Примерная схема анализа психологического занятия
учебно-методический материал на тему
Примерная схема анализа психологического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analizy_na_sayt.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная схема анализа психологического занятия
- Цели и задачи занятия.
- Вид занятия (психогимнастика, занятие с элементами тренинга, развивающее занятие и др.).
- Форма занятия (групповая либо индивидуальная).
- Этапы занятия, их связь.
- Продолжительность занятия.
- Соответствие игр и упражнений целям занятия.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при проведении занятия.
- Использование педагогом – психологом невербальных приемов в общении с детьми.
- Доступность, логичность, эмоциональность речи педагога-психолога.
- Темп, громкость, правильность, интонированность, четкость артикуляции речи педагога – психолога.
- Уместность применения наглядного материала.
- Эстетичность наглядного материала.
- Эмоциональное состояние детей во время занятия.
- Отношение детей к педагогу-психологу (позитивное, негативное).
- Психологическая дистанция между педагогом-психологом и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»).
- Использование всех каналов восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
- Реакции педагога – психолога на проявления детей:
- на нарушение дисциплины;
- на высказывания;
- на юмор.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
1. Полное название занятия. Время, место, возрастная категория особенности детей, количество участников.
2. Цели: дидактические, коррекционные.
Дидактическая цель - это то, что должен организатор развивать, формировать, воспитывать у детей. Это результат, полурезультат, наметки результата общения взрослого и ребенка.
Коррекционная цель должна четко ориентировать воспитателя на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
3. Методы и приемы работы психолога - это арсенал средств, при помощи которых он добивается решения дидактической и коррекционной задач.
4. Краткое содержание просмотренного занятия.
5. Анализ Структуры занятия: план и логика; преемственность этапов и последовательность включения воспитанников в задания упражнения по степени нарастающей сложности.
Каждое занятие должно состоять из нескольких блоков, этапов, в ходе которых ведущий решает дидактическую задачу, подчиненную общей цели занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения и т. п.
При анализе структуры занятия необходимо обращать внимание н инструкции ведущего (перед началом, в ходе конкурсов и выступлений): и четкость, лаконичность, мотивационный настрой, побуждающи воспитанников к выполнению. Зачастую ведущий вообще не даёт никаких установок или они носят расплывчатый характер, вынуждая детей переспрашивать или вовсе делая их безучастными к тому, что происходит на занятии. А ведь именно инструкциями (совсем не обязателен авторитарный вариант) можно и нужно организовывать и управлять поведением ребенка.
Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя воспитанников на то, что они уже сделали и что им еще предстоит сделать. И вот это подытоживание должно служить стимулом, побуждающим воспитанника к включению вовсе более усложняющуюся работу. Например: "Вы теперь вспомнили, как надо обращаться к взрослым, какая должна быть интонация... Вот попробуйте разобраться в такой проблеме...
Логика построения занятия - это отработка тех приемов поведения, той информации, которая затем включается в работу на последующих этапах, но в иных вариантах.
6. Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, общения: о соотношении побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывающие положительные эмоции, установки, стимулирующие интерес, волевое усиление к решению задачи и т.п.)и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.); o такте ведущего; o психологическом климате в группе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения); o самоорганизации ведущего: собранность, настрой, педагогически находчивость, оптимистический подход и пр.
7. Учет возрастных особенностей воспитанников предполагав соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приеме проведения с основными видами деятельности детей данного возраст наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории.
8. Выводы: основные положительные и отрицательные моменты данного занятия.
9. Подпись специалиста, сделавшего анализ, расшифровка.
Схема анализа тренингового занятия
Игорь ВАЧКОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы анализа литературных произведений
Материал содержит схемы анализа литературных произведений различных жанров. Материал может быть полезен как учащимся, так и учителям для организации работы с художественным текстом, проведения проверо...
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...
СХЕМА АНАЛИЗА СОНАТЫ № 23 Л. БЕТХОВЕНА
Визуальная методика преподавания.Вся информация о произведении, эпохе, композиторе (дата, история создания, форма, порядок номеров, тональности, лейтмотивы, особенности образности и принципы разв...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4г. ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) Занятие в младшей группе №2
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙС ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(3-4г. ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И....
Схема конспекта учебного занятия в дополнительном образовании.
Представленная таблица поможет спланировать ход учебного занятия , учесть необходимые методические составляющие....
Примерная схема анализа урока
Несложная схема поэтапного анализа урока. Простые вопросы помогут студенту научиться анализировать проведённые уроки....
Примерная структурно-логическая схема комбинированного теоретического занятия №5
Примерная структурно-логическая схема комбинированного теоретического занятия №5...