РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по подготовке специалистов среднего звена (далее - СПО) 49.02.01 Физическая культура, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1355, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 ноября 2014 года № 34956.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Теория и История ФВ | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2019
ОДОБРЕНА на заседании научно- методического совета ГБПОУ КК НСПК «_____»____________2019г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК НСПК ________________Е.В.Самарина «____»_____________2019г. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по подготовке специалистов среднего звена (далее - СПО) 49.02.01 Физическая культура, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1355, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 ноября 2014 года № 34956.
Организация-разработчик: ГБПОУ Краснодарского края «Новороссийский социально-педагогический колледж»
Разработчики:
А.А.Кошель, преподаватель ГБПОУ КК НСПК
Рецензенты:
Е.А. Задорожная заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ КК НСПК
О.В Ивасева к.п.н., ст.преподаватель кафедры педагогического и филологического образования ФГБОУ ВО «КубГУ» филиала г.Новороссийска
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;
- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания школьников, повышения интереса к физической культуре и спорту;
- правильно использовать терминологию в области физической культуры;
- оценивать постановку целей и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания;
- находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий;
- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки;
- современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
- задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
- средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;
- основы теории обучения двигательным действиям;
- теоретические основы развития физических качеств;
- основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;
- механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;
- мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития;
- понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования средствами физической культуры;
- особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно-одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;
- основы теории соревновательной деятельности;
- основы спортивной ориентации и спортивного отбора.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 191 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 127 часов;
самостоятельной работы обучающегося 64 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 191 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 127 |
в том числе: | |
практические занятия | 53 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 64 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы подготовка рефератов, подготовка презентаций, подготовка сообщений | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория и история физической культуры»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Глава 1. Понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий. | Содержание учебного материала: | 4 | |
Источники возникновения и развития теории и истории физической культуры. Специфические и профессиональные термины и понятия. Основные понятия физической культуры. Физическое воспитание как педагогический процесс. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа - разработать карточки с терминами | 2 | 2,3 | |
Глава 2. История становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки. История международного спортивного движения. Ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта. | Содержание учебного материала: | 8 | |
ФК в древнем мире. ФК средние века. ФК и спорт в период новой истории до окончания ХIХ в. ФК и спорт после второй мировой войны. ФК и спорт в России с Древнейших времен. ФК и спорт в СССР. Шведская система гимнастики. Немецкая система гимнастики. Советская гимнастика. | 8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов и презентации: - развитие спортивно-гимнастического движения. - ФК и спорт с 1991 – до наших дней. | 5 | 3 | |
Глава 3. Современные концепции физического воспитания. | Содержание учебного материала: | 3 | |
Классификация теорий и концепций физического воспитания. Теоретические концепции физического воспитания. Структура концепций физического воспитания. | 3 | 2 | |
Глава 4. Принципы, средства, методы, формы организации физического воспитания в организациях основного и дополнительного образования. Средства формирования физической культуры человека. Дидактические и воспитательные возможности различных методов и форм организации физического воспитания детей и подростков. | Содержание учебного материала: | 22 | |
Цель Физического воспитания. Задачи Физического воспитания. Формирование задач. Принцип сознательности и активности Принцип доступности и индивидуализации. Принцип наглядности. Принцип непрерывности. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип постепенного наращивания развивающее - тренирующих воздействий. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Принцип циклического построения занятий. Принцип возрастной адекватности направлений. Группы средств. Физические упражнения. Содержание физического упражнения. Форма физического упражнения. Техника физических упражнений. Пространственные характеристики. Критерии оценки эффективности техники. Классификация физических упражнений. Оздоровительные силы природы. Гигиенические факторы. Понятие метод. Группы методов. | 20 | 2 | |
Практические занятия - применение общепедагогических методов. - применение специфических методов. | 2 | 2,3 | |
Самостоятельная работа - разработать таблицу принципов. - разработка карточек с методами обучения. - разработка карточек с группами средств. | 7 | 3 | |
Глава 5. Основы теории обучения двигательным действиям. | Содержание учебного материала: | 14 | |
Обучения. Учение. Преподавание. Этапы обучения. Начальное разучивание. Углубленное разучивание. Двигательное умение. Двигательный навык. Концепция обучения. Овладение двигательным действием Фазы протекания нервных процессов Законы формирования двигательного навыка. | 8 | 2 | |
Практические занятия: - формирование двигательного навыка. - формирование двигательного умения. - формирование знаний и сущности двигательного действия; - создание полноценного представления об изучаемом движении; - освоение изучаемого двигательного действия в целом. - этап закрепления и дальнейшего совершенствования. | 6 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Совершенствование двигательного навыка. | 5 | 3 | |
Глава 6. Теоретические основы развития физических качеств. Правильное использование терминологии в области физической культуры при разработке и выполнении комплексов упражнений. | Содержание учебного материала: | 23 | |
Классификация двигательных качеств их характеристика. Сила: определение понятия, формы проявления. Быстрота: определение понятия, формы проявления быстроты. Выносливость: определение понятия, формы проявления. Виды выносливости. Факторы, определяющие степень развития выносливости. Гибкость: определение понятия, формы проявления гибкости. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Возрастные периоды развития гибкости. Ловкость: определение понятия, формы проявления ловкости. Факторы, влияющие на проявление ловкости. Методика развития ловкости. Возрастные периоды развития ловкости. | 13 | 2 | |
Практические занятия: - проведение и выполнение контрольных упражнений для определения уровня развития гибкости. - проведение и выполнение контрольных упражнений для определения уровня развития ловкости. - применение методики развития силы. - проведение и выполнение контрольных упражнений для определения уровня развития силы. - определение возрастных периодов развития скоростных способностей. - проведение и выполнение контрольных упражнений для определения уровня развития быстроты. - применение методики развития выносливости. - определение возрастных периодов развития выносливости. - применение методики развития гибкости. - разработка таблицы нормативов на развитие ловкости. | 10 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - разработка комплекса упражнений на развитие силы. - разработка комплекса упражнений на развитие быстроты. - разработка комплекса упражнений на физические качества. - разработка комплекса упражнений на развитие выносливости. - разработка комплекса упражнений на развитие гибкости. | 8 | 2 | |
Глава 7. Основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом. | Содержание учебного материала: | 7 | |
Понятие о технике выполнения упражнений. Задачи технической подготовки. Разновидность техники. Оценка эффективности техники. Специальная техническая подготовка. Понятие о тактической подготовки. | 2 | 2 | |
Практические занятия - нахождение и анализ информации о технике выполнения упражнений по теории и истории физической культуры, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития. - Отработка тактических приемов. | 5 | 2,3 | |
Самостоятельная работа - разработать схему тактической подготовки. | 5 | 3 | |
Глава 8. Механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания. | Содержание учебного материала: | 7 | |
Связь физического воспитания с умственным; Связь физического воспитания с нравственным воспитанием; Связь физического воспитания с эстетическим воспитанием; Связь физического воспитания с трудовым воспитанием. | 2 | 2 | |
Практические занятия: - применение трудового воспитания. - применение эстетического воспитания посредством выполнения технически верно упражнения различного характера. - использование знаний истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, при решении задач нравственного и патриотического воспитания обучающихся, повышения интереса к физической культуре и спорту. | 5 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - написание реферата и составление презентации: умственное воспитание. (Задачи. Средства. Методы). | 8 | 3 | |
Глава 9. Мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития. | Содержание учебного материала: | 7 | |
Понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация в сфере физической культуры и спорта. Условия и способы формирования мотива. Условия формирования потребности. | 2 | 2 | |
Практические занятия: - иерархия потребностей человека по А. Маслоу. - мотивация в избранном виде спорта | 5 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - Проблемы повышения мотивации студентов. | 5 | 3 | |
Глава 10. Понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования средствами физической культуры в дошкольном и школьном возрасте. | Содержание учебного материала: | 7 | |
Особенности физического воспитания дошкольников, учащихся, подростков, и обучающихся в образовательных организациях. Значение занятий физическими упражнениями. Закаливание. Соблюдение режима дня. Рациональное питание. Отказ от вредных привычек. | 3 | 2 | |
Практические занятия: - способы закаливания на уроке. - соблюдение норм гигиены. | 4 | 2,3 | |
Самостоятельная работа - доклад: о вреде курения. - презентация: Роль закаливания. Правильное питание. | 5 | 3 | |
Глава 11. Особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно-одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. | Содержание учебного материала: | 8 | |
Медицинские группы: основная, подготовительная, специальная. Характеристика групп. Задачи специальных медицинских групп, формы работы групп. | 2 | 2 | |
Практические занятия: - разработка упражнений для занятий с учащимися отнесенных к различным медицинским группам здоровья. | 6 | 2,3 | |
Глава 12. Сущность и функции спорта. | Содержание учебного материала: | 5 | |
Основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки Основы оздоровительной тренировки. Циклы тренировочного процесса. Периоды тренировочного процесса. | 2 | 2 | |
Практические занятия: - Циклы тренировочного процесса. - Периоды тренировочного процесса. - Этапы многолетней подготовки. | 3 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - разработать годичную, четырехгодичную схему подготовки спортсменов. | 5 | 3 | |
Глава 13. Основы теории соревновательной деятельности. | Содержание учебного материала: | 9 | |
Задачи соревновательной деятельности. Факторы соревновательной деятельности. Моделирование соревнований. Фазы соревновательной деятельности. | 2 | 2 | |
Практические занятия: - проведение и участие в соревновательной деятельности. - анализ соревновательной деятельности. (оценивание постановки цели и задач, определить педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик) - моделирование соревнований. | 7 | 2,3 | |
Самостоятельная работа - Анализ соревновательной деятельности. | 5 | 3 | |
Глава 14. Основы спортивной ориентации и спортивного отбора. | Содержание учебного материала: | 3 | |
Спортивная ориентация. Спортивный отбор. Проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в образовательных организациях. Задачи спортивной ориентации. Задачи спортивного отбора. Этапы спортивного отбора. Спортивные способности. | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - разработать критерии спортивного отбора. | 4 | 3 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете теории и методики обучения предмету физическая культура; теории и истории физической культуры.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Теории и истории физической культуры».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Б.Р. Голощапов ИФК. М: 2014.
2. А.Л. Дымов ИФК М: 2013.
3. В.С. Родиченко Твой Олимпийский учебник М: 2013.
4. В.В. Столбов ИФК М: 2013.
5. И.В. Юхманова Сборник лекций по ИФК для студентов специальности физическая культура Брянск: 2012.
6. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов М: 2014.
Дополнительные источники:
1. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 2013.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. - М.: Альфа-М, 2012.
3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
4. Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры. М: 2013
5. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций. - Екатеринбург, 2013.
2-6 изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. - Улан-Удэ: Из-во ВСГТУ, 2012.
7. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2012.
8. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2012.
9. Погадаев Г.И. Физическая культура. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: учебное пособие Г.И. Погадаев. - М.: Издательство "Экзамен", 2010.
10. Теоретические основы дисциплины "Физическая культура" (лекционный курс). - Уфа, 2013.
Интернет-ресурсы
1. http://www.fizkult-ura.ru/books/theory
2. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11859
3. http://www.kgafk.ru/kgufk/html/vopros.html
4. http://lesgaft.spb.ru/3208
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта; | домашние задания |
использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания школьников, повышения интереса к физической культуре и спорту; | домашние задания, проверка работ, рефератов |
правильно использовать терминологию в области физической культуры; | домашние задания, практические занятия |
оценивать постановку целей и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания; | домашние задания, устный опрос |
находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития. | домашние задания, тесты |
знать: | |
понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий; | домашние задания |
историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки; | домашние задания |
историю международного спортивного движения; | домашние задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
современные концепции физического воспитания; | домашние задания |
средства формирования физической культуры человека; | домашние задания |
механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания; | домашние задания |
мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития; | домашние задания |
принципы, средства, методы, формы организации физического воспитания в учреждениях основного и дополнительного образования; | внеаудиторная самостоятельная работа, домашние задания |
дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации физического воспитания детей и подростков; | домашние задания |
основы теории обучения двигательным действиям; | внеаудиторная самостоятельная работа, домашние задания |
теоретические основы развития физических качеств; | внеаудиторная самостоятельная работа, домашние задания |
особенности физического воспитания дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и обучающихся в образовательных учреждениях довузовского профессионального образования; | домашние задания |
особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно-одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; | домашние задания |
сущность и функции спорта; | домашние задания, внеаудиторная самостоятельная работа, |
основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки; | домашние задания |
основы оздоровительной тренировки; | домашние задания |
проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях. | домашние задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Педагогика специальность 050720 Физическая культура
Программа учебной дисциплины «Педагогика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 050141 Физическая культура в части освоения...
Самостоятельная работа по дисциплине Теория и история физической культуры
Организация самостоятельной работы по дисциплине ТИФК для специальности 050141 Физическая культура...
Рабочая программа учебной дисциплины Теория государства и права
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...
Рабочая программа учебной дисциплины Теория и технологии инклюзивного обучения детей
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура....
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Теория и история физической культуры и спорта»
Разработаны: - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура;- на основе рабоч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД. 03 История программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Рабочая программа учебной дисциплины по истории...