Схема конспекта учебного занятия в дополнительном образовании.
методическая разработка

Белкина  Оксана Александровна

Представленная таблица поможет спланировать ход учебного занятия , учесть необходимые методические составляющие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_uchebnogo_zanyatiya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Схема конспекта учебного занятия.

  1. Общие сведения.
  • ФИО педагога
  • время и место проведения занятия
  • краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): возраст, год обучения
  • оборудование: средства обучения, используемые наглядные пособия, технические средства, инвентарь и др.
  1. Тема открытого занятия.
  2.  Тип открытого занятия (комбинированное; изучение нового материала; повторительно - обобщающее; закрепление нового материала; контрольное и др.)
  3. Форма проведения

         (занятие-концерт; экскурсия; тренировка; игра на местности; соревнование;  учебный поход;  учебно-ролевая игра;  конференция;  учебно-тематическое занятие)  

  1. Цель занятия и задачи (в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах).
  2. Методы обучения.  

Краткая информационная справка для заполнения данного раздела.

    Методы делятся на группы:

По источникам и способам передачи информации:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • информационно-коммуникативные

 По характеру методов познавательной деятельности:

  • методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
  • исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению)

 

По характеру деятельности обучающихся:

  • активные (диалоговое общение)
  • интерактивные (на взаимодействие – актуально)
  • пассивные
  • творческие

 

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

  • беседа (эвристическая)- словесный, активный, эвристический, диалоговое общение
  • дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)- словесный, интерактивный, проблемный
  • виртуальное путешествие – информационно-коммуникативный
  • игры – практический, интерактивный или творческий
  • игры-путешествия - практический, интерактивный или творческий, или поисковый
  • ролевые игры (деловые) - практический, интерактивный или творческий
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)- интерактивный
  • викторины – практический, активный, поисковый
  • системы последовательных заданий - практический  
  • проекты – проблемный, поисковый, интерактивный, весьма актуальный: метод проектов
  • эксперименты – поисковый, экспериментальный
  • демонстрация -  наглядный, практический
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок - практический
  • метод многократного повторения - репродуктивный
  • «делай как я»-  практический, репродуктивный
  • метод ролевого и имитационного моделирования (моделирование экстремальной ситуации с возможными вариантами выхода из нее)- метод проблемного обучения

 В ходе образовательного процесса может использоваться методика проблемного обучения.

 Принципы организации   процесса:
1) постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2) поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения;
3) поиск идей одновременно с активизацией сферы бессознательного и подсознания; оценка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
4) поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения, разработки выбираются лучшие из них;
5) поиск признания найденного решения окружающими.


Цель технологии проблемного обучения — содействовать развитию у воспитанников критического мышления, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению подростков собственных личностных смыслов и ценностных отношений; способности применить полученные знания в жизни.

Содержание   занятия.

Содержание описывается по плану: вводная часть (5 мин); основная часть (35 мин); подведение итогов (5 мин).

Пример таблицы.

Этап занятия.

Содержание этапа занятия.

Действия воспитанников

Деятельность педагога

Время

1.

Вводная часть.

Представление группы (воспитанника).

Сообщение темы и плана занятия (постановка задач).

5 минут

2.

Основная часть. 

(зависит от выбранного типа и формы проведения занятия).

 Приводится пример для учебно-тематического занятия – изучение нового материала  

35 мин.

Проверка имеющихся знаний, умений и навыков. Определение готовности к изучению новой темы.

Здесь приводятся вопросы, задания или другие проверочные работы.

Эвристическая беседа

5 минут

Коррекция результатов проверки знаний и умений.

Упражнения на коррекцию результатов проверки (по необходимости, но обязательно предусмотреть)

тестирование

5 минут.

Перерыв (смена вида деятельности, игра, переключение внимания)

3 мин

Знакомство с новым материалом.

Краткий конспект (выдержка из раздела образовательной программы – «содержание учебного курса»)  

Интерактивная лекция

12 мин

Задания на освоение  и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, выполнение заданий творческого характера.

Описание всех выполняемых заданий с указанием времени выполнения каждого или количества раз.

10 мин

3.

Подведение итогов.

5 мин

Обобщение.

Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов.

5 мин

  1. Используемая литература.
  2. Авторские разработки (схемы, таблицы, видеоматериалы и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

Учебная программа объединения дополнительного образования "Ювелирное дело"

Ювелирное дело - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. В наше время обучение ювелирному делу стало доступно всем желающим. Ему можно научиться на специальных курсах, благодаря сп...

Программа " Художественная роспись" для внеурочных занятий в дополнительном образовании

Программа  "Художенственная роспись" для внеурочных занятий в дополнительном образовании,  разработана на основе  общей программы "Художественная роспись", в дополни...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

Статья на тему: «Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях в дополнительном образовании»

        Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибо...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

Схема самоанализа учебного занятия

Общие сведения: краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; характеристика оборудования учебного заняти...