Схема конспекта учебного занятия в дополнительном образовании.
методическая разработка
Представленная таблица поможет спланировать ход учебного занятия , учесть необходимые методические составляющие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_konspekta_uchebnogo_zanyatiya.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта учебного занятия.
- Общие сведения.
- ФИО педагога
- время и место проведения занятия
- краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): возраст, год обучения
- оборудование: средства обучения, используемые наглядные пособия, технические средства, инвентарь и др.
- Тема открытого занятия.
- Тип открытого занятия (комбинированное; изучение нового материала; повторительно - обобщающее; закрепление нового материала; контрольное и др.)
- Форма проведения
(занятие-концерт; экскурсия; тренировка; игра на местности; соревнование; учебный поход; учебно-ролевая игра; конференция; учебно-тематическое занятие)
- Цель занятия и задачи (в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах).
- Методы обучения.
Краткая информационная справка для заполнения данного раздела.
Методы делятся на группы:
По источникам и способам передачи информации:
- словесные
- наглядные
- практические
- информационно-коммуникативные
По характеру методов познавательной деятельности:
- методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
- исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению)
По характеру деятельности обучающихся:
- активные (диалоговое общение)
- интерактивные (на взаимодействие – актуально)
- пассивные
- творческие
Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:
- беседа (эвристическая)- словесный, активный, эвристический, диалоговое общение
- дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)- словесный, интерактивный, проблемный
- виртуальное путешествие – информационно-коммуникативный
- игры – практический, интерактивный или творческий
- игры-путешествия - практический, интерактивный или творческий, или поисковый
- ролевые игры (деловые) - практический, интерактивный или творческий
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)- интерактивный
- викторины – практический, активный, поисковый
- системы последовательных заданий - практический
- проекты – проблемный, поисковый, интерактивный, весьма актуальный: метод проектов
- эксперименты – поисковый, экспериментальный
- демонстрация - наглядный, практический
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок - практический
- метод многократного повторения - репродуктивный
- «делай как я»- практический, репродуктивный
- метод ролевого и имитационного моделирования (моделирование экстремальной ситуации с возможными вариантами выхода из нее)- метод проблемного обучения
В ходе образовательного процесса может использоваться методика проблемного обучения.
Принципы организации процесса:
1) постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2) поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения;
3) поиск идей одновременно с активизацией сферы бессознательного и подсознания; оценка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
4) поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения, разработки выбираются лучшие из них;
5) поиск признания найденного решения окружающими.
Цель технологии проблемного обучения — содействовать развитию у воспитанников критического мышления, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению подростков собственных личностных смыслов и ценностных отношений; способности применить полученные знания в жизни.
Содержание занятия.
Содержание описывается по плану: вводная часть (5 мин); основная часть (35 мин); подведение итогов (5 мин).
Пример таблицы.
№ | Этап занятия. | Содержание этапа занятия. | Действия воспитанников | Деятельность педагога | Время | |||
1. | Вводная часть. | |||||||
Представление группы (воспитанника). Сообщение темы и плана занятия (постановка задач). | 5 минут | |||||||
2. | Основная часть. (зависит от выбранного типа и формы проведения занятия). Приводится пример для учебно-тематического занятия – изучение нового материала | 35 мин. | ||||||
Проверка имеющихся знаний, умений и навыков. Определение готовности к изучению новой темы. | Здесь приводятся вопросы, задания или другие проверочные работы. | Эвристическая беседа | 5 минут | |||||
Коррекция результатов проверки знаний и умений. | Упражнения на коррекцию результатов проверки (по необходимости, но обязательно предусмотреть) | тестирование | 5 минут. | |||||
Перерыв (смена вида деятельности, игра, переключение внимания) | 3 мин | |||||||
Знакомство с новым материалом. | Краткий конспект (выдержка из раздела образовательной программы – «содержание учебного курса») | Интерактивная лекция | 12 мин | |||||
Задания на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, выполнение заданий творческого характера. | Описание всех выполняемых заданий с указанием времени выполнения каждого или количества раз. | 10 мин | ||||||
3. | Подведение итогов. | 5 мин | ||||||
Обобщение. Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов. | 5 мин |
- Используемая литература.
- Авторские разработки (схемы, таблицы, видеоматериалы и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...
Учебная программа объединения дополнительного образования "Ювелирное дело"
Ювелирное дело - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. В наше время обучение ювелирному делу стало доступно всем желающим. Ему можно научиться на специальных курсах, благодаря сп...
Программа " Художественная роспись" для внеурочных занятий в дополнительном образовании
Программа "Художенственная роспись" для внеурочных занятий в дополнительном образовании, разработана на основе общей программы "Художественная роспись", в дополни...
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
Статья на тему: «Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях в дополнительном образовании»
Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибо...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
Схема самоанализа учебного занятия
Общие сведения: краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; характеристика оборудования учебного заняти...