Работа с одаренными детьми
методическая разработка на тему
В данном разделе представлены материалы для работе с одаренными детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
Тема: «Химия для всех»
Цель: донести содержание учебного предмета химия доступно для понимания всех учащихся.
Задачи:
- изучить сложные для понимания учащимися темы доступными категориями,
- научить решать типовые задачи и уравнения по «упрощенному» алгоритму,
- устранить пробелы в знаниях,
- научить эффективно и легко выполнять домашние задания,
- устранить страх пред «сложным» предметом и ответом на уроке.
Форма работы: индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия.
Содержание занятия: определяется учеником индивидуально
Количество часов: 17
Периодичность занятий: 1 час в неделю
Возраст учащихся: 16-17 лет (параллель 10-х классов)
№ | Тема занятий | Месяц | Неделя |
1 | Устранение пробелов (отработка пропущенных тем) Помощь в решении домашних заданий (задачи, цепочки уравнений) | Январь | 2 |
2 | 3 | ||
3 | 4 | ||
4 | Устранение пробелов. Помощь в решении домашних заданий. Подготовка к письменным работам (тесты) | Февраль | 1 |
5 | 2 | ||
6 | 3 | ||
7 | 4 | ||
8 | Помощь в решении домашних заданий. Подготовка к контрольной работе. Помощь в решении спорных ситуаций с учителем (построение диалога) | Март | 1 |
9 | 2 | ||
10 | 3 | ||
11 | Устранение пробелов. Помощь в решении домашних заданий. Подготовка к письменным работам и ответам на уроках (выстраивание логичного ответа на вопрос) | Апрель | 1 |
12 | 2 | ||
13 | 3 | ||
14 | 4 | ||
15 | Помощь в решении домашних заданий. Подготовка к итоговой контрольной работе. Помощь в решении спорных ситуаций с учителем (построение диалога) | Май | 2 |
16 | 3 | ||
17 | 4 |
Основные факторы школьной неуспеваемости в подростковом возрасте
Основными факторами, способными стать починами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются следующие:
- Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.
- Взаимоотношения с учителями в средних классах. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.
- Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы.
- Эмоциональные расстройства. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки и неадекватность реакций.
- Проблемы в знаниях и отставании учебных программ. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обусловливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.
- Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка.
Как подростку правильно выстроить отношения с учителем
Для чего вообще нужны добрые отношения с учителями? Пришел, отучился, ушел… Не все так просто. В школе подросток проводит большую часть свое жизни, поэтому отношения с учителями не менее важны, чем отношения со сверстниками. Идеальным, тандем «учитель – ученик» можно назвать в случае, когда оба довольны результатом своего общения друг с другом. Учитель, как правило, хочет видеть подростка внимательным, вежливым и старательным. Он, в свою очередь, ждет от учителя уважения и ответов на поставленные вопросы.
Все учителя разные, одни — добродушные и не скупятся на высокие отметки, другие, наоборот, очень требовательные, для того, чтобы получить у них высокий балл, нужно превосходно владеть материалом. Но их объединяет одно – забота о подростке. Строгий учитель, вовсе не значит плохой, он просто очень трепетно относится к своему предмету и старается дать подростку как можно больше знаний.
Что делать, если уже не поладили?
Прежде всего, постараться понять, что именно негативно сказывается на отношениях с данным педагогом. Бывает, что яблоком раздора, становится отсутствие интереса к предмету, который последний преподает. В этом случае некоторые подростки стараются думать о нелюбимом предмете, как о маленькой ступеньке, ведущей к большой цели. К примеру, высокая отметка может стать ступенькой к получению красного диплома и льготам при поступлении. Другие пытаются извлечь практическую пользу из получаемых знаний — можно ненавидеть математику, но если понять, что с ее помощью можно добиться результатов даже в спорте, отношение к данному предмету изменится кардинально.
Бывает, не нравится учитель? Одни люди нравятся нам больше, другие меньше. Однако умение ладить с несимпатичными людьми открывает любые двери, помогает быстрее достигать поставленных целей. Родители постоянно вступают в «деловые отношения», связанные с решением разного рода рабочих и жизненных проблем – это отношения с коллегами по работе, партнерами по бизнесу, и даже отношения с людьми, которые доставляют почту. Если семейные отношения строятся на привязанности и любви, то для деловых отношений фундамент – взаимная выгода, вежливость и взаимоуважение. Отношения с учителем – это первые «деловые отношения», и строиться они должны на вышеперечисленных ценностях. Осознав это, подросток делает первый шаг к взаимопониманию со своим педагогом, даже если он ему неприятен.
Единицы подростков сталкиваются в школе с физическим насилием или оскорблениями, но если произошел подобный инцидент, об этом должны знать родители, директор или школьный психолог.
Учитель – это не просто ходячая флэшка со знаниями, он, скорее дверь в мир взрослых, умеющих ценить и уважать друг друга. И вполне может оказаться, что, став взрослым, сегодняшний подросток захочет сказать спасибо именно тому учителю, которого так не любит сейчас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признаки одаренности ребенка хранит информацию обширный круг интересов рано начинает читать и писать музыкально или художественно одарен бывают периоды глубокого сосредоточения хорошая память имеет продвинутый словарный запас уделяет внимание деталям понимает сложные понятия действует как собственный критик
Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ Неприязнь к школе. Протестные формы поведения. Перфекционизм (стремление к совершенству). Переживание неудовлетворенности. Конфликтность. Повышенная чувствительность и уязвимость. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание).
Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях (сложности выявления и диагностики); низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие); враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету; ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта.
Учитель для одаренного ребенка (по Б. Блум) учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми (критерии американской программы “Astor”) быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Школа для одаренного ребенка
Психологическая помощь родителям одаренных детей Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах одаренного ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.); Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком (тренинги детско-родительских отношений); Индивидуальные консультации и беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.
Пожелания родителям Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе? Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности: «Полемика»
Цель программы: практическое применение технологии спора в различных сферах жизни.
Основные задачи программы:
- Последовательное, поэтапное развитие межличностных способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
- Обучение детей продуктивным приемам отстаивания собственной позиции, аргументации мнения.
- Формирование стиля общения в системах отношений «ученик- ученик», «ученик-группа», развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения определенных заданий.
- Формирование способности к продуцированию оригинальной аргументации, способности презентовать свои и групповые идеи.
- Усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения. Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
Возраст детей, на которых ориентирована данная программа: от 13 до 18 лет, учащиеся среднего и старшего звена.
Программа включает в себя 17 занятий (1 занятие в неделю). Продолжительность одного занятия: 60 мин.
Каждая часть состоит из заданий, предназначенных для развития тех или иных мыслительных способностей.
Одно занятие включает в себя 4 этапа. Каждое занятие начинается с вступительного слова ведущих. Ведущие поверхностно освещают определенную тему, объясняют правила, говорят о том, какие критерии оценивания существуют и раздают каждой команде оформленные на листе правила ведения спора и необходимый реквизит (ручки, листы бумаги).
На 1-ом этапе участникам предлагается объединиться в группу «За» и группу «Против». Каждой команде дается минута на обсуждение и выдвижение главного аргумента «За» или «Против». После обсуждения, каждая команда выбирает спикера, который в течение 30 секунд оглашает позицию своей команды.
На 2-ом этапе каждой команде дается 5 минут на поиск 3-х актуальных новостей, подтверждающих их точку зрения «за» или «против». Каждому спикеру дается минута, для того, чтобы осветить одну новость.
На 3-м этапе каждой команде дается 10 минут на обсуждение и составление 3-х тезисов в поддержку своей точки зрения. Далее каждой команде дается 1 минута на представление каждого тезиса. Задача противоположной команды в течение 1 минуты опровергнуть тезис.
На 4-м этапе осуществляется рефлексия проделанной работы.
Подведение итогов прошедших занятий осуществляется в виде конкурса ораторского мастерства.
Тематическое планирование курса «Развитие творческих способностей».
№ | Название | Сроки реализации |
1 | Вводное занятие | 1-ая неделя |
2 | Комендантский час у подростков | 2-ая неделя |
3 | Свобода самовыражения | 3-я неделя |
4 | Использование животных в экспериментальных целях | 4-ая неделя |
5 | Использование криптовалюты | 5-ая неделя |
6 | Эффективность современной армии | 6-ая неделя |
7 | Всестороннее развитие | 7-ая неделя |
8 | Важность коммуникации | 8-ая неделя |
9 | Существование внеземных форм жизни | 9-ая неделя |
10 | Отсутствие цензуры | 10-ая неделя |
11 | Искусство ради коммерции | 11-ая неделя |
12 | Милостыня | 12-ая неделя |
13 | Польза зависимости | 13-ая неделя |
14 | Конкурс ораторского мастерства | 14-ая неделя |
15 | Конкурс ораторского мастерства | 15-ая неделя |
16 | Конкурс ораторского мастерства | 16-ая неделя |
17 | Подведение итогов | 17-ая неделя |
Правила ведения дискуссии:
1) избегай перехода на личности;
2) исключи нецензурные выражения;
3) излагай мысли спокойно и четко;
4) аргументируй свою позицию доказательствами;
5) адекватно реагируй на критику;
6) обязательно должен высказаться каждый участник команды;
7) исключи повторение аргументов;
8) говори грамотно;
9) укладывайся в отведенные временные рамки.
10) слова «да», «нет», «не знаю» не являются аргументом.
С начала игры, по всем вышеуказанным пунктам каждая команда имеет по 10 баллов. За нарушение определенного правила будет сниматься 1 балл. Выигрывает команда, оставшаяся с большим количеством баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...
Работа с одаренными детьми в школе.
Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...
Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)
Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...
Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"
Цели работы с одаренными детьми• выявление одаренных детей по предмету;• создание условий для ...
Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми
В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...
Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.
Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...
Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС
Технологии обучения, методы и приемы....