спора?
Существуют 2 точки зрения
Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.
Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.
Определите, сторонником какой позиции вы являетесь. Результат своих размышлений и аргументы запишите в тетрадь в виде сочинения – эссе.
Задание 5.
Выскажите свое мнение. (Работа с текстами в группах, по заданиям)
Историки о Петре I
1 группа: "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
Вопрос: На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2 группа: "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3 группа: "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
Вопросы для беседы по документам для всех групп:
1) Что привлекает историков в личности Петра I?
2) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
Задание 6
Тест
Вариант 1
- Целью Великого посольства Петра I в 1697 г. было стремление:
а) найти союзников против Турции; б) заключить династический брак;
в) познакомить мир с русской культурой; г) найти союзников против Швеции.
- «Табель о рангах» 1722 г:
а) устанавливала обязательность службы дворян;
б) отменяла сословные привилегии;
в) отменяла крепостное право;
г) наделяло крестьян землей.
- Когда состоялось Полтавское сражение?
а) В 1480г.; б) в 1612 г.; в) 1709 г.; г) 1721 г
- Установите соответствие между датами и событиями.
- 1682-1725 гг. а. Учреждение Сената
- 1711 г. Б. Принятие Табеля о рангах
- 1722 г. В. Ништадтский мир
- 1721 г. Г. Правление Петра 1
- 1714 г. Д. Указ о единонаследии.
5. Что называется политикой протекционизма?
а) захват новых территорий;
б) освоение новых посевных площадей;
в) превышение ввоза товаров над вывозом;
г) поддержка отечественной экономики.
Вариант 2
- Какие из названных ниже органов государственной власти появились в России в ходе реформ Петра?
а) Государственная дума
б) Сенат
в) Магистраты
д) Приказы
е) Земские соборы
2.Что создается в Годы Петровских реформ?
а) Синод; б) воеводства;
в) Боярская Дума; г) приказы.
3. Впервые в истории России военно-морской флот был создан:
а) в XVI веке; б) в XVII веке;
в) в начале XVIII века; г) в XIX веке.
4.В результате издания указа о единонаследии в 1714 г.:
а) изменился принцип престолонаследия;
б) дворянство лишилось привилегий;
в) отменены сословные различия;
г) все дворянские поместья превращаются в вотчины.
5. Причиной Северной войны явилось стремление России:
а) получить выход к Балтийскому морю; б) расширить территорию на юге;
в) завоевать побережье Черного моря; г) продвинуться на восток
Вариант 3
1. Кто являлся современником Петра?
а) Н. Милютин
б) Карл 12
в) Мазепа
г) Аввакум
д) Лефорт.
2. Первая печатная газета, появившаяся при Петре 1называлась
а) «Вести»
б) «Ведомости»
в) «Куранты»
г) «Свобода»
3. В основу комплектования армии при Петре I была положена:
а) всеобщая воинская повинность; б) служба по контракту;
в) рекрутская система; г) желание служить.
4. Создание Петром I Святейшего Синода:
а) привело к церковному расколу;
б) увеличило самостоятельность церкви;
в) означало введение свободы вероисповедания;
г) ликвидировало самостоятельную политическую роль церкви.
5. К чему привела победа России в Северной войне?
а) к выходу к берегам Черного моря; б) к потере Россией независимости;
в) к завоеваниям территорий в Сибири; г) к выходу к берегам Балтийского моря.
Вариант 4.
1. «Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи…». Это выдержка из
а) «Устава воинского»
б) «Юности честное зерцало»
в) «Правде воли монаршей»
г) «Русская Правда»
2. Собрание дворян петербургского общества называлось
а) ассамблеей
б) балом
в) вечеринкой
г) походом.
3. Главным содержанием реформ в области культуры и быта при Петре I было:
а) создание письменности; б) учреждение Сената;
в) становление и развитие светской культуры; г) введение всеобщего образования.
4. Что было образовано в ходе Петровских реформ?
а) Приказ; б) Сенат; в) Земский собор; г) Кабинет министров.
5. К чему привели Азовские походы Петра I?
а) к военному поражению Турции; б) к присоединению к России Крыма;
в) к завоеванию Азова русскими войсками; г) к завоеванию Смоленска.
Задание 7 (при наличии времени)
Кто первый ответит на вопросы (блиц-опрос).
(можно дать эти сведения в виде дополнительного ознакомительного материала).
1. Новорождённых мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые ленточки.
Откуда пошёл этот обычай?
(При Петре I были учреждены ордена для новорождённых
детей царской фамилии Святого Андрея Первозванного и Святой
Анны ленты имели соответственно голубой и розовый цвет)
2. Будучи в одном из европейских городов, Пётр I посетил могилу известного государственного деятеля. Здесь он произнёс фразу: «О великий министр, я отдал бы тебе половину своего царства, чтобы ты научил, как управлять другой половиной».
Кто покоился в этой могиле? (Кардинал Ришелье)
3.127 человек подписали смертный приговор царевичу Алексею и только один и один приближённых Петра I не подписал его, мотивировав свой отказ тем, что «рождён служить государю, а не кровь его судить!». Назовите имя приближённого Петра I.
( Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев)
4.. После подавления стрелецкого бунта Петр I навестил свою сестру Софью в Новодевичьем монастыре, чтобы поговорить о случившимся, однако царевна не о чём не захотела говорить с ним.
Что сказал, покидая монастырь, царь со слезами на глазах?
( « Сколь умна, столь и зла, а могла бы быть мне правою рукой).
5.В пору строительства корабля «Предестинация » к Петру I прибыл прусский посол фон Принц.
Что если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить
русскому царю верительную грамоту?
( Взобраться на корабельную мачту)
Рекомендуемая литература:
Багер, X. Реформы Петра Великого /X. Баргер. М.,1985.
Беспятых, Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях (Введение.
Тексты. Комментарии) / Ю.Н. Беспятых. СПб., 1997.
Брикнер, А.Г. История Екатерины Второй. В 3-х т /А.Г. Брикнер. М., 1996. Т. 1,2,3.
Буганов, В.И. Петр Великий и его время /В.И. Буганов. М, 1989,- 118 с.
История внешней политики России XVIII в.: от Северной войны до войны против Наполеона. М., 1998.
Павленко Н. И. Пётр Великий М., 1994.
Каменский, А.Б. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII в. /А.Б. Каменский. СПб. 1992.
Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация /А.Б.
Каменский. М., 1999.
Кизеветтер, А. Исторические силуэты (Протопоп Аввакум, Екатерина I, Меньшиков, Толстой, Ягужинский, Дм. Голицын, Волынский, Екатерина II,
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990.
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990.
Практическое занятие №3.
Тема: «Революция 1905-1907 годов в России. Столыпинские реформы».
Цель: - выявить причины революции и ее цели;
- сформулировать результаты революции;
- выявить причины и сущность столыпинских реформ.
- оценить последствия и результаты реформ Столыпина,
- развивать умение работать с текстом и историческим источником.
Вопросы для самоподготовки:
- Причины первой русской революции, ее характер.
- Основные этапы революции:
- «Кровавое воскресенье»,
- выступления в армии и на флоте,
- Манифест 17 октября 1905 года (работа с первоисточником),
- декабрьское вооруженное восстание в Москве.
- спад революции.
- Становление конституционной монархии.
- Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.
- Основные моменты программы П.А.Столыпина, ее главные цели.
- Основные этапы и содержание аграрной реформы, ее последствия.
Комментарии к вопросам для самоподготовки.
- Выявить причины первой русской революции, для чего необходимо дать характеристику экономического и политического развития России в начале XX века.
- Рассмотреть ход революции по этапам, обращая внимание на итоги каждого этапа.
- Работая с текстом Манифеста 17 октября 1905 года, рассмотреть основные положения Манифеста, оценить их своевременность и демократичность.
- Оценить роль Манифеста в становлении конституционной монархии.
- Дать оценку итогам революции в социальном, экономическом и политическом аспекте. Оценить итоги революции с точки зрения разных политических партий.
- Дать оценку реформам Столыпина с точки зрения своевременности и необходимости.
- Раскрыть основное содержание столыпинских реформ, особое внимание уделив аграрной реформе.
При изучении темы данного занятия необходимо в комплексе рассматривать причины первой русской революции. Для этого необходимо изучить развитие России на рубеже веков. Особое внимание уделить поражению России в русско-японской войне и проявлениям экономического и политического кризиса, наблюдавшегося в начале XX века. Массовые выступления рабочих крестьян и солдат были направлены против монархии и правящего режима. Итогом данных выступлений стало принятие Манифеста 17 октября, который по сути явился первой Конституцией Российской империи. Итогом революции стало ограничение прав монарха созывом Парламента, состоявшим из Государственного Совета и Государственной Думы. Но монархия не хотела сдавать свои позиции, положения Манифеста на практике часто не соблюдались, выборы в Государственную Думу были недоступны большинству малоимущего населения. Наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.Таким образом, социальные противоречия, вызвавшие Первую русскую революцию, не были полностью разрешены, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.
Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы. Все эти мероприятия были направлены на введение частной собственности на землю. Это могло обеспечить крестьян землей, поднять агротехнический уровень сельскохозяйственного производства, и тем самым снять социальную напряженность в крестьянской среде. Необходимо понять, что решение крестьянского вопроса давало стабильность в развитии России и способствовало успешному развитию ее экономики. Земская реформа, реформа промышленности и национальный вопрос так же способствовали решению наиболее острых социальных проблем. Но реформы Столыпина не были реализованы в полной мере и не имели видимого результата.
Темы рефератов, исследовательских работ: (по желанию обучающихся)
- П.А.Столыпин – реформатор и государственный деятель.
- Манифест 17 октября как начало парламентаризма в России.
- «Кровавое воскресенье» - начало революционного пожара в России.
Задание 1.
Фронтальный опрос.
- Перечислите причины первой Русской революции.
- Какие события послужили толчком для революции?
- Была ли революция неизбежна?
- Манифест 17 октября: в чем суть и историческое значение этого документа?
- Чем закончилась первая русская революция? Подведите её итоги.
- Какие реформы были проведены П.Столыпиным?
- Кратко охарактеризуйте аграрную реформу.
- Кто был Столыпин для России: спаситель или палач? Почему
Дайте основную оценку аграрной реформе П.Столыпина
Задание 2.
Изучите текст петиции рабочих, а также материал учебника Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Стр.189. сформулируйте причины первой русской революции. Запишите в тетрадь. По тексту Петиции ответьте на вопросы: (письменно в тетради)
- Какой представительный орган требовали создать рабочие?
- Какими должны быть выборы в Учредительное собрание?
- Какие политические права требовали рабочие?
- Какие экономические требования выдвигали?
Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II
Государь!
Мы, рабочие города С.-Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать.
Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества; нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению!
Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили: мы желаем только того, без чего жизнь — не жизнь, а каторга, вечная мука.
Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсуждали наши нужды, — но и в этом нам отказали; нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными оказались также наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до восьми в день, устанавливать цены на наши работы вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией завода, увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.
Все оказалось, по мнению наших хозяев, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для наших хозяев.
Государь! Нас здесь больше трехсот тысяч — и все это люди только по виду, только по наружности; в действительности же за нами не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения.
Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса, — бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть рабочего, забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление!
Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники-казнокрады, грабители русского народа.
Вот что стоит пред нами, государь! И это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук; к нам оно не доходит, — мы получаем только горе и унижение!
Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо, чтобы сам народ помогал себе: ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощи, прими ее! Повели немедленно, сейчас же, призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, а для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, прямой, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба; в ней и на ней зиждится все. Это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны вечно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.
Но одна мера все же не может излечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них.
Необходимы:
I. Меры против невежества и бесправия русского народа:
1) Свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, свобода собраний, свобода совести в деле религии.
2) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
3) Ответственность министров перед народом и гарантии законности управления.
4) Равенство пред законом всех без исключения.
5) Немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения.
II. Меры против нищеты народа:
1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым, прогрессивным и подоходным налогом.
2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу.
III. Меры против гнета капитала над трудом:
1) Охрана труда законом.
2) Свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов.
3) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
4) Свобода борьбы труда с капиталом.
5) Участие представителей рабочих в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих.
6) Нормальная заработная плата.
Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе! Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя свое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, пред твоим дворцом. Нам некуда больше итти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, государь, любой из них, мы пойдем по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим ее!
Задание 3.
Запишите в тетради, какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом 17 октября 1905 года?
Об усовершенствовании государственного порядка
Высочайший Манифест от 17 октября 1905 г.
Божьей милостью Мы, Н и к о л а й В т о р ы й, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.
Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и, угроза целости и единству державы нашей.
Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность , высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.
Задание 4.
Оцените итоги революции.
- Предположите, какой путь развития могла проделать Российская империя, если бы все положения Манифеста воплотились в жизнь?
- Какие задачи революция не решила?
Задание 5.
По тексту документа сформулируйте, как планировали проводить аграрную реформу?
«Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г.»
«Манифестом нашим от 3 ноября 1905г. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с1 января 1907г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…
1) Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2) Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».
На основе прослушанных сообщений расскажите о других реформаторских проектах Столыпина. Дайте им оценку.
Задание 6.
Сделайте выводы о Столыпинской аграрной реформе. Ответы занесите в таблицу:
Положительные последствия реформы | Отрицательные последствия реформы. |
Результаты аграрной реформы 1906 – 1911гг.
- Из общины выделилось 25-27 % крестьян.
- Был создан Крестьянский банк, который выдавал льготные кредиты.
- В 3,5 раза возросли закупки сельскохозяйственных машин.
- Сформирован государственный земельный фонд около 3,3 млн. десятин земли.
- Валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза за счет индивидуальных хозяйств.
- Крестьяне - общинники поджигали хутора и отрубы.
- За Урал переселилось более 3 млн. крестьян.
- Община не была разрушена полностью.
- Многие бедняки крестьяне продали земли.
- В местах переселения возникали конфликты между переселенцами и местным населением.
- Кредиты могли себе позволить только зажиточные крестьяне.
- Из-за разрушения общины началось противостояние богатых и бедных крестьян.
- Освоено 30 млн. десятин целинных земель.
- Почти 1 млн. крестьян-переселенцев вернулись обратно.
- Из Земельного фонда было продано всего 230 тыс. десятин земли (это всего 7%).
Рекомендуемая литература:
Верт Н.История советского государства. М., 2001.
Витте, С. Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. [Текст] / С.Ю. Витте. - М. : Мысль, 1991.
Геллер М.История Российской империи: в 2-х томах. М., 1997. Том 2.
Дневники императора Николая II. М., 1991.
История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала ХХ в. М. 1991 (см. очерк: «НиколайII: реформы или революция»).
Милюков П.Н. Воспоминания: В 2-х т. - М., 1990.
Революция 1905-1907 гг. Документы и материалы. - М., 1975.
Практическое занятие №4.
Тема: «Общество и Вторая мировая война. Значение победы над фашизмом».
Цели: - рассмотреть формы борьбы с оккупационным режимом;
- изучить партизанское движение в СССР;
- рассмотреть советский тыл в годы войны как важный источник победы;
- оценить вклад в победу деятелей науки и культуры. Проследить изменение положения Русской православной церкви;
- Оценить значение победы над фашизмом и решающий вклад СССР в Победу. Сравнить людские и материальные потери воюющих сторон.
Вопросы для самоподготовки:
- Что такое оккупационный режим, и какие формы борьбы с ним существовали?
- Партизанское движение в СССР: причины появления, задачи, методы борьбы, значение для Победы.
- Советский тыл в годы войны: перевод экономики на военные рельсы, эвакуация.
- Какой вклад в победу сделали деятели искусства, ученые?
- Русская православная церковь в годы войны: ее значение и вклад в победу.
- Оцените потери воюющих сторон: людские, материальные, духовные.
- Подготовить проект о Великой Отечественной войне (тема свободная, предварительно согласовать). Ориентировать обучающихся на темы вопросов для самоподготовки.
Комментарии к вопросам для самоподготовки:
Готовясь к данному практическому занятию, необходимо изучить целый комплекс вопросов, которые касаются организации борьбы с немецкими оккупантами в тылу врага. Важно указать, что борьба с оккупационным режимом была не только на территории СССР, но и на оккупированных территориях в Европе. Необходимо указать формы борьбы и их эффективность.
Рассматривая партизанское движение, необходимо сказать о его необходимости, особенно на оккупированной территории. Это была одна из форм борьбы с оккупационным режимом. Необходимо обратить внимание на методы партизанской борьбы, их эффективность и своевременность. Важно проследить эволюцию партизанского движения на протяжении военных действий на территории СССР. Рассмотреть партизанское движение на территории Курского края.
При рассмотрении 3-го вопроса важно рассмотреть общую экономическую ситуацию, которая сложилась в годы войны. Важно учитывать, что уровень экономического развития влияет на военную ситуацию. Тыл и фронт во время войны сплотились воедино ,чтобы дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Необходимо рассмотреть, какие изменения происходили в экономике в годы войны, которые способствовали победам на фронте, как тыл помогал успешным военным действиям.
Вклад ученых в победу в войне огромен. Это разработка новых видов оружия, новые технологии на производстве. Даже во время войны деятельность ученых не прекращалась. Душевное состояние советских людей было важным условием поднятия боевого духа советских воинов. Сотни деятелей культуры выезжали на передовую, посещали госпитали. Их вклад в победу трудно оценить, но он очень важен.
В годы войны изменилось положение РПЦ: прекратились гонения, церковь активно участвовала в патриотическом воспитании, доступными способами боролась с немецкими захватчиками.
Задание 1.
Выполните тест:
1. Важным внешнеполитическим событием 1939 г. было заключение СССР:
1) пакта о ненападении с Германией
2) мира с Финляндией
3) договора с Японией
4) договора с Польшей
2. К причинам, обусловившим быструю перестройку советской экономики на военной лад в 1941-1942 гг., относится:
1) использование труда немецких и других военнопленных
2) разрешение частной собственности в деревне
3) помощь союзников армейскими подразделениями
4) плановый характер управления хозяйством
3 Какое из названных событий Великой Отечественной и Второй мировой войны произошло раньше других?
1) Крымская конференция
2) Сталинградская битва
3) Смоленское сражение
4) Операция «Багратион»
4. Последствием Московской битвы было то, что
1) был открыт Второй фронт в Европе
2) был сорван немецкий план «молниеносной войны»
3) произошел коренной перелом в войне
4) Германия начала терять своих союзников в войне
5. В годы Великой Отечественной войны вся полнота власти в Советском Союзе была сосредоточена в Государственном Комитете обороны, который возглавлял:
1) Г.К. Жуков
2) И.В. Сталин
3) К.К. Рокоссовский
4) С.К. Тимошенко
6. Немецкий план окружения и взятия Москвы назывался:
1) »Цитадель»
2) »Барбаросса»
3) »Тайфун»
4) »Ост»
7. Крупнейшее танковое сражение в Великой Отечественной войне произошло в ходе битвы:
1) Курской
2) под Москвой
3) за Кавказ
4) Сталинградской
8. Важным событием 1944 г. было:
1) полное освобождение Ленинграда от блокады
2) образование ООН
3) объявление Советским Союзом войны Японии
4) поражение фашистских войск под Курском
9 Что из названного относится к причинам победы СССР над фашистской Германией?
1) военная слабость Германии и её союзников
2) успешная реорганизация Красной Армии в предвоенные годы
3) высокие мобилизационные возможности советской системы .
Задание 2.
Насколько эффективной была борьба с оккупационным режимом, приведите примеры.
Задание 3.
Оцените вклад партизанского движения в борьбу с немецкими захватчиками.
В чем могло быть преимущество партизанской борьбы перед постоянно действующими войсками?
Задание 4.
Оцените эффективность работы экономики во время Великой Отечественной войны (привести конкретные примеры).
Задание 5.
Оценить вклад РПЦ в победу над фашизмом. Насколько деятельность церкви способствовала приближению победы?
Задание 6.
На основе таблиц текста, приведенного ниже, оцените людские и материальные потери воюющих сторон.
Мог ли СССР уменьшить свои потери и что этому могло способствовать?
Итоговые данные о гибели гражданского населения на оккупированной фашистами советской земле:
| 7 млн.420тыс.135чел. |
Погибло на принудительных работах в Германии | 2млн.164тыс.313чел. |
Погибло от жестоких условий оккупационного режима | 4млн.100тыс. человек |
всего | 13млн.684тыс.448чел. |
Потери во Второй Мировой войне (данные по крупнейшим государствам)
| Мобилизованные | Погибшие военнослужащие | Раненые в боях | Жертвы среди мирного населения | |
Государства антигитлеровской коалиции | |||||
СССР | 20.000.000 | 11.945.000 | 18.000.000*** | 13.685.000 | |
США | 16.353.750 | 405.500 | 671.750 | ---- | |
Китай | 5.000.000 | 1.324.500 | 1.762.000 | До 10.000.000 | |
Франция | 5.000.000 | 205.750 | 390.000 | 300.000 | |
Великобритания | 4.683.000 | 264.500 | 277.000 | 60.500 | |
Югославия | 3.741.000 | 305.000 | 425.000 | 1.355.000 | |
Польша | 1.000.000 | 320.000 | 530.000 | 6.028.000 |
Страна | Финансовые потери ($ млрд.) |
610 | |
137 | |
150 | |
300 | |
100 | |
150 | |
Другие страны | 350 |
Всего | 2 600 |
Очень дорогой ценой пришлось заплатить за то, чтобы быстрее закончилась Вторая мировая война. Потери СССР составили около 27 млн. чел. (по последним подсчетам 1990 г.). К сожалению, получить точные данные уже вряд ли когда получится, но эта цифра наиболее соответствует истине. Существует несколько различных оценок потерь СССР. Так, по последней методике считаются убитыми или умершими от полученных ран около 6,3 млн.; 0,5 млн. умерших от болезней, осужденных к расстрелу, погибших при происшествиях; 4,5 млн. пропавших без вести и пленных. Общие демографические потери Советского Союза составляют более 26,6 млн. чел. Помимо огромного количества погибших в этом конфликте, СССР понес громадные материальные убытки. По подсчетам они составили больше 2600 млрд. руб. Во время Второй мировой были частично или полностью разрушены сотни городов. С лица земли было стерто более 70 тысяч сел. Были полностью разрушены 32 тысячи крупных промышленных предприятий. Практически полностью было разрушено сельское хозяйство европейской части СССР. На восстановление страны до довоенного уровня ушло несколько лет неимоверных усилий и громадных затрат.
Задание 7.
Обучающиеся защищают свои проекты (выборочно).
Рекомендуемая литература:
- История Второй Мировой войны 1939-1945» т.12, М., 1982.
- Военно-исторический журнал №2 1992, №2-1993
- Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. М., 1989
- « Советский Союз: годы испытаний. Великая Отечественная война». Рабочая тетрадь М. 1995г.
- Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, т.1. Минск, 1983
- Курас И.Ф., Кентий А.В. Штаб непокоренных. Киев, 1988
- Пронько В.А. Цена победы. Статья опубликована в сборнике: Война и общество, 1941-1945. Книга вторая. - М.: Наука, 2004
- Соловьев Б.Г. Экономическое противоборство СССР и Германии в Великой Отечественной войне. М, 2001
- Старинов И.Г. Фронт без командования (о руководстве партизанским движением в годы Великой Отечественной войны). - Новая и новейшая история, 1990, 3
- Старинов И.Г. О войне в тылу врага. - Вопросы истории КПСС, 1990, 5
Практическое занятие №5.
Тема: «СССР в 1950-х – начале 1960-х годов».
Цели: - определить альтернативы развития СССР после смерти Сталина;
- выявить сущность реформ Хрущева;
- дать оценку реформаторской деятельности Хрущева для дальнейшего развития общества;
- подвести итоги хрущевского правления.
Вопросы для самоподготовки:
- Альтернативы политического развития в 50-е годы. Причины победы Хрущёва в борьбе за власть.
- Реформы Н. С. Хрущёва:
- развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли,
- реорганизация системы управления,
- реформирование сельского хозяйства,
- социальная политика,
- реформирование системы образования.
- “ Оттепель” в духовной жизни советского народа.
- Общие итоги и значение хрущёвского десятилетия.
Комментарии к вопросам для самоподготовки:
Имя Н.С. Хрущева связывают с понятием «оттепель». Хрущев, годы правления которого ознаменовались десталинизацией, положил начало концу СССР как тоталитарному государству, выступив с докладом о развенчании культа личности. Теперь контроль за массовой идеологией только снижался, приведя через десять лет к писателям-шестидесятникам, через двадцать – к осуждению власти «на каждой кухне», а спустя тридцать с небольшим зашаталась и вся система. Вместе с тем массовая реабилитация ранее невинно осужденных, возвращение на родину крымских татар, освобождение от оков культурной сферы – безусловно, позитивные следствия оттепели. В 1950-1960-е годы происходит значительный подъем советского кинематографа и литературы.
Противоречива эпоха Хрущева и в международных отношениях. С одной стороны, происходит международная разрядка: смягчение общего внешнеполитического курса Союза, первые визиты в страну западных лидеров (например, Шарля де Голля), само принципиальное признание сосуществования двух систем, улучшение отношений с Югославией под руководством Тито. С другой стороны, именно в эту эпоху происходят: колоссальное наращивание ядерного потенциала между Востоком и Западом, первая реальная угроза чудовищной ядерной войны (Карибский кризис), символика железного занавеса обретает свое материальное воплощение в виде Берлинской стены.
Сильно ухудшаются отношения с Китаем, правительство которого, возглавляемое Мао Цзэдуном, категорически не приняло критику сталинской эпохи, посчитав новый курс Советов отступничеством от идей коммунизма.
СССР в годы правления Хрущева достиг немалых успехов и в научно-технической сфере. Прежде всего, они, конечно же, воплотились в космической гонке, в которой отечественные ученые, без преувеличения, одержали победу в тот период, отправив первый спутник в космос, первого человека, уступив Луну, но зато первыми достигнув Венеры.
Темы рефератов, исследовательских работ (по желанию обучающихся):
- Политический портрет Н.С. Хрущева.
- Развитие строительства в СССР при Н.С. Хрущеве.
- Отставка Н.С. Хрущёва и смена политического курса».
Рекомендуемая литература:
Аксютин, Ю.В., Пыжиков, А.В. Постсталинское общество: проблемы лидерства и трансформации власти /Ю.В Аксютин. А.В. Пыжиков. М., 1999.
Барсуков Н. Как был смещён Н. С. Хрущёв. М, 1991.
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992.
Опенкин Л. На историческом перепутье. М., 1991.
XX съезд и его исторические реальности. М., 1991.
Политическая история. Россия- СССР - Российская Федерация. Т. 2. М., 1996.
Хрущёв Н. С. Воспоминания. М., 1992.
Задание 1.
Фронтальный опрос:
- Назовите, кто участвовал в борьбе за власть после смерти И.Сталина?
- Кратко охарактеризуйте, какие изменения несли в себе реформы в сфере промышленности?
- Какие изменения произошли в сельском хозяйстве?
- Как изменилась система управления страной?
- Какие изменения произошли в социальной сфере?
- Какие новые тенденции появляются в сфере образования?
Задание 2.
Изучите выдержки из документов. Используя их, ответьте на вопросы:
- Какие обвинения были предъявлены Берии?
- Какие качества Хрущева проявились во время борьбы за власть?
- Какие из обвинений в адрес политических противников Хрущева выглядят надуманными, неправдоподобными?
Из постановления Пленума ЦК КПСС о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берии. 7 июля 1953г.
После смерти И. В. Сталина главной заботой Центрального комитета и его Президиума была задача обеспечить единство в руководстве партии и правительства на основе марксистско-ленинских принципов для успешного решения коренных задач строительства коммунистического общества.
Коварными интриганскими действиями Берия пытался разобщить и расколоть ленинско-сталинское руководящее ядро нашей партии, дискредитировать руководящих деятелей партии и правительства каждого по отдельности, чтобы повысить свой собственный «авторитет» и осуществить свои преступные антисоветские замыслы.
Добившись поста министра внутренних дел СССР, Берия пытался использовать аппарат Министерства внутренних дел для того, чтобы развернуть свои преступные махинации по захвату власти. Как подлый провокатор и враг партии он начал с того, что пытался поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством, использовать органы МВД в центре и на местах против партии и ее руководства, против Правительства СССР. Берия использовал охрану членов Президиума ЦК для шпионажа за руководителями партии и правительства. Им был установлен порядок обязательных докладов его агентов о том, где бывают руководители партии и правительства, с кем они встречаются; были организованы подслушивание и запись их телефонных разговоров и т. д.
Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.М., Молотова В.М.» 29 июня 1957 г.
… В то время, когда партия под руководством Центрального Комитета, опираясь на всенародную поддержку, ведет огромную работу по выполнению исторических решений XX съезда, направленных на дальнейшее развитие народного хозяйства и непрерывный подъем жизненного уровня советского народа, на восстановление ленинских норм внутрипартийной жизни, ликвидацию нарушений революционной законности, на расширение связи партии с народными массами, развитие советской социалистической демократии, на укрепление дружбы советских народов, проведение правильной национальной политики, а в области внешней политики - на разрядку международной напряженности в целях обеспечения прочного мира; и когда достигнуты уже во всех этих областях серьезные успехи, о которых знает каждый советский человек, - в это время антипартийная группа Маленкова, Кагановича и Молотова выступила против линии партии.
… Тт. Маленков, Каганович и Молотов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный комитет и вся наша партия по ликвидации последствий культа личности, по устранению допущенных в свое время нарушений революционной законности и созданию таких условий, которые исключают возможность повторения их в дальнейшем.
… В то время как рабочие, колхозники, наша славная молодежь, инженерно-технические и научные работники, писатели, вся интеллигенция единодушно поддержали мероприятия партии, проводимые на основе решений XX съезда КПСС, когда весь советский народ включился в активную борьбу за претворение в жизнь этих мероприятий, когда наша страна переживает мощный подъем народной активности и прилив новых творческих сил, - участники антипартийной группы остались глухими к этому творческому движению масс.
Задание 4.
Какие последствия имело выступление Н.Хрущева на XX съезде КПСС с докладом о «О культе личности и его последствиях»? Что мог изменить этот доклад в судьбе страны?
Задание 3.
Используя текст учебника (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Стр. 258-260), заполните таблицу:
«Экономические и социальные реформы»
Реформы | Основное содержание реформ | Позитивные черты | Причины неудачного развития |
Задание 4.
Охарактеризуйте понятие «оттепель».
Дайте ответы на проблемные вопросы:
- В чем вы видите противоречивый характер оттепели в духовной сфере?
- Явилось ли диссидентское движение закономерным процессом хрущевской «оттепели»?
- Какое общество вам ближе: сегодняшнее демократическое или командно-административное середины 20 века? Ответ аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "История" ОГСЭ
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих историю ОГСЭ....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.04 История
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических занятий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 ИСТОРИЯ для профессии 23.01.03 Автомеханик
Настоящие методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с действующей в ГБПОУ «26 КАДР» рабочей программой по предмету ОУД.05 История для специаль...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» специальность 08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 08.02.01
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- эконо...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 15.02.13
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- эконо...